Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 21:01, контрольная работа
Родиной массовой культуры в современных ее видах и формах по праву считается США. В силу особенностей своей недолгой истории, Америка оказалась в значительной мере лишенной исторического и культурного прошлого: в нем отсутствует Древность и Средневековье. Философия прагматизма, ставшая, по сути, идеологией, определяет своеобразие американского менталитета. Она составляет основу морали, в которой высшей ценностью и целью выступает личный успех, оправдывающий любые средства и пути к нему.
Мощным толчком к развитию массовой культуры явилось появившееся в 30-х годы XX в. телевидение, объединившее в себе все способы коммуникации и означавшее глубокий переворот в цивилизации и культуре. Сам ход научно-технического прогресса с необходимостью вел к созданию массовой культуры. Она могла появиться в любой западной стране, но именно в США индустриальная цивилизация впервые породила особую культурную индустрию, ставящую под вопрос существование традиционной гуманитарной, высокой культуры.
Введение………………………………………………………………………....3
1. Понятие "массовой культуры" и "массового искусства"………........…….4
2. Положительные черты массовой культуры……………………………….13
3. Отрицательное влияние массовой культуры и искусства………........…..14
Заключение……………………………………………………………………...15
Список литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический
университет им. К. Д. Ушинского»
Кафедра теории коммуникации и рекламы
Направление 032401.62 «Реклама и связи с общественностью в коммерческом секторе»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
На тему «Массовая культура и массовое искусство»
По дисциплине: Культурология
Работа выполнена студентом:
заочной формы обучения
факультета русской филологии и
культуры
специальности «Реклама»
гр. 717 ( 1 курс )
Теребов А. Е.
Проверил: доцент Родин В. О
г. Ярославль
2013 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Родиной массовой культуры в современных ее видах и формах по праву считается США. В силу особенностей своей недолгой истории, Америка оказалась в значительной мере лишенной исторического и культурного прошлого: в нем отсутствует Древность и Средневековье. Философия прагматизма, ставшая, по сути, идеологией, определяет своеобразие американского менталитета. Она составляет основу морали, в которой высшей ценностью и целью выступает личный успех, оправдывающий любые средства и пути к нему.
Мощным толчком к развитию массовой культуры явилось появившееся в 30-х годы XX в. телевидение, объединившее в себе все способы коммуникации и означавшее глубокий переворот в цивилизации и культуре. Сам ход научно-технического прогресса с необходимостью вел к созданию массовой культуры. Она могла появиться в любой западной стране, но именно в США индустриальная цивилизация впервые породила особую культурную индустрию, ставящую под вопрос существование традиционной гуманитарной, высокой культуры.
Цель работы – ознакомление с понятием массовой культуры и ее роли в жизни современного общества. Задачи работы:
Для написания работы
использованы учебные и методические
пособия по культурологии, статьи журналов,
посвященных современным
Понятие "массовой культуры" и "массового искусства"
«Массовая
культура» сформировалась одновременно
с обществом массового
Именно массовая культура – индикатор многих сторон жизни общества и одновременно коллективный пропагандист и организатор его, общества, настроений.
Среди основных проявлений и направлений массовой культуры нашего времени можно выделить следующие:
Нельзя сказать, что массовая культура вообще освобождает человека от личной ответственности; скорее, речь идет именно о снятии проблемы самостоятельного выбора. Структура бытия (по крайней мере той его части, что касается индивида непосредственно) задается человеку как набор более или менее стандартных ситуаций, где все уже выбрано теми самыми «гидами» по жизни: журналистами, рекламными агентами, публичными политиками, звездами шоу-бизнеса и др. В массовой культуре уже все известно наперед: «правильный» политический строй, единственно верное учение, звезды спорта и эстрады, мода на имидж «классового борца» или «сексуального символа», кинофильмы и пр.
Очевидно, массовая культура – явление далеко не однородное. Оно имеет свою структуру и уровни. В современной культурологии, как правило, выделяют три основные уровня массовой культуры.
По поводу истоков массовой культуры в культурологии существует ряд точек зрения:
1. Предпосылки массовой
культуры формируются с
2. Истоки массовой культуры связаны с появлением в Европейской литературе XVII-XVIII веков приключенческого, детективного, авантюрного романа, значительно расширившего аудиторию читателей за счет огромных тиражей. Здесь, как правило, приводят в качестве примера творчество двух писателей: англичанина Даниэля Дэфо (1660-1731) - автора широко известного романа «Робинзон Крузо» и еще 481 жизнеописания людей так называемых рискованных профессий: следователей, военных, воров, проституток и т.д. и нашего соотечественника Матвея Комарова (1730-1812) - создателя нашумевшего бестселлера XVIII-XIX веков «Повести о приключениях английского милорда Георга» и других не менее популярных книг. Книги обоих авторов написаны блестящим, простым и ясным языком.
3. Большое влияние на развитие массовой культуры оказал и принятый в 1870 году в Великобритании закон об обязательной всеобщей грамотности, позволивший многим освоить главный вид художественного творчества XIX века - роман.
Рассматривая критичную точку зрения относительно явления массовой культуры, нельзя не обратить внимание на известного испанского философа Хосе Ортега-и-Гассета, который разработал одну из наиболее радикальных в своем критицизме концепций массового общества. Согласно его определению, общество – это динамическое объединение меньшинства и масс. Если меньшинство состоит из лиц, обладающих определенными признаками, то масса – это набор индивидов, не отличающихся ничем особенным. Масса – это средние люди. Быстрый рост населения в городах и узкая профессиональная специализация, которая сформировала «массового человека», ослабили культурный потенциал и духовно подорвали современную цивилизацию. Это, по мнению Ортега-и-Гассета, ведет к неустойчивости и краху культуры в целом.
«Массовое общество» (англ. mass society), понятие, употребляемое немарксистскими социологами и философами для обозначения ряда специфических черт современного общества. В области социально-экономической «Массовое общество» связывается с индустриализацией и урбанизацией, стандартизацией производства и массовым потреблением, бюрократизацией общественной жизни, распространением средств массовой коммуникации и «массовой культуры».
Анализируя материальные основы «Массовое общество», его социальные и культурные институты, представители этого направления утверждают, что под влиянием массового производства и массового потребления происходит процесс становления экономической, социальной и политической однородности, стирание классовых различий.
Как самостоятельное явление массовая культура оценивается противоречиво. В целом существующие точки зрения можно разделить на две группы. Представители первой группы (Адорно, Маркузе и др.) дают негативную оценку этого феномена. По их мнению, массовая культура формирует у ее потребителей пассивное восприятие действительности. Такая позиция аргументируется тем, что в произведениях массовой культуры предлагаются готовые ответы на то, что происходит в социокультурном пространстве вокруг индивида. Кроме того, некоторые теоретики массовой культуры полагают, что под её влиянием изменяется система ценностей: стремление к занимательности и развлекательности становится доминирующим. К негативным моментам, связанным с влиянием массовой культуры на общественное сознание, относят также и то, что массовая культура основывается не на образе ориентированном на реальность, а на системе имиджей, воздействующих на бессознательную сферу человеческой психики.
Между тем, исследователи, придерживающиеся оптимистической точки зрения на роль массовой культуры в жизни общества, указывают что:
И все же, вероятно, противопоставление определенно позитивной и определенно негативной оценок массовой культуры будет не совсем корректным. Очевидно, что влияние массовой культуры на общество далеко не однозначно и не вписывается в бинарную схему «белое – черное». В этом заключается одна из главных проблем анализа массовой культуры.
В заключение несколько слов о возможных социальных перспективах массовой культуры. По всей видимости, она прочно укрепилась в современном обществе, и ожидать ее спонтанного исчезновения, по крайней мере, в ближайший исторический период, не приходится. Очевидно, что если она продолжит свое существование в настоящем виде, то общий культурный потенциал цивилизации не только не возрастет, но может понести и существенный ущерб. Псевдо-ценности массовой культуры все же слишком обременительны и даже разрушительны для личности и общества.
Массовое искусство – понятие, обозначающее специфические проявления массовой культуры и подразумевающее художественные произведения, предназначенные для удовлетворения запросов анонимной, рассеянной аудитории и распространяемые через средства массовой коммуникации. В массовом искусстве преобладают стереотипы и упрощенные эталоны, рассчитанные на усредненный вкус широкого потребителя.
Формирование массового
По мере разрастания практики массового искусства усилия социологии были сосредоточены на поиске секретов массового успеха у публики произведений, которые искались в них самих в специфике интриги, сопровождающих ее компонентов, типов кульминации, развязки и т.д. Социологам искусства уже в начале века удалось провести своего рода каталогизацию излюбленных тем и сюжетов, композиционных ходов, поворотов и даже сценографии. Поначалу специалисты, задавая недоуменный вопрос об успехе нелепых и порой безграмотных книг, кинофильмов с искусственными страстями, считали это явление странным и не имели сил поверить в то, что здесь нет каких-то трагических недоразумений и чьей-то злой воли.