Материальная и духовная культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 09:46, реферат

Описание работы

Вне культуры невозможна жизнь человека и общества. Каждое новое поколение начинает свою жизнь не только в окружении природы, но и в мире материальных и духовных ценностей, созданных предшествующими поколениями. Способности, знания, человеческие чувства, умения не передаются новому поколению по наследству — они формируются в ходе усвоения уже созданной культуры. Без передачи достижений человеческой культуры от одного поколения другому немыслима история: ребенок начинает думать и говорить, превращается во взрослого, по-взрослому мыслящего человека, толь ко приобщаясь к культуре. Если человек создает культуру, то культура создает человека.

Содержание работы

Введение…………………………………………………..3 стр
1. Культура, понятие……………………………………..4 стр
2.Духовная культура человечества……………………...8 стр
3. Материальная культура человечества……………….11 стр
Заключение………………………………………………14стр
Список использованной литературы…………………...15 стр

Файлы: 1 файл

реферат психоллогия.docx

— 31.74 Кб (Скачать файл)

Понятие духовной культуры связано с понятием патриотизма. Каждый народ призван к тому, чтобы  принять свою природную и историческую данность и духовно проработать  её в национально-творческом акте. Если народ не примет эту естественную обязанность, то, духовно разложившись, погибнет и исторически сойдет с  лица земли. Одухотворение себя и  природы у каждого народа совершается  индивидуально и имеет свои неповторимые особенности. Эти особенности являются отличительными свойствами духовной культуры каждого народа и делают возможным  существование таких понятий, как  патриотизм и национальная культура.

Духовная культура — это  как бы гимн, всенародно пропетый в  истории Творцу всего и всех. Ради создания этой духовной музыки народы живут из века в век в работах  и страданиях, в падениях и подъемах. Эта «музыка» своеобразна у каждого  народа. Узнав в ней созвучность  своему духу, человек узнаёт свою Родину и врастает в неё так, как врастает единичный голос в пение хора.

Понятие духовной культуры:

  • содержит в себе все области духовного производства (искусство, философию, науку и пр.),
  • показывает социально-политические процессы, происходящие в обществе (речь идет о властных структурах управления, правовых и моральных нормах, стилях лидерства и пр.).

Древние греки сформировали классическую триаду духовной культуры человечества: истину — добро —  красоту. Соответственно были выделены и три важнейших ценностных абсолюта человеческой духовности:

  • теоретизм, с ориентацией на истину и созданием особого сущностного бытия, противоположного обычным явлениям жизни;
  • этим, подчиняющий нравственному содержанию жизни все иные человеческие устремления;
  • эстетизм, достигающий максимальной полноты жизни с опорой на эмоционально-чувственное переживание.

Обозначенные выше стороны  духовной культуры нашли свое воплощение в различных сферах деятельности людей: в науке, философии, политике, искусстве, праве и т. д. Они во многом и сегодня определяют уровень  интеллектуального, нравственного, политического, эстетического, правового развития общества. Духовная культура предполагает деятельность, направленную на духовное развитие человека и общества, а  также представляет итоги этой деятельности.

Таким образом, содержанием  культуры становится вся человеческая деятельность. Человеческое общество и выделилось из природы благодаря  такой специфической форме взаимодействия с окружающим миром, как человеческая деятельность.

Деятельность — это  форма социально-культурной активности, направленная на преобразование действительности.

Существует два  вида деятельности:

  • практическая (т. е. материально-преобразовательная, направленная на изменение природы и бытия человека, и социально-преобразовательная, меняющая социальную реальность, включая и самого человека);
  • духовная (содержанием которой выступает изменение сознания людей).

В зависимости от направленности человеческой активности социокультурная  деятельность может быть:

  • созидательной (т. е. направленной на формирование «второй природы» : среды обитания человека, орудий труда, машин и механизмов и т. п.);
  • разрушительной (связанной с различными войнами, революциями, этническими конфликтами, уничтожением природы и т. д.).

В человеческой деятельности существуют определенные ориентиры. Их называют ценностями.

Ценность — это то, что значимо для человека, что  ему дорого и важно, на что он ориентируется  в своей деятельности.

Общество выстраивает  определенную систему культурных ценностей, которая вырастает из идеалов  и потребностей его членов. В ее состав могут входить:

  • главные жизненные ценности (представления о цели и смысле жизни, счастье);
  • ценности межличностного общения (честность, доброжелательность);
  • демократические ценности (права человека, свобода слова, совести, партий);
  • прагматические ценности (личный успех, предприимчивость, стремление к материальному богатству);
  • мировоззренческие, моральные, эстетические и пр. ценности.

Среди наиболее важных ценностей  для человека, во многом определяющей, является проблема смысла его жизни. Взгляд человека на проблему смысла жизни  формируется через осознание  им конечности своего бытия. Человек  — это единственное живое существо, которое понимает неизбежность своей  смерти.

Относительно проблемы смысла человеческой жизни сложилось две  несхожие друг с другом точки зрения.

Первая — атеистическая. Она имеет давнюю традицию и восходит, в частности, к эпикурейству. Суть ее состоит в том, что если человек  существо смертное, то смысл жизни  — в самой жизни. Эпикур отрицал  для человека значимость феномена смерти, утверждая, что ее просто не существует, поскольку пока человек жив —  ее нет, а когда он умирает —  то он не в состоянии более осознать сам факт своей смерти.

Назначая в качестве смысла жизни саму жизнь, эпикурейцы учили, что идеал человеческого существования  — это атараксия, или уклонение  от страданий, спокойная и размеренная  жизнь, состоящая из духовных и физических удовольствий, данных в меру. Окончание  этого процесса и означает прекращение  бытия человека.

Материалистическая философия, которая продолжает античную традицию эпикуреизма, во всех своих проявлениях  исходит из отрицания загробной  жизни и ориентирует человека на максимально полную реализацию себя в существующей реальности. Однако это не исчерпывает всего содержания данного понятия.

Другая точка зрения на проблему смысла жизни — религиозная. Религия решает эту проблему достаточно просто, утверждая факт загробного существования человека. В своих  различных модификациях религия  учит тому, что земное, человеческое бытие есть лишь приготовление к  смерти и обретению вечной жизни. Это необходимый этап для очищения и спасения души.

Материальная  культура человечества.

Под материальной культурой  традиционно понимается совокупность вещей, устройств, сооружений, т.е. искусственно сотворенный человеком предметный мир. Иногда его называют «второй  природой». Однако артефакты — лишь одна из граней объемного тела материальной культуры — продуктивно-предметная грань. Наряду с ней выделяют процессы, средства и способы создания и  потребления названных продуктов  — технологическую грань, а также  техническую культуру самих создателей и потребителей предметного мира или его фрагментов — субъектную грань. Материальная культура имеет не только качественно разные грани, но и количественно различные срезы. Она может быть рассмотрена на разных уровнях: от единичных предметов, процессов и людей до глобальных цивилизаций.

Материальная культура более  непосредственно и более прямо  обусловлена качествами и свойствами природных объектов, той разновидностью форм вещества, энергии и информации, которые используются человеком  в качестве исходных материалов или  сырья при создании материальных предметов, материальных продуктов  и материальных средств существования  человека

Материальная культура включает в себя разнообразные по типам  и формам артефакты, где природный  объект и его материал трансформированы так, что объект превращен в вещь, то есть в предмет, свойства и характеристики которого заданы и продуцированы  творческими способностями человека так, чтобы они более точно  или более полно удовлетворяли  потребности человека как "homo sapiens", а следовательно, имели культурно  целесообразное предназначение и цивилизационную  роль

Материальная культура, в  другом смысле слова - это человеческое "Я", переодетое в вещь; это духовность человека, воплощенная в форму  вещи; это человеческая душа, осуществленная в вещах; это материализовавшийся  и опредметившийся дух человечества

В материальную культуру входят прежде всего разнообразные средства материального производства. Это  энергетические и сырьевые ресурсы  неорганического или органического  происхождения, геологические, гидрологические  или атмосферные составляющие технологии материального производства. Это  орудия труда - от простейших орудийных  форм до сложных машинных комплексов. Это разнообразные средства потребления  и продукты материального производства. Это различные виды материально-предметной, практической деятельности человека. Это материально-предметные отношения  человека в сфере технологии производства или в сфере обмена, то есть производственные отношения. Однако, следует подчеркнуть, что материальная культура человечества всегда шире существующего материального  производства. В нее входят все  виды материальных ценностей: архитектурные  ценности, здания и сооружения, средства коммуникации и транспорта, парки  и оборудованные ландшафты и  т.п.

Кроме того материальная культура хранит в себе материальные ценности прошлого - памятники, археологические  объекты, оборудованные памятники  природы и т.п. Следовательно, объем  материальных ценностей культуры шире объема материального производства, и уже поэтому нет тождества  между материальной культурой в  целом и материальным производством  в частности. Кроме того, само по себе материальное производство можно  характеризовать в терминах культурологии, то есть говорить о культуре материального  производства, о степени его совершенства, о степени его рациональности и цивилизованности, об эстетичности и экологичности тех форм и  способов, в которых оно осуществляется, о нравственности и справедливости тех распределительных отношений, которые в нем складываются. В  этом смысле говорят о культуре технологии производства, о культуре управления и организации его, о культуре условий труда, о культуре обмена и распределения и т.п.

Следовательно, в культурологическом подходе материальное производство изучается прежде всего с точки  зрения его гуманитарного или  гуманистического совершенства, в то время как с экономической  точки зрения, материальное производство изучается с технократической точки  зрения, то есть его эффективности, величины КПД, себестоимости, прибыльности и т.п.

Материальная культура в  целом, как и материальное производство в частности, оценивается культурологией с точки зрения создаваемых ими  средств и условий для совершенствования  жизнедеятельности человека, для  развития его "Я", его творческих потенций, сущности человека как разумного  существа, с точки зрения роста  и расширения возможностей реализации способностей человека как субъекта культуры. В этом смысле понятно, что  как на различных этапах эволюции материальной культуры, так и в  конкретно-исторических общественных способах материального производства, складывались различные условия  и создавались различные по уровню совершенства средства для воплощения творческих идей и замыслов человека в стремлении улучшить мир и самого себя. Гармоничные отношения между  материально-техническими возможностями  и преобразующими замыслами человека в истории существуют не всегда, но когда это объективно становится возможным, культура развивается в  оптимальных и сбалансированных формах. Если гармонии нет - культура становится неустойчивой, несбалансированной, и страдает либо инерционностью и консервативностью, либо утопичностью и революционизмом.

Материальная культура подразделяется на:

  • производственно-технологическую культуру, представляющую собой вещественные результаты материального производства и способы технологической деятельности общественного человека;
  • воспроизводство человеческого рода, включающего в себя всю сферу интимных отношений между мужчиной и женщиной.

Следует заметить, что под  материальной культурой понимается не столько создание предметного  мира людей, сколько деятельность по формированию «условий человеческого  существования». Сущностью материальной культуры является воплощение разнообразных  человеческих потребностей, позволяющих  людям адаптироваться к биологическим  и социальным условиям жизни.

Материальную культуру человейника  образует совокупность всего того, что искусственно и преднамеренно  создается и сохраняется членами  человейника для их жизни. Её роль в жизни и эволюции человейников очевидна. Но одно дело — видеть, что  ее роль огромна, и другое дело —  понимание ее в рамках социологических  исследований. Самой значительной социологической  концепцией, в которой материальной культуре приписывалась роль фундамента («базиса») социальных явлений вообще, была марксистская концепция.

Согласно марксизму труд как вещественная деятельность (т. е. как фактор именно материальной культуры) был главным фактором возникновения  человека как социального существа (как социального атома, в моей терминологии).

Согласно логической социологии люди выделились из животного мира и

образовали качественно  новый, более высокий уровень  в эволюции живой

материи благодаря таким  трем способностям: 1) приобретать, сохранять,

накапливать и использовать результаты и средства познания окружающего  мира независимо от биологически прирожденных средств; 2) изобретать, сохранять и  накапливать материальную культуру независимо от биологических способностей и готовых даров природы; 3) самоорганизовываться независимо от биологически

наследуемой способности  поведения. Так что изобретение  орудий труда и труд с использованием их есть лишь один из факторов «базиса» человейника.

Заключение.

Культура представляет собой  целостный системный объект, обладающий сложной структурой. При этом само бытие культуры выступает как  единый процесс, который можно разделить  на две сферы: материальную и духовную.

Материальная  культура подразделяется на:

  • производственно-технологическую культуру, представляющую собой вещественные результаты материального производства и способы технологической деятельности общественного человека;
  • воспроизводство человеческого рода, включающего в себя всю сферу интимных отношений между мужчиной и женщиной.

Следует заметить, что под  материальной культурой понимается не столько создание предметного  мира людей, сколько деятельность по формированию «условий человеческого  существования». Сущностью материальной культуры является воплощение разнообразных  человеческих потребностей, позволяющих людям адаптироваться к биологическим и социальным условиям жизни.

Информация о работе Материальная и духовная культура