Массовое сознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 01:22, реферат

Описание работы

В данном реферате ключевым понятием является «массовое сознание», однако для лучшего его понимания необходимо рассмотреть и те понятия, которые непосредственно связаны с ним. К примеру, это понятие «масса». Рассматриваться оно будет, опираясь на книгу Д.Белла под названием "Цель идеологии".

Содержание работы

Введение………………………………………………………………. 3
Что такое масса…………………………………………………………4
Что такое массовое сознание…………………………………………..5
Особенности массового сознания……………………………………..7
Предпосылки формирования массового сознания……………….…..8
История изучения массового сознания…………………………….….9
Заключение……………………………………………………………...13
Список использованной литературы ……………………………...…..14

Файлы: 1 файл

Массовое сознание.docx

— 30.54 Кб (Скачать файл)

В итоге, как в зарубежной, так  и отечественной научной литературе, посвященной различным сторонам явления массовизации психики и массовой психологии в целом, до сих пор нет крупных работ, в которых специально рассматривалась бы психология массового сознания. Бытующие ныне в науке взгляды можно объединить в два основных варианта.

С одной стороны, массовое сознание — конкретный вариант, ипостась общественного  сознания, заметно проявляющаяся  лишь в бурные, динамичные периоды  развития общества. В такие периоды  у общества обычно нет интереса к  научным исследованиям. В обычные  же, стабильные периоды развития массовое сознание функционирует на мало заметном, обыденном уровне. При этом существенно, что оно может одновременно включать в себя отдельные компоненты разных типов сознания. Например, сознание классических групп социально-профессионального характера, составляющих собой социальную структуру общества (что обычно имеет приоритетный характер и в первую очередь фиксируется теоретиками). Может оно включать и некоторые иные типы сознания, присущие специфическим множествам индивидов, объединяющим представителей различных групп, но, в то же время, не имеющим отчетливо группового характера. Обычно это фигурирует как обыденное сознание, не имеющее четкой социальной отнесенности — например, «сознание» очереди за дефицитным товаром в условиях «развитого социалистического общества». Согласно данной точки зрения, проявления массового сознания носят в значительной мере случайный, побочный характер и выступают в качестве признаков временного, несущественного стихийного варианта развития.

С другой стороны, массовое сознание рассматривается как достаточно самостоятельный феномен. Тогда  это сознание вполне определенного  социального носителя («массы»). Оно  сосуществует в обществе наряду с  сознанием классических групп. Возникает  оно как отражение, переживание  и осознание действующих в  значительных социальных масштабах  обстоятельств, в том или ином отношении общих для членов разных социальных групп, оказывающихся тем  самым в сходных жизненных  условиях, и уравнивающих их в том  или ином плане. Согласно данной логике, массовое сознание оказывается более глубинным образованием, отражением действительности «первичного порядка», которое лишь потом обретает необходимые психологические признаки социальной определенности.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Массовое сознание пронизывает  все сферы общественной жизни, проявляясь в каждой из них в разной степени (сфере материального производства, социальной жизни, политической сфере). В результате анализа приведенных  характеристик массового сознания и взаимодействия его с другими  элементами общественного сознания можно сделать следующий вывод. Массовое сознание - это специфический  элемент общественного сознания. Специфика его состоит в том, что массовое сознание интегрирует  все элементы общественного сознания: виды, формы, уровни, сферы, переплетение и взаимодействие которых обеспечивает целостный содержательный вариант  исторической формы массового сознания.  
Изменение социальных ценностей в общественном сознании происходит постепенно и неравномерно в различных группах людей. Последние десятилетия в человеческой цивилизации на первое место стали выдвигаться ценности выживания и развития как всего человечества, так и каждого человека в отдельности. Для массового сознания стало очевидным и непреложным фактом, что дальнейшее движение общества вперед невозможно без качественно нового уровня политической, экономической, правовой и экологической культуры, что эта культура должна пронизывать сознание людей.  
Массовое сознание в целом приближается к признанию того, что общество в современных условиях лишено перспективы развития без резкого скачка в массовом приобщении к мировому уровню нравственной и научно-информационной культуры.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Гаспаров М. Л. Историзм, массовая культура и наш завтрашний день //  
    Вестник истории, литературы, искусства. Отд-ние ист.-филол. наук РАН. -

М.: Собрание; Наука. Т. 1, 2005, с. 26-29.

  1. Глазычев В. Проблема массовой культуры // Вопросы философии. – 1970. - №12.
  2. Грушин Б. А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования. - М. - 1987.
  3. Костина А. В. Массовая культура: аспекты понимания // Знание. Понимание. Умение. — 2006. — № 1.
  4. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. – М. – 2008. – С. 352.
  5. Судас Л. Г. Массовое сознание: В поисках новой парадигмы. - М. - 1996.
  6. Материалы сайта: http://www.ckct.org.ru/study

 


Информация о работе Массовое сознание