Литература в ряду искусств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 19:50, реферат

Описание работы

В разные эпохи развития искусства слова наблюдаются перемещения его функционального центра тяжести. В ряду других видов искусства литературе отводили от одного из второстепенных мест до господствующего. Ввиду этого явления, следует подробнее остановиться на истории становления литературы как искусства слова.

Содержание работы

1. Классификация видов искусства
2. Литература в ряду искусств
3. Особенности литературы как искусства слова
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат эстетика.doc

— 100.00 Кб (Скачать файл)

      20 в.  ознаменовался серьезными сдвигами  во взаимоотношениях между видами  искусства. «Возникли, упрочились  и обрели влиятельность художественные  формы, опирающиеся на новые  средства массовой коммуникации: с письменным и печатным словом стали успешно соперничать устная речь, звучащая по радио и, главное, визуальная образность кинематографа и телеэкрана».

      В связи  с этим появились концепции,  которые применительно к первой  половине столетия правомерно  называть «киноцентристскими», и  «телецентристскими» ко второй. Как нам кажется, эти концепции заслужили внимания с точки зрения возможности использования слова как полифункционального литературного материала.

      Как  неоднократно отмечали практики  и теоретики киноискусства, в прошлом слово имело гипертрофированное значение. В настоящее же время люди благодаря кинофильмам учатся по-новому воспринимать мир Человечество переживает переход от понятийно-словесной к визуальной, зрелищной культуре.

      Нельзя  не согласиться с определением Хализева о том, что  своеобразное лидерство литературы в семье искусств, которое ясно ощущалось в 19–20 вв., связано «не столько с ее собственно эстетическими свойствами, сколько с ее познавательно-коммуникативными возможностями». Исключительно важно то, что слово представляет собой всеобщую форму человеческого сознания и общения. Литературные произведения способны активно воздействовать на читателей даже когда они не обладают яркостью и масштабностью в качестве эстетических ценностей.

      «Ни в коей мере не притязая на то, чтобы встать над иными видами искусства и тем более их заменить, художественная литература, таким образом, занимает в культуре общества и человечества особое место как некое единство собственно искусства и интеллектуальной деятельности, сродной трудам философов, ученых-гуманитариев, публицистов».

 

3. Особенности  литературы как искусства слова

      С нашей  точки зрения, при анализе вопроса  о специфике литературы как  искусства, целесообразно остановиться  на рассмотрении ее материального носителя образности – слове.

      Строительный  материал литературы — слово,  отличается  от строительного  материала скульптуры, живописи  и кино социальной нагрузкой.  Еще до того, как слово становится  в определенный словесный ряд,  вписываясь в художественный контекст и переосмысливаясь в литературном произведении, заключает в себе социальное содержание.

      Подобно  слову проявляет себя в искусстве  только музыкальный звук, он сам  коренится в слове, вернее, исторически  возник на основе интонационного строя речи. В известном смысле музыка своим происхождением обязана литературе.

      Исторический  процесс развития естественного  языка заполнил слово образностью,  ассоциативным видением мира  и подготовил к художественному  осознанию мира. Гегель подчеркивал это и называл слово самым пластичным материалом, который непосредственно принадлежит духу.

      Слово  вбирает в себя весь многовековой  культурный опыт народа. «Писатель  добывает строительный материал  литературы — слово — не  в кладовых природы, а в глубинах народного духа».

      Благодаря  гибкости и бескрайним выразительным  возможностям слова литература  способна извлекать и вбирать  в себя элементы художественного  содержания любого искусства.

      Универсальность,  гибкость, опора на многовековой  опыт естественного языка определяют ведущее значение литературы в системе видов искусств.

      И все же у универсальности и широты литературы, у ее возможностей все таки есть границы. «Литература не может заменить собой все сферы художественной культуры. Лев Толстой отмечал, что нельзя собственно описать человека, как он подействовал на другого. Иначе говоря, соревноваться с живописью в изобразительности литература не может, у нее другие задачи и возможности».

      Существует  эстетическое различие между  художественным восприятием литературного произведения через чтение и через экранизацию. Последнее, строго говоря, не является способом распространения литературы. Художественная мысль в этом случае оказывается выраженной другими художественными средствами, на другом языке. Она становится семантически иной.

      Другими  словами, литература способна  воссоздать речевую деятельность  людей, и это особенно отличает  ее от всех иных видов искусства.  «Только в литературе человек  предстает говорящим, чему придал  принципиальное значение М.М. Бахтин: «Основная особенность литературы — язык здесь не только средство коммуникации и выражения-изображения, но и объект изображения».

      Тот  факт, что слово является конвенциональным (условным) знаком, что оно не похоже  на предмет, им обозначаемый, во многом предопределяет специфику изобразительного (предметного) начала в литературе.

      В отличие  от живописных, скульптурных, сценических,  экранных словесные картины невещественны.  Иначе говоря, в литературе присутствует  изобразительность, но нет прямой наглядности изображений. Писатели в состоянии дать лишь опосредованное воспроизведение видимой реальности. Литературой осваивается умопостигаемая целостность предметов и явлений, и  писатели обращаются к нашему воображению, а не к зрительному восприятию.

      «Невещественность  словесной ткани предопределяет  изобразительное богатство и  разнообразие литературных произведений».

      Посредством  слова можно обозначить все,  что находится в кругозоре  человека. Поэтому, можно смело  утверждать, что литература обладает безгранично широкими изобразительными, информативными и познавательными возможностями. Об универсальности литературы говорилось неоднократно. Гегель говорил о словесности, как о всеобщем искусстве, способным в любой форме разрабатывать и высказывать любое содержание.

      Несомненный  интерес, по нашему мнению, представляет  собой определение Хализева «словесная  пластика», получившее разработку  в его теоретико-литературных  трудах. «Будучи невещественными  и лишенными наглядности, словесно-художественные образы вместе с тем живописуют вымышленную реальность и апеллируют к зрению читателя. Эту сторону литературных произведений называют словесной пластикой. Живописания посредством слов организуются более по законам воспоминания о виденном, нежели как непосредственное, мгновенное претворение зрительного восприятия». Словесные произведения изображают в большей степени субъективные реакции на предметный мир, чем сами предметы как непосредственно видимые.

      Опираясь  на универсальный материал человеческого общения и культуры, каким является слово, литература оказывается самым идеологичным из искусств и по сравнению с изобразительным, музыкальным или пластическим искусствами и обладает большими возможностями при передаче различных идей и теоретических концепций (философских, религиозных, нравственных, политических, социальных).

      «Двойственная  (идейно-образная) природа литературы  позволяла ей в различные исторические  периоды и в рамках разных  национально-культурных традиций  по-своему выражать эмоции, чувства, переживания и настроения; передавать философские обобщения и отвлеченные идеи; изображать предметную среду и человека, воспроизводить психологию людей и анализировать причинно-следственные связи их обстоятельств, характеров и действий».

      Идейно-образная  природа литературы помогает  воссоздать целостную концептуальную  картину мира, передает мировоззренческие  установки писателя. В то же  время она постоянно обращается  к художественному воображению,  фантазии, сотворчеству читателя. Благодаря своей идейно-образной природе, литература способна быть одновременно искусством изобразительным, как, например, живопись, и выразительным, как, например, музыка.

      Хотелось  бы отметить, что с теоретической  и практической точки зрения  важно, что в работах по проблемам эстетики и литературы, высоко оценивая возможности художественного слова, Борев и другие исследователи, определяя место литературы среди других видов искусств, говорят, что она первая среди равных искусств.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      В разные исторические эпохи происходили изменения в системе видов искусства, но ее составляющие оставались неизменными. Для каждого вида искусства характерен особый специфический материальный носитель образности.

      По содержательному  признаку все виды искусства делятся на две группы: изобразительные и экспрессивные, также наряду с ними существуют синтетические искусства.

      В разные  эпохи искусству слова присваивали  от одного из второстепенных  мест  до господствующего в  ряду других видов искусства.

     На ранних ступенях общества искусство слова выступает менее развитым, т.к. оно не создает ничего материального.

      В средние  века литературное мастерство  понималось как прикладное искусство,  но то же время взаимодействовало  с другими видами искусства  и перенимало их облик.

      19 в.  стал временем стремительного  развития литературы. Своеобразное  лидерство литературы в ряду  искусств в 19–20 вв., связано с  ее познавательно-коммуникативными  возможностями. Слово представляет  собой всеобщую форму человеческого сознания и общения.

      Как  строительный материал в литературе, слово несет в себе многовековой  культурный опыт народа. Со всей  очевидностью следует, что способность  литературы воссоздавать речевую  деятельность людей особенно  отличает ее от всех иных видов искусства.

      В литературе  присутствует изобразительное начало, словесные картины невещественны.  Литература апеллирует к воображению  читателя. Способность литературы  быть одновременно и изобразительным  и выразительным искусством осуществляется  благодаря ее идейно-образной природе.

      Литература  — живая, подвижная художественная  система. Литература занимает  одно из ведущих положений  в системе искусств, оказывая  влияние на их развитие и  перенимая их опыт.

      Таким  образом, процесс развития и  становления литературы и ее материального носителя образности в ряду других искусств — это взаимодействие устойчивости и изменчивости, преемственности и новаторства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Борев Ю.Б. Эстетика: Учебник/Ю.Б. Борев—М,: Высш. шк., 2002. — с.511.

2. Дмитриева Н. А.  Литература и другие виды искусства  // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов.  энцикл., 1962—1978. Т. 4: Лакшин — Мураново. — 1967. — с.229—244.

3. Кондаков И. По  ту сторону слова (Кризис литературоцентризма в России XX—XXI веков) / И. Кондаков // Вопросы литературы. — 2008. — №5. — с.5—44.

4. Крошнева М.Е. Теория  литературы: Учебное пособие. - Ульяновск:  УлГТУ, 2007. — с.103.

5. Хализев В.Е. Теория  литературы. М.: Высшая школа, 2002.  — с.383.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Министерство образования  и науки Украины

Днепропетровский национальный университет имени Олеся Гончара

Факультет биологии, экологии и медицины

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

на тему: «Литература как вид искусства»

 

 

 

Выполнила:

студентка группы

ББ-11-2

Пономаренко Л.А.

Проверил:

Мелещук А.А.

 

 

 

 

 

г.Днепропетровск

2013


Информация о работе Литература в ряду искусств