Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 19:00, доклад
Правовые условия поддержки и развития сферы культуры определяются соответствующими международными документами и отечественным законодательством.
К международным документам по вопросам культуры относятся:
• соответствующие позиции Устава ООН и ЮНЕСКО, Всеобщей декларации прав человека (ст. 22, 23, 24, 25, 27, 28), Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. (ст. 5, 6);
• конвенции ЮНЕСКО: Флорентийское соглашение 17.06.1950 г. (о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера) и последовавшие протоколы к соглашению; Гаагская конвенция (о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта), последовавшие протоколы и резолюции; Бейрутское соглашение 10.12.1948 г.
Правовые
условия поддержки и развития
сферы культуры определяются соответствующими
международными документами и отечественным
законодательством.
К международным документам по вопросам
культуры относятся:
• соответствующие позиции Устава ООН
и ЮНЕСКО, Всеобщей декларации прав человека
(ст. 22, 23, 24, 25, 27, 28), Международного пакта
об экономических, социальных и культурных
правах 1966 г. (ст. 5, 6);
• конвенции ЮНЕСКО: Флорентийское соглашение
17.06.1950 г. (о ввозе материалов образовательного,
научного и культурного характера) и последовавшие
протоколы к соглашению; Гаагская конвенция
(о защите культурных ценностей в случае
вооруженного конфликта), последовавшие
протоколы и резолюции; Бейрутское соглашение
10.12.1948 г. (о содействии распространению
в международном плане наглядно-звуковых
материалов образовательного, научного
и культурного характера); Конвенция о
мерах, направленных на запрещение и предупреждение
незаконного ввоза, вывоза и передачи
права собственности на культурные ценности
(14.11.1970 г.); Конвенция по охране всемирного
культурного и природного наследия (16.11.1972
г.) и др.;
• декларации ЮНЕСКО: Декларация международного
культурного сотрудничества (01.11.1968 г.);
Декларация руководящих принципов по
использованию вещания через спутники
для свободного распространения информации,
развития образования и расширения культурных
обменов (15.11.1972 г.); Декларация об основных
принципах, касающихся вклада средств
массовой информации в укрепление мира
и международного взаимопонимания, в развитие
прав человека в борьбу против расизма
и апартеида и подстрекательства к войне
(28.11.1978 г.) и др.;
• рекомендации ЮНЕСКО: Рекомендации,
определяющие принципы международного
регламента археологических раскопок
(05.12.1956 г.); Рекомендации, касающиеся наиболее
эффективных мер обеспечения общедоступности
музеев (14.12.1960 г.); Рекомендации о сохранении
красоты и характера пейзажей и местностей
(11.12.1962 г.); Рекомендации о мерах, направленных
на запрещение и предупреждение незаконного
вывоза, ввоза и передачи права собственности
на культурные ценности (19.11.1964 г.); Рекомендации
о сохранении культурных ценностей, подвергающихся
опасности в результате проведения общественных
и частных работ (19.11.1968 г.); Рекомендации
об охране в национальном плане культурного
и природного наследия (16.11.1972 г.); Рекомендации
об участии и вкладе народных масс в культурную
жизнь(26.11.1976 г.); Рекомендации о международном
обмене культурными ценностями (26.11.1976
г.); Рекомендации о сохранении и современной
роли исторических ансамблей (26.11.1976 г.);
Рекомендации об охране движимых культурных
ценностей (28.11.1976 г.); Рекомендации о положении
творческих работников (27.10.1980 г.); Рекомендации
об охране и сохранении движущихся изображений
(27.10.1980 г.) и др.;
• всемирная конвенция об авторском праве
(06.09.1952 г.); Конвенция о международном обмене
изданиями (03.12.1958 г.); Рекомендации о международной
стандартизации статистики государственного
финансирования деятельности в области
культуры (27.10.1980 г.);
• документы ИКОМОС: Международная хартия
по консервации и реставрации памятников
и достопримечательных мест («Венецианская
хартия» 31.05.1964 г.); Хартия по культурному
строительству (09.11.1974 г.); Хартия по охране
исторических садов (21.05.1981г.); Дрезденская
декларация (18.11.1982 г.); Международная хартия
по охране исторических городов (01.10.1987
г.); Хартия по охране и управлению археологическим
наследием (10.10.1990 г.); Международная хартия
по народной архитектуре (Пловдивская
хартия 1989 г.);
• акты Совета Европы и Совещания по безопасности
и сотрудничеству в Европе: Европейская
конвенция по культурному наследию (19.12.1954
г.); Европейская конвенция об охране археологического
наследия (пересмотренный вариант 16.01.1992
г.); Европейская хартия по охране архитектурного
наследия (26.09.1975 г.); Конвенция по охране
архитектурного наследия Европы (03.10.1985
г.); Парижская хартия для новой Европы
(1990 г.).
В этих документах культура понимается
как определяющее условие реализации
созидательного потенциала личности и
общества, форма утверждения самобытности
народа и основа духовного здоровья нации,
гуманистический ориентир и критерий
развития человека и цивилизации. Культура
каждого народа, большого и малого, имеет
право на сохранение своей уникальности
и самобытности.
Вся совокупность явлений и продуктов
материальной и духовной культуры народа
составляет органичное единство, нарушение
которого ведет к утрате гармоничной целостности
всей национальной культуры.
Участие в культурной жизни является неотъемлемым
правом каждого гражданина, поскольку
человек — не только творец культуры,
но и ее главное творение. Свободный доступ
к культурным объектам и ценностям, которые
по своему статусу являются достоянием
всего человечества, должен быть гарантирован
законами, устраняющими политические,
экономические и таможенные барьеры.
Культура каждого народа имеет право на
участие в гуманистическом развитии всего
человечества. Культурное сотрудничество,
диалог и взаимопонимание народов мира
являются залогом справедливости и демократии,
условием предотвращения международных
и межэтнических конфликтов, насилия и
войн. Поэтому культура обладает правом
на международную защиту в ситуации войн
и конфликтов.
Культура обладает правом на поддержку
со стороны государства, которое несет
юридические и моральные обязательства
перед прошлым, настоящим и будущим за
сохранение и развитие культурного наследия
всех народов и этносов, проживающих на
его территории. Государственная политика
в сфере культуры должна строиться на
уважении человеческого достоинства,
обеспечении свободы выбора каждым членом
общества форм участия в культурной жизни
и творчестве. Государство обеспечивает
равенство возможностей и условий культурного
развития граждан, определяет направления,
содержание и формы государственной поддержки
культуры с учетом национальных традиций,
уровня политического и экономического
развития общества.
Как гарант сохранения и развития культурного
наследия государство обязано:
• рассматривать в качестве приоритетной
задачи сохранение культурного достояния
нации и обеспечивать его передачу будущим
поколениям;
• содействовать формированию у граждан
интереса, любви и уважения к культурному
наследию своего народа, к культуре других
народов;
• обеспечивать художественное и эстетическое
воспитание подрастающего поколения,
поддержку молодых дарований и воспроизводство
творческой элиты;
• способствовать интеграции культурного
потенциала каждого этноса в духовную
жизнь всей нации;
• брать под защиту объекты и памятники
культуры, нуждающиеся в охране, консервации,
реставрации и музеефикации;
• привлекать к судебной ответственности
виновных за уничтожение, искажение или
нанесение какого-либо ущерба произведениям,
предметам и объектам, имеющим культурно-историческую
ценность;
• выявлять, учитывать и охранять составляющие
достояние народа культурные ценности
от незаконного ввоза, вывоза и передачи
на них прав собственности.
Как субъект власти и права государство
обязано:
• обеспечивать законодательную базу
поддержки и развития культурной жизни
и принимать административные меры по
неукоснительному соблюдению международных
и государственных норм в области культуры;
• создавать систему социальных, экономических
и правовых гарантий свободного творчества
и профессиональной деятельности в сфере
культуры;
• не допускать ущемления права граждан
пользоваться своим родным языком;
• обеспечивать минимум культурного развития
членам общества, испытывающим трудности
в реализации одного из фундаментальных
прав человека на участие в создании, сохранении,
распространении и потреблении культурных
ценностей;
• поддерживать негосударственные организации,
способствующие развитию культурной жизни,
обеспечивать правовые гарантии и создавать
реальные условия (включая налоговую политику)
для развития благотворительности в сфере
культуры;
• стимулировать инициативу и участие
различных групп населения в создании,
сохранении, распространении и потреблении
ценностей культуры;
• осуществлять государственную политику
по подготовке компетентных кадров, способных
осуществлять ор- ганизационно-управленческую,
консультативную, художественно-творческую,
научно-исследовательскую, экспертную
деятельность в сфере культуры;
• способствовать установлению международных
культурных контактов, связей и сотрудничества.
Эти и другие идеи и положения легли в
основу проекта «Декларации прав культуры»,
разработанной по инициативе Почетного
гражданина Санкт-Петербурга академика
Д. С. Лихачева.
* * *
Правовые рамки поддержки
и развития сферы культуры определяются
действующим законодательством. В
российских условиях это прежде всего
Гражданский и Налоговый
Основными законодательными актами в
этом плане являются «Основы законодательства
о культуре», законы «О некоммерческих
организациях», «Об общественных организациях»
и другие, ряд законодательных актов, регулирующих
вопросы авторского права, разгосударствления
имущества, охраны культурно-исторического
наследия, ряд Указов Президента РФ.
Характеризуя организационно-экономические
условия развития культурной жизни в России,
можно констатировать, что начиная с 1989
г. в них сложились и закреплены последовавшим
законодательством и нормативными актами
три основных компонента:
1. Юридическая самостоятельность учреждений
культуры. В качестве их учредителей могут
выступать органы государственного управления,
общественные организации, предприятия,
трудовые коллективы, группы граждан —
короче говоря, любые заинтересованные
социальные силы. Основанием для начала
работы является регистрация устава в
местных органах исполнительной власти.
Содержание, направления и формы работы
определяются принятым уставом.
2. Хозяйственная самостоятельность учреждений
культуры, вытекающая из правовой. Учреждения
культуры могут принимать любую модель
хозяйствования, включая финансирование,
материальное обеспечение и организацию
заработной платы и экономического стимулирования
(штатные ставки, бригадный и индивидуальный
подряд и т. д.).
3. Развитие программного бюджетного финансирования,
переход в государственном бюджетном
финансировании от финансирования сети
учреждений к финансированию деятельности
учреждений вне зависимости от их формы
собственности (система социального заказа).
Информация о работе Международные акты и отечественное законодательство по культуре