Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 23:49, контрольная работа
Работа по Мировой культуре, тематика "Мифы Древней Греции"
Мировая
культура
Темы контрольных работ по дисциплине
"Музыка
в театрализованном
представлении и
на эстраде".
1. Барокко в музыке (историческая
эпоха, стиль барокко в архитектуре, живописи,
в музыке - жанры, композиторы).
2.
Классицизм в музыке (историч. эпоха,
представители в литературе, музыке - жанры,
композиторы, выбрать одного).
3. Романтизм в музыке (историческая
эпоха, основные идеи, образы и темы творчества,
литература, музыка - основные жанры, композиторы,
остановиться на одном).
4. Музыка XXвека
(зарубежная) стиль, композиторы.
5. Музыка XX века (отечественная) стиль,
композиторы.(можно взять первую или вторую
половину 20-го века).
6. Отечественная музыка XIX
века (первой или второй
половины)
При выборе любой темы найти соответствующую
музыку и послушать её, желательно не одно
произведение.
"История мировой
культуры"
1.Анализ
творчества кого-либо (художник, скульптор, композитор).
2. Анализ
культуры эпохи а) средневековья, б)
возрождения (Италия - север) в) культура
древней Руси с 10-17 век г) культура романтизма
д) культура рубежа 19 века е) постмодернизма
д) советская эпоха.
3. Бродячие образы
в искусстве (у разных художников разных
эпох). Например: Фауст.
4. Миф
(на выбор) в древнегреческой культуре.
По плану: Введение, заключение, вывод,
исп. литература. Реферат 15 листов.
История Ярославского
края,
тема " История Рыбинского драматического театра", Построение и объем в свободном выборе.
ПОСЕЙДОН (Ποσειδῶν), в греческой мифологии один из главных олимпийских богов, владыка моря, сын Кроноса и Реи, брат Зевса и Аида (Hes. Theog. 453—457), с которыми он поделил господство над миром. Бросив жребий, он получил в удел море (Зевс — небо, Аид — подземное царство) (Hom. Il. XV 187—194). Древнейшее представление о Посейдоне связано с плодородием земли, пропитанной влагой, поэтому имя Посейдона можно понимать в его дорийской форме как «супруг земли» в именительном падеже (Посейдон Кречмер) (Poteidan — pot = pos, корень слова указывает на «супружество» и da = ga, «земля») или в звательном падеже (И.Б. Гофман), отсюда эпитеты Посейдона — «колебатель земли» (Hom. Od. V 366), «земледержец» (I 68). С другой стороны, древнейший Посейдон связан с индоевропейским зооморфным демоном плодородия, выступавшим в облике коня или быка, и таким образом сближается с неиссякаемой порождающей силой земных недр, а значит, и с водной стихией. Отсюда в имени Посейдона видят воплощение текучей плодоносной сущности, которая выражена в застывшей форме ритуального обращения: «владыка вод» (А. Карнуа, А. Хойбек), так как дорийское Poteidan разлагается: potei, «владыка» в звательном падеже, и прилагательное daon, «водный», «водяной» в звательном падеже, образованное от индоевропейского корня da-, danu-, указывающего на влагу и реку (ср. осет. Донбеттыра, наименования рек Дон, Днепр, Дунай). С расселением греческих племён на островах Посейдона стали отождествлять не только с влагой, дарующей жизнь земле, но и с просторами моря. Олимпийский Посейдон неразрывно связан именно с морской стихией, сохранив в качестве рудиментов эпитеты, указывающие на былую связь с землёй, мифы о зооморфных ипостасях Посейдона — коне и быке и предания о Посейдоне, своим трезубцем выбивающем из земли пресную влагу источников.
Архаические черты у олимпийского Посейдона находят выражение в его буйном нраве, попытках сохранить свою независимость. Вынужденный признать главенство Зевса, он считает себя равным ему (Hom. Il. XV 185 след., 194—199). Посейдон участвует в мятеже против Зевса, и его спасает от оков Фетида (I 398—400). Он в союзе с Герой, воспользовавшись сном Зевса, подаёт помощь ахейцам, вызывая гнев громовержца, и угрожает ему непримиримой враждой (XV 212—217). Посейдон идёт на помощь ахейцам с мечом, схожим с молнией, предводительствуя их воинством (XIV 384—388). Посейдон ненавидит троянцев, царь которых Лаомедонт в своё время не заплатил ему и Аполлону обусловленной платы. Посейдон наслал на Трою страшное морское чудовище, угрожавшее царской дочери Гесионе, спасённой Гераклом (Apollod. II 5, 9).
Он один идёт против решения олимпийцев возвратить домой Одиссея, ненавидя его за ослепление Полифема (Hom. Od. I 68—75), хотя Зевс уверен, что Посейдон не может спорить со всеми бессмертными и поступать самовластно (I 77—79). Однако Посейдон не успокаивается и насылает на Одиссея страшную бурю, разбивая его плот и своим трезубцем взбудораживая море, тучи и ветры (V 291—319). Посейдон яростно действует своим трезубцем, желая или поднять бурю, или погубить кого-либо из героев. Он разбивает скалу и губит Аякса Оилида за его нечестивую похвальбу (IV 505—511). Трезубец Посейдона — некий древний фетиш, наделённый магической силой. Именно в споре с Афиной Посейдон выбивает трезубцем источник, даруя его жителям Аттики (Ovid. Met. VI 75—77). Но Посейдону было вполне достаточно крепко ударить ладонью по кораблю феаков, чтобы превратить его в скалу и втиснуть эту скалу в морское дно (Hom. Od. XIII 162—164). Посейдон не живёт на Олимпе, владея собственным роскошным дворцом на дне моря в Эгах (V 381). Посейдон мчится на колеснице, запряжённой длинногривыми конями, по морю (V 380). Морская тёмно-синяя бурливая волна и есть сам Посейдон, постоянно именуемый «синекудрым», «темно-власым» (Hom. Il. XIV 390). Облик Посейдона страшен, могуч и стихиен. Под его стопою трепещут леса. Своего дворца в Эгах он достигает, сделав три-четыре шага с фракийских гор (XIII 10—31). Посейдон — супруг нереиды Амфитриты (Hes. Theog. 930). От неё у него сын Тритон — владыка морских глубин (XIII 931 след.). Посейдон — отец множества детей, и все они стихийны, ужасны и чудовищны. Это великаны Сарпедон (Apollod. II 5, 9), Орион и Алоады, царь бебриков, кулачный боец Амик — от нимфы Мелии («ясеневой»; Apoll. Rhod. II 1—3), великан Антей — от Земли, киклоп Полифем, царь Бусирис, убивающий всех чужестранцев (Apollod. II 5, 11), разбойники Керкион (Hyg. Fab. 187) и Скирон (Apollod. epit. I 2); от медузы Горгоны у него Хрисаор («златомеч») и Пегас, выбивший копытом источник Гиппокрену (Hes. Theog. 280—283). Деметра в образе эринии родила от Посейдона коня Арейона (Apollod. II 6, 8), что дополняет сведения о зооморфной сущности Посейдона. Он выслал из моря на Крит прекрасного быка, свою собственную ипостась, который вместе с Пасифаей породил чудовище Минотавра (Apollod. III 1, 3—4). Однако были слабые попытки связать Посейдона с героическим миром, хотя и здесь Посейдон является в облике водной стихии. Приняв облик речного бога, Посейдон вступил в брак с Тиро, породившей Пелея и Нелея, отца мудрого Нестора (Hom. Od. XI 241—254).
Посейдон считается божественным отцом Тесея (Bacchyl. XVII 33—37), сына афинского царя Эгея. Доказывая своё божественное происхождение, Тесей бросился в море, чтобы достать кинутое туда Миносом золотое кольцо, добыл его у Амфитриты и вернулся победителем (Paus. I 17, 3; Bacchyl. XVII). Именно Тесей — героический сын Посейдона убивает Минотавра — тоже сына Посейдона, только чудовищного. Среди аргонавтов есть сыновья Посейдона — Эвфем, Эргин и Анкей (Apoll. Rhod. I 179—189), не играющие, однако, существенной роли в походе. Вряд ли Посейдона можно считать основателем и защитником полисов; он оспаривал у Гелиоса Коринф и потерпел поражение, с острова Эгина его вытеснил Зевс, с Наксоса — Дионис, из Дельф — Аполлон, из Трезена — Афина (Plut. Quest, conv. IX 6). Она же оказалась победительницей в Афинах, посадив там маслину вопреки Посейдону. Гера забрала себе Аргос, за что Посейдон наслал сначала засуху, а затем море. Единственная страна, где царили Посейдон и его потомки, которых Зевс покарал за нечестие, — остров Атлантида (Plat. Critias).
Культ Посейдона связан с почитанием его как божества моря, источников (его эпитеты: Кренух, «держатель источника»; Нимфагет, «водитель нимф») и землетрясений. Страбон сообщает (I 3, 16), что родосцы после землетрясения вблизи острова Фера воздвигли храм Посейдону Асфалию — «дарующему безопасность». Посейдон почитался по всей Греции также как Фитальмий, наряду с Дионисом Дендритом, «древесным», и им обоим была посвящена сосна (Plut. Quest, conv. V 3, 1). Культ Посейдона Гиппия — «конного» преимущественно фессалийский. В Аргосе был храм Посейдона Проклистия — «причиняющего наводнение» в память спора Геры и Посейдона, когда отвергнутый аргосцами Посейдон наслал на Арголиду море (Paus. I 29, 4). На акрополе у святилища Эрехфея ещё во 2 в. почитался источник солоноватой воды, якобы выбитый трезубцем Посейдона (Herodot. VIII 55). В Трезене, несмотря на поражение Посейдона от Афины «могучей», почитают Посейдона «царя» (Paus. II 30, 6). Там же храм Посейдона Фитальмия в память бесплодия, посланного Посейдоном на землю, пропитавшуюся морской солью, и милости Посейдона, прекратившего гнев (II 32, 8). Культ Посейдона всюду связан с бедствиями, сопровождавшими его гнев, сменяемый затем на прощение.
Посейдон — древнее мужское хтоническое божество, обладавшее универсальной властью, на более поздней героической ступени было вытеснено мужским патриархальным божеством, возглавившим олимпийцев, Зевсом, и больше уже не заняло главенствующего положения, оставаясь в неизменной оппозиции к Олимпу.
В римской мифологии отождествлялся с Нептуном.
Посейдон и божества моря
Глубоко в пучине моря стоит чудесный дворец великого брата громовержца Зевса, колебателя земли Посейдона. Властвует над морями Посейдон, и волны моря послушны малейшему движению его руки, вооруженной грозным трезубцем. Там, в глубине моря, живет с Посейдоном и его прекрасная супруга Амфитрита, дочь морского вещего старца Нерея, которую похитил великий властитель морской глубины Посейдон у ее отца. Он увидал однажды, как водила она хоровод со своими сестрами-нереидами на берегу острова Наксоса. Пленился бог моря прекрасной Амфитритой и хотел увезти ее на своей колеснице. Но Амфитрита укрылась у титана Атласа, который держит на своих могучих плечах небесный свод. Долго не мог Посейдон найти прекрасную дочь Нерея. Наконец открыл ему ее убежище дельфин; за эту услугу Посейдон поместил дельфина в число небесных созвездий. Посейдон похитил у Атласа прекрасную дочь Нерея и женился на ней.
С тех пор живет Амфитрита с мужем своим Посейдоном в подводном дворце. Высоко над дворцом шумят морские волны. Сонм морских божеств окружает Посейдона, послушный его воле. Среди них сын Посейдона Тритон, громовым звуком своей трубы из раковины вызывающий грозные бури. Среди божеств и прекрасные сестры Амфитриты, нереиды. Посейдон властвует над морем. Когда он на своей колеснице, запряженной дивными конями, мчится по морю, тогда расступаются вечно шумящие волны и дают дорогу повелителю Посейдону. Равный красотой самому Зевсу, быстро несется он по безбрежному морю, а вокруг него играют дельфины, рыбы выплывают из морской глубины и теснятся вокруг его колесницы. Когда же взмахнет Посейдон своим грозным трезубцем, тогда, словно горы, вздымаются морские волны, покрытые белыми гребнями пены, и бушует на море свирепая буря. Бьются тогда с шумом морские валы о прибрежные скалы и колеблют землю. Но простирает Посейдон свой трезубец над волнами, и они успокаиваются. Стихает буря, снова спокойно море, ровно, как зеркало, и чуть слышно плещется у берега -- синее, беспредельное.
Много божеств окружает великого брата Зевса, Посейдона; среди них вещий морской старец, Нерей, ведающий все сокровенные тайны будущего. Нерею чужды ложь и обман; только правду открывает он богам и смертным. Мудры советы, которые дает вещий старец. Пятьдесят прекрасных дочерей у Нерея. Весело плещутся юные нереиды в волнах моря, сверкая среди них своей божественной красотой. Взявшись за руки, вереницей выплывают они из морской пучины и водят хоровод на берегу под ласковый плеск тихо набегающих на берег волн спокойного моря. Эхо прибрежных скал повторяет тогда звуки их нежного пения, подобного тихому рокоту моря. Нереиды покровительствуют мореходу и дают ему счастливое плавание.
Среди божеств моря и старец Протей, меняющий, подобно морю, свой образ и превращающийся, по желанию, в различных животных и чудовищ. Он тоже вещий бог, нужно только уметь застигнуть его неожиданно, овладеть им и заставить его открыть тайну будущего. Среди спутников колебателя земли Посейдона и бог Главк, покровитель моряков и рыбаков, и он обладает даром прорицания. Часто, всплывая из глубины моря, открывал он будущее и давал мудрые советы смертным. Могучи боги моря, велика их власть, но властвует над всеми ними великий брат Зевса Посейдон.
Все моря и все земли обтекает седой Океан - бог-титан, равный самому Зевсу по почету и славе. Он живет далеко на границах мира, и не тревожат его сердце дела земли. Три тысячи сыновей речных богов и три тысячи дочерей-океанид, богинь ручьев и источников, у Океана. Сыновья и дочери великого бога Океана дают благоденствие и радость смертным своей вечнокатящейся живящей водой, они поят ею всю землю и все живое.
Одним
из наиболее почитаемых и грозных
богов-олимпийцев был повелитель морских
пучин Посейдон — «колебатель Земли».
Согласно мифам, с помощью трезубца он
управлял стихией: стоило Посейдону им
взмахнуть, как тут же поднимались огромные
морские валы. Но вот он простер трезубец
над морем, и волны успокоились. Грозен
был в гневе «колебатель Земли». Преследуя
гиганта Полибота, который бежал после
битвы с богами-олимнийцами на остров
Кос, Посейдон ударом трезубца отломил
огромную глыбу от этого острова и бросил
в гиганта. Так, по преданию, возник остров
Нисирос.
В этом и других деяниях владыки морей угадывался намек на еще более разрушительные силы, чем волны и бури,— землетрясения. Они нередкое явление в районах расселения древних греков. Сейсмические волны приходят со стороны Эгейской вулканической дуги. Греки не знали, что за ней (к югу от острова Крит) находится целая система глубоководных впадин, известных ныне как Эллинский желоб. Здесь проходит важная геологичеекая граница — рубеж двух литосферных плит: одна из них погружается под другую. С этим процессом и связаны многочисленные землетрясения, которые греки приписывали гневу «колебателя Земли».
Район Эгейской островной дуги и северной части полуострова Пелопоннес является зоной не только высокой сейсмичности, но и эпизодического вулканизма. Один из активных вулканов, последнее извержение которого было в 1888 г., расположен на острове Нисирос, на том самом, чье рождение легенда приписывает Посейдону. Хотя извержения в пределах Эгейской дуги случаются не часто, они все же нашли отражение в нескольких мифах. Так, в мифе о завоевании Зевсом власти над миром рассказывается о его борьбе со стоглавым чудовищем Тифо-ном, которое было порождением Геи (Земли) и поднялось из ее недр. Пламя окружало чудовище, а от его шагов содрогалась Земля. Когда громовержец Зевс сотнями стрел-молний поразил все 100 голов Тифона, от его тела «исходил такой жар, что плавилось все вокруг» [Кун, 1975, с. 19]. Зевс сбросил его в мрачный Тартар, но и оттуда Тифои все еще продолжал грозить живущим на Земле, вызывая бури и извержения.