Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 22:50, доклад
«Махабхарата» («Сказание о великой битве потомков Бхараты»)
Наибольший интерес с философской точки зрения представляет одна из книг -
Бхагавад-Гита (божественная песнь). В отличие от Упанишад, где философия
представлена в виде отдельных высказываний и положений, здесь появляются уже
развернутые и цельные философские концепции, дающие трактовку
мировоззренческих проблем. Главное значение среди этих концепций приобретает
учение санкхьи и тесно связанной с ним йоги, которые эпизодически упоминались
в Упанишадах. Основу концепции составляет положение о пракрите (материи,
природе), как источнике всего бытия (в том числе и психики, сознания) и не
зависимом от нее чистом духе - Пуруше (именуемом также Брахманом, Атманом).
Таким образом, мировоззрение дуалистично, основано на признании двух начал.
Основное содержание Бхагавад-Гиты составляют поучения бога Кришны. Бог
Кришна, согласно индийской мифологии, является восьмой аватарой (воплощением)
бога Вишну. Бог Кришна говорит о необходимости для каждого человека выполнять
свои социальные (варновые) функции и обязанности, быть безразличным к плодам
мирской деятельности, все свои помыслы посвящать богу. Бхагавад-Гита содержит
важные представления древнеиндийской философии: о тайне рождения и смерти; о
соотношении пракрити и природы человека; о генах (трех материальных началах,
рожденных природой: тамас - косное инертное начало, раджас - страстное,
деятельное, возбуждающее начало, саттва - возвышающее, просветленное,
сознательное начало). Их символами являются соответственно черный, красный и
белый цвета, определяющих жизнь людей; о нравственном законе (дхарме)
исполнения долга; о пути йогина (человека, посвятившего себя йоге -
совершенствованию сознания); о подлинном и не подлинном знании. Главными
достоинствами человека называются уравновешенность, отрешенность от страстей
и желаний, непривязанность к земному.
Информация о работе Махабхарата как феномен древнеиндийской культуры