М. В. Ломоносов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 23:32, биография

Описание работы

Каждый из нас, будь-то ребёнок, школьник, студент или уже взрослая установившаяся личность, знает, кто такой Михаил Васильевич Ломоносов. Это выдающаяся, во всех пониманиях этого слова, личность с большой буквы. М.В.Ломоносов первый русский учёный – естествоиспытатель мирового значения, физик, химик, энциклопедист, географ, астроном, поэт, приборостроитель, геолог, художник, металлург, историк. Плоды деятельности этого великого учёного имеют громаднейшее значение в истории человечества. Он открыл наличие атмосферы у планеты Венера; открыл многие фундаментальные законы, в том числе одно из начал термодинамики; заложил основы науки о стекле. Разработал проект Московского Университета, который впоследствии назвали в его честь.
Михаил Васильевич является действительным членом Академии наук и художеств; статский советник.

Файлы: 1 файл

реферат по культурологии.docx

— 37.67 Кб (Скачать файл)

В декабре 1759 года М. В. Ломоносов  и И. А. Браун первыми получили ртуть в твёрдом состоянии. Но важность этого успеха для М. В. Ломоносова выражалась в большей степени не фактом приоритета, а логикой аргументации ряда положений его корпускулярно-кинетической теории, и последовавшим успехом в классификации веществ — когда учёным первым в январе 1760 года, наряду с решением ряда других задач, была показана электропроводность и «ковкость» ртути, что стало основанием для отнесения этого вещества к металлам.

В рамках метеоисследований, в том числе измерений на разных высотах (температура, давление и т. д.), М. В. Ломоносов, независимо от идеи Леонардо да Винчи, чьи труды найдены много позже, разработал летательный аппарат вертикального взлёта — первый прототип вертолёта, при двух равных винтах на параллельных осях, равноудалённых от центра тяжести и оси прибора. Однако он не подразумевал пилотируемых полётов — только подъём метеоприборов.

Ломоносов в 1743г. написал «Краткое руководство к риторике» на русском языке. Основной труд Ломоносова по риторике — «Риторика» 1748 года, которая стала, по сути, первой в России хрестоматией мировой литературы, включавшей также лучшие произведения отечественной словесности. В своем труде он выделяет собственно риторику — учение о красноречии вообще; ораторию — наставление к сочинению речей в прозе; поэзию — наставление к сочинению поэтических произведений. Первая попытка Ломоносова создать учебник риторики — событие большого исторического значения. На основе «Риторики» впоследствии были написаны учебники по русскому красноречию.

«Российская грамматика»  — основы и нормы русского языка, в которой Ломоносов разработал понятия о частях речи, правописание и произношение того или иного  слова. Ломоносов ввёл понятие художественно-выразительных приёмов; разработал стилистическую систему русского языка — теорию трёх штилей (книга «Рассуждение о пользе книг церковных в российском языке»).

М. В. Ломоносов осуществил совместно с В. К. Тредиаковским  силлабо-тоническую реформу («Письмо  о правилах российского стихотворства»), причём именно опыты Ломоносова были восприняты поэтами в качестве образцовых. Он является основоположником русской торжественной (обращённой к правителям) и философской оды. Поэзия Ломоносова насыщена научной, космической и натурфилософской образностью; он внёс вклад в русскую сатиру («Гимн бороде», эпиграммы). Многие строки Ломоносова стали крылатыми, например: «Науки юношей питают, Отраду старым подают».

Основной труд по истории  — «Древняя Российская история». М. В. Ломоносов сравнивает российскую историю с историей Римской Империи. Сравнительный анализ античных верований и верований восточных славян обнаруживает множество сходных элементов. По его мнению, корни формирования языческого пантеона одни и те же. Отрабатывая отдельные разделы «Российской истории», Ломоносов составляет «Краткий российский летописец с родословием». Здесь в сжатой форме излагались все основные события русской истории с 862 по 1725 г. Потребность в таком издании была очень велика, и после выхода в свет оно получило признание читателей.

Михаил Васильевич Ломоносов  также разработал впервые в России педагогическую теорию, методологической основой которой явилось материалистическое мировоззрение, разграничение науки и религии. Он был организатором науки и просвещения; написал первую грамматику русского языка.

Учёный выступал сторонником бессословной системы образования вплоть до университета. Он отстаивал идею светскости образования и получения молодыми поколениями основ научных знаний, связывал формирования человека с конкретными социально-историческими условиями его жизни, с уровнем развития общества в целом. Также Ломоносов считал главнейшими составными элементами познания: чувственное восприятие, теоретические обобщения и опытную проверку результатов. Природу человека М. В. Ломоносов рассматривал иерархически: «нижняя», чувственная, эгоистическая и «высшая», духовная, патриотическая. Вот, что учёный думал по поводу воспитания: воспитатель должен руководствоваться факторами естественного природного развития ребёнка; природные особенности детей считал основой и источником их развития, рекомендовал педагогам строить обучения с учётом склонностей детей; цель воспитания — формирование человека-патриота, главными качествами которого должны быть высокая нравственность, любовь к науке, знаниям, трудолюбие, бескорыстное служение родине; к качествам нравственно воспитанного человека относил патриотизм, милосердие, трудолюбие, а к порокам нравственности - леность, скупость, малодушие, лукавство, злоба, лицемерие, упрямство, самохвальство и др.

 

 

 

 

Литература  и искусство.

Среди поэтических произведений Ломоносова:

Ода блаженныя памяти Государыне Императрице Анне Иоанновне на победу над турками и татарами и на взятие Хотина 1739 года; «Утреннее размышление о божием величестве» (1743); «Я знак бессмертия себе воздвигнул» (1747); «Ночною темнотою покрылись небеса…» (1747); Гимн бороде (1757); Разговор с Анакреоном (между 1758 и 1761); Надпись к статуе Петра Великого; Неоконченная героическая поэма о Петре Великом «Петрида» и многие другие.

М. В. Ломоносов был первым в России человеком, который начал  на собственном опыте и своими руками осваивать технику мозаичного набора. Он демонстрирует свойства безошибочного художественного  чутья, благородный пафос замыслов; имея трезвый взгляд на искусство, М. В. Ломоносов в кратчайший срок становится руководителем группы художников, прославившихся созданием первоклассных мозаичных  картин, по качествам своим сравнимых  с лучшими живописными произведениями.

Заключение.

М.В. Ломоносов, прожив яркую, полную творческих поисков жизнь, оставил  глубокий след в науке и художественной литературе, в искусстве и просвещении. Подводя итоги своей деятельности, приблизительно в мае 1764 года М. В. Ломоносов выбирает из всего своего творчества то, что представляется ему наиболее важным. Результатом этого анализа явилось описание девяти «открытий», из которых четыре имеют отношение к исследованиям, основанным на его корпускулярном учении и гипотезе о вращательном движении составляющих тела частиц, остальные относятся к минералогии и геологии, изучению электрических явлений и гравиметрии.

Несмотря на то, что со времени, когда жил и работал  великий русский ученый, прошло более  двух столетий, его имя живет в  памяти народов. Михаил Васильевич Ломоносов был, на мой взгляд, сверхчеловеком; таких, как он больше не было и не будет, хотя, с другой стороны, кто мешает нам следовать его примеру, мы сами творцы своей жизни.

 

      «Сами свой разум употребляйте. Меня за Аристотеля, Картезия, Невтона не почитайте. Если же вы мне их имя дадите, то знайте, что вы холопи; а моя слава падет и с вашею».

 Михаил Васильевич  Ломоносов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы.

  1. Любимов Н. Жизнь и труды Ломоносова.
  2. Волков В. В., Вонский Е. В., Кузнецова Г. И. Выдающиеся химики мира. — М.: «Высшая школа», 1991.
  3. Кузнецов Б. Р. Творческий путь Ломоносова. М. 1961 г.
  4. http://ru.wikipedia.org

Информация о работе М. В. Ломоносов