Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 11:33, реферат
Масленица, сырная неделя (до реформы орфографии также часто масляница) — праздничный цикл, сохранившийся на Руси с языческих времен. Ритуал связан с проводами зимы и встречей весны. Масленица празднуется в последнюю неделю перед Великим постом за семь недель до Пасхи.
Введение 3
История масленицы 4
История происхождения блинов 6
Распорядок проведения праздника 7
Масленица в Польше 12
Обряды в масленицу 13
Катание с гор 14
Чучело Зимы – главный символ Масленицы 14
Блины на Масленицу 17
Зазывание Масленицы в гости 18
В Заключение анекдоты про масленицу: 19
Словарь 19
Приложение 20
Использованная литература: 21
Последний день Масленицы — Прощеное Воскресенье. В последний день Масленицы сжигают соломенное чучело — символ зимы. Провожают зиму до следующего года. Все просят друг у друга прощения, освобождаясь от грехов перед Великим постом. Кланяются в ноги. А в ответ слышат знакомое: «Бог простит». «прощенное», самый лучший день масленицы. В этот день принято просить прощения за все плохое и прощать тех, кто просит прощения у тебя. А еще, было принято сжигать масленицу из соломы, этим самым люди прогоняли зиму, и звали весну. В последний день масленицы уже можно было пить спиртное и веселиться, веселиться до упаду. Строили снежные городки, катались с горок, жгли костры, пели песни: Гори, гори ясно, Чтобы не погасло.
Стой подоле,
Гляди в поле —
Едут там трубачи
Да едят калачи.
Погляди на небо —
Звезды горят,
Журавли кричат.
Раз, два, не воронь,
Беги, как огонь!
После блинов отправлялись на улицу -''с гор покататься, сердцем потешиться». Потому и назывались праздничные гулянья на Масленицу «масленичными потехами». На этих гуляньях устраивались самые разнообразные увеселения и зимние народные забавы — борьба, кулачные бои, медвежьи представления, рысистые бега и катания на санях с ледяных гор, завоевания снежных городков-крепостей. На Девичьем поле в Москве возводились временные дощатые балаганы, украшенные яркими вывесками, артисты в маскарадных костюмах с музыкой и прибаутками зазывали публику, обещая веселое представление, пантомиму, акробатов, фокусников и куплетистов. Тут же ставились палатки с пряниками, орехами, пирогами и неизменными блинами. Гремели духовые оркестры, пиликали шарманки, разливались гармошки, кружились карусели, взлетали в воздух перекидные качели. Громадная площадь кипела народом, преимущественно мастеровым и торговым людом. Купечество же с первого дня Масленицы посещало театры и цирки, абонируя ложи для всего семейства. После театра за обыкновение считалось заехать в Большой Московский трактир к Тестову или в какой другой — поужинать. Половые в белоснежных рубашках легко, словно плавая, проносились по залам, угощая гостей. Они имели обыкновение поздравлять посетителей с широкой Масленицей, поднося на блюде поздравительную карточку со стихами, напечатанными на красивой бумаге. На одной стороне карточки был рисунок с масленичным сюжетом и наименованием трактира, а на другой — стихи незатейливого содержания:
«С неделей сырной поздравляем
Мы дорогих своих гостей
И от души им всем желаем
Попировать повеселей».
Провожают песней масленицу:
Ты прощай, прощай, наша Масленица!
Ты прощай, прощай, да кургузая!
Ты не в середу ушла и не в пятницу,
А ушла в неделю, кончилось веселье,
Со блинами, пирогами, да оладиями,
Со хмельным да пивом, со курным пирогом
Буйным весельем, гуляньями,
играми, охотой отмечена была
масленица, называвшаяся в
Масленица- один из любимых русских праздников. Это праздник необычный, содержит в себе множество различных обрядов и традиций.Самым любимым и красивым масленичным обрядом было катание на санях. Выезжал каждый, у кого был конь, и по улицам городов и деревень наперегонки неслись разномастные упряжки: богачи щеголяли холеными рысаками и расписными санками, крытыми коврами да медвежьими шкурами, крестьянские лошаденки вычищены были до блеска, украшены цветными ленточками и бумажными цветами.
Особый задор катанию на санях придавал давний народный обычай: поженившиеся зимой «молодые» ездили по улицам «казать себя», делали визиты родным и знакомым. Везде они оказывались в центре внимания, и это означало всеобщее одобрение и признание заключенного союза. Нередко и помолвленные женихи вывозили напоказ всему честному люду красавиц-невест. «Новоженов» и помолвленных узнавали сразу: и по счастливым лицам, и по щегольским нарядам, а особенно по тому, что им положено было ездить обнявшись.
Катание с горок на Масленицу было повсеместным. В нем принимали участие все — и стар и млад. Катанию с гор придавался особый смысл.
Дети катались с гор все дни Масленицы, взрослые же присоединялись к ним позже, примерно со среды — четверга. Все поженившиеся пары деревни должны были скатиться по одному разу. Катание с гор сопровождалось песнями, которые пели в основном девушки, ожидавшие своей очереди покататься. Как правило, со среды к катанию с гор и на лошадях активно подключалась и неженатая молодежь. Кое-где существовал даже обычай возить своих повивальных бабок.
При массовых катаниях использовались большие сани, куда могли поместиться 8-10 человек во главе с «кормчим». Катались также на небольших санках, деревянных чурбаках, опрокинутых скамейках («козлы»), загодя приспособленных коробках с намороженным днищем («морозянки»), толстых кусках льда, вырубленных в реке.
Кульминацией Масленицы остается сжигание чучела Зимы — символ ухода зимы и наступления весны. Предваряют сожжение песни, игры, пляски, хороводы, сопровождающиеся угощением горячим сбитнем (медовым напитком) и блинами, и булочками - жаворонками. В качестве жертвоприношения (когда-то это именно так и осмысливалось) изготавливали огромную смешную и страшную куклу — чучело Масленицы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду, как древний священный образ божества. Затем несли ее через всю деревню, иногда посадив чучело на колесо, воткнутое сверху на шест; выйдя за село, чучело либо топили в проруби, либо сжигали (рис. 1) или просто разрывали на части, а оставшуюся солому раскидывали по полю. Иногда вместо куклы по селу возили живую «Масленицу»: нарядно одетую девушку или женщину, старуху или даже старика в рванье. Затем под крик и улюлюканье их вывозили за село и там высаживали или вываливали в снег («проводили Масленицу»).
Этот обряд праздника
Другой вариант этого обряда выглядит так: на санках вывозят соломенную куклу больших размеров, наряженную в национальный костюм. Это Зима. Ее устанавливают в центре костровой площадки и прощаются с ней шутками, песнями, танцами, ругая ее за морозы и зимний голод и благодаря за веселые зимние забавы. После этого чучело поджигают под веселые возгласы и песни. Когда же Зима сгорит — финальная забава завершает праздник: молодежь прыгает через костер. Этим состязанием в веселье и ловкости и завершается праздник Масленицы.
А вот еще один деревенский обряд сжигания чучела масленицы, который происходил в воскресенье — в последний день праздника (к сожалению, этот ритуал праздника почти утрачен). «Сударыню - Масленицу» взгромождали на сани, рядом ставили красивую девушку, а в сани впрягались трое молодых людей, которые везли Масленицу по зимним улицам. За санями шествовал масленичный «поезд»: целая вереница саней, сопровождавших Масленицу. За околицей устраивался большой костер. Давали чучелу Масленицы блин, после чего «Сударыня - Масленица» сжигалась на костре со словами: «Гори, блины, гори, Масленица!» Блинами как бы хоронили Масленицу, принося их в жертву (блины бросали в костер) как символ будущего плодородия.
Ритуальное сжигание чучела Масленицы
тоже имело древний смысл: уничтожение
символа зимы было необходимо для воскрешения
его силы весной в злаках. По представлению
древних славян, взошедшие зерна — как
бы воскресший покойник; гибель зерна
в почве необходима для возрождения его
новой жизни в колосе.
Там же, где не делали чучела Масленицы, обряд «проводов масленицы» состоял, главным образом, в разжигании общесельских костров на возвышенности за селом или у реки. В костры помимо дров бросали, всякое старье — лапти, бороны, кошели, веники, бочки и другие ненужные вещи, предварительно собранные детьми по всей деревне, а иногда и специально для этого украденные. Иногда сжигали в костре колесо, символ солнца, связываемый с приближающейся весной; его чаще надевали па жердь, воткнутую посреди костра.
У западных и южных славян русской
«Масленице» соответствовали
В центральных областях России «проводы
масленицы» сопровождались удалением
за пределы культурного
Блины — блюдо, обрядовое использование
которого известно у восточных славян,
главным образом у русских. В других славянских
зонах аналогичную роль в обрядах выполняют
различные виды хлеба, каша (кутья) или
зерно. Основная символика блинов связана
с представлением о смерти и потустороннем
мире: блины посвящают умершим, символически
кормят ими души предков, передают блины
на «тот свет» в гробу с покойником и т.п.
Посредниками между реальным и потусторонним
миром выступают лица, являющиеся «извне»:
нищие, странники, колядники, которым раздают
блины. Блины предназначаются также суженому,
первому встречному, пастуху, скоту, Христу,
св. Власию, чучелу Масленицы, Морозу и
др. Особое значение в обрядах имеет горячий,
первый блин и блин, испеченный последним,
сухой, лежащий сверху в стопе, в гаданиях —
соленый блин.
В обряде похорон Масленицы блин дают в руки чучелу, которое сожгут.
Ели блины с утра до вечера, чередуя с другими блюдами. Особенной популярностью в этот период пользовались сдобные дрожжевые блины, которые продавались с лотков на каждом углу, подавались в трактирах и закусочных вместе со сметанкой, грибочками, икоркой, селедкой, килькой, взбитыми сливками, вареньем, медом. Запивали их чаем, сбитнем, горячим молоком. В знаменитых петербургских и московских ресторанах расторопные половые вместе с карточкой меню клали на столы отпечатанные поздравления с масленицей, часто написанные в стихах и украшенные яркими рисунками.
Информация о работе Масленица. История праздника и его традиции