Личность и культура. Современные концепции личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 13:46, реферат

Описание работы

Проблемы личности являются предметом разных научных дисциплин. Деятельность человеческой психики складывается на основе межличностного взаимодействия в ходе социализации человека. В социологическом плане выделяются те отношения и структуры, которые определяют поведение личности, входящей в различные социальные группы и общности: классы, нации, профессиональные, возрастные, половые и т.д.
С одной стороны, культура формирует тот или иной тип личности, а с другой – личность вносит в культурные нормы, потребности, и поведенческие образцы свои требования и интересы.

Файлы: 1 файл

Культура.docx

— 19.84 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Институт       – Институт природных ресурсов

Направление –  Природообустройство  и водопользование

Кафедра        –   Кафедра гидрогеологии, инженерной геологии и гидрогеоэкологии

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему: Личность и культура. Современные концепции личности

 

по  курсу «Культурология»

                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка гр. 2В00  Гейвус Анастасия

 

Проверил: Головин Э.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Томск-2013

 

Проблемы личности являются предметом разных научных дисциплин. Деятельность человеческой психики  складывается на основе межличностного взаимодействия в ходе социализации человека. В социологическом плане  выделяются те отношения и структуры, которые определяют поведение личности, входящей в различные социальные группы и общности: классы, нации, профессиональные, возрастные, половые и т.д.

 

С одной стороны, культура формирует тот или иной тип  личности, а с другой – личность вносит в культурные нормы, потребности, и поведенческие образцы свои требования и интересы.

Когда говорят о личности, то обычно подразумевают социальные качества человека, поэтому необходимо уточнить такое понятие как индивидуальность, которое нередко отождествляют  с понятием личности. Но это не совсем верно, т. к. индивидуальность представляет собой своеобразное сочетание в  человеке природного и социального: способности, характер, генетические факторы (положительные и отрицательные). Специфика философского, социологического и культурологического изучения личности состоит в том, что здесь рассматривается не индивидуальное своеобразие отдельных людей, а социальные типы личностей, характерные для тех или иных обществ. Существуют различные способы поведения, с помощью которых люди находят и пытаются воплотить в конкретной жизни как положительные, так и отрицательные идеалы. Например, возможны два типа отношения к социальной действительности: критическое и некритическое. Некритически мыслящий человек – это конформист. Большинство людей просто живет «одним днем», т.е. для них конформистская позиция не есть что-то сознательно выбранное. Но конформизм как таковой – это глубоко осмысленное отношение к жизни. Конформист прагматичен по своей природе – он расчетливо ищет выгоду, а путь к ней предполагает наличие определенных качеств, не столько психологических, сколько социальных. Такой человек активен, гибок, быстро меняет свои взгляды и убеждения. Другая разновидность конформизма – эскейпизм – сознательное бегство от общества, созерцательно-нейтральное отношение к добру и злу.

 

 Критическая позиция  представлена такими моделями  личного поведения как нигилист, реакционер, реформатор и революционер. Отличительной чертой нигилиста  является крайне пренебрежительное  отношение к повседневной жизни  во имя будущего. Человек, не  ценящий настоящего, внутренне готов  разрушить все существующее: институты  власти, собственности, моральные  нормы и культурные ценности. Можно вспомнить слова известной  песни: «Весь мир насилья мы  разрушим до основанья, а за  тем…». Нигилизм нередко становится  результатом крушения идеалов,  принятых на веру в юности.

 

 Революционер и реакционер (ретроград) – две противоположные  модели поведения, сходные в  своем критическом отношении  к настоящему. Первый тип близок  нигилисту, но он, скорее прагматик, т.к. старается извлечь максимум необходимого для пользы дела. Такому типу соответствует стоическая мораль, жертвенность, верность долгу при всех обстоятельствах. Ретроград же непременно видит свои идеалы в прошлом и часто не понимает, что к настоящей действительности они могут быть не применимы.

 

 Можно сделать вывод:  личность – это человек, всегда  критически настроенный по отношению  к окружающей его социальной  действительности, способный переосмысливать  устоявшиеся идеалы и соотносить  их с конкретными сторонами  жизни.

 

 В наше время существуют  две основные опасности, которые  могут воспрепятствовать полноценному  развитию личности: огромный поток  информации и страсть к потребительству.  Проблемы, связанные с этими явлениями,  были затронуты в работах таких мыслителей 20 века как Э.Фромм, К.Хорни и др. Их объединяет тревога о том, что ощущение самоценности собственной личности, способность творчески мыслить, становится непосильной ношей для большинства людей в развитых странах. Поток информации навязывает стереотипы, и часто человек не может понять: насколько в действительности актуальны для него существующие представления о престиже.

 

 На сегодняшний день  существует несколько концепций,  рассматривающих проблематику личности  в поле межличностных взаимодействий. Например: Г. Мид «Роль, я и общество», Р. Линтон «Исследование человека», И.Кон «Социология личности».

 

 В простых обществах  личина (ролевая маска) срастается с личностью т. к. переходит по наследству. Человек может оставаться «самим собой» в рамках отведенной роли. В современных обществах легко запутаться от смены ролей и получить невроз. Соблазнов становится больше: человек сравнивает различные возможности, оценивает правила игры и модели поведения, сложившиеся в разных субкультурах (обществах и организациях). При этом он чувствует, что выполняет роли, навязанные ему извне.

 

 Г. Мид рассматривает роли как системы предписаний в зависимости от статуса, поскольку функции личности размыты. Р. Линтон анализирует ролевой конфликт, связанный с маргинальным статусом личности – человек не может совместить роли, а играет то за одного, то за другого. Мидом также введено понятие ожидаемого поведения. Он разделял «я»: как я и как «меня» (хотят видеть другие). Чем более зрелой становится личность, тем меньше в ней «я» как «меня» и больше «я» как я.

 

 Э. Эриксон, сделавший  главными темами своих работ  детство и юность, говорил о  том, насколько важен для личностного  развития значимый, авторитетный  «другой». Поэтому молодежные кумиры  – не только факт культурной жизни, но и социальный символ, иногда оказывающий влияние на целое поколение.

 

В качестве деятельности, формирующей  личность можно выделить два основных уровня: учение, задачей которого является развитие конкретного человека; творчество, создающее способы жизнедеятельности, которые являются новыми, ранее не встречавшимися и фиксирование их в  знаковых системах. Творчество и учение взаимосвязаны, первое вырастает из второго. Само по себе учение – это также творчество, только наиболее простая его форма. Учиться значит учиться у очеловеченной природы, распредмечивать, усваивать знаковые системы. Таким образом, учение является субъективно творческим процессом. Собственно же творческим процессом является деятельность, способная создать нечто новое.

 

В настоящее время кардинально  меняется содержание социализации за счет усложнения и увеличения информации, необходимой человеку для полноценного развития своих личностных качеств. Вот несколько характерных черт, отличающих способ мироотношения личности в современном мире: рост независимости от власти таких традиционных факторов как семья и религиозные догмы, отход от пассивности и фатализма, возрастание интереса к социальной и политической жизни, стремление быть в курсе новостей международного масштаба.

 

 Личность выступает  как носительница культуры, но  она не может быть отождествлена  лишь с культурой определенной  общности. Она вмещает в себя  ее часть, оставляя простор  для поиска новых смыслов и  путей взаимопонимания культур.  Это условие создает предпосылки  решения глобальных проблем современности.


Информация о работе Личность и культура. Современные концепции личности