Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 11:12, реферат
Страну, где родился, как и родителей, не выбирают. Но для того чтобы осознанно полюбить её, человеку необходимо понять душу своего народа, его прошлое. А значит, необходимо знать историю своего Отечества. В начале новой европейско-христианской истории два племени приняли господствующее положение и удержали его навсегда: германское и славянское, племена – братья одного индоевропейского происхождения. Они поделили между собой Европу, и в этом начальном дележе, в этом начальном движении – немцев с северо-востока на юго-запад, в области Римской империи, где уже заложен
Киевскому князю стали платить дань древляне. Северяне и радимичи, платившие раньше дань хазарам, тоже подчинились Киеву. Но для того чтобы дань поступала регулярно, князю приходилось каждый год с наступлением зимы отправляться в объезд подвластных земель. Этот сбор дани в русских летописях получил название «полюдье». Путь княжеской дружины лежал по Днепру до Смоленска, затем по Десне через Новгород – Северский, Чернигов, Вышгород обратно в Киев.
По дороге князь собирал товары, которые особо ценились при торговле с греками и другими соседними народами: пушнину, холстину, воск и многое другое.
Конечно,
дань князь собирал не самолично.
За него это делали его слуги, местные
старейшины и племенная знать. Поэтому
можно предположить, что князья древлян,
кривичей и других племён, подвластных
Киеву, тоже, в свою очередь, отправлялись
в полюдье, чтобы успеть собрать дань к
приезду княжеской дружины. Все это обогащало
киевских князей и укрепляло их власть.
И, конечно, полюдье обогащало всех, кто
служил киевскому князю.
КРЕЩЕНИЕ
РУСИ
Русь
выступало как единое государство,
так были положены основы русского
общества, но не было еще духовного начала,
которое бы дало духовную связь, духовное
единство. Это духовное начало явилось
вместе с христианством, принесенным в
Россию из Византии. Знакомство с христианством
начинается очень рано в нашем отечестве
вследствие ранних походов русских князей
и племен на Константинополь. Единой стране
требовалась и единая религия. До 10 века
восточные славяне поклонялись многим
богам, причем, кроме общих для всех –
Перуна, Ярилы и других, - у каждого племенного
союза имелись свои божества. В Европе
в то время уже повсеместно утвердилось
христианство. На Руси тоже начало распространяться
христианство. Правивший в то время Владимир
Святославич по совету многих своих приближенных
тоже решил стать христианином и крестить
всех своих подданных. Владимир приказал
собрать на берегу Днепра всех киевлян.
По примеру первых христиан все горожане
входили в реку и принимали обряд крещения.
Некоторые историки считают, что это произошло
1 августа 988 года. Не все подданные Владимира
согласились принять новую веру. Многие
убегали в леса, убивали священнослужителей.
Когда крестили новгородцев, в Новгороде
вспыхнуло восстание. Но в целом введение
христианства на Руси прошло довольно
мирно и привело к развитию письменности
и просвещения. В самом Киеве были построены
первые православные храмы, например церковь
Ильи Пророка. Тем не менее, христиан на
Руси становилось все больше. Русские
купцы принимали новую веру, потому что
им так было проще вести торговые дела,
ведь в большинстве европейских стран
христианство давно уже превратилось
в господствующую религию. Таким образом,
христианство распространилось и утвердилось
на Руси. Сразу после принятия новой веры
мы видим уже епископов советниками князя,
истолкователями воли божьей. Духовенство
своим судом вооружилось против всех прежних
языческих обычаев, против похищения девиц,
против многоженства, против браков в
близких степенях родства, против насильственных
браков. Церковь взяла женщину под свое
покровительство и блюла, особенно за
ее нравственностью, возвысила ее значение,
постановивши обязанности детей к матери
наравне с обязанности к отцу. Семья, до
сих пор замкнутая и независимая, подчиняется
надзору чуждой власти. Христианство отнимает
у отцов семейств жреческий характер,
который они имели во времена языческие;
подле отцов плотских являются отцы духовные.
Что прежде подлежало суду семейному,
теперь подлежит суду церковному. Такое
влияние церкви на семейный быт содействовало
переходу от старых форм родового быта
к новым, гражданским.
КУЛЬТУРА
КИЕВСКОЙ РУСИ
Культура Киевской Руси стала основой формирования культуры трех братских восточнославянских народов – русских, украинцев и белорусов. Её истоки уходят в глубокую древность, а после принятия христианства культура восточных славян обогатилась и наследием античности. Образованным людям Киева, Новгорода, Смоленска и других древнерусских городов были известны и великие императоры Рима, и деяния Александра Македонского.
В Киевской Руси грамотность была обычным явлением. Особенно много грамотных людей было среди горожан. При раскопках древнерусских городов археологи обнаруживают множество берестяных грамот, в которых содержатся записи о торговых делах, письма родным. Найденные в Новгороде берестяные тетради двух школьников дают основание полагать, что ученики 8 века учились вести деловую переписку, изучали арифметику и закон Божий.
Учёные
располагают большим
Такой уровень образованности объясняется тем, что практически в каждом городе Киевской Руси при храмах и монастырях имелись свои школы. В 1086 году сестра Владимира Мономаха организовала первую на Руси школу для девочек.
Русь превращалась в могущественное европейское государство. Уделялось большое внимание распространению просвещения. Переписывались книги, строились новые каменные храмы. В Киеве появилась первая на Руси библиотека. Открывались школы, в которых учились дети простых горожан – как мальчики, так и девочки. Большим событием стало составление первого письменного свода законов, названного «Русская правда».
Киев становиться одним из крупнейших городов мира. В столице Руси, по сведениям зарубежных авторов, насчитывалось около 400 церквей. В монастырях началось составление первых русских летописей.
На Руси большинство зданий, дворцов и церквей строились из дерева. Однако древнерусские зодчие умели и любили строить и из камня. Особенно бурно каменное строительство начало развиваться в эпоху феодальной раздробленности, когда каждый князь стремился как можно лучше украсить свою столицу.
ОБУЧЕНИЕ НА РУСИ
славяне обычай верование крещение культура
Становление и развитие Отечественной системы обучения тесно связано с многовековым укладом истории нашей страны. Во все времена обучение являлось непременным условием ориентации человека в окружающем мире, способом формирования его взаимодействия с людьми и природой, возможностью включения в социально- экономическую и культурную жизнь народа.
Многие приемы, формы и методы обучения имеют тысячелетнюю историю и сохранились до наших дней. В современных системах обучения можно отыскать общие корни с древними подходами к образованию человека. Много тысячелетий назад наши славянские пращюры, жившие в первобытных родовых общинах, обучали своих детей через включения в конкретные виды деятельности: изготовление орудий труда, собирательство, охоту, приобщение к религиозным тайнам бытия.
Обучение первобытных детей происходило в их повседневной жизнедеятельности, а также в играх, развивающих у детей ловкость, смекалку, умение преодолевать неудачи. Игра - основная школа ребенка, удовлетворяющая его жажду действования, приучающая к подчинению общественным правилам, подготавливающая к взрослой жизни. До сих пор, как и тысячи лет назад, дети играют в «догонялки», с первобытными луком и стрелами, горелки.
В 7 веке восточные славяне детей племенной знати отдавали на воспитание до 7- 8 лет в другую семью - подчиненную или зависимую. Такой обычай препятствовал отрыву знати от основной массы племенного населения. Так появилась историческая первая форма обучения и воспитания детей.
Дальнейшие значимые периоды обучения: семь лет – мальчик переходит от женского воспитания к мужскому, начинает обучаться грамоте; двенадцать лет- подросток начинает выполнять мужскую работу; семнадцать лет- юноша становится взрослым. Отчет возраста в древности шел не от дня рождения, а от Нового года- 1 сентября (до сих пор с этого срока у нас начинается новый учебный год).
Педагогический опыт в древности закреплялся в обрядах, ритуалах, традициях, а также в мифах и устном народном творчестве. Народные методы обучения основывались на устной передаче детям традиционных представлений о мире, природе, космосе, человеке с помощью системы, приспособленной для лучшего запоминания: колыбельные песни, сказки, загадки, небылицы, скороговорки, байки, потешки, песенки – перевертыши, обрядовые песни, исторический эпос. Обучающая роль детского фольклора остается значимой и сегодня.
Языческая система обучения построена на органичном вплетении мифологии в повседневную жизнь и деятельность человека. Мифические персонажи и их действия являются своеобразным учебником, по которому развивается ребёнок, проходя соответствующие этапы взросления.
Введение христианства на Руси сопряжено с появлением летописей, которые несли в себе функцию сохранения и передачи информации о событиях. Ведущую роль в развитии образования играли монастыри. Формы обучения в них базировались на чтении и переписывании книг религиозного содержания.
Древнерусское учебное средство – поучения, то есть наказы и заветы именитых людей своим детям и внукам. «Поучения» Владимира Мономаха – не только исторический, но и педагогический документ. Дидактизм – один из главных принципов средневековой «учительной» литературы, цель которой – воспитание христианина.
Берестяные грамоты и церы – дощечки с углублением для воска, используются для обучения грамоте как детей духовенства и администрации, так и городского населения. Более высокая ступень образования – «книжное обучение», доступно только для знати.
Обучение
арифметике в Древней Руси состояло
в овладение нумерацией и счётом
на абаке. Изучались следующие
Всего в Древней Руси выделяется 8 разновидностей педагогической деятельности: училищная, профессиональная, церковноприходская, монастырская, сословная, групповая, бытовая, индивидуальная.
В
современных дидактических
ЛИТЕРАТУРА