Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 09:46, реферат
Вне культуры невозможна жизнь человека и общества. Каждое новое поколение начинает свою жизнь не только в окружении природы, но и в мире материальных и духовных ценностей, созданных предшествующими поколениями. Способности, знания, человеческие чувства, умения не передаются новому поколению по наследству — они формируются в ходе усвоения уже созданной культуры. Без передачи достижений человеческой культуры от одного поколения другому немыслима история: ребенок начинает думать и говорить, превращается во взрослого, по-взрослому мыслящего человека, толь ко приобщаясь к культуре. Если человек создает культуру, то культура создает человека.
Введение…………………………………………………..3 стр
1. Культура, понятие……………………………………..4 стр
2.Духовная культура человечества……………………...8 стр
3. Материальная культура человечества……………….11 стр
Заключение………………………………………………14стр
Список использованной литературы…………………...15 стр
Понятие духовной культуры связано с понятием патриотизма. Каждый народ призван к тому, чтобы принять свою природную и историческую данность и духовно проработать её в национально-творческом акте. Если народ не примет эту естественную обязанность, то, духовно разложившись, погибнет и исторически сойдет с лица земли. Одухотворение себя и природы у каждого народа совершается индивидуально и имеет свои неповторимые особенности. Эти особенности являются отличительными свойствами духовной культуры каждого народа и делают возможным существование таких понятий, как патриотизм и национальная культура.
Духовная культура — это как бы гимн, всенародно пропетый в истории Творцу всего и всех. Ради создания этой духовной музыки народы живут из века в век в работах и страданиях, в падениях и подъемах. Эта «музыка» своеобразна у каждого народа. Узнав в ней созвучность своему духу, человек узнаёт свою Родину и врастает в неё так, как врастает единичный голос в пение хора.
Понятие духовной культуры:
Древние греки сформировали классическую триаду духовной культуры человечества: истину — добро — красоту. Соответственно были выделены и три важнейших ценностных абсолюта человеческой духовности:
Обозначенные выше стороны духовной культуры нашли свое воплощение в различных сферах деятельности людей: в науке, философии, политике, искусстве, праве и т. д. Они во многом и сегодня определяют уровень интеллектуального, нравственного, политического, эстетического, правового развития общества. Духовная культура предполагает деятельность, направленную на духовное развитие человека и общества, а также представляет итоги этой деятельности.
Таким образом, содержанием
культуры становится вся человеческая
деятельность. Человеческое общество
и выделилось из природы благодаря
такой специфической форме
Деятельность — это форма социально-культурной активности, направленная на преобразование действительности.
Существует два вида деятельности:
В зависимости от направленности человеческой активности социокультурная деятельность может быть:
В человеческой деятельности существуют определенные ориентиры. Их называют ценностями.
Ценность — это то, что значимо для человека, что ему дорого и важно, на что он ориентируется в своей деятельности.
Общество выстраивает определенную систему культурных ценностей, которая вырастает из идеалов и потребностей его членов. В ее состав могут входить:
Среди наиболее важных ценностей для человека, во многом определяющей, является проблема смысла его жизни. Взгляд человека на проблему смысла жизни формируется через осознание им конечности своего бытия. Человек — это единственное живое существо, которое понимает неизбежность своей смерти.
Относительно проблемы смысла человеческой жизни сложилось две несхожие друг с другом точки зрения.
Первая — атеистическая. Она имеет давнюю традицию и восходит, в частности, к эпикурейству. Суть ее состоит в том, что если человек существо смертное, то смысл жизни — в самой жизни. Эпикур отрицал для человека значимость феномена смерти, утверждая, что ее просто не существует, поскольку пока человек жив — ее нет, а когда он умирает — то он не в состоянии более осознать сам факт своей смерти.
Назначая в качестве смысла
жизни саму жизнь, эпикурейцы учили,
что идеал человеческого
Материалистическая философия, которая продолжает античную традицию эпикуреизма, во всех своих проявлениях исходит из отрицания загробной жизни и ориентирует человека на максимально полную реализацию себя в существующей реальности. Однако это не исчерпывает всего содержания данного понятия.
Другая точка зрения на проблему смысла жизни — религиозная. Религия решает эту проблему достаточно просто, утверждая факт загробного существования человека. В своих различных модификациях религия учит тому, что земное, человеческое бытие есть лишь приготовление к смерти и обретению вечной жизни. Это необходимый этап для очищения и спасения души.
Материальная культура человечества.
Под материальной культурой
традиционно понимается совокупность
вещей, устройств, сооружений, т.е. искусственно
сотворенный человеком
Материальная культура более непосредственно и более прямо обусловлена качествами и свойствами природных объектов, той разновидностью форм вещества, энергии и информации, которые используются человеком в качестве исходных материалов или сырья при создании материальных предметов, материальных продуктов и материальных средств существования человека
Материальная культура включает
в себя разнообразные по типам
и формам артефакты, где природный
объект и его материал трансформированы
так, что объект превращен в вещь,
то есть в предмет, свойства и характеристики
которого заданы и продуцированы
творческими способностями
Материальная культура, в
другом смысле слова - это человеческое
"Я", переодетое в вещь; это духовность
человека, воплощенная в форму
вещи; это человеческая душа, осуществленная
в вещах; это материализовавшийся
и опредметившийся дух
В материальную культуру входят
прежде всего разнообразные средства
материального производства. Это
энергетические и сырьевые ресурсы
неорганического или
Кроме того материальная культура
хранит в себе материальные ценности
прошлого - памятники, археологические
объекты, оборудованные памятники
природы и т.п. Следовательно, объем
материальных ценностей культуры шире
объема материального производства,
и уже поэтому нет тождества
между материальной культурой в
целом и материальным производством
в частности. Кроме того, само по
себе материальное производство можно
характеризовать в терминах культурологии,
то есть говорить о культуре материального
производства, о степени его совершенства,
о степени его рациональности
и цивилизованности, об эстетичности
и экологичности тех форм и
способов, в которых оно осуществляется,
о нравственности и справедливости
тех распределительных
Следовательно, в культурологическом подходе материальное производство изучается прежде всего с точки зрения его гуманитарного или гуманистического совершенства, в то время как с экономической точки зрения, материальное производство изучается с технократической точки зрения, то есть его эффективности, величины КПД, себестоимости, прибыльности и т.п.
Материальная культура в
целом, как и материальное производство
в частности, оценивается культурологией
с точки зрения создаваемых ими
средств и условий для
Материальная культура подразделяется на:
Следует заметить, что под материальной культурой понимается не столько создание предметного мира людей, сколько деятельность по формированию «условий человеческого существования». Сущностью материальной культуры является воплощение разнообразных человеческих потребностей, позволяющих людям адаптироваться к биологическим и социальным условиям жизни.
Материальную культуру человейника
образует совокупность всего того,
что искусственно и преднамеренно
создается и сохраняется
Согласно марксизму труд как вещественная деятельность (т. е. как фактор именно материальной культуры) был главным фактором возникновения человека как социального существа (как социального атома, в моей терминологии).
Согласно логической социологии люди выделились из животного мира и
образовали качественно новый, более высокий уровень в эволюции живой
материи благодаря таким трем способностям: 1) приобретать, сохранять,
накапливать и использовать результаты и средства познания окружающего мира независимо от биологически прирожденных средств; 2) изобретать, сохранять и накапливать материальную культуру независимо от биологических способностей и готовых даров природы; 3) самоорганизовываться независимо от биологически
наследуемой способности поведения. Так что изобретение орудий труда и труд с использованием их есть лишь один из факторов «базиса» человейника.
Заключение.
Культура представляет собой целостный системный объект, обладающий сложной структурой. При этом само бытие культуры выступает как единый процесс, который можно разделить на две сферы: материальную и духовную.
Материальная культура подразделяется на:
Следует заметить, что под материальной культурой понимается не столько создание предметного мира людей, сколько деятельность по формированию «условий человеческого существования». Сущностью материальной культуры является воплощение разнообразных человеческих потребностей, позволяющих людям адаптироваться к биологическим и социальным условиям жизни.