Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 05:13, творческая работа
Литературным памятникам древней Руси характерна самобытность, которая обусловлена своеобразием исторического процесса на Руси. Та борьба русского народа, которая велась с внешними врагами, желание объединить страну и образовать сильное централизованное государство, способствовали тому, что древняя русская литература стала носительницей патриотических гражданских идей, идей объединения русской земли.
Версия шаблона |
2.1 |
ЦДОР |
|
Вид работы |
Творческое эссе |
Название дисциплины |
Материальная и духовная культура России |
Тема |
Литературные памятники русского средневековья |
Фамилия |
|
Имя |
|
Отчество |
|
№ контракта |
Литературные памятники русского средневековья
Древняя русская литература теснейшим образом связанна с общими закономерностями исторического процесса.
Литературным памятникам древней Руси характерна самобытность, которая обусловлена своеобразием исторического процесса на Руси. Та борьба русского народа, которая велась с внешними врагами, желание объединить страну и образовать сильное централизованное государство, способствовали тому, что древняя русская литература стала носительницей патриотических гражданских идей, идей объединения русской земли.
Гражданственность и патриотизм составят и в дальнейшем характерное отличие русской литературы.
Тексты памятников несколько раз издавались в книге Н. К. Гудзия «Хрестоматия по древней русской литературе XI— XVII веков», в сборниках «Художественная проза Киевской Руси XI—XIII вв.», «Русские повести XV—XVI вв.», «Русская повесть XVII в.».
ЛИТЕРАТУРА В ЭПОХУ КИЕВСКОЙ РУСИ (XI — начало XIIIвв.).
Древняя русская литература, также, как и украинская и белорусская литературы, органически является частью культуры Киевского государства 11-13 веков.
Главные литературные памятники той эпохи - летописи, торжественные проповеди, поучения, житийная, воинская повесть, паломническая литература, отражают высокий уровень государственной, общественной и культурной жизни Руси на рубеже XI—XII вв.
Летописи «Слово о полку Игореве», «Поучение» Владимира Мономаха и другие литературные памятники древней Руси имели строго определенную политическую цель в условиях политического противостояния своего времени.
В русской литературе XI—XIII вв. глубоко отражена идея патриотизма. Патриотизм, как понимал народа, выражается, прежде всего, в устремлении к национальному объединению во имя блага Родины. Данная идея отражается в памятниках литературы и народном творчестве.
Начальная летопись - один из самых развившихся жанров в древней Руси. Древнейший летописный свод, дошедший до нас - «Повесть временных лет».
«Повесть временных лет» в свою очередь является переработкой не дошедших до нашего времени еще более древних сводов. В этой начальной летописи сказывается интерес русского человека к истории своей родины, в ней формируются идеи русской государственности, отражаются рост народного самосознания. В летописи скрещиваются все наиболее важные идейные течения Киевской Руси. «Повесть временных лет» богато не только содержанием, но и идейной глубиной, высокой художественностью.
Образцом проповеднического стиля является торжественная и простая проповедь. Как пример торжественной проповеди можно назвать проповеди Илариона (XI в.), а также Кирилла Туровского (XII в.). Образец простой проповеди - «Слово» Луки Жидяты, которое адресовано к новообращенным.
Своеобразие памятника древней русской литературы «Поучение чадам» Владимира Мономаха определено элементом автобиографии. «Поучение» Мономаха является как бы его политическим завещанием. Основная идея «Поучения»- это призыв к труду во благо Родины, подчинение собственного, княжеского и дружинного интересов государственным интересам.
В качестве образца паломнической литературы можно назвать «Хождение» игумена Даниила. Это интересный литературный памятник, точное описывающий топографии Палестины и соединяющий легендарный апокрифический материал. В нем рассказывается о местах, описанных в Библии, отмечаются наиболее крупные архитектурные сооружения, отмечаются особенности природы Палестины и дается множество фактических сведений.
Основная политическая тенденция «Слова», по определению К. Маркса в письме к Ф. Энгельсу в 1856 г.: «Призыв русских князей к единению как раз перед нашествием монголов». Идея объединения русских земель в эпоху феодальной раздробленности была исключительно важной. Безусловно, автор «Слова» был на передовых позициях своей эпохи и защищал общенародные интересы. Все «Слово» с особенной силой публицистичности призывает князей постоять за землю русскую. Автор - настоящий патриот, любящий горячо Родину.
ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ (XIII—XIV вв.).
Литературные памятники периода монголо-татарского нашествия вновь отражают идеи единства Руси. Такие произведения, как «Житие Александра Невского», «Слово о погибели Русской земли» и ряд летописей в виде повестей, встречаются идеи, восторжествующие в литературе в конце XIV - начале XVI вв., в период объединения русских земель. Идеи сильной княжеской власти, популярные и в XIII в., отразились в «Молении Даниила Заточника», которое было адресовано переяславскому князю Ярославу Всеволодовичу. В этом памятнике ярко выражена антибоярская и антимонашеская тенденции. «Моление» - это литературный памятник, у которого стиль отличается риторикой и афористичностью, применением книжного образа и поговорок, народных пословиц
Из литературных памятников в период татарского нашествия особый интерес вызывают повести «Повесть о битве на Калке», «Повесть о приходе Батыя на Рязань». Плавная идея, которая пронизывает литературные памятники времен татарского нашествия – это защита Родины от татаро-монгольского ига, борьба с поработителями русских земель.
«Слово о погибели Русской земли» вспоминает о былом богатстве и могуществе, являющихся как бы залогом освобождения Руси от монголо-татарского владычества.
«Житие
Александра Невского» также
ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ОБЪЕДИНЕНИЯ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ РУСИ И ОБРАЗОВАНИЯ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА (конец XIV — начало XVIвв.)
Русская литература с конца XIV до начала XVI в. развивалась под влиянием главного исторического процесса того времени: возвышение Московского княжества, которое объединяло другие княжества, тем самым создавая единое русское государство.
Идеи возвышения Москвы выражены уже в произведениях, описывающих Куликовскую битву и ее исторические последствия. Памятники о победе над Мамаем – это прежде всего летописная повесть о Мамаевом побоище, «Задонщина», «Сказание о побоище великого князя Дмитрия Ивановича», «Слово о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя русского». Эти литературные памятники проявили осознание общности политических интересов различных разрозненных русских земель, а также их тягу к единому центру - Москве.
Интереснейшим памятником древней русской литературы можно назвать «Хожение за три моря» купца из Твери Афанасия Никитина. «Хожение за три моря» - литературный памятник общерусского значения, пронизан глубокой любовью к Родине.
ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА УКРЕПЛЕНИЯ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА (XVI—XVIIвв.)
Литературные памятники XVI— XVII вв. несут влияние основного политического фактора эпохи - становление многонационального единого русского государства, в котором центральная власть московского царя опиралась в своей борьбе с крупным боярством на служилое дворянство.
Идейно-политическая борьба между различными классовыми силами Московской Руси в XVI в. отражена в литературе того периода. Большинство литературных памятников имеет публицистический характер. Выдающиеся публицисты конца XV - начала XVI вв. митрополит Даниил, Максим Грек, Вассиан Патрикеев, Иосиф Волоцкий, старец Филофей,. «Слова» и «Послания» отражают их решения по вопросам государственной централизации и церковного землевладения.
В середине XVI в. создаются большие историко-культурные памятники сводного характера: свод житийной литературы («Великие Четьи-Минеи»), летописные своды, свод жизнеописания русских правителей до Ивана Грозного («Степенная книга»), «Стоглав», где устанавливаются государственные нормы общественной жизни, «Домострой», где утверждаются нормы семейной жизни. Эти литературные памятники закрепляли и возвеличивали московские церковные и политические традиции.
Памятником XVI в. является «История о Казанском царстве» (или «Казанский, летописец»), также отражающая могущество и величие государства Московского, его первого царя Ивана IV.
Литература XVII века
Литературные памятники XVII века можно назвать : «Повесть 1606 г.», «Плач о пленении и конечном разорении превысокого и пресветлейшего Московского государства», «Новая повесть о преславном Российском царстве», «Сказание» Авраамия Палицына», Повести о Скопине-Шуйском, «Летописная книга», приписываемую кн. Катыреву-Ростовскому. Лучшие произведения того времени ведущей идеей представляют идею решающей роли народа в истории своего государства, роль ответственности каждого и всех за судьбу своей Родины.
В литературе сильнее отражаются светские элементы, вытесняющие постепенно церковно-религиозные, возникают новые образы: ловкого и оборотистого человека, бедного дворянина, купцов, крестьянского сына и так далее.
Замечательный памятник древней русской литературы второй половины XVII века - «Житие» протопопа Аввакума. В «Житие» совмещаются традиционный элемент агиографического стиля и биографическое повествование.
«Повести об Азовском осадном сидении донских казаков» (написана в первой половине XVII в.) отражают энергичные протесты казачества против московских дворян и бояр и в то же время высокое патриотическое чувство относительно Московского государства.
В становлении реализма большую роль имела сатирическая литература. Лучшие сатирические произведения «Повесть о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове» и «Повесть о Шемякином суде» разоблачают судебный порядок. Сатира о Шемякином суде отличается острой злободневностью и направленностью на приказно-воеводский суд.
Многочисленные сатиры «Калязинская челобитная», «Повесть о куре и лисице», «Праздник кабацких ярыжек» и «Повесть о бражнике» обличают духовенство.
Важное историко-литературное явление на Руси XVII века - развитие стихотворства. В сатирических виршах Симеона Полоцкого «Купецтво», «Монах» и других делается попытка показать бытовую сторону жизни.
Вторая половина XVII века отмечается и возникновением русской драматургии. Особенно интересна в идейном и литературном отношении «Комедия притчи о блудном сыне». Особенности стиля так называемой «английской комедии», пересаженные на русскую почву И. Г. Грегори, представлены в пьесе «Юдифь».
№ п/п |
Наименование интернет-ресурса |
Ссылка на конкретную используемую страницу интернет-ресурса |
1 |
Кафедра истории русской литературы филологического факультета СПбГУ |
http://lit.phil.spbu.ru/prog. |
2 |
rudocs.exdat |
http://rudocs.exdat.com |
3 |
Золотой фонд лекций «Русского мира» |
http://www.russianlectures.ru/ |
Информация о работе Литературные памятники русского средневековья