Международные акты и отечественное законодательство по культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 19:00, доклад

Описание работы

Правовые условия поддержки и развития сферы культуры определяются соответствующими международными документами и отечественным законодательством.
К международным документам по вопросам культуры относятся:
• соответствующие позиции Устава ООН и ЮНЕСКО, Всеобщей декларации прав человека (ст. 22, 23, 24, 25, 27, 28), Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. (ст. 5, 6);
• конвенции ЮНЕСКО: Флорентийское соглашение 17.06.1950 г. (о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера) и последовавшие протоколы к соглашению; Гаагская конвенция (о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта), последовавшие протоколы и резолюции; Бейрутское соглашение 10.12.1948 г.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 20.72 Кб (Скачать файл)

 Международные акты и отечественное законодательство по культуре

 

  Правовые  условия поддержки и развития сферы культуры определяются соответствующими международными документами и отечественным  законодательством. 
  К международным документам по вопросам культуры относятся: 
  • соответствующие позиции Устава ООН и ЮНЕСКО, Всеобщей декларации прав человека (ст. 22, 23, 24, 25, 27, 28), Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. (ст. 5, 6); 
  • конвенции ЮНЕСКО: Флорентийское соглашение 17.06.1950 г. (о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера) и последовавшие протоколы к соглашению; Гаагская конвенция (о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта), последовавшие протоколы и резолюции; Бейрутское соглашение 10.12.1948 г. (о содействии распространению в международном плане наглядно-звуковых материалов образовательного, научного и культурного характера); Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности (14.11.1970 г.); Конвенция по охране всемирного культурного и природного наследия (16.11.1972 г.) и др.; 
  • декларации ЮНЕСКО: Декларация международного культурного сотрудничества (01.11.1968 г.); Декларация руководящих принципов по использованию вещания через спутники для свободного распространения информации, развития образования и расширения культурных обменов (15.11.1972 г.); Декларация об основных принципах, касающихся вклада средств массовой информации в укрепление мира и международного взаимопонимания, в развитие прав человека в борьбу против расизма и апартеида и подстрекательства к войне (28.11.1978 г.) и др.; 
  • рекомендации ЮНЕСКО: Рекомендации, определяющие принципы международного регламента археологических раскопок (05.12.1956 г.); Рекомендации, касающиеся наиболее эффективных мер обеспечения общедоступности музеев (14.12.1960 г.); Рекомендации о сохранении красоты и характера пейзажей и местностей (11.12.1962 г.); Рекомендации о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на культурные ценности (19.11.1964 г.); Рекомендации о сохранении культурных ценностей, подвергающихся опасности в результате проведения общественных и частных работ (19.11.1968 г.); Рекомендации об охране в национальном плане культурного и природного наследия (16.11.1972 г.); Рекомендации об участии и вкладе народных масс в культурную жизнь(26.11.1976 г.); Рекомендации о международном обмене культурными ценностями (26.11.1976 г.); Рекомендации о сохранении и современной роли исторических ансамблей (26.11.1976 г.); Рекомендации об охране движимых культурных ценностей (28.11.1976 г.); Рекомендации о положении творческих работников (27.10.1980 г.); Рекомендации об охране и сохранении движущихся изображений (27.10.1980 г.) и др.; 
  • всемирная конвенция об авторском праве (06.09.1952 г.); Конвенция о международном обмене изданиями (03.12.1958 г.); Рекомендации о международной стандартизации статистики государственного финансирования деятельности в области культуры (27.10.1980 г.); 
  • документы ИКОМОС: Международная хартия по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест («Венецианская хартия» 31.05.1964 г.); Хартия по культурному строительству (09.11.1974 г.); Хартия по охране исторических садов (21.05.1981г.); Дрезденская декларация (18.11.1982 г.); Международная хартия по охране исторических городов (01.10.1987 г.); Хартия по охране и управлению археологическим наследием (10.10.1990 г.); Международная хартия по народной архитектуре (Пловдивская хартия 1989 г.); 
  • акты Совета Европы и Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе: Европейская конвенция по культурному наследию (19.12.1954 г.); Европейская конвенция об охране археологического наследия (пересмотренный вариант 16.01.1992 г.); Европейская хартия по охране архитектурного наследия (26.09.1975 г.); Конвенция по охране архитектурного наследия Европы (03.10.1985 г.); Парижская хартия для новой Европы (1990 г.). 
  В этих документах культура понимается как определяющее условие реализации созидательного потенциала личности и общества, форма утверждения самобытности народа и основа духовного здоровья нации, гуманистический ориентир и критерий развития человека и цивилизации. Культура каждого народа, большого и малого, имеет право на сохранение своей уникальности и самобытности. 
  Вся совокупность явлений и продуктов материальной и духовной культуры народа составляет органичное единство, нарушение которого ведет к утрате гармоничной целостности всей национальной культуры. 
  Участие в культурной жизни является неотъемлемым правом каждого гражданина, поскольку человек — не только творец культуры, но и ее главное творение. Свободный доступ к культурным объектам и ценностям, которые по своему статусу являются достоянием всего человечества, должен быть гарантирован законами, устраняющими политические, экономические и таможенные барьеры. 
  Культура каждого народа имеет право на участие в гуманистическом развитии всего человечества. Культурное сотрудничество, диалог и взаимопонимание народов мира являются залогом справедливости и демократии, условием предотвращения международных и межэтнических конфликтов, насилия и войн. Поэтому культура обладает правом на международную защиту в ситуации войн и конфликтов. 
  Культура обладает правом на поддержку со стороны государства, которое несет юридические и моральные обязательства перед прошлым, настоящим и будущим за сохранение и развитие культурного наследия всех народов и этносов, проживающих на его территории. Государственная политика в сфере культуры должна строиться на уважении человеческого достоинства, обеспечении свободы выбора каждым членом общества форм участия в культурной жизни и творчестве. Государство обеспечивает равенство возможностей и условий культурного развития граждан, определяет направления, содержание и формы государственной поддержки культуры с учетом национальных традиций, уровня политического и экономического развития общества. 
  Как гарант сохранения и развития культурного наследия государство обязано: 
  • рассматривать в качестве приоритетной задачи сохранение культурного достояния нации и обеспечивать его передачу будущим поколениям; 
  • содействовать формированию у граждан интереса, любви и уважения к культурному наследию своего народа, к культуре других народов; 
  • обеспечивать художественное и эстетическое воспитание подрастающего поколения, поддержку молодых дарований и воспроизводство творческой элиты; 
  • способствовать интеграции культурного потенциала каждого этноса в духовную жизнь всей нации; 
  • брать под защиту объекты и памятники культуры, нуждающиеся в охране, консервации, реставрации и музеефикации; 
  • привлекать к судебной ответственности виновных за уничтожение, искажение или нанесение какого-либо ущерба произведениям, предметам и объектам, имеющим культурно-историческую ценность; 
  • выявлять, учитывать и охранять составляющие достояние народа культурные ценности от незаконного ввоза, вывоза и передачи на них прав собственности. 
  Как субъект власти и права государство обязано: 
  • обеспечивать законодательную базу поддержки и развития культурной жизни и принимать административные меры по неукоснительному соблюдению международных и государственных норм в области культуры; 
  • создавать систему социальных, экономических и правовых гарантий свободного творчества и профессиональной деятельности в сфере культуры; 
  • не допускать ущемления права граждан пользоваться своим родным языком; 
  • обеспечивать минимум культурного развития членам общества, испытывающим трудности в реализации одного из фундаментальных прав человека на участие в создании, сохранении, распространении и потреблении культурных ценностей; 
  • поддерживать негосударственные организации, способствующие развитию культурной жизни, обеспечивать правовые гарантии и создавать реальные условия (включая налоговую политику) для развития благотворительности в сфере культуры; 
  • стимулировать инициативу и участие различных групп населения в создании, сохранении, распространении и потреблении ценностей культуры; 
  • осуществлять государственную политику по подготовке компетентных кадров, способных осуществлять ор- ганизационно-управленческую, консультативную, художественно-творческую, научно-исследовательскую, экспертную деятельность в сфере культуры; 
  • способствовать установлению международных культурных контактов, связей и сотрудничества. 
  Эти и другие идеи и положения легли в основу проекта «Декларации прав культуры», разработанной по инициативе Почетного гражданина Санкт-Петербурга академика Д. С. Лихачева.

* * *  

Правовые рамки поддержки  и развития сферы культуры определяются действующим законодательством. В  российских условиях это прежде всего  Гражданский и Налоговый кодексы, а также «Основы законодательства РФ о культуре», принятые 09.10.1992 г. Целый  ряд статей этого закона ликвидирует  монополию государства на управление культурной жизнью. Закон провозглашает  обязанности и оговаривает ответственность  государственных органов за обеспечение  свобод и самостоятельности всех субъектов культурной деятельности, доступность культурных благ для  социально-ослабленных групп населения. Государство берет на себя обязанности  по ведению статистического учета, информационному и научно-методическому  обеспечению культурной деятельности, развитию меценатства, благотворительности, спонсорства по отношению к культуре. 
  Основными законодательными актами в этом плане являются «Основы законодательства о культуре», законы «О некоммерческих организациях», «Об общественных организациях» и другие, ряд законодательных актов, регулирующих вопросы авторского права, разгосударствления имущества, охраны культурно-исторического наследия, ряд Указов Президента РФ. 
  Характеризуя организационно-экономические условия развития культурной жизни в России, можно констатировать, что начиная с 1989 г. в них сложились и закреплены последовавшим законодательством и нормативными актами три основных компонента: 
  1. Юридическая самостоятельность учреждений культуры. В качестве их учредителей могут выступать органы государственного управления, общественные организации, предприятия, трудовые коллективы, группы граждан — короче говоря, любые заинтересованные социальные силы. Основанием для начала работы является регистрация устава в местных органах исполнительной власти. Содержание, направления и формы работы определяются принятым уставом. 
  2. Хозяйственная самостоятельность учреждений культуры, вытекающая из правовой. Учреждения культуры могут принимать любую модель хозяйствования, включая финансирование, материальное обеспечение и организацию заработной платы и экономического стимулирования (штатные ставки, бригадный и индивидуальный подряд и т. д.). 
  3. Развитие программного бюджетного финансирования, переход в государственном бюджетном финансировании от финансирования сети учреждений к финансированию деятельности учреждений вне зависимости от их формы собственности (система социального заказа).


Информация о работе Международные акты и отечественное законодательство по культуре