Менталитет русской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 20:23, реферат

Описание работы

Анализируется понятие «менталитет», его структура, основные элементы. Автор обращается к работам русских философов по данной проблеме. Рассматриваются основные отличительные черты русского менталитета. Большое внимание уделяется противоречивости русского характера, и его отличию, непринадлежности к западной или восточной цивилизации.

Файлы: 1 файл

Менталитет русской культуры.docx

— 22.00 Кб (Скачать файл)

Краткий конспект творческой работы:

Анализируется понятие «менталитет», его структура, основные элементы. Автор обращается к работам русских философов по данной проблеме. Рассматриваются основные отличительные черты русского менталитета. Большое внимание уделяется противоречивости русского характера, и его отличию, непринадлежности к западной или восточной цивилизации.

Основные термины:

Ментальность, менталитет – черты поведения  и мировоззрения, бессознательно наследуемые  представителями национальности и  объединяющие людей в нацию.

Соборность  – всеединство народа, церкви и  государства, совпадение религиозного и нравственного начала в человеке, коллективизм в противопоставлении индивидуализму.

Религиозность – следование религии во всех проявлениях  жизни, вероисповедание как мировоззрение, как образ жизни.

Евразийство – философско-теоретическое течение, возникшее в 19 веке, базирующееся на признании России особенной цивилизационной  формацией, отличной как от Востока, так и от Запада, и потому требующая  развития по особому, третьему пути.

 

 

 

 

 

 

 

1. Менталитет  русского  народа

 

Менталитет  русского народа – вопрос, никогда  не оставлявший в покое философов  России и всего мира. Ментальность русского человека – настолько обширный, многообразный, противоречивый и глубокий вопрос, что не существует какого-либо единого мнения на эту тему. Задолго  до появления термина «менталитет» в зарубежной философии отечественные мыслители сосредоточили свои усилия на анализе «русской души» [4], «души общественного целого», понимая ее как единый комплекс специфических нравственно-психологических черт. Понятие «русская душа» является очень важным и многогранным элементом отечественной культуры. Это и специфика российской духовности («тайна русской души»); и внутренний мир человека («вложить всю душу»); и сам человек как главная персона («душа общества»); и свойства ее характера («добрая душа»); и просто человек («в доме ни души»); и его бессмертное начало («подумать о душе»); и мера открытости индивида («со всей душой»); и социально-духовная смерть человека («мертвые души») и т.д. В решении проблемы самобытности русского народа, отечественные философы использовали понятия «русская душа», «душа общественного целого», «характер русского народа» и др. Эти понятия позволяли отечественным философам исследовать то, что сегодня определяют как менталитет.

Этимология  понятие «ментальность», «менталитет» восходит к латыни: mens – ум, мышление, образ мыслей, душевный склад. И. В. Кондаков определяет менталитет как совокупность глубинных, неосознаваемых смысловых и поведенческих структур, которые мало изменяются в течение длительного времени [1. C.32]. Менталитет – нечто общее, лежащее в основе сознательного и бессознательного, логического и эмоционального, глубинный, трудно фиксируемый источник мышления и эмоций. Это понятие объединяет в себе многообразие смыслов и значений, ассоциирующихся с проблемой национального своеобразия, особенностей национальной культуры. Менталитет народа – это глубинные структуры его сознания, в основе своей постоянные, стабильные, объединяющие разные исторические эпохи. Общие для всех народов базовые общечеловеческие ценности в культуре разных народов имеют разный смысл, разные акценты, связанные с ментальностью этих народов. Менталитет нации проявляется в ее культуре, придавая ей национальное своеобразие.

У истоков  осмысления особенностей русской души стоят такие мыслители, как Владимир Мономах, Нил Сорский, Г.Сковорода. Большой  вклад в разработку проблемы своеобразия  русского народа внесли Л. Гумилев, Л. Толстой, В. Соловьев, Ф. Достоевский. Особый интерес  представляют труды мыслителей конца XIX – XX веков, которые обратились к  анализу противоречивых сторон русского характера, что и составляет специфическую  черту его ментальности. Это своеобразие  ментальности народа неразрывно связано  с географическими, климатическими и историческими факторами, геополитическим  положением. Русский национальный «евразийский»  характер сформировался под влиянием следующих причин:

1. Принятие  православного христианства от  Византии (богоизбранность русского  народа, проявившаяся в концепции  «Москва – третий Рим»).

2. Татаро-монгольское  нашествие, оставившее глубокий  отпечаток не только на истории  русского народа, но и на самом  характере русской души.

3. Расположение  России между цивилизациями Запада  и Востока, что стало глубинной  основой ее двойственности. Будучи  своеобразным мостом между Европой  и Азией, Россия вобрала в  себя черты и западной и  восточной цивилизации.

Эти особенности  и послужили причиной того, что  культура России является настолько  оригинальной и самобытной, что является чуждой для восприятия как Востока, так и Запада, что и породило рассуждения о «загадочной русской  душе». На Западе Россию считают восточной  страной, на Востоке же Россия – представитель западной цивилизации. Действительно, в России сформировался особый культурный архетип, стремление к общинности, коллективности, соборности, в отличие от западного индивидуализма или фанатичной толпы Востока. Россия – нечто среднее между глубокой восточной мудростью и стремлением к поверхностным достижениям Запада. И эта особенность проявляется во всем.

Например, понимание счастья в ментальности русских. Мы можем наблюдать у  многих русских писателей, в первую очередь, у Ф. М. Достоевского, что  счастье определяется через страдание. Страдать просто необходимо, чтобы  стать личностью. Эту же мысль  мы находим в трудах выдающегося  русского мыслителя В.Соловьева. По его мнению, сострадая, человек “...соответственным  образом ощущает чужое страдание  или потребность, т.е. отзывается на них более или менее болезненно, проявляя таким образом в большей  или меньшей степени свою солидарность с другими” [3].

Эта особенность  русского менталитета, скорее всего, находит  свои корни в православии, где  страдание является одним из основных элементов. Да и в целом, все сферы  общественной жизни всегда оценивались  с позиции религии, нравственности, морали. Важнейшими характеристиками русской ментальности всегда было преобладание морального сознания над правовым и  политическим. Поэтому все действия всегда оцениваются с точки зрения моральности, разумности. Слово “разум”  обязательно включает морально-этическую  оценку. Главное качество умного, разумного, интеллигентного человека – это  скромность, порядочность, доброжелательность, доброта, честность и желание  помогать другим. На втором месте –  эрудиция, ум, образование. Духовность, деликатность, ответственность, высокие  моральные качества характеризуют  интеллигентного человека, который  не обязательно должен быть интеллектуалом, иметь диплом о высшем образовании  и заниматься умственным трудом.

Многие  философы отмечают, что ментальность русского народа весьма противоречива. Например, русский человек может  быть весьма трудоспособным и ленивым  в одно и то же время. Мы привыкли усиленно работать, чтобы достигнуть цели в короткие сроки, а затем  долго отдыхать – это обусловлено  особенностью сельской жизни, когда  необходимо много работать летом  и осенью, делая заготовки на зиму, а зимой можно и «поваляться  на печи». Это проявлялось и в  советские времена, когда за пятилетки  умудрялись выполнить и даже перевыполнить  завышенные руководством планы. Так, Д.С.Лихачев  отмечает, что характер русского человека «... далеко не един. В нем скрещиваются не только разные черты, но черты в  «едином регистре»: религиозность  с крайним безбожием, бескорыстие  со скопидомством, практицизм с полной беспомощностью перед внешними обстоятельствами, гостеприимство с человеконенавистничеством, национальное самооплевывание с  шовинизмом, неумение воевать с внезапно проявляющимися великолепными чертами  боевой стойкости» [2].

 

 

Заключение

 

Итак, менталитет русского народа отличает самобытность, непринадлежность ни к европейской, ни к восточной цивилизации, высокий  уровень моральности, обусловленный  глубокой религиозностью. Религиозность  русского человека проявлялась даже во времена насаждения атеизма в  СССР, когда на место религии люди поставили идеологию. Поэтому религиозность  русского человека можно охарактеризовать не просто как исповедание определенной религии, а необходимость веры в  высшие силы, необходимость наличия  духовной составляющей жизни.

В то же время русский человек обладает такими качествами, как леность, невежество, склонность к пьянству и насилию. В этом совмещении несовместимого и  заключается особенность русской  культуры, русской соборности. И  действительно, русская душа – всегда что-то непонятное для другого человека. Русская культура очень глубока  и разнообразна, но в то же время  прекрасна и неповторима.

 

Библиографический список

 

  1. Кондаков И.В. Русская культура: краткий очерк истории и теории. М.: 1998. - 299 с.
  2. Лихачев Д. С. Раздумья о России: СПб: Изд-во ЛОГОС, 2001. 654 с.
  3. Соловьев Вл. Оправдание добра. [Электронный источник] http://www.vehi.net/soloviev/oprav/index.html (дата обращения 13.11.2011)
  4. Франк С.Л. Русское мировоззрение, СПб, 1996. [Электронный источник] http://magiaworld.org.ru/library/book-74.html (дата обращения 13.11.2011)

Информация о работе Менталитет русской культуры