Миф как основа первобытной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 18:47, реферат

Описание работы

Что такое мифы? В обыденном понимании - это прежде всего античные, библейские и другие старинные "сказки" о сотворении мира и человека, рассказы о деяниях древних богов и героев - Зевсе, Аполлоне, Дионисе, Геракле, аргонавтах, искавших "золотое руно", Троянской войне и злоключениях Одиссея.
Само слово "миф" имеет древнегреческое происхождение и означает именно "предание", "сказание". Европейским народам вплоть до XVI-XVII вв. были известны лишь знаменитые и поныне греческие и римские мифы, позже им стало известно об арабских, индейских, германских, славянских, индийских сказаниях и их героях.

Файлы: 1 файл

реферат по культорологии.doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)

В мифологии  отразились также и нравственные взгляды, и эстетическое отношение человека к действительности. Образы мифологии в различном осмыслении часто использовались искусством. В идеологии нового и новейшего времени понятие мифа используется для обозначения различного рода иллюзорных представлений, оказывающих влияние на массовое сознание.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучение и развитие мифологии.

Первые попытки рационального переосмысления мифологического материала предпринимались еще в античности, причем преобладало аллегорическое истолкование мифологии (у софистов, стоиков, пифагорейцев). Платон противопоставил наряду с мифологией философско-символическую ее интерпретацию. Эвгемер (IV-III вв. до н.э.) видел в мифических образах обожествление исторических деятелей, положив начало "эвгемерическому" истолкованию мифов, распространенному и позднее. Средневековые христианские теологии дискредитировали античную мифологию, интерес к ней возродился у гуманистов эпохи Возрождения, которые видели в ней выражение чувств и страстей эмансипирующейся человеческой личности.

          Первые  попытки сравнительной мифологии  были сформулированы открытием  Америки и знакомством с культурой американских индейцев.

Деятели французского просвещения рассматривали мифологию как продукт невежества и обмана, как суеверие. Романтическая  философия мифологии, получившая завершение у Шеллинга, трактовала мифологию как эстетический феномен, занимающий промежуточное положение между природой и искусством и содержащей символизацию природы. Основной пафос романтической философии мифа состоял в замене аллегорического истолкования символическим.

            Во второй половине XIX века друг другу противостояли две основные магистральные школы изучения мифа. Первая из них опиралась на достижения научного сравнительно-исторического языкознания и разрабатывала лингвистическую концепцию мифа. Согласно точке зрения Мюллера, первобытный человек обозначал отвлеченные понятия через конкретные признаки посредством метафорических эпитетов, а когда первоначальный смысл последних оказывался забыт или затемнен, в силу семантических сдвигов возникал миф. Впоследствии эта концепция была признана несостоятельной, но сам по себе первый опыт использования языка для реконструкции мифа получил продуктивное развитие.

            Вторая  школа - антропологическая, или эволюционистская, - сложилась в Великобритании в  результате первых научных шагов  сравнительной этнографии. Мифология возводилась к анимизму, к некоему представлению о душе, возникающему у "дикаря" из размышлений о смерти, снах, болезни. Мифология отождествлялась, таким образом, со своеобразной первобытной наукой, становящейся якобы не более чем пережитком с развитием культуры и не имеющей самостоятельных значений. Серьезные коррективы в эту концепцию внес Дж. Фрайзер, истолковавший миф по преимуществу не как сознательную попытку объяснения окружающего мира, а как слепок магического ритуала. Ритуалистическая доктрина Фрайзера была развита кембриджской школой классической философии.

Впоследствии интерес в изучении мифологии сместился в область специфики

мифологического мышления. Леви-Брюль считал первобытное мышление "дологическим", которым коллективные представления служат предметом веры и носят императивный характер. К "механизмам" мифологического мышления он относил: несоблюдение логического закона исключенного третьего (объекты могут быть одновременно и самими собой и чем-то другим); закон партиципации; неоднородность пространства; качественный характер представлений о времени и др.

          Символическая теория мифа, развитая Кассирером углубила понимание интеллектуального своеобразия мифа как автономной символической формы культуры, особым образом моделирующей мир.

 
 

 

 

 

 

Список  используемой литературы

 

Арсеньев  В.Ф. Звери. Боги. Люди. - М., 1991г.

Вебер М. Наука как призвание и профессия. //Вебер М. Избр. произведения. - М.: Прогресс, 1990г.

Кимелев Ю.А. Современная западная философия религии. - М., 1989г.

Кондорсэ Ж.А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. - М., 1936г.

Лосев А.Ф. Диалектика мифа. //Лосев А.Ф. Из ранних произведений. -М.,1990г.

Мень А. История религии. Т.1. - М.Слово, 1991г.

Раджабов У.А. От мифов к современным космологическим концепциям. //Философские науки. – 1991г, № 7.

Розанов В.В. Религия. Философия. Культура. - М.: Республика, 1992г.

Сумерки богов. М.Изд-во полит. лит., 1989г.

Тайлор Э.Б. Первобытная культура. - М: Изд-во полит. лит., 1989г.

Токарев С.А. Религии в истории народов мира. - М.: Изд-во полит. лит., 1986г.

Тэнасе Э. Культура и религия. - М., 1989г.

Фрэзер Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. - М., 1986г.

Алексеев В.П., Першиц А.И. “История первобытного общества”. М, 1991г.

Т.И.Суслова Учебное пособие по культурологи. –2000г.

 


Информация о работе Миф как основа первобытной культуры