Мифологические представления русских старожилов ХМК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 13:15, реферат

Описание работы

Цель реферата раскрыть сущность мифологических представлений русских старожилов Хакасско-Минусинской котловины, раскрыть основные аспекты традиционных верований русских старожилов Хакасско-Минусинского края. Исследование духовной народной культуры всегда имело важное теоретическое и практическое значение в виду того, что традиционная культура любого этноса составляет неотъемлемую часть культуры национальной и общемировой.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………3
Представления о домашних духах…………………………………4
2. Представления о духах окружающей среды…………………………8
Заключение……………………………………………………………………10
Библиографический список………………………………………………12

Файлы: 1 файл

Мифологические представления русских старожилов ХМК.docx

— 33.01 Кб (Скачать файл)

Министерство сельского хозяйства  Российской Федерации

Департамент научно-технологической  политики и образования

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Красноярский  государственный  аграрный  университет»

Хакасский филиал

 

КАФЕДРА  ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

 

 

 

По дисциплине  ________________________________________________

 

ТЕМА: ______________________________________________________

 

_____________________________________________________________

 

Студента __ курса

Специальности (направления)_____________________________________

 

заочной формы обучения    ______________________________________________

                                       (Фамилия, имя, отчество)

шифр  _________

группа ________

 

 

Работу проверил преподаватель  ________________________________________

                                       (Фамилия, имя, отчество)

 

___________________ «____» _____________ 2013 г.________________

Оценка       Дата              Подпись              

Абакан – 2013

 

 

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..

3

  1. Представления о домашних духах………………………………………..

4

2. Представления о духах окружающей  среды………………………………

8

Заключение………………………………………………………………………

10

Библиографический список…………………………………………………….

12


 

 

 

Введение

Мифологические  представления русских старожилов («чалдонов») Хакасско-Минусинского края (далее по тексту - ХМК), сохранившиеся в известной мере до настоящего времени, представляют сложную систему, основные компоненты которой базируются на религиозных представлениях: анимистических, магических, культе предков. Мифологические представления чалдонов ХМК – неотъемлемая часть системы их традиционного мировоззрения.

Иррациональные  представления русских старожилов ХМК - неотъемлемая часть системы, их традиционното мировоззрения. Иррациональные воззрения являются одной из форм отражения объективного мира и воспринимаются чалдонами ХМК как реальность. Подобное восприятие позволяет воссоздать гармоничную картину Мироздания, в котором человек и внешний мир (как сфера сверхъестественного) в различных его проявлениях создают целостное универсальное образование, в котором нет ничего лишнего, а все входящие в него компоненты сосуществуют. Однако целостность мира, гармония Человека и Природы, воссоздаются в сочетании реального, идеального и порожденного человеческим разумом, что в свою очередь служит сохранению традиционного мировоззрения русских старожилов и свидетельствует о его высокой адаптивной возможности.

Цель реферата раскрыть сущность мифологических представлений русских старожилов Хакасско-Минусинской котловины, раскрыть основные аспекты традиционных верований  русских старожилов Хакасско-Минусинского края.

Исследование духовной народной культуры всегда имело важное теоретическое  и практическое значение в виду того, что традиционная культура любого этноса составляет неотъемлемую часть культуры национальной и общемировой.

 

    1. Представления о домашних духах

Мифологические  представления чалдонов ХМК включают воззрения о наиболее популярных духах: домашних – «домовом» и  «баннике» и о духах окружающей среды – «лешем». Благополучие дома, семьи, домашних животных связывалось  чалдонами ХМК с домашним духом  – «домовым», получившим номинации: «суседко», «хозяин», «дедушко-суседко», «суседко-батюшка». Чалдоны считали, что у каждой семьи есть свой индивидуальный домовой, который «живет» с этой семьей под одной крышей, сильно к ней привязан и схож с человеком  образом жизни. Домовой, в представлении  чалдонов ХМК, во многом идеализированный образ, вобравший в себя добрые качества демонологических персонажей и практически  вытеснивший все другие. В особые дни его задабривают: на Пасху, в  Чистый Четверг. Местом обитания домового следует считать: подполье, место  под печкой в кути; в прошлом  – голбец. «Суседко», в воззрениях старожилов, олицетворение мужского начала и персонаж, не имеющий парного  образа. Персонификация домового, по представлениям чалдонов ХМК, позволяет нам выделять три его морфологических типа: антропоморфный (домовой похож на живущего хозяина дома, на умершего когда-то человека-хозяина дома, домовой  – человек в одежде большого роста); зооморфный (домовой персонифицируется  в образе домашнего грызуна –  «мышки», живущей в подполье или  в образе кота); антропозооморфный  – (образ “лохматого-лохматого старичка”, “небольшого обросшего старичка”  – получеловека или же “хозяин  в козлиной дохе, в точности как  человек, только лицо обросшее”). Появление  домового, в представлении чалдонов ХМК, трактовалось как предвестие грядущей беды, вызывало различные опасения и догадки, являлось знамением для  людей о скорой смерти одного из домочадцев. С домовым, до сих пор, связывается обычай переезда чалдонов в новый дом, ибо: «без домового дом  стоять не будет». Основные функции  домового заключаются в попечительстве домашних животных, помощи человеку в  его хозяйственных делах и  забота о доме. Домовой обладает функцией «вещуна» – способностью предсказать человеку грядущее будущее, что привело к представлению, что человеческая судьба и, в конечном счете, – жизнь, зависели от хозяина  жилого пространства – домового. Данное представление рассматривается  нами как реконструкция представления  восточных славян о попечительстве живых людей умершими предками-родственниками. Это представление восходит к  культу предков. Сущность домового и  представления старожилов ХМК об умерших родственниках имеют  множество аналогий. Это и внешний  вид духа, формы его проявления, функциональные особенности, благорасположение  к дому, домашнему хозяйству, человеку, способы задабривания. Основой подобных представлений является результат  сложного и многовекового взаимодействия языческого миропонимания и христианского  вероучения, в процессе чего произошло  замещение древнего культа предков  образом домового. Былички о домовом  среди русских старожилов ХМК  наиболее распространены и более  многочисленны, чем другие из разряда  низшей мифологии.

Представления о «дворовом» – духе двора, которого чалдоны ХМК называют – «оградный  домовой», оказались практически  вытеснены популярным образом «суседки». Образ «оградного домового» слабо  распространён в народных верованиях старожилов ХМК, не имеет чётких развёрнутых  характеристик. Его характеристики в основном ограничиваются номинацией, основной функцией, его отношением к человеку, которое вытекает из этой функции и месту его обитания. Оградный домовой обладает главной  функцией – заботой о скоте. Чтобы  дворовой не обижал, берёг и заботился  о скотине, старожилы «угощали»  его в Чистый четверг в стайке хлебом. Стайка, как место, где оставляли  пищу для него, по-видимому, и является его местом жительства. Образ «оградного домового» – дворового, в верованиях чалдонов ХМК слабо персонифицирован. В большинстве случаев чалдоны  не отличают в образах домового и  дворового двух различных духов, а считают, что домом и двором (оградой) правит один домовой –  «суседко». Поэтому представления  чалдонов ХМК об «оградном домовом» рассматриваются нами как представления  о «суседке», ибо образы эти тождественны. Представления русских старожилов ХМК о домовом – «суседке», были заимствованы хакасами после их перехода на оседлый образ жизни  – из юрт в дома русского типа. В хакасской транскрипции номинация  «суседко» стала звучать как  «сюзетке», а его образ получил  достаточно широкое распространение  в XX в. в народных верованиях хакасов. В представлении хакасов «сюзетке»  – дух, живущий рядом с людьми, особенно опасный для человека на Крещение. «Сюзетке» схож с «чалдонским  домовым» номинацией, внешним обликом, некоторыми функциями, характером отношения  к человеку. Представления хакасов  о «сюзетке» – нетипичны для  их традиционной культуры.

В мифологических представлениях русских старожилов ХМК, имеется комплекс представлений  о банном духе, который имеет следующие  номинации: «банник», «суседко». Суеверные  рассказы о банном духе не столь  многочисленны, как, например, былички  о домовом. Упоминание имени «банника»  связывается только с баней. Банник – дух индивидуальный для каждой старожильческой семьи ХМК. «Банник», в представлении чалдонов ХМК  – воплощение злых качеств домашнего  божества, поэтому он более соотносится  с определением «нечистой силы». Т.к.: живет в бане – неосвященном месте: где нет икон, где доживают свои земные последние дни люди, обвинявшиеся сельчанами в колдовстве. Поэтому, чалдоны ХМК, с баней  и «банником» связываются различного рода несчастья, происходившие с  ними в ночное время суток. Место  жительства банного духа отложило отпечаток  на его внешний облик, который  часто характеризуется эпитетами: «злой, злобный». Персонаж банного духа – «банник», многими чертами схож с «домовым-суседкой», например, номинацией, он также не имеет парного образа. Облик «банника» не получил должного развития, поэтому он либо – антропоморфный, либо – неоформленно-антропоморфный. Как и домовой он обладает функцией предсказывать будущее; его отношение  к человеку – амбивалентно. Это  позволяет нам склониться к мнению, что «банник» – вариант представлений  чалдонов ХМК о духе домашнем, семейном: т.е. – «домовом-суседке». Особенностью представлений о домашних духах  чалдонов ХМК следует считать  слияние образов «оградного домового», «банника» в образ одного близкого дому доброго домашнего духа –  «суседки». Однако если образы «оградного домового» и «банника» еще  имеют слабую персонификацию, то образы духов хозяйственных построек вообще не встречаются в суеверных рассказах  чалдонов ХМК. Полагаем, что поглощение и практически полное замещение  их персонажем домового оказалось возможным  в результате отсутствия построек: овинов и хлевов в хозяйственной  сфере жизни чалдонов ХМК. Существенное значение, на наш взгляд, имеет также  специфика традиционного образа жизни старожильческого населения  ХМК и исторических особенностей формирования их культурно-бытового уклада жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Представления о духах окружающей среды

            В представлениях русских старожилов ХМК, наибольшее распространение из персонажей природных стихий, получил образ хозяина леса, зверей и птиц определенной прилегающей к населенному пункту лесной или таежной территории – лешего. Лесной дух, в воззрениях чалдонов имеет ряд локальных имен: «лесной», «лешак», «хозяин». «Лесной» – персонаж, не имеющий парного образа. Внешность духа – антропоморфная или аморфная. Отношение лешего к человеку характеризуется амбивалентностью, где основной его функцией – считается способность «водить», сбивать, уводить с дороги, верного пути людей. В этом случае, человек плутает и долго не может найти дорогу. Данная особенность повлияла на комплекс мер практического действия, с целью уберечься от его «лесных проказ». Широкое распространение получили христианские обряды: молитвы, обращения к Богу, крестные знамения, «живые помощи». Употреблялись чалдонами пассивные формы культовой практики, способствующие стремлению людей избежать контактов с духом, для чего запрещалось шуметь и петь в лесу. Рациональные способы представлены бытующим у чалдонов правилом, что в тайге не следует находиться одному. Получили распространение и языческие обряды: выворачивание на «левую» сторону одежды; мена стелек в обуви – правую на левую; обряд задабривания лешего – бросание хлеба и соли в огонь. Бросание пищи в огонь, как вариант задабривания «лесного» – по нашему мнению, влияние хакасской культуры. Заимствованием так же, следует считать одну из особенностей внешнего облика лешего у чалдонов ХМК - образ «лесного» в виде человека верхом на коне. Представления чалдонов ХМК о «лешем» – духе леса, в природно-географическом ландшафте более фиксируются в районах таежной местности, а в степной зоне характеризуются в лучшем случае – незначительными упоминаниями о его образе и практически полной потерей его типичных для восточных славян функциональных признаков. Исходя из этого, в воззрениях русских старожилов ХМК проживающих в степных и лесостепных районах, образ «лесного», не получил четкой оформленности, ибо оказался прикреплен к районам с абсолютным преобладанием лесных массивов. Представления о «лесном» утратили свою культовую основу у старожилов ХМК, многие компоненты не прижились на новой «почве», хотя часть, наоборот, получила наибольшее развитие и стала преобладать над остальными. Таковыми являются практические действия человека с целью сохранения от проказ «лесного», позволяющие, находясь в лесу, обезопасить себя. Локальными особенностями воззрений о хозяине леса, тайги – следует считать представления, заимствованные у коренного народа проживающего в ХМК. В целом комплекс представлений об образе лесного духа у чалдонов ХМК, претерпел ряд изменений в результате историко-культурных контактов с хакасами. С другой стороны, изменения связываются нами с доминирующими качествами в характере чалдонов ХМК, прежде всего установкой на рационализм в отборе мифологических персонажей и спецификой этнокультурных контактов с аборигенным населением.  
 
Мифологические представления старожилов ХМК претерпели некоторые изменения и послужили появлению локальных особенностей в традиционных представлениях чалдонов ХМК о мифологических существах. Существенное значение на наш взгляд имеет специфика традиционного образа жизни старожильческого населения ХМК и исторических особенностей формирования культурно-бытового уклада жизни. В целом мифологические представления чалдонов ХМК приобрели неповторимое своеобразие и определенную специфику, позволяющую говорить о них как о локальном варианте единой общерусской культуры. Мифологические представления чалдонов ХМК включили в себя культурные базисные мифологические традиции севернорусской полосы Европейской России и некоторые

иноэтнические культурные влияния, приобретенные в ходе исторического развития в ХМК.

 

Заключение

Иррациональные представления чалдонов ХМК при всем субъективизме трактовок этих воззрений нами (порождены ли человеческим разумом или это - отражение бессознательного, генетической памяти предков), занимают значительное место в традиционных верованиях, подтверждая тем самым высокую их значимость в жизни этноса. Данную особенность народных верований вполне можно рассматривать как феномен общественного сознания. Чалдоны не стыдятся своей фантазии. Даже те, кто твердо не признавали потустороннюю силу, не стремятся к разрушению образной системы верящих. Поэтому осмысление отношений с внешним миром, как сферой пребывания сверхъестественных существ, воссоздается нами за счет разных индивидов, чьи суеверные представления разнятся по степени оформленности и по характеру бытования. Сопоставление и изучение разных компонентов позволяет нам воссоздать то единое целое, что и составляет единый комплекс верований русских старожилов ХМК. Представление и осмысление человеком мира как универсума, не основывается только лишь на представлении о человеке, как о единственной инстанции, устанавливающей свои законы существования, а осмысление мира в равной степени: представления об олицетворяющих его невидимых в обычных условиях сверхъестественных существах, обладающих магическими возможностями.

Человек изначально создал заведомо объяснимую картину мира, в которой  существуют определенные «законы» уживания, равные как для человека, так и для существ "иного" мира. Душевное благополучие, достаток, покой и порядок в семье чалдонов ХМК зависели от расположения к ним потусторонних существ.

Вера в силы «иные» способствовала соблюдению чалдонами ХМК определенных этических норм жизни в обществе: чалдон меньше грешил, стараясь следовать по пути добра и совершать меньше дел злых. Чалдон почитал старших, уважительно относился не только к своим родителям, но и к умершим предкам. Человек, соблюдавший все вышеперечисленные правила, осознающий свою принадлежность к длинной череде поколений, идентифицировал себя как носитель духовной культуры, следовал традициям, тем самым, наполняя свою культуру новой жизнью и смыслом.в целом традиционные верования чалдонов ХМК приобрели неповторимое своеобразие и определенную специфику, позволяющую говорить о них как о локальном варианте единой общерусской культуры. Локальные особенности традиционных верований чалдонов ХМК включили в себя базисные культурные мифологические традиции севернорусской полосы Европейской России и некоторые иноэтнические культурные влияния, приобретенные в ходе исторического развития в ХМК.

Информация о работе Мифологические представления русских старожилов ХМК