Массовая культура и массовое искусство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 21:01, контрольная работа

Описание работы

Родиной массовой культуры в современных ее видах и формах по праву считается США. В силу особенностей своей недолгой истории, Америка оказалась в значительной мере лишенной исторического и культурного прошлого: в нем отсутствует Древность и Средневековье. Философия прагматизма, ставшая, по сути, идеологией, определяет своеобразие американского менталитета. Она составляет основу морали, в которой высшей ценностью и целью выступает личный успех, оправдывающий любые средства и пути к нему.
Мощным толчком к развитию массовой культуры явилось появившееся в 30-х годы XX в. телевидение, объединившее в себе все способы коммуникации и означавшее глубокий переворот в цивилизации и культуре. Сам ход научно-технического прогресса с необходимостью вел к созданию массовой культуры. Она могла появиться в любой западной стране, но именно в США индустриальная цивилизация впервые породила особую культурную индустрию, ставящую под вопрос существование традиционной гуманитарной, высокой культуры.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………....3
1. Понятие "массовой культуры" и "массового искусства"………........…….4
2. Положительные черты массовой культуры……………………………….13
3. Отрицательное влияние массовой культуры и искусства………........…..14
Заключение……………………………………………………………………...15
Список литературы

Файлы: 1 файл

Массовая культура и массовое искусство.doc

— 86.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический

университет им. К. Д. Ушинского»

 

Кафедра теории коммуникации и рекламы

 

Направление 032401.62 «Реклама и связи с общественностью  в коммерческом секторе»

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

На тему «Массовая  культура и массовое искусство»

По дисциплине: Культурология

 

 

 

 

Работа выполнена студентом:

заочной формы обучения

факультета русской  филологии и

культуры

специальности «Реклама»

гр. 717 ( 1 курс )

Теребов А. Е.

 

Проверил: доцент Родин В. О

 

 

 

г. Ярославль

2013 г.

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………....3

  1. Понятие "массовой культуры" и "массового искусства"………........…….4
  2. Положительные черты массовой культуры……………………………….13
  3. Отрицательное влияние массовой культуры и искусства………........…..14

Заключение……………………………………………………………………...15

Список литературы……………………………………………………………..16

 

Введение

 

Родиной массовой культуры в современных ее видах и формах по праву считается США. В силу особенностей своей недолгой истории, Америка оказалась в значительной мере лишенной исторического и культурного прошлого: в нем отсутствует Древность и Средневековье. Философия прагматизма, ставшая, по сути, идеологией, определяет своеобразие американского менталитета. Она составляет основу морали, в которой высшей ценностью и целью выступает личный успех, оправдывающий любые средства и пути к нему.

Мощным толчком к  развитию массовой культуры явилось  появившееся в 30-х годы XX в. телевидение, объединившее в себе все способы  коммуникации и означавшее глубокий переворот в цивилизации и культуре. Сам ход научно-технического прогресса с необходимостью вел к созданию массовой культуры. Она могла появиться в любой западной стране, но именно в США индустриальная цивилизация впервые породила особую культурную индустрию, ставящую под вопрос существование традиционной гуманитарной, высокой культуры.

Цель работы – ознакомление с понятием массовой культуры и ее роли в жизни современного общества. Задачи работы:

  • Дать определение понятиям «массовое искусство» и «массовая культура».
  • Рассмотреть положительные и отрицательные стороны явления массовой культуры и искусства.

Для написания работы использованы учебные и методические пособия по культурологии, статьи журналов, посвященных современным проблемам общества и его развития.

 

Понятие "массовой культуры" и "массового искусства"

 

«Массовая культура» сформировалась одновременно с обществом массового производства и потребления. Радио, телевидение, современные средства связи, а затем  видео и компьютерная техника способствовали её распространению. В западной социологии «массовая культура» рассматривается как коммерческая, поскольку произведения искусства, науки, религии и т.п. выступают в ней в качестве предметов потребления, способных при продаже приносить прибыль, если они учитывают вкусы и запросы массового зрителя, читателя, любителя музыки. Как и в любом другом виде коммерции, неотъемлемой частью «массовой культуры» является реклама.

Именно массовая культура – индикатор многих сторон жизни общества и одновременно коллективный пропагандист и организатор его, общества, настроений.

Среди основных проявлений и направлений массовой культуры нашего времени можно выделить следующие:

  • индустрия «субкультуры детства» (художественные произведения для детей, игрушки и промышленно производимые игры, товары специфического детского потребления, детские клубы и лагеря, технологии коллективного воспитания детей и т.п.);
  • массовая общеобразовательная школа, тесно коррелирующая с установками «субкультуры детства», приобщающая учащихся к основам научных знаний, философских и религиозных представлений об окружающем мире, к историческому социокультурному опыту коллективной жизнедеятельности людей, к принятым в сообществе ценностным ориентациям. При этом она стандартизирует перечисленные знания и представления на основании типовых программ и редуцирует транслируемые знания к упрощенным формам детского сознания и понимания;
  • средства массовой информации (печатные и электронные), транслирующие широким слоям населения текущую актуальную информацию, «растолковывающие» обычному человеку смысл происходящих событий, суждений и поступков деятелей из различных специализированных сфер общественной практики и интерпретирующие эту информацию в «нужном» виде;
  • система национальной (государственной) идеологии и пропаганды, «патриотического» воспитания и пр., контролирующая и формирующая политико-идеологические ориентации населения и его отдельных групп (например, политико-воспитательная работа с военнослужащими), манипулирующая сознанием людей в интересах правящих элит, обеспечивающая политическую благонадежность и желательное электоральное поведение граждан, «мобилизационную готовность» общества к возможным военным угрозам и политическим потрясениям и т.п.;
  • массовые политические движения (партийные и молодежные организации, манифестации, демонстрации, выборные кампании и т.п.), инициируемые правящими или оппозиционными элитами с целью вовлечения в политические акции широких слоев населения, в большинстве своем весьма далекого от политических интересов элит, мало понимающего смысл предлагаемых политических программ;
  • массовая социальная мифология (национал-шовинизм и истерический «патриотизм», социальная демагогия, пара научные учения и движения, экстрасенсорика, «утечки информации», слухи, сплетни и т.п.), упрощающая сложную систему ценностных ориентаций. Это в конечном счете освобождает людей, не склонных к сложным интеллектуальным рефлексиям, от усилий по рациональному объяснению волнующих их проблем, дает выход эмоциям в их наиболее инфантильном проявлении;
  • индустрия развлекательного досуга, включающая в себя массовую художественную культуру (практически по всем видам литературы и искусства, быть может, за определенным исключением архитектуры), массовые постановочно-зрелищные представления (от спортивно-цирковых до эротических). Здесь потребитель, как правило, выступает не только в роли пассивного зрителя (слушателя), но и постоянно провоцируется на активное включение «внимание»;
  • индустрия оздоровительного досуга, физической реабилитации человека (курортная индустрия, массовое физкультурное движение, культуризм и аэробика, спортивный туризм, а также система хирургических, физиотерапевтических, фармацевтических, парфюмерных и косметических услуг для изменения внешности);
  • индустрия интеллектуального и эстетического досуга («культурный» туризм, художественная самодеятельность, коллекционирование, интеллектуально или эстетически развивающие кружки по интересам, разнообразные общества собирателей, любителей и поклонников, интеллектуальные игры, викторины и т.п.);
  • система организации, стимуляции и управления потребительским спросом на вещи, услуги, идеи как индивидуального, так и коллективного пользования (реклама, мода, имиджмейкер и т.п.), формулирующая в общественном сознании стандарты социально престижных образов и стилей жизни;
  • разного рода игровые комплексы от механических игровых автоматов, электронных приставок, компьютерных игр и т.п. до систем виртуальной реальности, развивающие определенного рода психомоторные реакции человека, приучающие его к быстроте реакции;
  • всевозможные словари, справочники, энциклопедии, каталоги, электронные и иные банки информации, специальных знаний, публичные библиотеки, «Интернет» и т.п., рассчитанные не на подготовленных специалистов в соответствующих областях знаний, а на массовых потребителей «с улицы».

Нельзя сказать, что массовая культура вообще освобождает человека от личной ответственности; скорее, речь идет именно о снятии проблемы самостоятельного выбора. Структура бытия (по крайней мере той его части, что касается индивида непосредственно) задается человеку как набор более или менее стандартных ситуаций, где все уже выбрано теми самыми «гидами» по жизни: журналистами, рекламными агентами, публичными политиками, звездами шоу-бизнеса и др. В массовой культуре уже все известно наперед: «правильный» политический строй, единственно верное учение, звезды спорта и эстрады, мода на имидж «классового борца» или «сексуального символа», кинофильмы и пр.

Очевидно, массовая культура – явление далеко не однородное. Оно имеет свою структуру и уровни. В современной культурологии, как правило, выделяют три основные уровня массовой культуры.

По поводу истоков  массовой культуры в культурологии  существует ряд точек зрения:

1. Предпосылки массовой  культуры формируются с момента  рождения человечества, и уж, во всяком случае, на заре христианской цивилизации. В качестве примера обычно приводятся упрощенные варианты Священных книг (например, «Библия для начинающих»), рассчитанные на массовую аудиторию.

2. Истоки массовой  культуры связаны с появлением в Европейской литературе XVII-XVIII веков приключенческого, детективного, авантюрного романа, значительно расширившего аудиторию читателей за счет огромных тиражей. Здесь, как правило, приводят в качестве примера творчество двух писателей: англичанина Даниэля Дэфо (1660-1731) - автора широко известного романа «Робинзон Крузо» и еще 481 жизнеописания людей так называемых рискованных профессий: следователей, военных, воров, проституток и т.д. и нашего соотечественника Матвея Комарова (1730-1812) - создателя нашумевшего бестселлера XVIII-XIX веков «Повести о приключениях английского милорда Георга» и других не менее популярных книг. Книги обоих авторов написаны блестящим, простым и ясным языком.

3. Большое влияние на развитие  массовой культуры оказал и  принятый в 1870 году в Великобритании закон об обязательной всеобщей грамотности, позволивший многим освоить главный вид художественного творчества XIX века - роман.

Рассматривая критичную  точку зрения относительно явления  массовой культуры, нельзя не обратить внимание на известного испанского философа Хосе Ортега-и-Гассета, который разработал одну из наиболее радикальных в своем критицизме концепций массового общества. Согласно его определению, общество – это динамическое объединение меньшинства и масс. Если меньшинство состоит из лиц, обладающих определенными признаками, то масса – это набор индивидов, не отличающихся ничем особенным. Масса – это средние люди. Быстрый рост населения в городах и узкая профессиональная специализация, которая сформировала «массового человека», ослабили культурный потенциал и духовно подорвали современную цивилизацию. Это, по мнению Ортега-и-Гассета, ведет к неустойчивости и краху культуры в целом.

«Массовое общество» (англ. mass society), понятие, употребляемое немарксистскими социологами и философами для обозначения ряда специфических черт современного общества. В области социально-экономической «Массовое общество» связывается с индустриализацией и урбанизацией, стандартизацией производства и массовым потреблением, бюрократизацией общественной жизни, распространением средств массовой коммуникации и «массовой культуры».

Анализируя материальные основы «Массовое общество», его социальные и культурные институты, представители этого направления утверждают, что под влиянием массового производства и массового потребления происходит процесс становления экономической, социальной и политической однородности, стирание классовых различий.

Как самостоятельное  явление массовая культура оценивается  противоречиво. В целом существующие точки зрения можно разделить на две группы. Представители первой группы (Адорно, Маркузе и др.) дают негативную оценку этого феномена. По их мнению, массовая культура формирует у ее потребителей пассивное восприятие действительности. Такая позиция аргументируется тем, что в произведениях массовой культуры предлагаются готовые ответы на то, что происходит в социокультурном пространстве вокруг индивида. Кроме того, некоторые теоретики массовой культуры полагают, что под её влиянием изменяется система ценностей: стремление к занимательности и развлекательности становится доминирующим. К негативным моментам, связанным с влиянием массовой культуры на общественное сознание, относят также и то, что массовая культура основывается не на образе ориентированном на реальность, а на системе имиджей, воздействующих на бессознательную сферу человеческой психики.

Между тем, исследователи, придерживающиеся оптимистической точки зрения на роль массовой культуры в жизни общества, указывают что:

  • она притягивает к себе массы, не умеющие продуктивно использовать свое свободное время;
  • создает своего рода семиотическое пространство, которое способствует более тесному взаимодействию между членами высоко технологичного общества;
  • дает возможность широкой аудитории познакомиться с произведениями традиционной (высокой) культуры.

И все  же, вероятно, противопоставление определенно  позитивной и определенно негативной оценок массовой культуры будет не совсем корректным. Очевидно, что влияние массовой культуры на общество далеко не однозначно и не вписывается в бинарную схему «белое – черное». В этом заключается одна из главных проблем анализа массовой культуры.

В заключение несколько слов о возможных социальных перспективах массовой культуры. По всей видимости, она прочно укрепилась в современном обществе, и ожидать ее спонтанного исчезновения, по крайней мере, в ближайший исторический период, не приходится. Очевидно, что если она продолжит свое существование в настоящем виде, то общий культурный потенциал цивилизации не только не возрастет, но может понести и существенный ущерб. Псевдо-ценности массовой культуры все же слишком обременительны и даже разрушительны для личности и общества.

 

Массовое искусство – понятие, обозначающее специфические проявления массовой культуры и подразумевающее художественные произведения, предназначенные для удовлетворения запросов анонимной, рассеянной аудитории и распространяемые через средства массовой коммуникации. В массовом искусстве преобладают стереотипы и упрощенные эталоны, рассчитанные на усредненный вкус широкого потребителя.

Формирование массового искусства. Хотя массовое искусство встречаются в истории, начиная с древнейших цивилизаций, подлинная массовая культура зарождается только в Новое время в ходе процессов индустриализации и урбанизации, трансформации сословных обществ в национальные, становления всеобщей грамотности населения, деградации многих форм обыденной культуры доиндустриального типа, развития технических средств тиражирования и трансляции информации и т.п. Особое место в современной жизни массовое искусство заняло в результате процессов социокультурной модернизации во второй половине ХХ века и перехода от индустриального к постиндустриальному (информационному) этапу технологического развития. Именно тогда средства массовой информации (радио, печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. В условиях «индустриального общества» и научно-технической революции человечество в целом обнаружило отчетливо выраженную тенденцию к шаблону и однообразию в ущерб любым видам оригинальности и самобытности, идет ли речь об отдельной личности или об определенных социальных слоях и группах. Современное государство, подобно гигантской машине, с помощью единых систем образования и столь же скоординированной информации непрерывно «штампует» безликий человеческий «материал». С середины двадцатого столетия процессы стандартизации повседневной жизни приобрели во всем мире, за исключением отдаленной периферии, непроизвольный и всеобъемлющий характер.

По мере разрастания  практики массового искусства усилия социологии были сосредоточены на поиске секретов массового успеха у публики  произведений, которые искались в них самих в специфике интриги, сопровождающих ее компонентов, типов кульминации, развязки и т.д. Социологам искусства уже в начале века удалось провести своего рода каталогизацию излюбленных тем и сюжетов, композиционных ходов, поворотов и даже сценографии. Поначалу специалисты, задавая недоуменный вопрос об успехе нелепых и порой безграмотных книг, кинофильмов с искусственными страстями, считали это явление странным и не имели сил поверить в то, что здесь нет каких-то трагических недоразумений и чьей-то злой воли.

Информация о работе Массовая культура и массовое искусство