Месопотамия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 19:22, реферат

Описание работы

Месопотамия — один из важнейших центров мировой цивилизации и древней городской культуры. Первопроходцами на пути создания этой культуры были шумеры, достижения которых были усвоены и развиты дальше вавилонянами и ассирийцами. Истоки месопотамской культуры восходят к IV тысячелетию до н. э., когда стали возникать города. На протяжении долгого периода своего существования (до I в. н. э.) ей были присущи внутреннее единство, преемственность традиций, неразрывная связь ее органических компонентов.

Файлы: 1 файл

Месопотамия.docx

— 43.50 Кб (Скачать файл)


Месопотами

Месопотамия — один из важнейших  центров мировой цивилизации  и древней городской культуры. Первопроходцами на пути создания этой культуры были шумеры, достижения которых  были усвоены и развиты дальше вавилонянами и ассирийцами. Истоки месопотамской культуры восходят к IV тысячелетию до н. э., когда стали  возникать города. На протяжении долгого  периода своего существования (до I в. н. э.) ей были присущи внутреннее единство, преемственность традиций, неразрывная связь ее органических компонентов.

Начальные этапы месопотамской  культуры были ознаменованы изобретением своеобразного письма, несколько  позднее превратившегося в клинопись. Именно клинопись была стержнем месопотамской  цивилизации, объединявшим все ее аспекты  и позволявшим сохранять традиции. Когда клинопись была окончательно забыта, вместе с нею погибла и  месопотамская культура. Однако ее наиболее важные ценности были восприняты персами, арамеями, греками и другими  народами и в результате сложной  и еще не вполне выясненной цепи передач вошли в сокровищницу современной мировой культуры.

Религия

В идеологической жизни Древней  Месопотамии господствующая роль принадлежала религии. Еще на рубеже IV—III тысячелетий  до н. э. в Шумере возникла обстоятельно разработанная теологическая система, которая позднее была в значительной мере заимствована и развита дальше вавилонянами. Каждый шумерский город  почитал своего бога-покровителя. Кроме  того, были боги, которые почитались по всему Шумеру, хотя для каждого  из них были и свои особые места  поклонения, обычно там, где возник их культ. Это были бог неба Ану, бог  земли Энлиль (аккадцы называли его  также Белом) и бог вод Энки, или Эа. Божества олицетворяли стихийные  силы природы и часто отождествлялись  с космическими телами. Каждому божеству приписывались особые функции. Энлиль, центром которого был древний  священный город Ниппур, был богом  судьбы, создателем городов, а также  изобретателем мотыги и плуга. Большой  популярностью пользовались бог солнца Уту (в аккадской мифологии он носит имя Шамаш), бог луны Наннар (по-аккадски Син), считавшийся сыном Энлиля, богиня любви и плодородия Инанна (в вавилонском и ассирийском пантеоне — Иштар) и бог вечно живой природы Думузи (вавилонский Таммуз), олицетворявший умирающую и воскресающую растительность. Бог войны, болезней и смерти Нергал отождествлялся с планетой Марс, верховный вавилонский бог Мардук — с планетой Юпитер, Набу (сын Мардука), считавшийся богом мудрости, письма и счета,— с планетой Меркурий. Верховным богом Ассирии был племенной бог этой страны Ашшур.

Кроме божеств, жители Месопотамии  почитали также многочисленных демонов  добра и стремились умилостивить демонов зла, считавшихся причиной разнообразных болезней и смерти. Против злых духов стремились спастись также с помощью заклинаний и  специальных амулетов. Все эти  демоны изображались в виде полулюдей, полуживотных. Особенно популярны были так называемые ламассу, которых  люди представляли себе в виде крылатых быков с человеческими головами. Гигантских размеров ламассу охраняли вход во дворцы ассирийских царей.

Шумеры и аккадцы верили в загробный мир. По их представлениям, это было царство теней, где мертвецы вечно страдали от голода и жажды  и вынуждены были питаться глиной и пылью. Поэтому дети покойников обязаны были приносить им жертвы.

Научные знания

Определенных успехов  народы Месопотамии достигли в научном  познании мира. Особенно велики были достижения вавилонской математики, первоначально  возникшей из практических потребностей измерения полей, сооружения каналов  и различных зданий. Еще с древних  времен вавилоняне воздвигали многоэтажные (обычно семиэтажные) башни-зиккураты. С верхних этажей зиккуратов ученые из года в год вели наблюдения за движениями небесных тел. Таким образом  вавилоняне собирали и записывали эмпирические наблюдения за Солнцем, Луной, расположением различных планет и созвездий. В частности, астрономы отмечали положение Луны по отношению к планетам и постепенно установили периодичность движения небесных светил, видимых простым глазом. В процессе таких многовековых наблюдений возникла вавилонская математическая астрономия. Самый творческий период ее падает на V в.1* до н. э., когда уровень ее во многих отношениях не уступал уровню европейской астрономии в эпоху раннего Возрождения. До нашего времени сохранились многочисленные таблицы с астрономическими вычислениями расстояний между звездами. Одно такое сочинение содержит информацию об основных неподвижных звездах и созвездиях, их солнечных восходах и заходах, а также их сравнительных позициях.

В V в. до н. э. существовали крупные  астрономические школы в Вавилоне, Борсиппе, Сиппаре и Уруке. На это  же время падает деятельность великих  астрономов Набуриана и Кидена. Первый из них разработал систему определения  лунных фаз, второй установил продолжительность  солнечного года, который, по его подсчетам, составлял 365 дней 5 часов 41 минуту и 4,16 секунды. Таким образом, Киден в  определении продолжительности  солнечного года ошибся лишь на 7 минут  и 17 секунд. Начиная со второй четверти III в. до н. э. вавилонские астрономические  сочинения стали переводить на древнегреческий  язык. Это позволило греческим  астрономам приобщиться в течение  короткого времени к тысячелетним достижениям вавилонской науки  и вскоре после этого добиться блестящих успехов.

Однако при всех достижениях  вавилонская астрономия была неразрывно связана с астрологией — лженаукой, пытавшейся предсказывать будущее  по звездам. Кроме того, многие астрономические  тексты содержат указания на причинные  связи, будто бы существовавшие между  звездами и теми или другими болезнями.

Сохранилось большое количество вавилонских медицинских текстов. Из них видно, что врачи Древней  Месопотамии умели хорошо лечить вывих и переломы конечностей. Однако о строении человеческого организма  у вавилонян были очень слабые представления и им не удалось  добиться заметных успехов в лечении  внутренних болезней.

Еще в III тысячелетии до н. э. жители Месопотамии знали путь в Индию, а в I тысячелетии до н. э. — также в Эфиопию и Испанию. Сохранившиеся до нашего времени  карты отражают попытки вавилонян  систематизировать и обобщить свои довольно обширные географические знания. В середине II тысячелетия до н. э. составлялись путеводители по Месопотамии  и смежным странам, предназначенные  для купцов, занимавшихся внутренней и международной торговлей. В  библиотеке Ашшурбанапала найдены  карты, охватывающие территорию от Урарту до Египта. На некоторых картах изображены Вавилония и соседние страны. Эти  карты содержат также текст с  необходимыми комментариями. На одной  такой карте Месопотамия и  близлежащие районы представлены как  круглая равнина, омываемая Персидским заливом, а в самом центре этой равнины расположен Вавилон.

В Месопотамии с живым  интересом относились к своему далекому прошлому. Например, в период царствования Набонида в VI в. до н. э. во время раскопок в фундаментах обвалившихся храмовых зданий были обнаружены и прочитаны  надписи III тысячелетия до н. э., а  имена царей, встречающиеся в  этих текстах, правильно размещены  в хронологическом порядке. В  одном из храмов зданий города Ура  археологи нашли музейную комнату, в которой были собраны предметы различных эпох, представлявшие исторический интерес. Подобный же музей находился  и в летнем царском дворце Навуходоносора II в Вавилоне.

Однако в конце I тысячелетия  до н. э. закостенелые формы древних  традиций, многовековое господство религиозных  представлений, отсутствие новых методов  познания природы стали мешать развитию вавилонской науки. К тому же она  начала терять свои жизненные силы, так как научным языком оставался  аккадский (а в значительной мере и шумерский, который за полтора  тысячелетия до этого уже был  мертвым), в то время как население  повсюду в Месопотамии переходило к арамейскому в качестве разговорного языка. 
В становлении и последующем развитии искусства Древней Месопотамии решающее значение имели художественные традиции шумеров. В IV тысячелетии до н. э., т. е. еще до возникновения первых государственных образований, ведущее место в шумерском искусстве занимала расписная керамика с характерным для нее геометрическим орнаментом. С начала III тысячелетия до н. э. большую роль приобрела резьба по камню, которая вскоре привела к бурному развитию глиптики, продолжавшемуся вплоть до исчезновения клинописной культуры на рубеже I в. н. э. На цилиндрических печатях изображались мифологические, религиозные, бытовые и охотничьи сцены.

Искусство

В XXIV—XXII вв. до н. э., когда  Месопотамия превратилась в единую державу, скульпторы стали создавать  идеализированные портреты Саргона, основателя династии Аккада. На стеле царя той  же династии Нарам-Суэна, увековечивающей  победу над племенами луллубеев, он изображен в воинственной позе в момент поражения копьем врага. Там же представлены еще двенадцать пленников. Один из них валяется на коленях у ног царя, другой поднимает  руки вверх, делая ими умоляющий  жест, а третий летит в пропасть; остальные пленники пребывают в  ужасе. Над фигурой царя-триумфатора  высечены две многоконечные звезды, символизирующие благосклонность  богов к победителю.

В период III династии Ура  в XXII— XXI вв. до н. э., когда по всей территории Месопотамии была создана единая широко разветвленная сеть бюрократического аппарата, памятники искусства также  приобретают единообразие и стереотипность. Это в основном скульптурные портреты правителей в позе величавого спокойствия.

Во дворце царей Мари, сооруженном в начале II тысячелетия  до н. э., археологи нашли многочисленные фрески с изображениями жертвоприношений и сцен дворцовой жизни. Художники  сначала наносили контуры на гипсовую основу и после этого накладывали  краски.

Особого расцвета искусство  Месопотамии достигло во время существования  Ассирийской державы в VIII— VII вв. до н. э. Этот расцвет нашел отражение  прежде всего в ассирийских рельефах, которыми облицованы дворцовые покои. На рельефах изображены военные походы на вражескую территорию, захват городов  и крепостей в соседних с Ассирией странах. Особенно тонко переданы характерные  антропологические и этнографические  особенности военнопленных и  данников, представлявших различные  народы и племена. Часть рельефов содержит также сцены охоты ассирийских  царей. Для рельефов из дворца Ашшурбанапала  в Ниневии характерны большая  тонкость и отделка деталей при  передаче страданий раненых львов. Художники, создававшие ассирийское  дворцовое искусство, полностью  отошли от древних традиций статичного изображения людей и предметов, одновременно придав совершенство жанровым сценам и обогатив их пейзажными картинами.

Внушительных успехов  население Древней Месопотамии  достигло в сооружении дворцовых  и храмовых зданий. Они, как и дома частных лиц, строились из сырцового  кирпича, но в отличие от последних  воздвигались на высоких платформах. Характерным сооружением такого рода был знаменитый дворец царей  Мари, построенный в начале II тысячелетия  до н. э.

Развитие технологии, ремесла  и товарно-денежных отношений привело  в I тысячелетии до н. э. к возникновению  больших городов в Месопотамии, которые были административными, ремесленными и культурными центрами страны, и  к улучшению жилищных условий. Самым  большим по площади городом в  Месопотамии была Ниневия, построенная  на берегу Тигра в основном при  Синаххерибе (705— 681 гг. до н. э.) в качестве столицы Ассирии. Она занимала 728,7 га земли и была расположена в  форме вытянутого треугольника. Город  окружала стена, которая имела пятнадцать ворот. На городской территории кроме  дворцов и частных домов располагался громадный царский парк со всевозможными  экзотическими деревьями и растениями, включая хлопчатник и рис, семена которых были доставлены из Индии. Ниневия  снабжалась водой с помощью специального акведука, который брал начало в 16 км от города. В ассирийской столице, по всей вероятности, обитало более 170 000 человек. Еще больше людей было в Вавилоне (по-видимому, около 200 000), который в значительной мере был  перестроен при Навуходоносоре II в VI до н. э. и занимал площадь в 404,8 га. В Вавилоне имелись улицы протяженностью в пять и более километров. Стены  домов часто были толщиной двух метров. Многие дома имели два этажа и  были снабжены всеми необходимыми удобствами, включая ванные комнаты. Как правило, комнаты располагались вокруг центрального двора. Полы были покрыты обожженным кирпичом, тщательно залитым природным  асфальтом, а внутренние стены покрыты  известковым раствором. Рядом домами богачей площадью до 1600 кв.м. имевшими несколько дворов и более двадцати комнат, находились дома бедняков, площадь  которых не превышала 30 кв.м.

В Месопотамии рано началось производство стекла: первые рецепты  изготовления относятся еще к XVII до н. э. Однако железный век в этой стране наступил сравнительно поздно XI в. до н. э., широкое же использование  железа для производства орудий да и оружия началось лишь несколько  столетий спустя.

Следует отметить, что достижения обитателей Тигра и Евфрата в  архитектуре, искусстве, письменности, литературе, и сфере научных знаний играли роль эталона для всего  Ближнего Востока в древности.


Информация о работе Месопотамия