Место и роль женщины в формировании придворной жизни в Средние века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 13:46, курсовая работа

Описание работы

Средневековая культура была важной ступенью в формировании современных представлений о женщине и женской природе. Именно средневековье представило наиболее развернутую и аргументированную концепцию женского несовершенства, однако именно средневековая культура содержала и ростки другого, нового отношения к женщине.

Содержание работы

Содержание
Введение
Гл.1 Культ прекрасной дамы
Примечание 1
Гл. 2 Женщина и власть
Примечание 2
Заключение
Приложение
Список литературы

Файлы: 1 файл

культурология олина.docx

— 69.48 Кб (Скачать файл)

Главным занятием большинства  аристократок было все же не  участие  в  политической  жизни,  а  управление  домом;  в этом видели основное предназначение женщины. Королевы несли ответственность за руководство дворцовым  хозяйством,  другие же представительницы знатных родов — за управление хозяйством своих поместий.  Особенно актуальной  эта  функция  становилась  в периоды участия мужей в военных походах. Дом был главным поприщем  реализации  властных  функций средневековой женщины.    
  
  
 

Примечание к  гл.2

  1. Виоле-ле-Дюк Жизнь и развлечения в средние века/ под ред. Милютенко Н.И. СПб.,1999 с. 35
  2. Там же с. 46
  3. Рябова Т.Б. Женщина в истории западноевропейского средневековья Иваново 1999 с. 43 
  4. Шоссиан-Ногаре Ги Повседневная жизнь жён и возлюбленных французских королей

 

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

Заключение

В древности женщина  часто рассматривалась лишь как  продолжательница рода или инструмент для наслаждений. В эпоху средневековья женщины предстают в двух образах- Ева и  Мария

Эта двойственность в  оценке женской природы  достаточно точно  отражает и противоречивость статуса женщины в средневековом обществе. С одной стороны, женщина выступала хитрой и расчётливой, не способной к мудрости, а следовательно к управлению. Хотя и здесь мы видим противоречие: знатная женщина должна быть образованной и воспитанной. Но при этом мужщина не позволял женщине знать ,больше чем следует. Как пишет Виолла-ле-Дюк « ничего не следует делать не слишком много, ни слишком мало». Вот есть основной средневековый принцип отношения к женщине. Как уже сказано, выше с другой- женщины выступали как некий образ «Девы Марии», который преобразовавшись преобратился в образ «прекрасной дамы»

Прекрасная дама-воплощение чистой женственности. Но при этом даже такое совершенство, окружали дикие  страсти, которые с ног на голову переворачивали придворную культуру. Просуществовав не долго образ прекрасной девы, постепенно угасал, но это вовсе не означает, что с её исчезновением уменьшалась роль женщины при дворе.                                                                                                                           Да, на первый взгляд может показаться, что участие женщины в политической жизни минимальна. Однако, многие женщины вошли  в   историю, доказав,что женщина и власть вещи совместимые. Правда, следует уточнить, что больше всего влияли знатные женщины, особенно королевы и фаворитки, которые были центре придворной жизни. Творчество и красота расцветали вокруг них, средневековье обязано им стилем жизни, элегантностью, и беззаботностью, присущим его элите. Женщина придавала монархии ,двору, при котором она блистала, больше живости, которые приносили веселье. Порой, надолго отходя в сторону и в тень от управления королевством, женщина обретала славу, что королева, что, и чаще всего, фаворитка, как добрый гений литературы, искусства и культуры.  
Была ли она бдительным стражем королевской власти или музой, любовно прикорнувшей на плечах государя, женщина оставалась тем, кем была призвана в обществе, которое не могло предоставить ей иного места, кроме супруги или куртизанки. Из этого второстепенного и тривиального положения она сумела создать трамплин, чтобы распространить свою власть и заставить считаться со своим мнением. Королева и фаворитка, она оставила в наследство потомкам свой образ, отмеченный эволюцией положения женщины, который служит лучшей иллюстрацией и примером долгого пути к победе равенства своих прав. 

Приложение 

Рис. 1 Альенора Аквитанская, королева  Франции, а затем Англии; её двор был одним из  крупных центров куртуазной литературы. Статуя надгробия. Фонтевро, церковь аббатства.1204-1210гг. 

 
 

Рис 2 Воспевание прекрасной дамы  

 
  
  
  
  
  
 

Табл. 1  
 

СИНОПТИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА ЖЕН  И ВОЗЛЮБЛЕННЫХ ФРАНЦУЗСКИХ КОРОЛЕЙ  
  
Регентши   
Короли   
Королевы   
Фаворитки   
  
Карл VII  
(1403-1461)   
Мария Анжуйская  
(1404-1463)  
Агнесса Сорель  
(1422-1450)  
  
Людовик XI  
(1423-1483)  
Маргарита Шотландская  
(1424-1445);  
Шарлотта Савойская  
(1445-1483)  
  
Анна Французская  
(1462-1522)  
Карл VIII  
(1470-1498)  
Анна Бретонская  
(1477-1514)   
  
  
Людовик XII  
(1462-1515)   
Жанна Французская  
(1464-1505);  
Анна Бретонская  
(1477-1514)   
Мария Английская  
(1496-1533)  
Луиза Савойская  
(1476-1531)  
Франциск I  
(1494-1547)  
Клод Французская  
(1499-1524);  
Элеонора Австрийская  
(1498-1558)  
Франсуаза де Фуа  
(1495-1537);  
Анна де Писле  
(1508-1580)  
  
Генрих II  
(1519-1559)  
Екатерина Медичи  
(1519-1589)  
Диана де Пуатье  
(1499-1566)  
Екатерина Медичи  
(1519-1589)  
Франциск II  
(1544-1560)  
Мария Стюарт  
(1542-1587)  
  
Екатерина Медичи  
Карл IX  
(1550-1574)   
Елизавета Австрийская  
(1555-1592)  
Мари Туше  
(1549-1638)  
Екатерина Медичи  
Генрих III  
(1551-1589)  
Луиза де Водемон  
(1554-1601)  
  
  
Генрих IV  
(1553-1610)  
Маргарита Валуа  
(1553-1615);  
Мария Медичи  
(1573-1642)  
Габриэль д'Эстре  
(1573-1599);  
Генриетта Бальзак  
д'Антраг (1583-1633)  
Мария Медичи  
Людовик XIII  
(1601-1643)  
Анна Австрийская  
(1601-1666)  
  
Анна Австрийская  
(1601-1666)  
Людовик XIV  
(1638-1715)  
Мария-Тереза  
(1638-1683)  
Олимпия Манчини  
(1639-1708);  
Мария Манчини (1640-1715);  
Луиза де Лавальер  
(1644-1710);  
маркиза де Монтеспан  
(1641-1707);  
мадемуазель де Фонтанж  
(1661-1681);  
маркиза де Ментенон  
(1635-1719)  
  
Людовик XV  
(1710-1774)  
Мария Лешинская  
(1703-1768)  
Мадам де Майи  
(1710-1751);  
герцогиня де Шатору  
(1717-1744);  
маркиза де Помпадур  
(1721-1764);  
графиня Дюбарри  
(1743-1793)  
  
Людовик XVI  
(1754-1793)   
Мария-Антуанетта  
(1755-1793)  
  
  
  
  
 

Список литературы и источников

1.Андреева О.  Средневековье:  культ прекрасной дамы// Наука и жизнь http://www.nauka.relis.ru

2.Бессмертный Ю.Л.  Брак,семья и любовь в средневековой  Франции// 15 радостей брака- М.,1991

3.Булакова М. А. Ментальные  стереотипы и образ знатной  женщины в период утверждения  церковного брака во Франции

4.Виолле-ле-Дюк Жизнь и  развлечения в средние века/ под  ред.      Милютенко Н.И. СПб.,1999

5.Дюби Ж. Куртуазная  любовь и перемены в положении  женщины во Франции Х11 в. // Одиссей- М., 1990

6.Жизнеописания трубадуров  / Под ред. М.Б. Мейлаха. М., 1993.  

7. Капеллан Андрей. О любви // Жизнеописания трубадуров. М., 1993.

8..Новарский Филипп. Четыре возраста человека / Пер. С.И. Лучицкой //.Репина А.П. Женщины и мужчины в истории: Новая картина европейского прошлого. Очерки. Хрестоматия.- М.,2002

9.Пизанская К. Книга  «О граде женском»//15 радостей  брака -М.,1991

10.Репина А.П. Женщины  и мужчины в истории: Новая  картина европейского прошлого. Очерки. Хрестоматия.- М.,2002

11.Рябова Т.Б. Женщина  в истории западноевропейского  средневековья.- Иваново.,1999

12..Шоссиан-Ногаре Ги Повседневная жизнь жён и возлюбленных французских королей. http://www.gramotey.com/index

 


Информация о работе Место и роль женщины в формировании придворной жизни в Средние века