Махабхарата как феномен древнеиндийской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 22:50, доклад

Описание работы

«Махабхарата» («Сказание о великой битве потомков Бхараты»)

Файлы: 1 файл

Махабхарата как феномен древнеиндийской культуры.doc

— 59.00 Кб (Скачать файл)

Наибольший интерес  с философской точки зрения представляет одна из книг -

Бхагавад-Гита (божественная песнь). В отличие от Упанишад, где  философия

представлена  в виде отдельных высказываний и  положений, здесь появляются уже

развернутые и  цельные философские концепции, дающие трактовку

мировоззренческих проблем. Главное значение среди  этих концепций приобретает

учение санкхьи  и тесно связанной с ним  йоги, которые эпизодически упоминались

в Упанишадах. Основу концепции составляет положение о пракрите (материи,

природе), как  источнике всего бытия (в том  числе и психики, сознания) и не

зависимом от нее  чистом духе - Пуруше (именуемом также  Брахманом, Атманом).

Таким образом, мировоззрение дуалистично, основано на признании двух начал.

Основное содержание Бхагавад-Гиты составляют поучения бога Кришны. Бог

Кришна, согласно индийской мифологии, является восьмой  аватарой (воплощением)

бога Вишну. Бог  Кришна говорит о необходимости  для каждого человека выполнять

свои социальные (варновые) функции и обязанности, быть безразличным к плодам

мирской деятельности, все свои помыслы посвящать богу. Бхагавад-Гита содержит

важные представления  древнеиндийской философии: о тайне  рождения и смерти; о

соотношении пракрити и природы человека; о генах (трех материальных началах,

рожденных природой: тамас - косное инертное начало, раджас - страстное,

деятельное, возбуждающее начало, саттва - возвышающее, просветленное,

сознательное  начало). Их символами являются соответственно черный, красный и

белый цвета, определяющих жизнь людей; о нравственном законе (дхарме)

исполнения долга; о пути йогина (человека, посвятившего себя йоге -

совершенствованию сознания); о подлинном и не подлинном  знании. Главными

достоинствами человека называются уравновешенность, отрешенность от страстей

и желаний, непривязанность  к земному.


Информация о работе Махабхарата как феномен древнеиндийской культуры