Лихачев Д.С. и его деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 22:41, доклад

Описание работы

Д.С. Лихачев родился в Петербурге 15 (28) ноября 1906 г. Учился в лучшей классической гимназии Петербурга - гимназии К.И. Мая, в 1928 г. окончил Ленинградский университет одновременно по романо-германскому и славяно-русскому отделениям и написал две дипломные работы: "Шекспир в России в XVIII веке" и "Повести о патриархе Никоне". Там он прошел солидную школу у профессоров В.Е. Евгеньева-Максимова, приобщившего его к работе с рукописями, Д.И. Абрамовича, В.М. Жирмунского, В.Ф. Шишмарева, слушал лекции Б.М. Эйхенбаума, В.Л. Комаровича.

Файлы: 1 файл

доклад Лихачёв.docx

— 43.11 Кб (Скачать файл)

Принципы и приемы текстологического  анализа нашли применение в языкознании, где сложилось лингвотекстологическое направление. Полученные с помощью  текстологической методики данные позволяют  обнаружить в тексте разновременные напластования языковых явлений, они  служат надежным источником для исторической фонетики и грамматики, способствуют решению сложнейших проблем формирования древнерусского литературного языка. Основывающийся на концепции Д.С. Лихачева лингвотекстологический анализ имеет  также значение для исторической лексикологии и лексикографии, изучения славяно-русских словарей средневековья  разных типов.

Сфера применения методики текстологического  исследования не ограничивается теперь литературоведением, источниковедением, языкознанием. Ее используют также  фольклористы. В последние десятилетия  происходит становление и музыкальной  текстологии -- на материале певческих  рукописей Древней Руси. Развитие ее имеет перспективное значение для изучения истории древнерусской  музыкальной культуры. Текстологические наблюдения позволяют судить о жизни  распева во времени, классифицировать варианты распева на один и тот  же текст, разбираться в авторских  и местных распевах-вариантах  подобно тому, как поступают литературоведы, изучая историю текста памятника, его  редакции и виды.

Сформулированные Д.С. Лихачевым  принципиальные положения текстологических исследований могут быть применены  при изучении истории текста и  издании памятников античности, восточных  и новых западноевропейских литератур. Его "Текстология" может послужить  фундаментом для построения общей  теории текстологии.

В заключении к книге "Человек  в литературе Древней Руси" Д.С. назвал своих предшественников, много  сделавших для изучения художественной сущности русской литературы XI-XVII вв. - таких, как Ф.И. Буслаев, А.С. Орлов, В.П. Адрианова-Перетц, Н.К. Гудзий, И.П. Еремин и др. Но только Дмитрию Сергеевичу удалось обобщить ценные наблюдения и создать целостную и убедительную научную концепцию, опирающуюся  на его трактовку древнерусской  литературы как особой эстетической системы. Д.С. предстает в этой книге  и как историк культуры. «У меня в "Поэтике", - писал ученый, - задачи для исследователей. Впервые после  знаменитой "Исторической поэтики" академика А.Н. Веселовского Д.С. Лихачев  построил теоретическую "Поэтику  древнерусской литературы" на основе исследования эстетических принципов  и особенностей миросозерцания средневекового человека. Собственно говоря, работа Д.С. могла бы быть рассмотрена как  продолжение исследований А.Н. Веселовского, хотя она построена на ином материале  и других методологических основаниях.

Новаторство Д.С. Лихачева блестяще проявилось во многих его оригинальных предположениях. Ученый указывал в  своих трудах, что ряд выдвинутых им гипотез требует дальнейшей разработки: «Ни один из вопросов, поднятых в  этой книге, писал он в завершающем "Поэтику" абзаце, - не может считаться  решенным окончательно. Задача данной книги - наметить пути изучения, а не закрыть их для движения ученой мысли. Чем больше споров вызовет эта  книга, тем лучше. А о том, что  спорить нужно, - дискутировать нет  оснований, как нет оснований  сомневаться и в том, что изучение древности должно вестись в интересах  современности» [4, с. 370].

Тремя книгами - "Человек  в литературе Древней Руси", "Текстология", "Поэтика древнерусской литературы" - Д.С. Лихачев создал единый научный  текст - о литературной культуре, ее постижении, основанном на знании источников и критике текста, и о человеке как центральном объекте художественного  творчества.

Именно Д.С. Лихачев дал  мощный толчок изучению "Слова о  полку Игореве". В 1950 г. он писал: «Мне кажется, надо работать над "Словом о полку Игореве". Ведь о нем  есть только популярные статьи и нет  монографии. Я сам собираюсь работать над ним, но "Слово" заслуживает  не одной монографии. Эта тема останется  всегда нужной. У нас никто не пишет диссертации о "Слове". Почему? Ведь там всё неизучено!». Имея в виду скептический взгляд французского слависта А. Мазона на "Слово", Д.С. заметил: «В Мазоне виновата сама наша наука - это мы его породили отсутствием  работ о "Слове"».

Тогда же Д.С. наметил темы и проблемы, которые были реализованы  им в ближайшие десятилетия. Его  перу принадлежит серия принципиально  важных монографических исследований, многочисленных статей и научно-популярных изданий, посвященных "Слову о  полку Игореве", в которых ученый раскрыл ранее неизвестные особенности  великого памятника, наиболее полно  и глубоко рассмотрел вопрос о  связи "Слова" с культурой его  времени. Острое и тонкое чувство  слова и стиля сделали Дмитрия  Сергеевича одним из лучших переводчиков "Слова". Он осуществил несколько  научных переводов произведения (объяснительный, прозаический, ритмический), обладающих поэтическими достоинствами, как если бы их выполнил поэт.

Когда весной 1963 г. А.А. Зиминым  была высказана скептическая точка  зрения на подлинность и древность "Слова", Д.С. Лихачев, являясь принципиальным противником такого взгляда, считал, что для ведения серьезной  дискуссии «его работу надо непременно напечатать, так как иначе будут  говорить, что мы "зажимаем", "давим" и пр.». 27 июня того же года он писал, что от редактора журнала "Русская  литература" «В.В. Тимофеевой получил  выговор: "Полгода прошло, а Вы еще не разгромили Зимина". Я ответил: "И не можем, так как Зимина не печатают". Что же громить? Конечно, я буду корректен и не буду его  ни в чем обвинять. Стиль ответа - тот же, что и в нашем красном  сборнике. На совещании в Президиуме (если оно будет) буду настаивать на необходимости опубликовать всю  работу Зимина». Но идеологические инстанции  к советам Лихачева и его ближайших  коллег не прислушались, публикацию исследования Зимина запретили. Такие действия властей  ставили ученого в весьма затруднительное  положение, ибо для дискуссии  с Зиминым, в особенности на международном  форуме, требовалось его обязательное присутствие.

Ученый стал инициатором  и участником такого замечательного во многих отношениях проекта, как пятитомная «Энциклопедия "Слова о полку  Игореве"» (1995), где, кстати, непредвзято  освещена и история скептического  взгляда на "Слово о полку  Игореве".

Не только собственно научный, но и культурно-просветительный  интерес имеет монография Д.С. Лихачева "Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси" (1975). Книгой «"Смеховой мир" Древней  Руси» (1976), написанной в соавторстве  с А.М. Панченко, Д.С. ввел новую тему в область исследования древнерусской  литературы.

Принципиальная черта  научного облика Д.С. Лихачева - современность  его работ в самом широком  смысле, благодаря которой миф  о "неактуальности" медиевистики оказался развеянным. Он один из тех  немногих ученых, которые спасли престижность изучения древнерусской литературы и культуры Древней Руси. Его труды  показали, как древний предмет  академических штудий не только анализируется  в свете современной научной  теории, но становится близким, полезным и понятным для нашего общества.

Д.С. всегда интересовался  историей русского искусства, вопросами  охраны и реставрации памятников культуры (одно время он как член Ученого совета принимал участие  в работе Русского музея). Ярким выражением научной и общественной позиции  стала его статья "Аллеи древних  лип", напечатанная в газете "Ленинградская  правда" (18 апреля 1972 г.) по поводу принятого  тогда властями плана реконструкции  Екатерининского парка в г. Пушкине, которым предполагалось восстановление регулярного парка в том виде, как он существовал в середине XVIII в. Д.С. вслед за И.Э. Грабарем полагал, что реставрация "на определенный момент в жизни памятника" его  губит, на реставрацию он смотрел  как на способ продлить жизнь памятника  и сохранить в нем все самое  ценное. Его идея состояла в том, чтобы бездумно не "реставрировать", то есть не вырубать старый парк, связанный  с именами Пушкина, Анненского, Ахматовой, а продлить его жизнь. Вполне возможно, что в размышлениях над судьбой  Царскосельского парка зародились идеи его будущей книги "Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей" (1982), впоследствии неоднократно переиздававшейся. История садово-парковых стилей, включаемая Д.С. в понятие "культура", рассматривается как проявление художественного сознания той или  иной эпохи, а сад - как своеобразная форма синтеза разных искусств, развивающаяся  параллельно с философией, поэзией, эстетическими формами быта.

Культурология, разрабатываемая  Лихачевым в историческом и теоретических  аспектах, основана на видении им русской  литературы и культуры в тысячелетней истории, в которой он жил вместе с богатым наследием русского прошлого. Судьбу России он воспринимает с момента принятия ею христианства как часть истории Европы. Интегрированность  русской культуры в европейскую  обусловлена самим историческим выбором. Понятие Евразия - искусственный  миф Нового времени. Для России значим культурный контекст, названный ученым Скандо-Византией. Из Византии, с юга  Русь получила христианство и духовную культуру, с севера, из Скандинавии - государственность. Этот выбор определил  обращение Древней Руси к Европе.

Жизнь и творчество Дмитрия  Сергеевича Лихачева - целая эпоха  в истории нашей науки, многие десятилетия он был ее лидером  и патриархом. Ученый, известный  филологам всего мира, труды которого имеются во всех научных библиотеках, Д.С. Лихачев являлся иностранным  членом многих академий: Академий наук Австрии, Болгарии, Британской Королевской  академии, Венгрии, Гёттингена (Германия), Итальянской, Сербской Академии наук и  искусств, США, Матицы Сербской; почетным доктором университетов Софии, Оксфорда и Эдинбурга, Будапешта, Сиены, Торуни, Бордо, Карлова университета в Праге, Цюриха и др.

Блестящие достижения в науке, широкая международная известность, признание научных заслуг академиями и университетами многих стран мира - все это может создать представление  о легкой и безоблачной судьбе ученого, о том, что жизненный  и научный путь, пройденный им с  момента поступления в Отдел  древнерусской литературы в 1938 г. от младшего научного сотрудника до академика, был исключительно благополучным, беспрепятственным восхождением к  вершинам научного Олимпа [7,56].

 

 

Н. Н. Покровский, С. О. Шмидт (Покровский Николай Николаевич – доктор исторических наук, академик Российской Академии наук. Шмидт Сигурд Оттович – профессор Российского Государственного университета, председатель Союза краеведов России).

Археографическая деятельность Д. С. Лихачева

Имя академика Дмитрия Сергеевича Лихачева хорошо известно и в нашей  стране и за рубежом. Заслуги его  как исследователя общепризнанны. Многое сделал Д. С. Лихачев и для  популяризации научных знаний, возбуждения  интереса и уважения к памятникам культуры. Его книги и статьи всегда находили живой отклик широкой общественности. Трудам Лихачева посвящено множество  рецензий; опубликованы и статьи, характеризующие  его научное творчество.

Д. С. Лихачев заметил, что «в основе творческой деятельности каждого крупного ученого заложен, как правило, единый одушевляющий всю его работу интерес, сказывающийся, прежде всего, в выборе самих тем, в направлении их разработки, в скрытом и не всегда заметном научном пафосе». Объединяющим моментом исследований и публичных выступлений (устных и в широкой  прессе) Д. С. Лихачева является глубокий и постоянный интерес к проблеме культуры, причем во всей многоплановости этой проблемы. Это – не только интерес к памятникам культуры и вообще к культуре прошлых  веков, но к самому процессу развития культуры во всех его проявлениях, к  формам выражения культурной традиции.

Это предопределило особое внимание Лихачева к процессам создания памятников культуры и их изучения. «Интеллигентный  читатель, – убежденно писал ученый, – интересуется теперь не только тем, что создано, но и как создано. Знание личности автора, его биографии, его творчества, самого процесса создания того или иного произведения освещают это произведение, углубляют его понимание. Современному интеллигентному читателю это знание совершенно необходимо». Это замечание относится, думается, не только к особо выдающимся памятникам культуры (удостоившимся чести быть названными среди классических «литературных памятников») и путям ознакомления с ними. Такой подход характерен для исследований Д. С. Лихачева и о «рядовых» памятниках письменности Древней Руси. Он всесторонне изучает процесс труда сочинителя и переписчика, среду бытования рукописи и восприятие ее, отношение к ней читателей (и владельцев) разных поколений и даже эпох. Источниковая база исследований самого Лихачева и тех научных начинаний, которыми он руководит, разнообразна и широка.

Не менее характерен для творчества Лихачева, его подхода к явлениям культуры неизменный интерес к истории  и методике их познавания, не только к тому, что познано, но и как познано. Для него явлением и показателем развития культуры становится не только сам памятник, но и приемы его изучения. А это предопределяет особое внимание к специальным научным дисциплинам (филологическим и историческим) и, в частности, к археографии. «Уровень культуры научного труда в значительной мере определяется состоянием специальных дисциплин». Без этого фундамента, без этих базовых дисциплин, пишет Д. С. Лихачев, невозможно и сохранение нашего культурного наследия, введение его в строй современной культуры.  Это – тоже черта, типичная для мышления ученого века научно-технической революции и науковедения. «Неточные науки», литературоведение и история, по мнению Д. С. Лихачева, «действительно недостаточно точны, если не опираются на специальные дисциплины, развитие которых должно стать объектом особых забот Отделения литературы и языка и Отделения истории АН СССР».

Много внимания Д. С. Лихачев уделяет  вопросам теории и методики археографии  и пограничных и близких к  ней наук – и в работах, специально посвященных этой тематике, и в  собственно литературоведческих трудах («методическая эффективность» которых  тоже, как правило, очень велика). Для академика Лихачева вопросы  эти темнейшим образом связаны  с «археографической практикой» и опираются в значительной мере и на собственный опыт Лихачева –  разностороннего и эрудированного археографа и текстолога наших дней, блестящего мастера эдиционной техники. В области археографии не в  меньшей степени, чем в области  литературоведения, появилось и  признание Лихачева как большого организатора науки, начинания которого во многом определяют перспективы ее развития и способствуют гармоническому сочетанию труда ученых разных поколений.

Талант Д. С. Лихачева как организатора и редактора научных документальных публикаций более всего, пожалуй, обнаружился  в серийных изданиях высокого класса. Это «Труды Отдела древнерусской  литературы», где много места  отводится научным публикациям; это – серия монографических  исследований – изданий памятников древнерусской литературы (или, точнее сказать, древнеславянских литератур), для которых обязательны полный текстологический анализ изучаемых  произведений и публикация текста по всем редакциям. Д. С. Лихачев достойно продолжил традиции знаменитых предшественников – академиков В. П. Волгина и Н. И. Конрада, возглавив редколлегию  широкоизвестной академической  серии «Литературные памятники». В последние годы издания серии  получили особенно широкое признание. Д. С. Лихачев – председатель редколлегии  нового ежегодника «Памятники культуры. Новые открытия», издаваемого Научным  советом по истории мировой культуры. В ежегоднике характеризуются памятники  письменности, искусства, археологии и также немало места уделяется публикациям и описаниям малоизвестных письменных источников.

Информация о работе Лихачев Д.С. и его деятельность