Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 16:10, реферат
Задание 1.Основные положения теории К. Ясперса о культурно-историческом процессе.
Задание 2.Каковы общие черты всех линейных теорий?
Задание 3. Какие процессы, по мнению Гегеля, лежат в основе развития мировой культуры?
- претензия на исключительную
истинность религиозных учений,
которая порождает усиление
- решительность. Европейская
культура не воспринимает
- разнообразие самобытных
индивидуальностей. Ни одна из
восточных культур не
Европеец отличается, но не имеет преимуществ над другими народами. Вместе с тем для западной культуры Восток всегда выступал определенной противоположностью, полярностью. Европейцы обращаются к Азии за тем, чего им не хватает.
Определяющая роль романо-германских народов - в создании науки и техники, и тем самым осуществление прорыва глобального характера. В частности, в истории Европы второй осью стали 1500 – 1800 гг (научно-технические и культурные достижения), когда были заложены основания современной культуры.
Задание 2.
Каковы общие черты всех линейных теорий?
Все линейные концепции основываются на представление, что человечество развивается от старого к новому, от простого к сложному, от низкого к высшему с последовательным нарастанием совершенства общества на основе процесса
Эти концепции опираются на очевидность смены этапов развития культуры как обогащение системы ее ценностей, развития всех форм жизнедеятельности человека.
Множество форм и типов культуры при всем их различии образуют единую линию духовного и материально-производственного развития человечества.
Процесс человечества виделся как процесс человеческого разума. Разум представляли как двигатель общественного прогресса, а прогресс виделся закономерным, подчиненным общим законом развития.
Какие процессы, по мнению Гегеля, лежат в основе развития мировой культуры?
Чтобы понять конструкцию Гегеля нужно понять соответственно стержень этой конструкции. Гегеля относят к рационалистическому движению, его относят к просветителям, так как он в своих измышлениях делает ставку на разум.
Воплощение рационального начала у Гегеля, он считал, что в основе развития культуры, истории лежит духовное начало - мировой дух, разум. Если рассматривать Гегелевскую позицию в отношении к культуре в общем виде, то "история культуры" есть для Гегеля не что иное, как развитие мирового духа, разума, в этом то и сущность историко-культурного процесса. Поскольку Гегель был рационалистом, он считал, что этот процесс:
Развитие мирового разума по Гегелю, это самопознание развития, его начало и конец. Это значит, что история культуры имеет своё начало и конец. Он рассматривал мировой разум через определённую логическую схему "Тезис - Антитезис - Синтез", по сути, это схема простого умозаключения, получившая название в данном случае "логическая триада". Гегель исходил в своих размышлениях также из принципа тождественности бытия и мышления. Эта триада не только механизм понимания, но и способ развития всех отраслей. Так как бытие и мышление устроены одинаково (тождественны), то можно понять бытие.
Каковы , согласно К.Марксу, основные этапы развития мировой культуры?
Согласно формационной теории Маркса схему исторических типов культур можно представить следующим образом: первобытная культура, культура рабовладельческого строя, культура азиатского деспотического общества, культура феодального общества, культура капиталистического общества, социалистическая культура. Таким образом, каждая общественно-экономическая формация, являясь качественно своеобразным историческим этапом в процессе поступательного развития общества, т.е. только ей присущую, совокупность материальных ценностей и способов деятельности для их создания.
Задание 3.
Объясните термины: «архаический», «эволюция», «революция», «прогресс», «ось истории».
Архаический -период греческой истории охватывает VIII - VI вв. До н.э. И характеризуется окончательным разложением родовой общины и формированием античного полиса - города-государства. В это время проходила Великая колонизация - освоение греками побережий Средиземного, Черного и Мраморного морей. В результате греческий мир вышел из состояния изоляции, в котором оказался после крушения крито-микенской культуры.
Эволюция – в узком смысле единство количественных и частнокачественных изменений культуры цивилизации в пределах выработки и реализации исторически определенного ценностно-смыслового ядра культуры, в широком – синоним динамики культуры и цивилизации.
Революция в широком смысле расценивается как политический процесс, включающий в себя массовые движения, готовые использовать насилие для достижения своих целей, способные к захвату власти и последующему проведению реформирования общества. Революция в узком смысле слова — это коренное, полное преобразование структуры власти в обществе, радикальное изменение его политической системы, открывающее возможность значительных социально-экономических преобразований.
Прогресс - это поступательное, восходящее развитие культуры, смена культурных типов, из которых каждый последующий превосходит предыдущий, открывает большие возможности для развития культуры.
Ось истории – согласно К. Ясперсу, это время между 800 и 200 лет до н.э., когда происходит много необычайного, это идеальная ось, вокруг которой с тех пор «кружится» реальная история человечества.
Список использованной литературы.
1. Левяш И.Я. Культурология. М.: Айрис-пресс, 2004 г., 576 с.
2. Моисеева Л.А. История цивилизаций. Курс лекций. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000 г., 416 с.
3. Философский энциклопедический словарь. М.: Инфра-М, 2000 г., 576 с.
4. Большой энциклопедический словарь, М., 2001г.
5. Культурология/ Под ред. А.А. Радугина.-М.,2007.