Массовая и популярная культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 11:26, творческая работа

Описание работы

Как социальный феномен массовая культура является достоянием не только демократической общественной системы с ее ориентацией на рыночную экономику и культурный плюрализм. Следует заметить, что и при господстве тоталитарной общественной системы с ее тенденцией к уравниванию «всех и вся», также имеются в наличии проявления массовой культуры, но они имеют иные формы реализации. В обоих случаях результаты такой культуры должны быть доступны и понятны всем возрастам, слоям населения, независимо от их социального положения, вероисповедания, уровня образования, национальной принадлежности.

Файлы: 1 файл

Массовая и популярная культура.pptx

— 755.55 Кб (Скачать файл)

Массовая и популярная культура

 

Выполнила: Богданова С.Е. гр111

Проверил: Новиков А.Е.

2011год

«Массовая культура» (от латин. massa - ком, кусок и cultura - возделывание, воспитание) - в наиболее концентрированном виде представляет собой совокупность явлений культуры XX века, характерных для экономики, управления, досуга, общения и особенно, для сферы художественной культуры.

Массовой культурой называют такой вид культурной продукции, которая каждодневно производится в больших объемах. Предполагается, что массовую культуру потребляют все  люди, независимо от места и страны проживания. Это культура повседневной жизни, представленная самой широкой  аудитории по различным каналам, включая и средства массовой информации и коммуникации.

Массовая культура - вид культуры, характеризующийся производством культурных ценностей:  
- рассчитанных на массовое потребление и на усредненный массовый вкус;  
- стандартизованных по форме и содержанию;  
- предполагающих коммерческий успех; и  
- распространяемых средствами массовой информации.

 

Термин «массовая культура»  был впервые обозначен немецким философом М. Хоркхаймером в 1941 году и американским ученым Д. Макдональдом в 1944 году. В содержательном плане он достаточно противоречив, ибо предполагает не только «культуру для всех», но может обозначать и «не вполне культуру».

М. Хоркхаймер

 

Д. Макдональд

Как социальный феномен массовая культура является достоянием не только демократической общественной системы  с ее ориентацией на рыночную экономику  и культурный плюрализм. Следует  заметить, что и при господстве тоталитарной общественной системы  с ее тенденцией к уравниванию  «всех и вся», также имеются  в наличии проявления массовой культуры, но они имеют иные формы реализации. В обоих случаях результаты такой  культуры должны быть доступны и понятны  всем возрастам, слоям населения, независимо от их социального положения, вероисповедания, уровня образования, национальной принадлежности.

Интенсивность распространения массовой культуры в обществе во многом зависит:

- способность людей адаптироваться  к условиям рыночной экономики;

адекватно реагировать на резкие ситуативные общественные изменения.

 

 

Массовая культура способна:

- обеспечить психологическую  устойчивость населения в непростой  социальной ситуации;

- увеличить его причастность  к событиям политическим;

- сделать доступными для  многих достижения науки и  техники.

По поводу истоков массовой культуры в культурологии существует ряд точек зрения:

- Предпосылки массовой  культуры формируются с момента  зарождения человечества, и уж, во  всяком случае, на заре христианской  цивилизации. например, «Библия для  нищих», рассчитанные на массовую  аудиторию.

 

  • Истоки массовой культуры связаны с появлением в европейской литературе XVII – XVIII веков приключенческого, детективного, авантюрного романа, значительно расширившего аудиторию читателей за счет огромных тиражей. Например творчество двух писателей: англичанина Даниэля Дефо (1660-1731) - автора широко известного романа «Робинзон Крузо» и нашего соотечественника Матвея Комарова (1730-1812) - создателя  «Повести о приключениях английского милорда Георга»

- Большое влияние на  развитие массовой культуры оказал  принятый в 1870 году в Великобритании, поддержанный в ряде ведущих  европейских стран закон об  обязательной всеобщей грамотности,  позволивший многим освоить главный  вид художественного творчества XIX века - роман.

И все-таки - это предыстория  массовой культуры. Кристаллизация этого  явления, как в области концептуально-теоретической, так и в сфере художественной культуры наиболее ярко проявила себя в США. Исследования многих историков  культуры свидетельствуют о том, что ключевые структуры данного  феномена получили бурное развитие именно в Америке конца XIX - начала XX веков

Салонное искусство - направление в художественной культуре Европы и Америки 19 - начала 20 веков, характеризующееся:  
- эклектизмом творческого метода, опирающегося на нормы академизма 19 века и позднего классицизма;  
- прямолинейностью трактовки значительных тем;  
- формальной завершенностью фактуры;  
- потаканием художественной моде и вкусам массового зрителя;  
- откровенной развлекательностью;  
- коммерциализацией художественного творчества.

 

 Функции Массовой Культуры.

  • Развлекательность, развлекательная функция

 

  •   Коммерческая функция - получение прибыли

 

  • Формирование установки на потребительство (консюмеризм) формирование потребительской психологии, ограничение интересов массового человека потребительством.
  •  Компенсаторная функция, т. е. отвлечение, бегство от действительности (эскейпизм)

 

  • Нормативно-регулятивная функция обеспечивает целенаправленное формирование одних норм, ценностей, эталонов, представлений, разрушение других не усилиями самого человека, а волей владельцев культурной индустрии, формирование образа мысли, образа жизни.

 

  • Знаково-семантическая, (ее иногда называют демонстрационной) функция. Обладание определенной вещью, произведением искусства и пр. становится показателем престижа, принадлежности к определенному социальному слою.

 

  • Социализационная роль массовой культуры, облегчение вхождения человека в изменчивую среду большого города

Основные  понятия и явления Массовой Культуры:

 

Фольклорная культура - отражение ценностей массового сознания, фиксирующее позитивные и негативные стороны и события реальной жизни.

 

 

  
 

Поп-арт(Общедоступное искусство)

От англ.Popular art - популярное искусство

- направление в изобразительном авангардистском искусстве 1950-1960-х годов, "раскрывающее эстетические ценности" образцов массовой продукции. Образ, заимствованный в массовой культуре, помещается иной контекст:  
- изменяются масштаб и материал;  
- обнажается прием или технический метод;  
- выявляются информационные помехи и др.

При этом исходный образ неизменно утрачивает первоначальную идентичность, обесценивается или обнаруживает свою изнанку, парадоксально преобразуется и иронически перетолковывается.

 

Поп-культура(От англ.Popular culture - общедоступная культура )

 

- совокупность неоавангардистских взглядов на искусство, характеризуемых:  
- поверхностно-нигилистическим отношением к классическому искусству и мировому культурному наследию;  
- отрицанием художественно-эстетического опыта предшествующих поколений.

 

Массовое  искусство - художественные произведения:  
- предназначенные для удовлетворения запросов анонимной, рассеянной аудитории;  
- содержащие стереотипы и упрощенные эталоны, рассчитанные на усредненный вкус широкого потребителя;  
- распространяемые через средства массовой коммуникации.

Массовая коммуникация - систематическое распространение информации через печать, радио, телевидение, кино, звуко- и видеозапись с целью утверждения духовных ценностей общества и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей.

 

Массовая коммуникация ориентирована на большое количество людей.

 

Артизация - форма массовой культуры:  
- проявляющаяся в театрализации событий политической, общественной и культурной жизни; и  
- сопровождающаяся превращением тех или иных предметов, явлений жизни в зрелищные формы.

 

Матракаж

От фр.Matraquage -вдалбливание

- в массовой  культуре - радио- и телевизионная  реклама в виде назойливо частого  повторения лозунга, призыва,  рисунка, символа, мелодии и  т.п. 

Спасибо за внимание!


Информация о работе Массовая и популярная культура