Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 17:07, реферат
В средней и высшей школе учащиеся усваивают основные знания о природе и обществе. В процессе обучения эти знания передаются тем, кто учит, тому, кто учится. Причем эти знания представляют собой уже полученные наукой результаты познания мира. Обучающий и обучаемый берут их, если можно так сказать, в готовом виде.
Процесс передачи знаний во время обучения качественно отличается от процесса получения новых знаний учеными во время исследования.
Методика психологического эксперимента. Представляет собой обычно своеобразный опрос ряда испытуемых, цель которого — получить сведения о том, как испытуемые осознают или чувствуют то или иное явление языка. Например, можно дать испытуемым набор словосочетаний с глаголом жить, схему значений и предложить распределить все словосочетания по значениям. Результат такого опыта было бы полезно принять во внимание при описании и определении значений глагола жить. Можно дать испытуемым имя существительное весна и предложить соединить с ним все имена прилагательные, а затем все глаголы, которые, по мнению испытуемых, могут вступать с ним в связь; при этом слова, соединяемые с именем существительным весна, должны даваться в той последовательности, в которой они возникают в сознании испытуемых. Обработка подобных данных, если они получены от большого числа лиц, включающая и применение статистической методики, может дать интереснейшие сведения о степени активности слов, о влиянии на выбор слов личности испытуемого и т. д.
Помимо перечисленных методик существует и много иных. В действительности каждая методика значительно сложнее и богаче ее «схемы», предложенной вниманию читателя; каждая из методик «работает» обычно не изолированно, а в сочетании с другими. Методики находятся в очень большой зависимости от личности "'исследователя, его исследовательского метода, его научного опыта, даже от его темперамента и характера: можно сказать, что каждый ученый видоизменяет методику или даже пересоздает ее.
Научное исследование какой-либо области жизни качественно отличается от учебного усвоения уже полученных наукой знаний об этой области. В научном исследовании важнейшую роль играют его методы и методики. В применении к отдельной науке (в специально-научном смысле) термин «метод» обозначает путь познания явлений, этой наукой исследуемых. Каждый метод имеет свою главную исследовательскую задачу, свой «участок» (аспект) изучаемого объекта, свой круг требований к исследователю. Методика, в отличие от метода, это система более или менее устойчивых, повторяющихся в работе ученого логических действий, приемов собирания, обработки, описания и обобщения фактов. Между методом и методиками есть избирательная связь.
В языкознании нового времени главными методами стали — описательный сравнительно-исторический (особо заметно выдвинувшийся среди других в XIX столетии), исторический, сопоставительный, структурный (его расцвет приходится на 30—60-е годы XX н.), стилистический, количественный, автоматического анализа. Наиболее активно используемые методики: наблюдения, описания, сопоставления, исторического сравнения, речевого эксперимента, трансформации, речевой и языковой дистрибуции, языкового соотнесения, внеязыкового соотнесения, лексикографического описания картографирования, инструментальная, статистическая, психологического эксперимента и др.