Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 12:48, реферат
Для массовой культуры характерен антимодернизм и антиавангардизм. Если модернизм и авангард стремятся к усложненной технике письма, то массовая культура оперирует предельно простой, отработанной предшествующей культурой техникой. Если в модернизме и авангарде преобладает установка на новое как основное условие их существования, то массовая культура традиционна и консервативна. Она ориентирована на среднюю языковую норму, на простую прагматику, поскольку она обращена к огромной читательской, зрительской и слушательской аудитории.
В XX веке качественно изменились представления
о времени и пространстве, изменились
не только в рамках научной картины мира,
но прежде всего в рамках картины человеческого
бытия в целом.
История этого века утвердила свою всемерность
в тенденциях глобальных проблем: образование
экономических систем мирового масштаба
(мировой рынок, международные банки, трансконтинентальные
монополии); образование глобальной информационной
сети, позволяющей приобщить к делам отдельных
стран весь мир; возникновение экологических
проблем, решение которых возможно только
усилиями всего человечества; войны XX
века становятся мировыми, они охватывают
десятки народов и государств, при этом
масштабы уничтожения человека достигают
небывалых размахов.
XX век - это преодоления пространственных
ограничений. Усилиями разума человек
проникает в тайны мира и галактические
широты космоса. Человек осознает себя
частью Вселенной.
В рамках определенной исторической
эпохи в мире всегда существовали
различные культуры. В современном
обществе особое значение приобрела
«массовая» культура.
Интерес
к явлению массовой культуры возник довольно
давно и на сегодняшний день существует
немало исследований, теорий и концепций «массовой культуры
Массовая
культура - это семиотический образ реальности,
а фундаментальная культура - это образ
глубоко вторичный, "вторичная моделирующая
система", нуждающаяся для своего осуществления
в языке первого порядка.В этом смысле
массовая культура ХХ века была полной
противоположностью элитарной культуры
в одном и ее копией в другом.
Для массовой
культуры характерен антимодернизм и
антиавангардизм. Если модернизм и авангард
стремятся к усложненной технике письма,
то массовая культура оперирует предельно
простой, отработанной предшествующей
культурой техникой. Если в модернизме
и авангарде преобладает установка на
новое как основное условие их существования,
то массовая культура традиционна и консервативна.
Она ориентирована на среднюю языковую
норму, на простую прагматику, поскольку
она обращена к огромной читательской,
зрительской и слушательской аудитории.
Можно
сказать, поэтому, что массовая культура
возникла в ХХ веке не только благодаря
развитию техники, приведшему к такому
огромному количеству источников информации,
но и благодаря развитию и укреплению
политических демократий. Известно, что
наиболее развитой является массовая
культура в наиболее развитом демократическом
обществе - в Америке с ее Голливудом, этим
символом всевластия массовой культуры.
ПОНЯТИЕ И ТЕРМИН «МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ»
Массовая
культура - понятие, которое используется
для характеристики современного культурного
производства и потребления. Это производство
культуры, организованное по типу массовой,
серийной конвейерной индустрии и поставляющее
такой же стандартизированный, серийный,
массовый продукт для стандартизированного
массового потребления. Массовая культура
- специфический продукт современного
индустриального урбанизированного общества.
Массовая
культура - это культура масс, культура,
предназначенная для потребления народом;
это сознание не народа, а коммерческой
индустрии культуры; она враждебна подлинно
народной культуре. Она не знает традиций,
не имеет национальности, ее вкусы и идеалы
меняются с головокружительной быстротой
в соответствии с потребностями моды.
Массовая культура обращается к широкой
аудитории, апеллирует к упрощенным вкусам,
претендует на то, чтобы быть народным
искусством. Феномен массовой культуры
существует, а телевидение является самым
эффективным средством тиражирования
и распространения этой культуры. Массовая
культура воздействует на массовое сознание,
связана со средствами массовой коммуникации,
ориентирована на потребительские вкусы
и инстинкты, имеет манипулятивный характер.
Массовая культура осуществляет стандартизацию
духовной деятельности человека.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ
Существуют довольно противоречивые точки
зрения по вопросу о времени возникновения
“массовой культуры”. Некоторые считают
ее извечным побочным продуктом культуры
и поэтому обнаруживают ее уже в античную
эпоху. Гораздо больше оснований имеют
попытки связать возникновение “массовой
культуры” с научно-технической революцией,
породившей новые способы производства,
распространения и потребления культуры.
По поводу
истоков массовой культуры в культурологии
существует ряд точек зрения:
1. Предпосылки
массовой культуры формируются с момента
рождения человечества, и уж, во всяком
случае , на заре христианской цивилизации.
В качестве примера обычно приводятся
упрощенные варианты Священных книг (например,
"Библия для начинающих"), рассчитанные
на массовую аудиторию.
2. Истоки
массовой культуры связаны с появлением
в Европейской литературе XVII-XVIII веков
приключенческого, детективного, авантюрного
романа, значительно расширившего аудиторию
читателей за счет огромных тиражей. Здесь,
как правило, приводят в качестве примера
творчество двух писателей: англичанина
Даниэля Дэфо (1660-1731) - автора широко известного
романа "Робинзон Крузо" и еще 481 жизнеописания
людей так называемых рискованных профессий:
следователей, военных, воров, проституток
и т.д. и нашего соотечественника Матвея
Комарова (1730 - 1812) - создателя нашумевшего
бестселлера XVIII-XIX веков "Повести о
приключениях английского милорда Георга"
и других не менее популярных книг. Книги
обоих авторов написаны блестящим, простым
и ясным языком.
3. Большое
влияние на развитие массовой культуры
оказал и принятый в 1870 году в Великобритании
закон об обязательной всеобщей грамотности,
позволивший многим освоить главный вид
художественного творчества XIX века - роман.
И все-таки
все вышеизложенное - это предыстория
массовой культуры. А в собственном смысле
массовая культура проявила себя в США
на рубеже XIX-XX веков. Известный американский
политолог Збигнев Бжезинский любил повторять
фразу, которая стала со временем расхожей:
"Если Рим дал миру право, Англия - парламентскую
деятельность, Франция - культуру и республиканский
национализм, то современные США дали
миру научно-техническую революцию и массовую
культуру".
Феномен появления массовой культуры
представляется следующим образом. Для
рубежа XIX-XX веков стала характерной всеобъемлющая
массовизация жизни. Она затронула все
ее сферы экономику и политику, управление
и общение людей. Активная роль людских
масс в различных социальных сферах была
проанализирована в ряде философских
сочинений XX века.
Конечно,
в наши дни масса существенно изменилась.
Массы стали образованными, информированными.
Кроме того, субъектами массовой культуры
сегодня являются не просто масса, но и
индивиды, объединенные различными связями.
Поскольку люди выступают одновременно
и как индивиды, и как члены локальных
групп, и как члены массовых социальных
общностей, постольку субъект "массовой
культуры" может рассматриваться как
двуединый, то есть одновременно и индивидуальный
и массовый. В свою очередь понятие "массовая
культура" характеризует особенности
производства культурных ценностей в
современном индустриальном обществе,
рассчитанное на массовое потребление
этой культуры. При этом массовое производство
культуры понимается по аналогии с поточно-конвейерной
индустрией.
ТЕОРИЯ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ КАК КУЛЬТУРЫ
«МАССОВОГО ОБЩЕСТВА»
Центральное место в исследованиях данного
направления отводится массовому обществу,
возникшему в результате процессов индустриализации
и урбанизации. Массовая культура при
этом рассматривается как особый тип культуры
заменившей собой традиционные формы
народной культуры (Ф. Ницше, М. Вебер, Н.
Бердяев, З. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг, Дж. Бентам,
Д. Рисмэн, Ф. Ливис, Д. Томпсон, Р. Вильямс,
Р. Хоггарт). В трудах этих философов и
ученых «массовая культура» трактуется
как предельное выражение духовной несвободы,
социальный механизм отчуждения и угнетения
личности человека. Таким образом, в рамках
рассматриваемого направления феномен
массовой культуры получает негативную
оценку.
Рассматривая
критичную точку зрения относительно
явления массовой культуры, нельзя не
обратить внимание на известного испанского
философа Хосе Ортега-и-Гассета, который
разработал одну из наиболее радикальных
в своем критицизме концепций массового
общества. Согласно его определению, общество
- это динамическое объединение меньшинства
и масс. Если меньшинство состоит из лиц,
обладающих определенными признаками,
то масса - это набор индивидов, не отличающихся
ничем особенным. Масса - это средние люди.
Быстрый рост населения в городах и узкая
профессиональная специализация, которая
сформировала «массового человека», ослабили
культурный потенциал и духовно подорвали
современную цивилизацию. Это, по мнению
Ортега-и-Гассета, ведет к неустойчивости
и краху культуры в целом. Идеи испанского
мыслителя во многом созвучны теориям массового общества К. Мангейма,
Э. Фромма и Х. Арендт.
Теории
Франкфуртской школы. Здесь основополагающим становится
понятие культурной индустрии, гарантирующей
устойчивость капитализма. Общий вывод,
к которому пришли представители Школы,
заключается в том, что массовая культура
формирует конформизм, удерживает реакции потребителя
в инфантильном, статичном состоянии,
позволяет манипулировать его сознанием.
Таким образом, оценка феномена массовой
культуры в рамках этих исследований так
же негативна. Среди наиболее видных представителей
Франкфуртской школы следует отметить
Т. Адорно, М. Хоркхеймера, В. Беньямина
и Г. Маркузе.
Теоретики
и историки культуры придерживаются далеко
не тождественных точек зрения по поводу
времени возникновения массовой культуры
как самостоятельного социального феномена.
Так, Е.П. Смольская полагает, что оснований
для того, чтобы говорить о тысячелетней
истории массовой культуры не существует.
Напротив, американский социолог Д. Уайт
считает, что к первым элементам массовой
культуры можно отнести, например, бои
римских гладиаторов, которые привлекали
многочисленных зрителей. Согласно А.
Адорно, прототипами современной массовой
культуры следует считать формы культуры,
которые появились во время становления
капитализма в Англии, т.е. на рубеже XVII-XVIII
веков. Он убежден, что романы, написанные
в этот период (Дефо, Ричардсон) предназначались
для рынка и имели явную коммерческую
направленность. Следовательно, они тяготели
скорее к «массовой» чем к «элитарной»
культуре. Однако, российские оппоненты
(Е.П. Смольская и др.) указывают, что эти
произведения не содержали известных
шаблонов, которые характерны для произведений
массовой культуры.
«Массовую культуру» называют по-разному:
развлекательным искусством, искусством
«анти-усталости», полукультурой. Характеризуя
её, американский психолог М. Белл подчеркивает:
«Эта культура демократична. Она адресована
вам людям без различия классов, наций,
уровня бедности и богатства. Кроме того,
благодаря современным средствам массовой
коммуникации людям стали доступны многие
произведения искусства, имеющие высокую
художественную ценность».
Борьба
с «массовой культурой», с её открыто антидемократическим
содержанием стала одной из важных задач
в программах и практике прогрессивных,
демократических сил в капиталистических
странах. С середины 60-х годов анализ и
критика «массовой культуры» во всех формах
её проявления успешно развиваются в работах
философов и социологов -- марксистов.
По-моему мнению, однозначно оценивать массовую культуру нельзя, потому что, как и всякое общественное явление, она имеет две стороны.
С одной стороны распространение массовой культуры – хорошо, и даже очень. Ведь, благодаря ей, введено обязательное общее образование, то есть каждый человек мало-мальски умеет читать и писать, всё зависит от уровня его образования, естественно.
Люди, благодаря данному феномену, более информированы о происходящем вокруг, то есть никто не находится за «железным занавесом». Каждый человек хоть что-то знает об обстановке в мире. Правдивость же данной информации порою оставляет желать лучшего.
Имея такое количество информации, человек стал более быстро развиваться. То есть, обладая определённой информацией, человек сам решает - какие делать для себя выводы, и он переходит на новую ступень своего развития. В это же время этот же человек может поделиться «нововыведенной» информацией со своим приятелем, и тогда приятель уже сам сделает свои выводы и вновь расширится разнообразие информации. Иногда это похоже на «сарафанное радио» - один не досказал, второй не услышал, третий приукрасил…
Но, опять же возвращаясь к обратной стороне этого феномена, нельзя не учесть тот факт, что массовую культуру зачастую называют «культурой быдла». Мне как простому обывателю наверняка не понять данное отношение людей к массовой культуре, но всё же что-то заставляет меня задуматься над тем «не такое уж и несправедливое название, если чуть-чуть углубиться». Давайте же углубимся.
Во-первых, посмотрим в первую очередь на нашу молодёжь. Честно, стыдно. Стыдно за то, что массовая культура превращает наших молодых людей в женственных созданий с отдалённо напоминающими мужские чертами лица. Нет, я серьёзно. До абсурда же доходит, когда, обращаясь к девушке «который сейчас час», на тебя оборачивается длинноволосое лицо с недельной щетиной, а потом «оно» ещё и обижается. Да и, по собственному опыту рассуждая, среди ровесников сигареты всё чаще приходится «стрелять» у девушек, будущих матерей, между прочим. Потому что первым кто-то вбил в голову, что чтобы понимать противоположный пол, нужно приблизиться к нему (или же они просто не до конца смотрели фильм с Мэлом Гиббсоном «Чего хотят женщины»). Я составил некую квинтесенцию из фраз, объясняющих поведение девушек «Ведь мужчины сильные, они курят, благодаря этому они могут справляться с проблемами. А так как на моём пути никак не попадается «достойный», то буду сильной я, значит и курить начну».
Во-вторых, включим наш телевизор. Первый и второй каналы ещё куда ни шло. Это официальные каналы страны, пошлости там по минимуму. Листнём дальше? Перчислю ТНТ,РенТВ, НТВ..их множество. Что мы там видим? На первом из них – жизнь прекрасна, все смеются над «шутками ниже пояса», не задумываясь о том, что хороших, корректных шуток там практически не осталось. На следующем постоянно раскрывают мировые тайны нашего времени, которые так тщательно скрывало наше правительство. И ведь народ верит, не задумываясь о том, что если правительство хотело, то уже завтра не стало бы ни этого канала, ни тех, кто с ним как-либо связан. Ну а третий, что третий? Третий в своём репертуаре – криминал, войны, диспуты, фильмы «18+». И о каком здоровом будущем мы говорим, если каждый день дети и подростки видят это, внимают так сказать с малолетства.
В-третьих, оглянемся вокруг. Про сёла и деревни речи не веду, а говорю о городах миллионерах, и так называемых провинциях. Где Россия? Лишь на очередной футболке прохожего, и то это можно посчитать за счастье, если ты ежедневно видишь такие надписи как «азербайджан», «кавказ – сила» и т.д. Да, не отрицаю, что выглядеть ярко хочет каждый, и благо, что есть для этого возможности. НО! Зачем же было перенимать у запада вместе с «адидасом» и манеру общения? Не исконно-русский, даже простой «советский» язык теряется! Как часто слышим мы такие слова, как: окей (ок, окай, океюшки), анриалли (нереал)… благодаря распространению массовой культуры, родителем которой, по моему мению , всё же является США, происходит западнизация нашего народа («оцифрование» - как говорит М.Н. Задорнов).
Глядя на всё это, невольно задаёшься вопросом: «А могу ли я что-то сделать, чтобы хотькак-то предотвратить это?» Иногда, конечно, ты упорно борешься с собой, стараясь следить за своей речью, но иногда, закутавшись в рутине и суете будней, не замечаешь, как сам употребляешь «неродной язык»