Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 17:27, доклад
Меандр получил своё название от извилистой реки Меандр (ныне Большой Мендерес) в Малой Азии (Эфес). В «Письмах к Луцилию» Сенака пишет «Меандр - предмет упражнений и игры для всех поэтов, - вьется частыми излучинами, близко подступает к собственному руслу и опять поворачивает, не успевши влиться в себя самое» [7. с. 260]. «В меандровой ленте орнамента древние видели глубокий магический смысл, она отражала течение человеческой Жизни… Включение в меандр свастики обозначает присутствие в естественных жизненных процессах дополнительного фактора сверхъестественной благодати, которая в итоге становится доминирующим, организующим узлом каждого отрезка пути.
«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФИЛОЛОГИИ, ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИИ»
(Россия, г. Новосибирск, 12 сентября 2011 г.)
МЕАНДР В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ ПАЛЕОЛИТА
Денисенко Александр Вячеславович
Аспирант
Таврический Национальный Университет им. Вернадского,
Симферополь, Украина
Артист Крымского Академического Русского Драматического театра им. М.Горького, г. Симферополь
E-mail : mind@3g.ua
Меандр получил своё название от извилистой реки Меандр (ныне Большой Мендерес) в Малой Азии (Эфес). В «Письмах к Луцилию» Сенака пишет «Меандр - предмет упражнений и игры для всех поэтов, - вьется частыми излучинами, близко подступает к собственному руслу и опять поворачивает, не успевши влиться в себя самое» [7. с. 260]. «В меандровой ленте орнамента древние видели глубокий магический смысл, она отражала течение человеческой Жизни… Включение в меандр свастики обозначает присутствие в естественных жизненных процессах дополнительного фактора сверхъестественной благодати, которая в итоге становится доминирующим, организующим узлом каждого отрезка пути. Такой меандр до сих пор называется в Индии nandavartaya (nandyavarta), т.е. «свивание» или «круг счастья»» [1. с. 100]. В качестве орнамента меандр широко употреблялся в этрусской и древнегреческой архитектуре. Позже в древнеримской, византийской, романской архитектуре, на вазах, мелких предметах быта, в качестве украшения подола одежды. «В Древней Греции меандр символизировал вечность, достигаемую воспроизводством: стареющее существо, сменяемое молодым, становится тем самым бессмертным; старая сущность сжимается, а новая разворачивается»[8].
"Еще так
недавно полагали, что меандр
и ова являются плодами
В 1907 году возле украинского села Мезин, Коропский район Черниговской области, была найдена стоянка, отнесённая к периоду позднего палеолита (35-12 тыс. лет назад). В ходе исследований археологического палеолитического памятника среди прочего был найден браслет из мамонтовой кости, украшенный протосвастической сеткой, которая состоит из скоплений меандров, разреженых в двух местах рябью из волнообразных зигзагов [6. с. 267]. Исследователи считают, что браслет был изготовлен из прямых пластин бивня мамонта, причём пластины эти были загнуты неизвестным способом. Вот как был истолкован символический смысл тщательно выгравированного орнамента браслета: «И в раннем, и в позднем палеолите на крупных костях, как на тарелках, резали мясо. После этого на них оставались зарубки, насечки... В позднем палеолите [орнамент] усложнили: чёрточки на кости начали наносить не только параллельно, но и под углом друг к другу» [10. с. 81]. Происхождение же меандра у мезинцев объясняется следующим образом «появился скорее всего в результате усложнения зигзагов, нередко выгравированных на их костяных предметах» [10. с. 82], то есть случайно.
В 1965 году палеонтолог В. Бибикова выдвинула предположение, что меандровая спираль, разорванные полосы меандра и ромбические меандры на предметах с мезинской стоянки возникли как имитация естественного узора мамонтовой кости. Из чего Бибикова сделала вывод, что изображение подобного орнамента для людей позднего палеолита выражало их представления о мощи, силе и благоденствии, которые связывались с мамонтом, как главным источником пищи, а, следовательно, и благоденствия. Поели, начали рассматривать кость и придумали меандр.
Такое предположение может быть правомерно, если считать людей мезинской культуры дикарями, приравнивать их к животным, для которых удовлетворение первичных потребностей является единственной и главнейшей задачей. Существует масса артефактов свидетельствующих об обратном.
Рассмотрим некоторые
А теперь рассмотрим некоторые артефакты культуры позднего палеолита, периода, к которому относится мезинская стоянка. Именно к этому периоду относится пещера Ла-Мадлен во Франции. Кроме орудий, покрытых узорами и рисунками, там были найдены многочисленные кости с гравюрами, изображающими людей и животных; украшения в виде подвесок, сделанные из просверленных зубов различных животных. Интерес так же представляет кость с загадочными знаками, в которых некоторые исследователи усматривают начло письма. В контекстес данного исследования интерес представляют найдены в пещере Ла-Мадлен краски и каменные ступки для растирания красок. Использование красок обнаружено так же в Машицкой пещере (Польша). «Одно же из долотовидных орудий, кроме резного орнамента, было окрашено красною краскою лимонита. В пещере найдены две кварцевые плитки, характерно сглаженные с одной стороны, и кварцевый пестик с приставшею к нему красною краскою лимонита. Очевидно, эти предметы служили для растирания красок, и очевидно так же, что употребление последних представлялось делом довольно обычным» [3. с. 277].
Все это говорит об определённом культурном уровне жителей палеолитических пещер, «находивших возможность не только добывать себе домашний кров, одежду и пищу, но и заниматься выявлением высших стремлений духа, фиксируя волнующие их идеи то в форме художественных произведений, то в форме каких-то, для нас еще не понятных, значков-идеограмм» [3. с. 264]. Это говорит не просто о разумности, а о разветвлённой системе понятий и представлений. Их культура обладала неоспоримой эстетической привлекательностью даже в глазах наших современников - А.А. Формозов именно с ними связывает возникновение «выразительных образцов» искусства [9. с. 21].
Кроме браслета, меандр так же встречается на скульптурных изображениях птиц, найденных на той же мезинской стоянке. «Разработка этого мистического знака доведена до изумительной виртуозности: видно, что мастер набил руку на производстве подобных фигур до совершенства… сложность и вычурность фигур является результатом богатейшего наследства, доставшегося от бесчисленных поколений предков, вдумчиво поработавших над созданием геометрического орнамента» [3. с. 282].
А. А. Бобринский в своей
статье посвященной истокам
Красовицкий, сравнивая мезинский меандровый орнамент с китайской и японской иероглифической письменностью, трактует его следующим образом «Соединенные два иероглифа "закрыть" и "открыть" дают меандр, означающий самосознание… Два меандра в мезинском иероглифе - два самосознания - Божественное (Аз Есмь Сущий) и человеческое (я существую)». [5]. Профессор Бебик так же расшифровывает «комбинацию из двух меандров мезинского иероглифа - как объединение Божественного и человеческого самосознания, раскрывающихся навстречу друг другу» [2].
Кандидат исторических наук Б.А. Фролов изучая мезинский браслет пришёл к выводу, что это ни что иное, как календарь двадцатитысячелетней давности. Орнаментация мезинского браслета имеет пять зон. Три зоны выполнены "меандром", а две — зигзагами. Всего в зонах насчитывается 30 меандров, каждый из которых состоит из 12 линий. Во всех зонах таких линий 360. Историк вспомнил, что в Древнем Египте жрецы-астрономы распределяли продолжительность года именно на 12 месяцев, а каждый месяц — на 30 дней. Далее, изучая более детально зоны состоящее из зигзагообразных линий, он пришёл к тому, что количество зигзагов и линий полностью идентично количеству дней и недель в архаическом календаре, описанном этнографом Е. Орловой, которым еще до недавно пользовались чукчи. Далее автор проводит аналогию с лунным календарём, которым пользовались индейцы Северной Америки и снова находит сходство. «Орнаментальные композиции типа мезинской позволяют полагать, что за их ритмическим строением просматривались архаические понятия о циклическом ходе времени, отмечаемом по годовому обороту Солнца и “антропогенной” части года (10 лунных месяцев). Эти две величины соответствуют срокам беременности у самок двух важнейших видов промысловой фауны палеолита: лошадей и быков. Не случайно Аристотель считал простым и естественным использование именно этих двух эталонов (год, 10 месяцев), отмечая, что с годовым сроком беременности лошадей у первобытных скотоводов связаны довольно сложные наблюдения за движением Солнца. Практика подобных наблюдений (хотя, разумеется, и на иной основе) могла складываться у палеолитических охотников, имевших солнечные и лунные календари, в совершенстве знавших анатомию и физиологию промысловых животных» [11]. Фролов приходит к выводу, что мезинский браслет являет собой довольно удачную овеществлённую попытку объединения солнечного и лунного календарей. Разгадать метод, при помощью которого древние жители Мезина пользовались своими астрономическими "приборами"- браслетами сегодня пока не возможно. Палеолитические люди жили в другой среде, и в их синкретичном мышлении объединялись такие явления, которые для нас существуют в отдельности — социология, физиология, этика, эстетика и прочие.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Меандр в художественной культуре палеолита