Линейные концепции динамики культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 16:10, реферат

Описание работы

Задание 1.Основные положения теории К. Ясперса о культурно-историческом процессе.
Задание 2.Каковы общие черты всех линейных теорий?
Задание 3. Какие процессы, по мнению Гегеля, лежат в основе развития мировой культуры?

Файлы: 1 файл

семестровая.docx

— 34.53 Кб (Скачать файл)

- претензия на исключительную  истинность религиозных учений, которая порождает усиление напряженности  в западном мире, противостояния, которое порождает движение, поиски.

- решительность. Европейская  культура не воспринимает полутонов, полурешений, и это тоже толчок  для противостояний и поисков.

- разнообразие самобытных  индивидуальностей. Ни одна из  восточных культур не отмечается  таким количеством выдающихся  лиц. Западную же историю двигают  вперед сильные фигуры.

Европеец отличается, но не имеет преимуществ над другими народами. Вместе с тем для западной культуры Восток всегда выступал определенной противоположностью, полярностью. Европейцы обращаются к Азии за тем, чего им не хватает.

Определяющая роль романо-германских народов - в создании науки и техники, и тем самым осуществление прорыва глобального характера. В частности, в истории Европы второй осью стали 1500 – 1800 гг (научно-технические и культурные достижения), когда были заложены основания современной культуры.

 

 

 

Задание 2.

Каковы общие черты всех линейных теорий?

Все линейные концепции основываются на представление, что человечество развивается от старого к новому, от простого к сложному, от низкого к высшему с последовательным нарастанием совершенства общества на основе процесса

Эти концепции опираются на очевидность смены этапов развития культуры как обогащение системы ее ценностей, развития всех форм жизнедеятельности человека.

Множество форм и типов культуры при всем их различии образуют единую линию духовного и материально-производственного развития человечества.

Процесс человечества виделся как процесс человеческого разума. Разум представляли как двигатель общественного прогресса, а прогресс виделся закономерным, подчиненным общим законом развития.

 

Какие процессы, по мнению Гегеля, лежат в основе развития мировой культуры?

Чтобы понять конструкцию Гегеля нужно понять соответственно стержень этой конструкции. Гегеля относят к рационалистическому движению, его относят к просветителям, так как он в своих измышлениях делает ставку на разум.

Воплощение рационального начала у Гегеля, он считал, что в основе развития культуры, истории лежит духовное начало - мировой дух, разум. Если рассматривать Гегелевскую позицию в отношении к культуре в общем виде, то "история культуры" есть для Гегеля не что иное, как развитие мирового духа, разума, в этом то и сущность историко-культурного процесса. Поскольку Гегель был рационалистом, он считал, что этот процесс:

  • Подчиняется определённым законам и закономерностям.
  • Этот процесс доступен пониманию.

Развитие мирового разума по Гегелю, это самопознание развития, его начало и конец. Это значит, что история культуры имеет своё начало и конец. Он рассматривал мировой разум через определённую логическую схему "Тезис - Антитезис - Синтез", по сути, это схема простого умозаключения, получившая название в данном случае "логическая триада". Гегель исходил в своих размышлениях также из принципа тождественности бытия и мышления. Эта триада не только механизм понимания, но и способ развития всех отраслей. Так как бытие и мышление устроены одинаково (тождественны), то можно понять бытие. 

 

 

Каковы , согласно К.Марксу, основные этапы развития мировой культуры?

Согласно формационной теории Маркса схему исторических типов культур можно представить следующим образом: первобытная культура, культура рабовладельческого строя, культура азиатского деспотического общества, культура феодального общества, культура капиталистического общества, социалистическая культура. Таким образом, каждая общественно-экономическая формация, являясь качественно своеобразным историческим этапом в процессе поступательного развития общества, т.е. только ей присущую, совокупность материальных ценностей и способов деятельности для их создания.

 

 

Задание 3.

Объясните термины: «архаический», «эволюция», «революция», «прогресс», «ось истории».

 Архаический -период греческой истории охватывает VIII - VI вв. До н.э. И характеризуется окончательным разложением родовой общины и формированием античного полиса - города-государства. В это время проходила Великая колонизация - освоение греками побережий Средиземного, Черного и Мраморного морей. В результате греческий мир вышел из состояния изоляции, в котором оказался после крушения крито-микенской культуры.

Эволюция – в узком смысле единство количественных и частнокачественных изменений культуры цивилизации в пределах выработки и реализации исторически определенного ценностно-смыслового ядра культуры, в широком – синоним динамики культуры и цивилизации.

Революция в широком смысле расценивается как политический процесс, включающий в себя массовые движения, готовые использовать насилие для достижения своих целей, способные к захвату власти и последующему проведению реформирования общества. Революция в узком смысле слова — это коренное, полное преобразование структуры власти в обществе, радикальное изменение его политической системы, открывающее возможность значительных социально-экономических преобразований.

Прогресс - это поступательное, восходящее развитие культуры, смена культурных типов, из которых каждый последующий превосходит предыдущий, открывает большие возможности для развития культуры.

Ось истории – согласно К. Ясперсу, это время между 800 и 200 лет до н.э., когда происходит много необычайного, это идеальная ось, вокруг которой с тех пор «кружится» реальная история человечества.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

1. Левяш И.Я. Культурология. М.: Айрис-пресс, 2004 г., 576 с.

2. Моисеева Л.А. История  цивилизаций. Курс лекций. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000 г., 416 с.

3. Философский энциклопедический словарь. М.: Инфра-М, 2000 г., 576 с.

4. Большой энциклопедический словарь, М., 2001г.

5. Культурология/ Под ред. А.А. Радугина.-М.,2007.

 


Информация о работе Линейные концепции динамики культуры