Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 23:06, реферат
Вступление
Время мощной непрерывной рекой течет и течет в пространстве, как секунды, отсчитывая века. Приходят и уходят поколение за поколением, эпоха за эпохой - и в этом непредсказуемом водовороте жизни людей, народов, империй было мало места радости и счастью. Зато судьба щедро отпускала каждому веку тяготы и испытания, засыпала болезнями и войнами, стирала с лица земли целые государства и цивилизации. Рождение, бытие, смерть - все это переплелось, скрутилось и в движении вперед оставляло после себя вечность, разгадать и постичь тайны которой не дано никому…
Массовая культура
и массовое общество |
Вступление Время мощной непрерывной
рекой течет и течет в С самого своего рождения человечество возникло как общество (большинство социологов считают, что в основе родившегося общества лежало чувство солидарности, причем, если исходить из теории дарвинизма, то и не требуется тому особых доказательств - вспомним, даже животные живут стадом). И все тяготы и поражения, радости и победы жизни люди так или иначе встречали в обществе, вместе же пришли к цивилизации и создали культуру… Именно проблемам К истокам теории массового общества Очевидно, что проблема массовости возникла отнюдь не недавно, многие философы и историки отмечают, что рассмотреть (в той или иной степени) ее пытались древние философы тысячелетия назад. (Характерный пример - Аристотель в своей “Политике”, разбирая типы государств и предлагая свою классификацию, рассматривает демократию в качестве некого извращения политии - достойной схемы организации государства - и предупреждает об опасности прихода к власти черни и маргинальных слоев населения.) Однако к полноценному изучению “массового общества” ученые приступили только в конце XIX - начале XX века. Густав Лебон В 1895 году вышла книга “Психология народов и масс” французского ученого и психолога Густава Лебона (Gustave Le Bon, 1841-1931). Хотя он получил профессию врача и в течение первой половины своей жизни занимался археологией и естественными науками, в истории он стал известен как социальный психолог именно благодаря этой книге. Лебон считал, что современная ему демократия возвестила эру господства толпы. В результате промышленной революции, урбанизации и развития средств коммуникации большие скопления людей получили более широкое распространение, чем в прошлом. В своих исследованиях Лебон пришел к выводу о том, что взаимодействие социальных групп в современном обществе нарушено и подвержено влиянию толпы, поскольку разрушались официальная религия и феодальная система правления. Густав Лебон отличался своим ярко выраженным пристрастием к аристократии. Он полагал, что народное правительство означает власть толпы, что народные массы полностью лишены разума, а элита олицетворяет самые великие достижения человечества. Консервативные пристрастия Лебона проявились в его поддержке теорий национального характера и расовой духовности. Однако нас более интересуют некоторые аспекты его теории массового общества. Основание этой теории можно применить и к целому обществу, но сначала вернемся к толпе. Сущность ее Лебон выражает следующим образом: “...В психологической массе самое странное следующее: какого бы рода ни были составляющие ее индивиды, какими схожими или несхожими ни были бы их образ жизни, занятия, их характеры и степень интеллигентности, но одним только фактом своего превращения в массу они приобретают коллективную душу, в силу которой они совсем иначе чувствуют, думают и поступают, чем каждый из них в отдельности чувствовал, думал и поступал бы. Есть идеи и чувства, которые проявляются или превращаются в действие только у индивидов, соединенных в массы. Психологическая масса есть... новое существо с качествами совсем иными, чем качества отдельных клеток”. В массе стираются индивидуальные достижения отдельных людей и исчезает их своеобразие; бессознательное проступает на первый план, сносится психическая надстройка, столь различно развитая у отдельных людей и обнажается (и приводится в действие) бессознательный фундамент, у всех одинаковый: “сознательная личность исчезает, причем чувства и идеи всех отдельных единиц, образующих целое, принимают одно и то же направление. Образуется коллективная душа, имеющая, конечно, временный характер, но и очень определенные черты... Индивид, пробыв несколько времени среди действующей толпы, под влиянием ли токов, исходящих от этой толпы, или каких-либо других причин - неизвестно, приходит скоро в такое состояние, которое очень напоминает состояние загипнотизированного субъекта”. Толпа - качественно новая система, а не конгломерат. В ней “нет ни суммы, ни среднего входящих в ее состав элементов, но существует комбинация этих элементов и образование новых свойств”. “Индивид в толпе приобретает сознание непреодолимой силы, и это сознание дозволяет ему отдаваться таким инстинктам, которым он никогда не дает волю, когда бывает один”. Первая из причин этого явления состоит в том, что в массе в силу одного только факта своего множества, индивид испытывает чувство неодолимой мощи, позволяющее ему предаться первичным позывам, которые он, будучи одним, вынужден был бы обуздывать. Для обуздания их повода тем меньше, чем больше в толпе анонимности - безответственности масс, таким образом совершенно исчезает чувство ответственности, которое всегда индивида сдерживает. Вторая причина - заражаемость - также способствует проявлению у масс специальных признаков и определению их направленности. Заражаемость есть легко констатируемый, но необъяснимый феномен, который следует причислить к феноменам гипнотического рода. В большинстве случаев индивид очень легко жертвует своим личным интересом в пользу интереса общего. Это - вполне противоположное его натуре свойство, на которое человек способен лишь в составе составной части массы. Третья, и притом важнейшая причина, обуславливает у объединенных в массу индивидов особые качества, совершенно противоположные качествам индивида изолированного. Это внушаемость, причем упомянутая заражаемость является лишь ее последствием. Индивид, находящийся в продолжение некоторого времени в лоне активной массы, впадает вскоре, вследствие излучений, исходящих от нее, или по какой-либо другой неизвестной причине в особое состояние, весьма близкое к “зачарованности”, овладевающим загипнотизированным под влиянием гипнотизера. Сознательная личность совершенно утеряна, воля и способность различения отсутствуют, все чувства и мысли ориентированы в направлении, указанном гипнотизером: “В толпе всякое чувство, всякое действие заразительно, и притом в такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу коллективному. Подобное поведение, однако, противоречит человеческой природе, и потому человек способен на него лишь тогда, когда он составляет частицу толпы... Прежде чем он потеряет всякую независимость, в его идеях и чувствах должно произойти изменение, и притом настолько глубокое, что оно может превратить скупого в расточительного, скептика - в верующего, честного человека - в преступника, труса - в героя.” Лебон выделяет еще несколько характерных особенностей толпы. “Толпе знакомы только простые и крайние чувства; всякое мнение, идею или верование, внушенные ей, толпа принимает или отвергает целиком и относится к ним или как к абсолютным истинам, или же как к столь же абсолютным заблуждениям. Так всегда бывает с верованиями, которые установились путем внушения, а не путем рассуждения... Каковы бы ни были чувства толпы, хорошие или дурные, характерными их чертами являются односторонность и преувеличение...”. Масса легковерна и чрезвычайно легко поддается влиянию, неправдоподобного для нее не существует. Она думает образами, порождающими друг друга ассоциативно, не выверяющимися разумом на соответствие с действительностью. Масса, таким образом, не знает ни сомнений, ни неуверенности. Масса импульсивна, изменчива
и возбудима. Ею почти исключительно
руководит бессознательное. Импульсы,
которым повинуется масса, могут
быть, смотря по обстоятельствам, благородными
или жестокими, героическими или
трусливыми, но во всех случаях они
столь повелительны, что не дают
проявляться не только личному инстинкту,
но даже инстинкту самосохранения.
Ничто у нее не бывает преднамеренным.
Если она и страстно желает чего-нибудь,
то всегда ненадолго, она неспособна
к постоянству воли. Она не выносит
отсрочки между желанием и осуществлением
желаемого. Она чувствует себя всемогущей,
у индивида в массе исчезает понятие
невозможного. Это показывает, что
человек в толпе действительно
обладает новым качеством, становится
элементом новой системы. Он не обдумывает
свои действия, а мгновенно подчиняется
полученному каким-то образом сигналу.
Такое поведение можно Масса немедленно доходит до крайности, высказанное подозрение сразу же превращается у нее в непоколебимую уверенность, зерно антипатии - в дикую ненависть. А потому совершенно очевидна опасность массе противоречить, и можно себя обезопасить, следуя окружающему тебя примеру, то есть иной раз даже “по-волчьи воя”. Поэтому не столь уж удивительно, если мы наблюдаем человека, в массе совершающего или приветствующего действия, от которых он в своих привычных условиях отвернулся бы. “Толпа никогда не стремилась к правде; она отворачивается от очевидности, не нравящейся ей, и предпочитает поклоняться заблуждению, если только заблуждение это прельщает ее. Кто умеет вводить толпу в заблуждение, тот легко становится ее повелителем; кто же стремится образумить ее, тот всегда бывает ее жертвой”. Будучи в основе своей вполне консервативной, масса питает глубокое отвращение ко всем новшествам и прогрессу и безграничное благоговение перед традициями. Лебон выдвигает одно важное
положение, которое, видимо, опережало
его время и, наверное, вызывало у
современников удивление. Но сегодня,
с развитием радио и Именно здесь позволим себе остановиться на рассмотрении теории Лебона и перейти к следующему этапу развития теории массового общества, тем более, что мы вплотную подошли к вопросу массового поведения целых народов, который подробно разбирается философом-героем этого реферата. Хосе Ортега-и-Гассет В 1930 году мировую известность испанскому эссеисту Хосе Ортеге-и-Гассету приносит книга “Восстание масс” (“Rebellion de las Masas'”). Хосе Ортегу-и-Гассета
можно считать первым испанским
философом (ибо Франсиско Суарес
(1548-1617) писал на латыни, а Мигель
де Унамуно (1864-1936) не преследовал снискания
философских лавров). Хосе Ортега-и-Гассет
(9 мая 1883 - 18 октября 1955) родился в
семье известного журналиста и депутата
испанского парламента Ортеги-и-Мунийа.
Обучаясь в колледже отцов-иезуитов
Miroflores del Palo (Малага), Ортега в совершенстве
овладел латынью и В 1923 г. Ортега основал
либеральный журнал “Reviste de Occidente”
(“Западный журнал”). Будучи политически
ангажированным мыслителем, он ведет
интеллектуальную оппозицию в годы
диктатуры Примо де Риверы (1923-1930),
играет немаловажную роль в свержении
короля Альфонсо XIII, избирается гражданским
губернатором Мадрида, почему и оказывается
вынужденным покинуть страну с началом
гражданской войны. С 1936 и по 1948 г.
философ находился в эмиграции
в Германии, Аргентине и Португалии,
проникшись идеями европеизма. По возвращении
в 1948 г. в Мадрид совместно с Хуаном
Мариасом создает гуманитарный институт,
где также занялся Теория Ортеги и “Восстание масс” Как уже сказано выше,
мировую известность принесло Ортеге
“Восстание масс”, хотя он известен в
культурологии как автор Оценивая итоги прошлого столетия, философ считает, последний век принес человечеству огромные плодотворные завоевания. Главными из них были победа политической демократии и парламентаризма, а также невиданное ни в одну из прошлых эпох мировой истории развития техники. Но в начале XX века со всей очевидностью обнаружилось, что он создает новую, несходную с XIX веком историческую ситуацию, резко отличную и от всех прежних веков мировой истории. Наиболее наглядный и очевидный показатель происшедшего исторического сдвига усматривается в огромном увеличении массы людей. Ведь прошлый век не только способствовал развитию науки и техники, но и в несколько раз увеличил население планеты, особенно больших городов. Но вместе с тем, создав новые, почти безграничные источники богатства и комфорта, он дал большой массе людей ощущение легкости жизни, лишил ее нравственной требовательности к себе, чувства ответственности перед настоящим и будущим, уважения к труду и традиционным нормам общественной морали. Этот исторический феномен X. Ортега-и-Гассет называет “восстание масс”. Псевдоупадок Однако сразу необходимо отметить, что Ортега не ведет речь об упадке западной цивилизации. Более того, он подчеркивает, что само понятие “упадка” основано на сравнении; в таком случае, упадочной эпохой Ортега предлагает считать такую эпоху, которая предпочитает прошлое настоящему и будущему. Отсюда его вывод: “…эпоха, которая настоящее предпочитает прошлому, никак не может считаться упадочной. К этому и шел весь мой экскурс об “уровне эпохи”. В наше время жизнь имеет - и ощущает в себе - больший размах, чем когда бы то ни было. Как же она могла бы чувствовать себя на ущербе? Наоборот, именно потому, что она чувствует себя сильнее, “живее” всех предыдущих эпох, она потеряла всякое уважение, всякое внимание к прошлому. Таким образом, мы впервые встречаем в истории эпоху, которая начисто отказывается от всякого наследства, не признает никаких образцов и норм, оставленных нам прошлым, и, являясь преемницей многовековой непрерывной эволюции, представляется нам увертюрой, утренней зарей, детством”. Кроме того, существует только
один вид упадка - убывание жизненной
силы; и существует он лишь тогда, когда
мы его ощущаем. Именно поэтому он
подробно рассматривает вопрос о
том, что ранее социологами Однако при всем этом одной из характерных черт общества стала растерянность, безрассудное и непонятное метание его во времени и культуре: “…наш век глубоко уверен в своих творческих способностях, но при этом не знает, что ему творить. Хозяин всего мира, он не хозяин самому себе. Он растерян среди изобилия. Обладая бОльшими средствами, бОльшими знаниями, большей техникой, чем все предыдущие эпохи, наш век ведет себя, как самый убогий из всех; плывет по течению. Отсюда эта странная двойственность: всемогущество и неуверенность, уживающиеся в душе поколения…”. Массы и элита Ортега развивает мысль о том, что современное общество и его культура поражены тяжелой болезнью - засильем бездуховного, лишенного каких-либо стремлений человека-обывателя, навязывающего свой стиль жизни целым государствам. В критике этого ощущаемого многими философами явления Ортега идет вслед за Ницше, Шпенглером и другими культурологами. По Ортеге, обезличенная “масса” - скопище посредственностей, - вместо того, чтобы следовать рекомендациям естественного “элитарного” меньшинства, поднимается против него, вытесняет “элиту” из традиционных для нее областей - политики и культуры, что в конечном счете приводит ко всем общественным бедам нашего века. Вопреки обычному мнению, Ортега дает иное определение человека элиты: он “проводит жизнь в служении. Жизнь не имеет для него интереса, если он не может посвятить ее чему-то высшему. Его служение - не внешнее принуждение, не гнет, а внутренняя потребность. Когда возможность служения исчезает, он ощущает беспокойство, ищет нового задания, более трудного, более сурового и ответственного. Это жизнь, подчиненная самодисциплине - достойная, благородная жизнь. Отличительная черта благородства - не права, не привилегии, а обязанности, требования к самому себе”. Благородная жизнь для Ортеги означает жизнь напряженную, всегда готовую к новым, высшим достижениям. Он противопоставляет благородную жизнь обычной, косной жизни, которая “замыкается сама в себе, осужденная на perpetuum mobile - вечное движение на одном месте, - пока какая-нибудь внешняя сила не выведет ее из этого состояния”. Но при этом взгляды Ортеги-и-Гассета отнюдь не следует уподоблять марксистскому учению о “революционных массах”, делающих историю. Для испанского философа человек “массы” - это не обездоленный и эксплуатируемый труженик, готовый к революционному подвигу, а прежде всего средний индивид, “всякий и каждый, кто ни в добре, ни в зле не мерит себя особой мерой, а ощущает таким же, “как и все”, и не только не удручен, но и доволен собственной неотличимостью”. Будучи неспособным к критическому мышлению, “массовый” человек бездумно усваивает “ту мешанину прописных истин, несвязных мыслей и просто словесного мусора, что скопилась в нем по воле случая, и навязывает ее везде и всюду, действуя по простоте душевной, а потому без страха и упрека”. Такого типа существо в силу своей личной пассивности и самодовольства в условиях относительного благополучия может принадлежать к любому социальному слою от аристократа крови до простого рабочего и даже “люмпена”, когда речь идет о “богатых” обществах. Вместо марксистского деления людей на “эксплуататоров” и “эксплуатируемых” Ортега, исходя из самой типологии человеческой личности, говорит о том, что “радикальнее всего делить человечество на два класса: на тех, кто требует от себя многого и сам на себя взваливает тяготы и обязательства, и на тех, кто не требует ничего и для кого жить - это плыть по течению, оставаясь таким, какой ни на есть, и не силясь перерасти себя”. История и причины феномена масс Исследую вопрос возникновения феномена масс, Ортега подробно анализирует европейскую историю. Так он постепенно приходит к выводу, что массовое общество и поведение - закономерный результат развития западной цивилизации. Собственно примеров массового поведения даже в древней истории немало. Даже город с самого начала сам по себе был местом сборища масс. Начинался он с пустого места - с площади, рынка, агоры в Греции, форума в Риме; все остальное - было лишь придатком, необходимым для ограждения этой пустоты. Первоначальный “полис” был не скоплением жилых домов, а прежде всего местом народных собраний, то есть специальным пространством для выполнения общественных функций. “Город не возник, подобно хижине или дому, чтобы укрыться от непогоды растить детей и для прочих личных и семейных дел. Город предназначен для вершения дел общественных”. Характерный пример массового поведения в Риме - бои гладиаторов, собиравшие огромные толпы людей, желавших посмотреть на эти “экстремальные” побоища (бои, говоря современным языком социологии, стали предметом “престижного потребления”). Рассматривая предтечи современной цивилизации, Ортега утверждает, что в основе ее лежи XIX век, успех которого слагается из двух крупных элементов: либеральной демократии и техники. Все это заключается в одном слове “цивилизация”, смысл которого раскрывается в его происхождении от слова civis - то есть гражданин, член общества. Все достижения цивилизации тогда служат тому, чтобы сделать общественную жизнь возможно более легкой и приятной. Если мы вдумаемся в эти основные элементы цивилизации, мы заметим, что у них одна и та же основа - спонтанное и все растущее желание каждого гражданина считаться со всеми остальными. Хосе Ортега исследует в динамике изменение представлений усредненного человека о жизни и ее благах. Человек XIX века ощущал в жизни растущее общее материальное улучшение. Никогда раньше до этого средний человек не решал своих экономических проблем с такой легкостью. Наследственные богачи относительно беднели, индустриальные рабочие обращались в пролетариев, а люди среднего калибра с каждым днем расширяли свой экономический горизонт. Каждый день вносил что-то новое и обогащал жизненный стандарт. С каждым днем положение укреплялось, независимость росла. То, что раньше считалось бы особой милостью судьбы и вызывало умиленную благодарность, стало рассматриваться как законное благо, за которое не благодарят, которого требуют. Такая свободная нестесненная жизнь неминуемо должна была вызвать “в средних душах” ощущение, которое можно охарактеризовать как освобождение от бремени, от всех помех и ограничений. В прошлые же времена такая свобода жизни была абсолютно недоступна для простых людей. Наоборот, для них жизнь была всегда тяжелым бременем, физическим и экономическим. С самого рождения они были окружены запретами и препятствиями, им оставалось одно - страдать, терпеть и приспособляться. Еще разительнее эта перемена проявилась в области правовой и моральной. Начиная со второй половины девятнадцатого века, средний человек уже был свободен от социальных перегородок. Заурядный человек привык осознавать, что все люди равны в своих правах. XIX век стал по существу
революционным, но не потому, что
он строил известен Тот факт, что весь феномен вполне вероятно вызван только лишь развитием либеральной демократии, приводит Ортегу к следующим выводам:
Отсюда следует неутешительный вывод: “…мы должны теперь обратиться против XIX века. Если он в некоторых отношениях оказался исключительным и несравненным, то он столь же, очевидно, страдал коренными пороками, так как он создал новую породу людей - мятежного “человека массы”. Теперь эти восставшие массы угрожают тем самым принципам, которым они обязаны жизнью. Если эта порода людей будет хозяйничать в Европе, через каких-нибудь 30 лет Европа вернется к варварству. Наш правовой строй и вся наша техника исчезнут с лица земли так же легко, как и многие достижения былых веков и культур…”. Основные черты массового человека Таким образом, изучая психическую
структуру нового “человека массы”
с точки зрения социологии, Ортега
находит в нем следующие
В основе восстания масс, подчеркивает Ортега, лежит замкнутость души массового человека. Дело в том, что человек массы считает себя совершенным, он никогда не сомневается в своем совершенстве, его вера в себя поистине подобна райской вере. Замкнутость души лишает его возможности познать свое несовершенство, так как единственный путь к этому познанию - сравнение себя с другими; но тогда он должен хоть на миг выйти за свои пределы, переселиться в своего ближнего. Душа заурядного человека неспособна к таким упражнениям. “Мы стоим здесь перед тем самым различием, которое испокон веков отделяет глупцов от мудрецов. Умный знает, как легко сделать глупость, он всегда настороже, и в этом его ум. Глупый не сомневается в себе; он считает себя хитрейшим из людей, отсюда завидное спокойствие, с каким он пребывает в глупости. Подобно насекомым, которых никак не выкурить из щелей, глупца нельзя освободить от глупости, вывести хоть на минуту из ослепления, сделать так, чтобы он сравнил свои убогие шаблоны со взглядами других людей. Глупость пожизненна и неизлечима. Вот почему Анатоль Франс сказал, что глупец гораздо хуже мерзавца. Мерзавец иногда отдыхает, глупец - никогда”. Однако человек массы совсем неглуп. Наоборот, он действительно гораздо умнее, гораздо способнее, чем все его предки. Но эти способности ему не впрок: сознавая, что он обладает ими, он еще больше замкнулся в себе и не пользуется ими. Он раз и навсегда усвоил набор общих мест, предрассудков, обрывков мыслей и пустых слов, случайно нагроможденных в памяти, и с развязностью, которую можно оправдать только наивностью, пользуется ими всегда и везде. Это явление Ортега назвал в первой главе Восстания “знамением нашего времени: не в том беда, что заурядный человек считает себя незаурядным и даже выше других, а в том, что он провозглашает и утверждает право на заурядность и самое заурядность возводит в право”. Написанное под впечатлением
первой мировой войны и накануне
второй эссе Ортеги “Восстание масс”
стало рассматриваться как Другие идеи Ортеги и другие его работы Некоторые исследователи
творчества Ортеги пришли к выводу,
что основной вопрос большинства
его культурно-философских Для Ортеги жизнь вообще подсудна, потому что жизнь - это поручение. И сосредоточен он на тех, кому поручение дано: “Жизнь всегда единственна, это жизнь каждого, жизни “вообще” не бывает”. И если поручение не выполняется, то жизнь, по словам Ортеги, становится лишь неудачным самоубийством. “Наша жизнь - стрела, пущенная в пространство, но стрела эта сама должна выбирать мишень. Поэтому ничто так достоверно не говорит о человеке, как высота мишени, на которую нацелена его жизнь. У большинства она ни на что не нацелена, что тоже своего рода целенаправленность”. Эту злосчастную целенаправленность Ортега исследовал в “Восстании масс” и вообще на протяжении всей жизни. Уже в эмиграции, накануне мировой войны, он писал: “Если тигр не может перестать быть тигром, не может “растигриться”, то человек постоянно рискует расчеловечиться. И для этого не обязательно, чтобы с ним, как с любым животным, что-то стряслось, - человек просто-напросто перестает им быть. Это правда, и не отвлеченная, а применимая к каждому из нас”. Взгляды Ортеги с годами, естественно, варьировались, надежды сменялись разочарованиями, но его жизненная установка в корне не менялась. В сущности, о чем бы он ни писал, все было лишь поводом для ее утверждения. Ортега уделял постоянное
внимание пропаганде нового испанского
искусства в стране и особенно
за рубежом. Например, в 1910 г. со страниц
газеты “Эль Импарсиаль” прозвучало
настойчивое требование о развертывании
выставок картин И.Сулоаги, уже в
то время признанного лидера большой
группы молодых арагонских художников.
В 1920 г. он пишет предисловие к
каталогу выставки картин художников-басков
Валентина и Рамона Субиаурре, состоявшейся
в Буэнос-Айресе. В своих статьях
и эссе, относящихся к середине
20-х гг., Ортега излагает эстетическое
кредо художественного Работа “Дегуманизация искусства” к читателю пришла почти одновременно с “Восстанием масс” и воспринималась в основном в общем идейном контексте последнего произведения. Предсказание Ортеги о необратимости процесса развития нового искусства в соответствии с “логикой” дегуманизации, а также идея о том, что такое искусство становится “катализатором” социальной дифференциации, вызвали либо резко критические, либо по меньшей мере сдержанные отклики на эту работу, которую следует воспринимать как целое. За идеологическим пафосом критики снижалось значение тех реальных проблем, которые занимали (и ныне продолжают занимать) внимание специалистов. Наряду с “Эссе на эстетические темы...” работа “Время, расстояние и форма в искусстве Пруста”, в которой Ортега указывает на явления “дегуманизации” в искусстве XX в., посвящена повороту части новых художников от больших вопросов современности к обыденным сторонам действительности, к тому, что он называет “периферийным”. Это изменение “перспективы” отражается в “технике”, приемах художественного творчества: объект берется в статике, дробится на бесконечное число частей, каждая из которых исследуется дотошно, “микроскопически”. Эта ситуация в искусстве свидетельствовала, как считал Ортега, о “восходе жизненного разума” В декабре 1934 вышли “Идеи и верования”, в которых автор предпринял попытку философского обоснования проблемы человеческого существования в условиях исторического перелома, кризиса. Основываясь на теоретической модели “жизни как разума”, Ортега рассматривал здесь вопросы о природе и генезисе идей и убеждении, о соотношении “чистого” (теоретического) и жизненного “разума”, об условиях и путях преодоления в сознании сомнения и “хаоса” ради достижения человеком “подлинности” своего существования. Массовая культура и массовое общество сегодня. Понятие “массового” общества Сегодня концепция массового
общества выглядит в социологии и
культурологии следующим ТЕОРИЯ “МАССОВОГО ОБЩЕСТВА”
- концепция социологии и философии,
в которой утверждается, что современное
общество характеризуется С другой стороны в учебнике “Социология” С.С.Фролова дается следующий ход рассуждений. Социолог Блумер так определяет массу людей: “Это не социальная организация, здесь нет общепринятых норм и традиций, нет установленной системы правил и ритуалов, нет организованных групп, нет структуры статусных ролей и более или менее постоянного лидерства. Это усредненная агрегация индивидов, которые разделены, разобщены, анонимны.” Следовательно, делается вывод, что массовое общество - такое общество, в котором нормальные первично-групповые, общественные, традиционно-ориентированные взаимосвязи переходят во вторично-групповые, утилитарные. Для общества становятся характерными чертами являются анонимность, высокая степень социальной мобильности, специализация статусов и социальных ролей. Необходимо, однако, отметить, что это во многом идеальный научный тип, хотя черты массового общества преобладают в нашей повседневности. Понятие “массовой” культуры Несомненно, понятие массовой культуры неразрывно связано с понятием массового общества. У “Кирилла и Мефодия” определение выглядит следующим образом: МАССОВАЯ КУЛЬТУРА - понятие, охватывающее многообразные и разнородные явления культуры 20 в., получившие распространение в связи с научно-технической революцией и постоянным обновлением средств массовой коммуникации. Производство, распространение и потребление продуктов массовой культуры носит индустриально-коммерческий характер. Смысловой диапазон массовой культуры весьма широк - от примитивного китча (ранний комикс, мелодрама, эстрадный шлягер, “мыльная опера”) до сложных, содержательно насыщенных форм (некоторые виды рок-музыки, “интеллектуальный” детектив, поп-арт). Для эстетики массовой культуры характерно постоянное балансирование между тривиальным и оригинальным, агрессивным и сентиментальным, вульгарным и изощренным. Актуализируя и опредмечивая ожидания массовой аудитории, массовая культура отвечает ее потребностям в досуге, развлечении, игре, общении, эмоциональной компенсации или разрядке и др. Вообще вся культура XX
столетия, при всем многообразии ее
выражений, способов отношения человека
к миру и т.п., характерна прежде всего
своими интеграционными процессами.
XX век - время становления единой
общечеловеческой культуры, развивающейся
через взаимообогащение и взаимопроникновение
ее национальных форм. Произошла великая
социальная революция, связанная с
колоссальным изменением форм, способов
и образцов жизни человека. Индивид
стал получать гигантское количество
информации через электронные средства
массовой коммуникации, изменилось количество,
форма и содержание социальных контактов.
Произошли фундаментальные Массовая культура - сложный социально-культурный феномен, характерный для массового общества, возможный благодаря высокому уровню развития коммуникационно-информационных систем, высокой степени урбанизации и индустриализации. Она характеризуется высокой степенью отчуждения индивида, потерей индивидуальности, подменяемой эгоизмом. Отсюда идиотия (глубокая степень психической недоразвитости) масс и их легкая манипулируемость элитами посредством насаждения культурно-поведенческих штампов через каналы массовых коммуникаций. Для массового общества - среды функционирования массовой культуры, присуще крайнее отчуждение индивида, его “заброшенность”, трудность его истинной социализации, общения и творчества, что подменяется стандартными моделями потребления, которые и навязывает массовая культура, предлагая свои усредненные модели включения человека в социальные механизмы. Таким образом, создается “замкнутый круг”: отчуждение - “заброшенность” - “иллюзии” массового сознания - модели усредненной стандартной социализации - потребление - отчуждение. Развитие техники, превращающееся в самоцель на стадии массового общества, по мнению Ж.Эллюля, уничтожает традиционные ценности всех обществ, создает единую “выхолощенную” культуру. Она лишает человека свободы и уродует его духовный мир. Происходит распад системы ценностей современного общества, что, с другой стороны, по мнению Э.Фромма, ведет к абсолютизации технического и нивелированию ценности человеческого бытия. Однако в осмыслении массовой
культуры определилась и другая тенденция.
Мнимая политическая апатия обернулась
ростом социальной напряженности. Конформистское
сознание обнаружило себя как сложное
и противоречивое, так как на разных
уровнях социальности оно показало
противоположные признаки. Влияние
массовой культуры опосредуется огромным
количеством факторов. Воздействие
со стороны манипулирующих элит, посредством
массовых коммуникаций, наталкивается
на реальные барьеры, выдвигаемые сознанием
индивида. Оно может быть конформным
и неконформным, податливым и устойчивым,
что обусловлено и В условиях традиционного общества поведение человека регулировалось в основном действием стихийных экономических сил и традиций, а не прямым давлением со стороны социальных институтов. В современном же обществе возникает потребность в прямом регулировании поведения людей, в унификации духовной жизни, стандартизации интеллектуальных реакций в рамках сложной социальной структуры нашего времени. Тоталитаризм и массы Для рассмотрения этой темы обратимся к материалам лекций Д. В. Прокудина и Б. М. Меерсона “История западной цивилизации XX века”. “ТОТАЛИТАРИЗМ ЕСТЬ ВЫСШАЯ ТОЧКА ОРГАНИЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ МАССОВОГО ОБЩЕСТВА, В КОТОРОЙ МАССОВАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ ПРОЯВЛЯЕТСЯ НЕ НА УРОВНЕ БЫТОВОМ И НЕ В ОДНОМОМЕНТНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ АКЦИЯХ, А КОНСТИТУИРУЕТСЯ В СИСТЕМУ ИНСТИТУТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ”. Именно такие свойства
массовой ментальности, как коллективизм,
аксиома “как все”, связанные с
агрессивной ксенофобией, преклонение
перед харизматическим лидером,
власть “партии нового типа”, черно-белое
восприятие мира, а главное - политизация,
охватывающая все стороны социального
существования личности и основанный
на такой политизации энтузиазм
- эти свойства и представляются
основными для тоталитарного
режима, будучи, впрочем, лишены стихийности
проявления и введены в прочнейшие
рамки государственных Хорошо известно, что апелляция к массовой ментальности открывает “партиям нового типа” дорогу к власти. Именно энтузиастическая поддержка вплоть до готовности отдать жизнь за светлые идеалы (массовый человек воспринимает политические программы как нечто, непосредственно его касающееся) и является главной опорой “партии нового типа”. Масса, идущая под руководством харизматического лидера на бой с врагами, естественно обеспечивает таковую в начале, уверенная, что любая победа лидера - ее победа, а власть лидера ее власть. Здесь и начинают работать
механизмы политизации. В тоталитарном
обществе любое действие должно быть
непременно нагружено политическим
смыслом. Эта политизация Таким образом выстраивается пирамида, вершину которой составляет “внутренняя партия” во главе с вождем, а основание - массовые организации (и даже - государственные институты), включающие в орбиту своей деятельности ВСЕ население и его политизируя. Вне такой пирамиды в тоталитарном государстве не может существовать ничто и никто (“Все в государстве, ничего вне государства” - формула Муссолини). Оставаясь в рамках перечисления
ПОЛИТИЧЕСКИХ признаков тоталитаризма,
следует обратить внимание и на самые
очевидные, такие как ДИКТАТУРА.
Диктатура как форма правления
не только свойственна всем рассматриваемым
режимам, она прямо декларируется
ими. В СССР это диктатура пролетариата,
в Германии - арийцев. То есть декларируется
диктатура одной части При этом следует иметь ввиду, что несмотря на подобные декларации, отнюдь не вся партия наделяется властью. Большая ее часть постепенно начинает играть роль одного из “приводных ремней”, и не более того. А власть сосредотачивается в тончайшем слое “внутренней партии”. То есть диктатура, как форма не ограниченного ничем, в том числе - и законом, правления немногих, налицо. При этом, такая диктатура имеет мало общего с бывшими ранее в истории человечества - она несравнимо прочнее, ибо основана на массовом политическом энтузиазме. С помощью системы террора
создается еще один “приводной ремень”,
масса постоянно получает образ
врага, с которым следует бороться
всеми силами. Идеологическое обоснование
террора (“Усиление классовой борьбы
по мере продвижения к социализму”
в СССР, мировой еврейский заговор
в Германии) - способствуют повышению
уровня политизации населения, призывая
оное к повышенной бдительности (доносительству)
и возбуждая в массе Для того, чтобы система “приводных ремней” была достаточно эффективной, вся политизация должна строиться на тонко просчитанной и обязательной идеологической базе. Действительно, целые ведомства в тоталитарных государствах посвящают свою деятельность формулированию идеологических концепций, исходящих от “внутренней партии”. Идеология эта должна прежде всего отвечать массовой ментальности. Мы уже видели основные идеологические формулы фашистов и нацистов; советская идеология, будучи изначально более сложной (марксизм), в конце концов была упрощена до уровня ее восприятия массой. Будучи сформулированными, идеологические догмы в обязательном порядке внедряются в систему “приводных ремней”, и ни одна сфера человеческой деятельности не обходится без них (от гуманитарных наук до массового спорта), ибо идеологизация жизни - один из главных инструментов ее политизации. При этом такие установки вовсе не должны были апеллировать к разуму. Они могли быть иррациональны или просто отдавать легким безумием (фразы типа “течет вода Кубань-реки, куда велят большевики”), ибо массовая ментальность не требует рациональности. Но при таких довольно неопределенных рамках, существовало очень жесткое требование: все идеологические установки должны быть единообразны: противоречия и сомнения массе непонятны (действительно непонятны). Особое место в тоталитарной
системе занимает вождь. Вождь прочно
занимает верхнее место в иерархии,
смена его практически В этих условиях естественна
высочайшая социальная мобильность (свойственная
для массового общества вообще и
тоталитаризмом усиленная): смена места
каждого винтика происходит стремительно,
ни один долго не задерживается на
своем посту. Человек молниеносно
поднимается по социальной лестнице
и так же молниеносно падает на
самое дно. Человек легко перемещается
и в горизонтальной плоскости, меняя
(не самостоятельно, конечно, а по соответствующим
указаниям и разрешениям) работу
и специальность, что ведет к
снижению компетентности во всех областях
деятельности, место жительства (уезжая
на “великие стройки” или будучи мобилизованным
на трудовой фронт), семью (отказавшись
от родственников “врагов народа”) Таким образом, сейчас мы уже можем со всей смелостью констатировать, что многие предсказания Ортеги-и-Гассета действительно сбылись, хотя он и не мог предположить, что целые расы могут быть поставлены на грань выживания в результате Второй Мировой и что тоталитаризм в нашей стране окажется настолько силен. Основные направления массовой культуры сегодня
СМИ в массовой культуре Развитие средств массовой коммуникации (радио, кино, телевидение, газета и т.д.) отражает существенные сдвиги в механизме действия современной культуры. Внедрение новых информационных связей и компьютеризированных сетей ярко показывает, что печатная и электронная продукция с каждым днем охватывает все большие и большие слои общества. Но это электронное великолепие возникло не на пустом месте, - основы закладывались столетиями, усилиями многих народов. Видеоаппаратуру начали создавать на наших глазах, а первые идеи механизировать вычислительный процесс появились еще в XVII веке. В настоящее время в США и Западной Европе информация и информационные технологии стали главным товарным продуктом экономики. Новая техника коммуникаций немало способствовала формированию следующего представления о “массовом обществе”: территориально обширное общество, со значительным населением, в высокой степени индустриализированное и урбанизированное. Власть здесь концентрирована и принимает форму манипуляции массами посредством массовых коммуникаций. Мир стоит сегодня на пороге
перестройки массово-
Конечно, никто не оспаривает
тот факт, что новые средства культурной
коммуникации освободили человека от
бремени изнурительного физического
труда, предоставив ему возможность
открывать новые источники Некоторые аспекты массовой культуры Я думаю, что не стоит здесь обращаться ни к вопросам пользы массовой культуры для общества, ни ее вреда и соответственно ее критики, ибо, как только речь заходит о массовой культуре, по мнению А.Б.Гофмана, “даже наиболее беспристрастные исследователи утрачивают порой объективность”. Мне хотелось бы в заключении затронуть всего лишь несколько проблем массовой культуры и массового общества, актуальных ныне в мире и России. Опасно актуальной в последнее время становится проблема специализации. Эта проблема была изучена в свое время Ортегой-и-Гассетом в его “Восстании”, именно на основе этого исследования и стоит, на мой взгляд, рассмотреть ее и сейчас. Специализация наук начинается
как раз в ту эпоху, которая
назвала цивилизованного “Мы стоим здесь перед парадоксальным, невероятным и в то же время неоспоримым фактом: экспериментальные науки развились главным образом благодаря работе людей посредственных, даже более чем посредственных. Иначе говоря, современная наука, корень и символ нашей цивилизации, впустила в свои недра человека заурядного и позволила ему работать с видимым успехом. Причина этого - в том факте, который является одновременно и огромным достижением, и грозной опасностью для новой науки и для всей цивилизации, направляемой и представляемой наукой; а именно - в механизации”. Большая часть работы в физике или биологии состоит в механических операциях, доступных каждому или почти каждому. Для производства бесчисленных исследований наука подразделена на мелкие участки, и исследователь может спокойно сосредоточиться на одном из них, оставив без внимания остальные. Серьезность и точность методов исследования позволяют применять это временное, но вполне реальное расчленение науки для практических целей. Работа, ведущаяся этими методами, идет механически, как машина, и, для того, чтобы получить результаты, научному работнику вовсе не нужно обладать широкими знаниями общего характера. Таким образом, большинство ученых способствуют общему прогрессу науки, не выходя из узких рамок своей лаборатории. Цивилизация же, дав ему специальность, сделала его самодовольным и наглухо замкнутым в своих пределах; внутреннее ощущение своего достоинства и ценности заставляет его поддерживать свой “авторитет” и вне узкой сферы, вне специальности. Оказывается, даже человек высокой квалификации, ученый специалист - казалось бы, прямая противоположность человека массы - может во многих случаях вести себя точь-в-точь так же. “Достаточно взглянуть, как неумно ведут себя сегодня во всех жизненных вопросах - в политике, в искусстве, в религии - наши “люди науки”, а за ними врачи, инженеры, экономисты, учителя... Как убого и нелепо они мыслят, судят, действуют! Непризнание авторитетов, отказ подчиняться кому бы то ни было - типичные черты человека массы - достигают апогея именно у этих довольно квалифицированных людей”. Жаль, что большинство
современных нам людей с Можно очень долго говорить
об исследованиях Ортеги и актуальности
его культурологического Заключение В отличие от Запада нам
приходится решать двойную задачу.
Первостепенная из них - проблема экономики.
Вторая - по поиску “духовной массы”
- хоть и кажется не актуальной и
далекой, на самом деле, требует своего
параллельного решения. Средство ее
решения в региональных рамках -
это национальная идея. Она предполагает,
прежде всего, долгосрочную, а не сиюминутную
перспективу. Эпохи, которые не умеют
обновить свои желания - умирают. Поставив
лишь блок материальных вопросов, мы непременно
впоследствии получим ситуацию, сложившуюся
в западном обществе. Мы потеряем корни,
с помощью которых и было создано
все предыдущими поколениями. Поэтому
только национальная самобытность, не
только поддерживаемая, но и развиваемая,
способна противопоставить материальному
значительную духовную компоненту. Без
баланса духовной и материальной
компоненты получим лишь спад за счет
роста преступности, наркомании, аморального
отношения к субъектам Наш менталитет оказался не
восприимчив к идеям
Использованная литература:
|