Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 13:15, реферат
Цель реферата раскрыть сущность мифологических представлений русских старожилов Хакасско-Минусинской котловины, раскрыть основные аспекты традиционных верований русских старожилов Хакасско-Минусинского края. Исследование духовной народной культуры всегда имело важное теоретическое и практическое значение в виду того, что традиционная культура любого этноса составляет неотъемлемую часть культуры национальной и общемировой.
Введение………………………………………………………………3
Представления о домашних духах…………………………………4
2. Представления о духах окружающей среды…………………………8
Заключение……………………………………………………………………10
Библиографический список………………………………………………12
Министерство сельского
Департамент научно-технологической политики и образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Красноярский государственный аграрный университет»
Хакасский филиал
По дисциплине ______________________________
ТЕМА: ______________________________
______________________________
Студента __ курса
Специальности
(направления)_________________
заочной
формы обучения ______________________________
шифр _________
группа ________
Работу проверил преподаватель
______________________________
___________________ «____» _____________ 2013 г.________________
Оценка Дата Подпись
Абакан – 2013
Оглавление
Введение………………………………………………………… |
3 |
|
4 |
2.
Представления о духах |
8 |
Заключение…………………………………………………… |
10 |
Библиографический список……………………………………………………. |
12 |
Введение
Мифологические
представления русских
Иррациональные
представления русских старожил
Цель реферата раскрыть сущность мифологических
представлений русских
Исследование духовной народной культуры всегда имело важное теоретическое и практическое значение в виду того, что традиционная культура любого этноса составляет неотъемлемую часть культуры национальной и общемировой.
Мифологические
представления чалдонов ХМК включают
воззрения о наиболее популярных
духах: домашних – «домовом» и
«баннике» и о духах окружающей
среды – «лешем». Благополучие дома,
семьи, домашних животных связывалось
чалдонами ХМК с домашним духом
– «домовым», получившим номинации:
«суседко», «хозяин», «дедушко-суседко»,
«суседко-батюшка». Чалдоны считали,
что у каждой семьи есть свой индивидуальный
домовой, который «живет» с этой
семьей под одной крышей, сильно
к ней привязан и схож с человеком
образом жизни. Домовой, в представлении
чалдонов ХМК, во многом идеализированный
образ, вобравший в себя добрые качества
демонологических персонажей и практически
вытеснивший все другие. В особые
дни его задабривают: на Пасху, в
Чистый Четверг. Местом обитания домового
следует считать: подполье, место
под печкой в кути; в прошлом
– голбец. «Суседко», в воззрениях
старожилов, олицетворение мужского
начала и персонаж, не имеющий парного
образа. Персонификация домового, по представлениям
чалдонов ХМК, позволяет нам выделять
три его морфологических типа:
антропоморфный (домовой похож на
живущего хозяина дома, на умершего
когда-то человека-хозяина дома, домовой
– человек в одежде большого роста);
зооморфный (домовой персонифицируется
в образе домашнего грызуна –
«мышки», живущей в подполье или
в образе кота); антропозооморфный
– (образ “лохматого-лохматого
Представления
о «дворовом» – духе двора, которого
чалдоны ХМК называют – «оградный
домовой», оказались практически
вытеснены популярным образом «суседки».
Образ «оградного домового» слабо
распространён в народных верованиях
старожилов ХМК, не имеет чётких развёрнутых
характеристик. Его характеристики
в основном ограничиваются номинацией,
основной функцией, его отношением
к человеку, которое вытекает из
этой функции и месту его обитания.
Оградный домовой обладает главной
функцией – заботой о скоте. Чтобы
дворовой не обижал, берёг и заботился
о скотине, старожилы «угощали»
его в Чистый четверг в стайке
хлебом. Стайка, как место, где оставляли
пищу для него, по-видимому, и является
его местом жительства. Образ «оградного
домового» – дворового, в верованиях
чалдонов ХМК слабо персонифицирован.
В большинстве случаев чалдоны
не отличают в образах домового и
дворового двух различных духов,
а считают, что домом и двором
(оградой) правит один домовой –
«суседко». Поэтому представления
чалдонов ХМК об «оградном домовом»
рассматриваются нами как представления
о «суседке», ибо образы эти тождественны.
Представления русских
В мифологических
представлениях русских старожилов
ХМК, имеется комплекс представлений
о банном духе, который имеет следующие
номинации: «банник», «суседко». Суеверные
рассказы о банном духе не столь
многочисленны, как, например, былички
о домовом. Упоминание имени «банника»
связывается только с баней. Банник
– дух индивидуальный для каждой
старожильческой семьи ХМК. «Банник»,
в представлении чалдонов ХМК
– воплощение злых качеств домашнего
божества, поэтому он более соотносится
с определением «нечистой силы».
Т.к.: живет в бане – неосвященном
месте: где нет икон, где доживают
свои земные последние дни люди,
обвинявшиеся сельчанами в колдовстве.
Поэтому, чалдоны ХМК, с баней
и «банником» связываются различного
рода несчастья, происходившие с
ними в ночное время суток. Место
жительства банного духа отложило отпечаток
на его внешний облик, который
часто характеризуется
В представлениях
русских старожилов ХМК, наибольшее распространение
из персонажей природных стихий, получил
образ хозяина леса, зверей и птиц определенной
прилегающей к населенному пункту лесной
или таежной территории – лешего. Лесной
дух, в воззрениях чалдонов имеет ряд локальных
имен: «лесной», «лешак», «хозяин». «Лесной»
– персонаж, не имеющий парного образа.
Внешность духа – антропоморфная или
аморфная. Отношение лешего к человеку
характеризуется амбивалентностью, где
основной его функцией – считается способность
«водить», сбивать, уводить с дороги, верного
пути людей. В этом случае, человек плутает
и долго не может найти дорогу. Данная
особенность повлияла на комплекс мер
практического действия, с целью уберечься
от его «лесных проказ». Широкое распространение
получили христианские обряды: молитвы,
обращения к Богу, крестные знамения, «живые
помощи». Употреблялись чалдонами пассивные
формы культовой практики, способствующие
стремлению людей избежать контактов
с духом, для чего запрещалось шуметь и
петь в лесу. Рациональные способы представлены
бытующим у чалдонов правилом, что в тайге
не следует находиться одному. Получили
распространение и языческие обряды: выворачивание
на «левую» сторону одежды; мена стелек
в обуви – правую на левую; обряд задабривания
лешего – бросание хлеба и соли в огонь.
Бросание пищи в огонь, как вариант задабривания
«лесного» – по нашему мнению, влияние
хакасской культуры. Заимствованием так
же, следует считать одну из особенностей
внешнего облика лешего у чалдонов ХМК
- образ «лесного» в виде человека верхом
на коне. Представления чалдонов ХМК о
«лешем» – духе леса, в природно-географическом
ландшафте более фиксируются в районах
таежной местности, а в степной зоне характеризуются
в лучшем случае – незначительными упоминаниями
о его образе и практически полной потерей
его типичных для восточных славян функциональных
признаков. Исходя из этого, в воззрениях
русских старожилов ХМК проживающих в
степных и лесостепных районах, образ
«лесного», не получил четкой оформленности,
ибо оказался прикреплен к районам с абсолютным
преобладанием лесных массивов. Представления
о «лесном» утратили свою культовую основу
у старожилов ХМК, многие компоненты не
прижились на новой «почве», хотя часть,
наоборот, получила наибольшее развитие
и стала преобладать над остальными. Таковыми
являются практические действия человека
с целью сохранения от проказ «лесного»,
позволяющие, находясь в лесу, обезопасить
себя. Локальными особенностями воззрений
о хозяине леса, тайги – следует считать
представления, заимствованные у коренного
народа проживающего в ХМК. В целом комплекс
представлений об образе лесного духа
у чалдонов ХМК, претерпел ряд изменений
в результате историко-культурных контактов
с хакасами. С другой стороны, изменения
связываются нами с доминирующими качествами
в характере чалдонов ХМК, прежде всего
установкой на рационализм в отборе мифологических
персонажей и спецификой этнокультурных
контактов с аборигенным населением.
Мифологические представления старожилов
ХМК претерпели некоторые изменения и
послужили появлению локальных особенностей
в традиционных представлениях чалдонов
ХМК о мифологических существах. Существенное
значение на наш взгляд имеет специфика
традиционного образа жизни старожильческого
населения ХМК и исторических особенностей
формирования культурно-бытового уклада
жизни. В целом мифологические представления
чалдонов ХМК приобрели неповторимое
своеобразие и определенную специфику,
позволяющую говорить о них как о локальном
варианте единой общерусской культуры.
Мифологические представления чалдонов
ХМК включили в себя культурные базисные
мифологические традиции севернорусской
полосы Европейской России и некоторые
иноэтнические культурные влияния, приобретенные в ходе исторического развития в ХМК.
Заключение
Иррациональные представления ч
Человек изначально создал заведомо объяснимую картину мира, в которой существуют определенные «законы» уживания, равные как для человека, так и для существ "иного" мира. Душевное благополучие, достаток, покой и порядок в семье чалдонов ХМК зависели от расположения к ним потусторонних существ.
Вера в силы «иные» способствовала соблюдению чалдонами ХМК определенных этических норм жизни в обществе: чалдон меньше грешил, стараясь следовать по пути добра и совершать меньше дел злых. Чалдон почитал старших, уважительно относился не только к своим родителям, но и к умершим предкам. Человек, соблюдавший все вышеперечисленные правила, осознающий свою принадлежность к длинной череде поколений, идентифицировал себя как носитель духовной культуры, следовал традициям, тем самым, наполняя свою культуру новой жизнью и смыслом.в целом традиционные верования чалдонов ХМК приобрели неповторимое своеобразие и определенную специфику, позволяющую говорить о них как о локальном варианте единой общерусской культуры. Локальные особенности традиционных верований чалдонов ХМК включили в себя базисные культурные мифологические традиции севернорусской полосы Европейской России и некоторые иноэтнические культурные влияния, приобретенные в ходе исторического развития в ХМК.
Информация о работе Мифологические представления русских старожилов ХМК