Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 19:50, реферат
В разные эпохи развития искусства слова наблюдаются перемещения его функционального центра тяжести. В ряду других видов искусства литературе отводили от одного из второстепенных мест до господствующего. Ввиду этого явления, следует подробнее остановиться на истории становления литературы как искусства слова.
1. Классификация видов искусства
2. Литература в ряду искусств
3. Особенности литературы как искусства слова
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
20 в.
ознаменовался серьезными
В связи
с этим появились концепции,
которые применительно к
Как
неоднократно отмечали
Нельзя не согласиться с определением Хализева о том, что своеобразное лидерство литературы в семье искусств, которое ясно ощущалось в 19–20 вв., связано «не столько с ее собственно эстетическими свойствами, сколько с ее познавательно-коммуникативными возможностями». Исключительно важно то, что слово представляет собой всеобщую форму человеческого сознания и общения. Литературные произведения способны активно воздействовать на читателей даже когда они не обладают яркостью и масштабностью в качестве эстетических ценностей.
«Ни в коей мере не притязая на то, чтобы встать над иными видами искусства и тем более их заменить, художественная литература, таким образом, занимает в культуре общества и человечества особое место как некое единство собственно искусства и интеллектуальной деятельности, сродной трудам философов, ученых-гуманитариев, публицистов».
3. Особенности литературы как искусства слова
С нашей
точки зрения, при анализе вопроса
о специфике литературы как
искусства, целесообразно
Строительный материал литературы — слово, отличается от строительного материала скульптуры, живописи и кино социальной нагрузкой. Еще до того, как слово становится в определенный словесный ряд, вписываясь в художественный контекст и переосмысливаясь в литературном произведении, заключает в себе социальное содержание.
Подобно
слову проявляет себя в
Исторический
процесс развития
Слово
вбирает в себя весь
Благодаря
гибкости и бескрайним
Универсальность, гибкость, опора на многовековой опыт естественного языка определяют ведущее значение литературы в системе видов искусств.
И все же у универсальности и широты литературы, у ее возможностей все таки есть границы. «Литература не может заменить собой все сферы художественной культуры. Лев Толстой отмечал, что нельзя собственно описать человека, как он подействовал на другого. Иначе говоря, соревноваться с живописью в изобразительности литература не может, у нее другие задачи и возможности».
Существует эстетическое различие между художественным восприятием литературного произведения через чтение и через экранизацию. Последнее, строго говоря, не является способом распространения литературы. Художественная мысль в этом случае оказывается выраженной другими художественными средствами, на другом языке. Она становится семантически иной.
Другими
словами, литература способна
воссоздать речевую
Тот
факт, что слово является
В отличие
от живописных, скульптурных, сценических,
экранных словесные картины
«Невещественность
словесной ткани
Посредством слова можно обозначить все, что находится в кругозоре человека. Поэтому, можно смело утверждать, что литература обладает безгранично широкими изобразительными, информативными и познавательными возможностями. Об универсальности литературы говорилось неоднократно. Гегель говорил о словесности, как о всеобщем искусстве, способным в любой форме разрабатывать и высказывать любое содержание.
Несомненный
интерес, по нашему мнению, представляет
собой определение Хализева «
Опираясь на универсальный материал человеческого общения и культуры, каким является слово, литература оказывается самым идеологичным из искусств и по сравнению с изобразительным, музыкальным или пластическим искусствами и обладает большими возможностями при передаче различных идей и теоретических концепций (философских, религиозных, нравственных, политических, социальных).
«Двойственная
(идейно-образная) природа литературы
позволяла ей в различные
Идейно-образная
природа литературы помогает
воссоздать целостную
Хотелось бы отметить, что с теоретической и практической точки зрения важно, что в работах по проблемам эстетики и литературы, высоко оценивая возможности художественного слова, Борев и другие исследователи, определяя место литературы среди других видов искусств, говорят, что она первая среди равных искусств.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В разные исторические эпохи происходили изменения в системе видов искусства, но ее составляющие оставались неизменными. Для каждого вида искусства характерен особый специфический материальный носитель образности.
По содержательному признаку все виды искусства делятся на две группы: изобразительные и экспрессивные, также наряду с ними существуют синтетические искусства.
В разные
эпохи искусству слова
На ранних ступенях общества искусство слова выступает менее развитым, т.к. оно не создает ничего материального.
В средние
века литературное мастерство
понималось как прикладное
19 в.
стал временем стремительного
развития литературы. Своеобразное
лидерство литературы в ряду
искусств в 19–20 вв., связано с
ее познавательно-
Как
строительный материал в
В литературе
присутствует изобразительное
Литература
— живая, подвижная
Таким образом, процесс развития и становления литературы и ее материального носителя образности в ряду других искусств — это взаимодействие устойчивости и изменчивости, преемственности и новаторства.
Список литературы
1. Борев Ю.Б. Эстетика: Учебник/Ю.Б. Борев—М,: Высш. шк., 2002. — с.511.
2. Дмитриева Н. А.
Литература и другие виды
3. Кондаков И. По
ту сторону слова (Кризис литер
4. Крошнева М.Е. Теория литературы: Учебное пособие. - Ульяновск: УлГТУ, 2007. — с.103.
5. Хализев В.Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 2002. — с.383.
Министерство образования и науки Украины
Днепропетровский национальный
университет имени Олеся
Факультет биологии, экологии и медицины
Реферат
на тему: «Литература как вид искусства»
Выполнила:
студентка группы
ББ-11-2
Пономаренко Л.А.
Проверил:
Мелещук А.А.
г.Днепропетровск
2013