Магия: формы проявления. Чёрная магия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 23:04, реферат

Описание работы

За время существования магии возникло очень много определений магии. Да и сама магия, в свою очередь, бывает очень разной. Одно из самых распространенных определений магии дал ей Алистер Кроули - "Магия это наука и искусство вызывать изменения в соответствии с Волей используя методы не признаваемые современной наукой". Хотя лично мы считаем это определение не совсем верным. Магия - это своеобразная философия. В магии используются совершенно нормальные физические законы. Некоторое время из магии делали некий культ таинственного и непонятного, недоступного многим. Это породило множество сказок и ложных течений. Смешно сказать некоторые люди считают, что достаточно щелкнуть пальцами и получить то, что хотелось. Это ошибочное определение.

Содержание работы

3-5 — 1. Определения магии.
6-8 — 2. Виды магии.
2.1 Белая магия
2.2 Серая магия
2.3 Чёрная магия
9-10 — 3. Подробнее о чёрной магии.
10-11 - 4. Магия в первобытный период.
11-12 - 5. Магия античности.
12 — 6. Магия европейского средневековья.
13-14 — 7. Магия эпохи европейского возрождения.
14-18 — 8. Магия и религия.
Магия и иудаизм
Магия и христианство
Магия и ислам
Магия и буддизм
19 — 9. Магия и наука.
20 — 10. Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

реферат магия.doc

— 138.00 Кб (Скачать файл)

Это разделение весьма условно, и часто разница между шаманом, колдуном и знахарем весьма условна. Развитие жречества, в свою очередь, тесно связано с развитием политеизма, формированием культов отдельных божеств.

В политеистический период, с уходом шаманизма, магические практики становятся одним из основных занятий жречества.

В то же время, теория об эволюционной последовательности магии, религии и науки, выдвинутая Дж. Фрезером, в настоящее время  отвергнута.

 

 

5.Магия античности

Уже в текстах Гомера можно встретить ряд прямых отсылок к магии. Даже если исключить волшебные предметы, связанные с богами, и такие скорее фольклорно-сказочные мотивы, как превращение волшебницей Цирцеей в свиней спутников Одиссея, в «Одиссее» можно отметить однозначно магические детали. Например, «моли»— растение, защищающее от магии, которое даритОдиссеюГермес— упоминание лечебного заговора и, конечно, подробно описанный некромантический обряд:

 

В микенский  период начинаются активные заимствования  магических практик из ближневосточного региона и адаптация их под  греческие реалии. Активно развивается медицинская магия и изготовление амулетов. Создаются проклятия и зелья, а также вредоносные амулеты в виде узлов, присутствующие в очень многих культурах. Сходные процессы можно наблюдать и в Риме. Важным источником по развитию магии в этом периоде служат т. н. «дощечки проклятий» (лат. Defixionum Tabellae), распространенные на всей территории империи— по-видимому, это был общедоступный способ простонародной магии. Простонародные и жреческие магические практики были тесно связаны с поклонением богам. В первую очередь покровителями магии были Гермес иГеката , связанная в первую очередь с некромантией и женскими магическими практиками. В меньшей степени, но все же использовались в связи с магией имена Геи, Персефоны, Аида. Однако магическая традиция Римской империи не исчерпывалась простонародными магическими практиками. По мере развития неоплатонизма магия, в первую очередь теургия, становится важной составляющей этой философской школы. Основоположником такого синтеза становится крупнейшие неоплатоники—Ямвлих и Порфирий. В отличие от простонародных практик, теургия остается достоянием элиты— в первую очередь в силу сложности лежащей в её основе неоплатонической философии, но ещё и потому, что носители этих идей принципиально противопоставляли себя народной магии, традиционно в Риме осуждавшейся. Именно в этот период в среде неоплатоников появляются материалы и ритуалы, предназначенные не для «клиента», а для самого мага— способы узнать благоприятное время для ритуала, теургические тексты. Развитие христианства, ведшего активную борьбу с магией, как частью позднеантичной философии и религии, повлекло за собой падение неоплатонической магии, приемы которой были восстановлены только в Возрождение.


 

 

 

 

 

  1. Магия европейского Средневековья

Магия Средневековья, вероятно, наиболее известна в контексте  церковной борьбы с ней, проводимой инквизицией. Так, в начале XVI столетия эдиктом Великого инквизитора Альфонсо Манрикеса любой католик обязан донести инквизиции на всякого человека, который имеет духов-помощников, заклинает демонов любыми словами или магическими кругами, применяет астрологию для предсказаний будущего, владеет зеркалами или кольцами для заклинания духов, гримуарами или другими книгами по магии.

Ряд исследователей начала XX века придерживались мнения, что сама идея средневековой магии  была создана инквизиторами.

Однако эти  идеи довольно быстро были поставлены под сомнение: в 1921 году выходит известная (и ставшая в определённых кругах культовой) работа Маргарет Мюррей «Культ ведьм в Западной Европе». В этой работе Мюррей формулирует идею особой ведьмовской религии, имевшей основы в языческих культах римского и кельтского (Цернунн-Рогатый бог) происхождения.

Однако эта позиция вызвала осуждение и профессиональных историков религии  и апологетов традиционных магических практик и в настоящий момент официальной наукой отвергнута. Несмотря на это, концепции Маргарет Мюррей сильно повлияли на развитие одного из языческих направленийXX века,Викки. Так же нельзя отрицать, что важными элементами ведьмовства Средневековья были культы плодородия (это подтверждается и иными источниками— например, Молотом ведьм Инститориса и Шпренгера).


М. Элиаде видел  в оргиастических обрядах европейских  ведьм «решительный протест против современной религиозной и социальной обстановки» и предполагал, что  «дьявольские элементы ведьмовских  оргий» либо не существовали, а насильно навязывались во время судебных процессов, либо действия, описываемые как сатанинские, действительно совершались, но «выражали протест против христианских институтов», хотя и оговаривает, что «нельзя также забывать о неодолимой привлекательности зла для определенных типов личности».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Магия эпохи европейского Возрождения

 

 

Начало эпохи Возрождения и Нового времени не могло не сказаться на развитии магии. Процесс этот был двусторонним. С одной стороны, имел место процесс «расколдовывания мира» (то есть процесс постепенного вытеснения мифа рациональным мышлением). С другой стороны, культурные апелляции к античности (в том числе и к античной религиозности) и переводы на доступные европейцам языки древних текстов спровоцировали всплеск интереса к оккультизму.

 


Среди прочих мыслителей того времени, интересовавшихся оккультизмом, следует отметить нескольких, чьи воззрения сильно повлияли на дальнейшее развитие европейской магической традиции. Это известный философ-платоник Джованни Пико делла Мирандола, мистик Агриппа Неттесгеймский, математик и алхимик Джон Ди, философ-неоплатоник Джордано Бруно, врач и алхимик герметико-кабалистической традиции Парацельс, астролог и утопистТоммазо Кампанелла.

Пико и его  сочинения оказали, и продолжают оказывать существенное влияние  на развитие интереса к каббале и магии в образованных кругах европейских мистиков.

Ещё в Средневековье  популярность приобретает «христианская каббала». В сочетании с идеями неоплатонизма, герметизма и гностицизма, она подробно освящается в трудах многих гуманистических мыслителей. ИмператорРудольф II создал в Праге своеобразный центр оккультной мысли своего времени — при его дворе бывали Джон Ди и его медиум Эдвард Келли, был принят крупнейший каббалист раввин Лев бен Бецалель, по одной из версий легенды императора посещал и доктор Иоганн Фауст.

Примечательно, что оккультные взгляды в то время  легко сочетались с занятиями  тем, что сегодняшним читателем  понимается как академическая наука: помимо уже упомянутых, дань магии, астрологии или алхимии отдалиИсаак Ньютон и Тихо Браге.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Магия и религия
    1. Магия и иудаизм
    2. Магия и христианство
    3. Магия и ислам
    4. Магия и буддизм

 

Магия длительное время рассматривается как архаичное  мировоззрение, форма иррациональной веры, лишённой внутренней духовной ценности религии или рациональной логики науки. Религия, согласно мнению известного антрополога Эдуарда Тайлора, включает непосредственные личные отношения между людьми и духовными силами; в наивысшей форме религиозности — это отношения с индивидуальной, самосознающей всемогущей духовной сущностью. Магия, с другой стороны, характеризуется как внешняя, безличная и механистичная, основанная на технических актах волеизъявления. Маг желает манипулировать сверхъестественными силами, в то время как религиозный человек в молитве лишьпросит высшие силы; это различие было исследовано Брониславом Малиновским в его работе о жителях островов Тробриан. Более того, согласно Эмилю Дюркгейму, религия — общественна, коммунальна, поскольку её последователи, связанные общей верой, формируют религиозную организацию. Магия, напротив, не даёт постоянных взаимоотношений между своими последоватетелями, лишь временно связывая магов с людьми, которым они предоставляют свои услуги. Исследования Альфреда Радклифф-Брауна на Андаманских островах показали, что магия тоже может иметь общественный аспект.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Магия и иудаизм

Отношение к  магии в иудаизме сформулировано во пятой книге Пятикнижья Моисея, Второзаконии, где Бог увещевает Израиль через пророка и законодателя Моисея:

Когда ты войдешь  в землю, которую дает тебе Господь, Бог твой, тогда не научись делать мерзости, которые делали народы сии. Не должен находиться у тебя проводящий сына своего чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых. Ибо мерзок перед Господом всякий, делающий это. За эти мерзости Господь, Бог твой, изгоняет их от лица твоего (Втор. 18:9—12)

— Книга Второзакония гл. 18, строки 9-12


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Магия и христианство

На протяжении всего периода расцвета ренессансной магии она встречала строгую критику богословов, как католических, так и протестантских.

В советском  религиоведении считалось, что «пережитки магических обрядов сохраняются и в христианстве (таинства причащения, миропомазания, молитва и др)». Такую же точку зрения высказывает и ряд современных религиоведов.

Христианское  богословие, однако, категорически  отрицает связь христианства и магии. Согласно Православной энциклопедии, «подлинная религиозность чужда магизму, ставящему на место молитвы, веры и жертвенной любви волхвование, заклятие, принуждение. В этом проявляется его глубинная связь с грехопадением, с притязаниями человека утвердить свою волю выше воли Божественной». Согласно Католической энциклопедии, «магия как практика в христианстве не имеет места. <…> Католическое богословие порицает магию и любые попытки её практикования, рассматривая её как тяжкий грех». В официальном Катехизисе Католической церкви, указано что «все практики магии и колдовства являют полную противоположность достоинству религии» и должны быть осуждены.

 

 

 

 

 

 

 

    1. Магия и ислам

В исламе колдовство и магия называется сихром (араб. سحر‎‎) и считается одним из больших грехов. Обучение колдовству происходит через злых духов.

В Коране оппоненты пророка Мухаммада называли его проповеди «колдовством, переданным ему кем-либо», а его самого «колдуном» (сахир) или «околдованным» (масхур), однако сам Мухаммад не допускал приложения к себе этих терминов, так как считал свою миссию принципиально отличной по характеру и предназначению. В Коране колдовство связано прежде всего с Египтом, где жил пророк Муса (Моисей) и с Вавилоном, где жили ангелы Харут и Марут. Согласно Корану, колдовство противостоит пророчеству и несовместимо с ним. Аравийская магическая практика связывалась с лицами, которых называли прорицателями (кахин), поэтами (ша’ир) и сумасшедшими.

Согласно Корану, колдовство было ниспослано Аллахом двум ангелам, Харуту и Маруту, которые должны были предложить его людям как искушение. Ислам подчеркивает, что подлинное знание исходит лишь от Аллаха, а колдовство ложно (шайтанов).

Центром оккультных наук в Арабском халифате долгое время был Египет, однако позднее центр сместился, по-видимому, в страны Северной Африки (магриб). Это явление, очевидно, связано с деятельностью суфийских братств (тарикатов) воспринявших наследие языческой Африки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Магия и буддизм

В буддизме на четвёртой стадии дхьяны считается, что практикующему медитацию буддисту становятся доступны следующие сверхспособности:

  1. Божественный слух (способность слышать звуки любых миров);
  2. Божественное зрение (способность видеть любые явления, включая неземные);
  3. Способность вспоминать прошлые жизни (как свои, так и других людей);
  4. Способность читать чужие мысли;
  5. Способности творить чудеса или сиддхи (левитация, изменение размера тела в сторону уменьшения или увеличения, изменение пространства и времени, хождение по воде,телепортация, прохождение через объекты, невидимость, ясновидение, возможность «прикасаться к луне и солнцу» и другие сиддхи).

Данные сверхспособности, согласно учению, могут получить практикующие йогины и некоторые маги. Но ещё одна сверхспособность может быть доступна только тем, кто смог достичь нирваны и прекратить страдания. Данная шестая сверхспособность включает в себя «знание, прекращающее влияния чувственных желаний, ложных взглядов и тьмы невежества». Согласно буддийским текстам, легендарной фигуре Гаутамы Будды приписывается обладание такими способностями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Магия и наука

Хотя магия  в некоторых аспектах сходна с наукой и технологией, она «действует» совсем иначе. Магия, подобно религии, связана со сверхъестественными, нематериальными силами, но, подобно науке, претендует на прямую результативность, эффективность своих действий. В отличие от науки, которая измеряет результат через опыт и эксперимент, магия ссылается на «символичную» причинно-следственную связь. Более того, подобно религии и в отличие от науки магия имеет не только инструментальную, но и эмоциональную, выразительную функцию. Например, магические методики вызова дождя могут «работать» или «не работать», но они служат экспрессивной цели укрепления социальной значимости дождя и земледелия в общине.

Информация о работе Магия: формы проявления. Чёрная магия