Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 19:22, реферат
Месопотамия — один из важнейших центров мировой цивилизации и древней городской культуры. Первопроходцами на пути создания этой культуры были шумеры, достижения которых были усвоены и развиты дальше вавилонянами и ассирийцами. Истоки месопотамской культуры восходят к IV тысячелетию до н. э., когда стали возникать города. На протяжении долгого периода своего существования (до I в. н. э.) ей были присущи внутреннее единство, преемственность традиций, неразрывная связь ее органических компонентов.
Месопотами
Месопотамия — один из важнейших центров мировой цивилизации и древней городской культуры. Первопроходцами на пути создания этой культуры были шумеры, достижения которых были усвоены и развиты дальше вавилонянами и ассирийцами. Истоки месопотамской культуры восходят к IV тысячелетию до н. э., когда стали возникать города. На протяжении долгого периода своего существования (до I в. н. э.) ей были присущи внутреннее единство, преемственность традиций, неразрывная связь ее органических компонентов.
Начальные этапы месопотамской
культуры были ознаменованы изобретением
своеобразного письма, несколько
позднее превратившегося в
Религия
В идеологической жизни Древней
Месопотамии господствующая роль принадлежала
религии. Еще на рубеже IV—III тысячелетий
до н. э. в Шумере возникла обстоятельно
разработанная теологическая
Кроме божеств, жители Месопотамии
почитали также многочисленных демонов
добра и стремились умилостивить
демонов зла, считавшихся причиной
разнообразных болезней и смерти.
Против злых духов стремились спастись
также с помощью заклинаний и
специальных амулетов. Все эти
демоны изображались в виде полулюдей,
полуживотных. Особенно популярны были
так называемые ламассу, которых
люди представляли себе в виде крылатых
быков с человеческими
Шумеры и аккадцы верили в загробный мир. По их представлениям, это было царство теней, где мертвецы вечно страдали от голода и жажды и вынуждены были питаться глиной и пылью. Поэтому дети покойников обязаны были приносить им жертвы.
Научные знания
Определенных успехов народы Месопотамии достигли в научном познании мира. Особенно велики были достижения вавилонской математики, первоначально возникшей из практических потребностей измерения полей, сооружения каналов и различных зданий. Еще с древних времен вавилоняне воздвигали многоэтажные (обычно семиэтажные) башни-зиккураты. С верхних этажей зиккуратов ученые из года в год вели наблюдения за движениями небесных тел. Таким образом вавилоняне собирали и записывали эмпирические наблюдения за Солнцем, Луной, расположением различных планет и созвездий. В частности, астрономы отмечали положение Луны по отношению к планетам и постепенно установили периодичность движения небесных светил, видимых простым глазом. В процессе таких многовековых наблюдений возникла вавилонская математическая астрономия. Самый творческий период ее падает на V в.1* до н. э., когда уровень ее во многих отношениях не уступал уровню европейской астрономии в эпоху раннего Возрождения. До нашего времени сохранились многочисленные таблицы с астрономическими вычислениями расстояний между звездами. Одно такое сочинение содержит информацию об основных неподвижных звездах и созвездиях, их солнечных восходах и заходах, а также их сравнительных позициях.
В V в. до н. э. существовали крупные
астрономические школы в
Однако при всех достижениях
вавилонская астрономия была неразрывно
связана с астрологией —
Сохранилось большое количество
вавилонских медицинских
Еще в III тысячелетии до н. э. жители Месопотамии знали путь в Индию, а в I тысячелетии до н. э. — также в Эфиопию и Испанию. Сохранившиеся до нашего времени карты отражают попытки вавилонян систематизировать и обобщить свои довольно обширные географические знания. В середине II тысячелетия до н. э. составлялись путеводители по Месопотамии и смежным странам, предназначенные для купцов, занимавшихся внутренней и международной торговлей. В библиотеке Ашшурбанапала найдены карты, охватывающие территорию от Урарту до Египта. На некоторых картах изображены Вавилония и соседние страны. Эти карты содержат также текст с необходимыми комментариями. На одной такой карте Месопотамия и близлежащие районы представлены как круглая равнина, омываемая Персидским заливом, а в самом центре этой равнины расположен Вавилон.
В Месопотамии с живым интересом относились к своему далекому прошлому. Например, в период царствования Набонида в VI в. до н. э. во время раскопок в фундаментах обвалившихся храмовых зданий были обнаружены и прочитаны надписи III тысячелетия до н. э., а имена царей, встречающиеся в этих текстах, правильно размещены в хронологическом порядке. В одном из храмов зданий города Ура археологи нашли музейную комнату, в которой были собраны предметы различных эпох, представлявшие исторический интерес. Подобный же музей находился и в летнем царском дворце Навуходоносора II в Вавилоне.
Однако в конце I тысячелетия
до н. э. закостенелые формы древних
традиций, многовековое господство религиозных
представлений, отсутствие новых методов
познания природы стали мешать развитию
вавилонской науки. К тому же она
начала терять свои жизненные силы,
так как научным языком оставался
аккадский (а в значительной мере
и шумерский, который за полтора
тысячелетия до этого уже был
мертвым), в то время как население
повсюду в Месопотамии
В становлении и последующем развитии
искусства Древней Месопотамии решающее
значение имели художественные традиции
шумеров. В IV тысячелетии до н. э., т. е. еще
до возникновения первых государственных
образований, ведущее место в шумерском
искусстве занимала расписная керамика
с характерным для нее геометрическим
орнаментом. С начала III тысячелетия до
н. э. большую роль приобрела резьба по
камню, которая вскоре привела к бурному
развитию глиптики, продолжавшемуся вплоть
до исчезновения клинописной культуры
на рубеже I в. н. э. На цилиндрических печатях
изображались мифологические, религиозные,
бытовые и охотничьи сцены.
Искусство
В XXIV—XXII вв. до н. э., когда
Месопотамия превратилась в единую
державу, скульпторы стали создавать
идеализированные портреты Саргона, основателя
династии Аккада. На стеле царя той
же династии Нарам-Суэна, увековечивающей
победу над племенами луллубеев,
он изображен в воинственной позе
в момент поражения копьем врага.
Там же представлены еще двенадцать
пленников. Один из них валяется на
коленях у ног царя, другой поднимает
руки вверх, делая ими умоляющий
жест, а третий летит в пропасть;
остальные пленники пребывают в
ужасе. Над фигурой царя-триумфатора
высечены две многоконечные звезды,
символизирующие
В период III династии Ура в XXII— XXI вв. до н. э., когда по всей территории Месопотамии была создана единая широко разветвленная сеть бюрократического аппарата, памятники искусства также приобретают единообразие и стереотипность. Это в основном скульптурные портреты правителей в позе величавого спокойствия.
Во дворце царей Мари,
сооруженном в начале II тысячелетия
до н. э., археологи нашли многочисленные
фрески с изображениями
Особого расцвета искусство
Месопотамии достигло во время существования
Ассирийской державы в VIII— VII вв.
до н. э. Этот расцвет нашел отражение
прежде всего в ассирийских рельефах,
которыми облицованы дворцовые покои.
На рельефах изображены военные походы
на вражескую территорию, захват городов
и крепостей в соседних с Ассирией
странах. Особенно тонко переданы характерные
антропологические и
Внушительных успехов население Древней Месопотамии достигло в сооружении дворцовых и храмовых зданий. Они, как и дома частных лиц, строились из сырцового кирпича, но в отличие от последних воздвигались на высоких платформах. Характерным сооружением такого рода был знаменитый дворец царей Мари, построенный в начале II тысячелетия до н. э.
Развитие технологии, ремесла
и товарно-денежных отношений привело
в I тысячелетии до н. э. к возникновению
больших городов в Месопотамии,
которые были административными, ремесленными
и культурными центрами страны, и
к улучшению жилищных условий. Самым
большим по площади городом в
Месопотамии была Ниневия, построенная
на берегу Тигра в основном при
Синаххерибе (705— 681 гг. до н. э.) в качестве
столицы Ассирии. Она занимала 728,7
га земли и была расположена в
форме вытянутого треугольника. Город
окружала стена, которая имела пятнадцать
ворот. На городской территории кроме
дворцов и частных домов
В Месопотамии рано началось производство стекла: первые рецепты изготовления относятся еще к XVII до н. э. Однако железный век в этой стране наступил сравнительно поздно XI в. до н. э., широкое же использование железа для производства орудий да и оружия началось лишь несколько столетий спустя.
Следует отметить, что достижения обитателей Тигра и Евфрата в архитектуре, искусстве, письменности, литературе, и сфере научных знаний играли роль эталона для всего Ближнего Востока в древности.