Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 23:09, реферат
Когда в Европе и Америке еще господствовала эпоха каменного века и примитивных охотников, египетские инженеры строили «ирригационные сооружения» вдоль Нила, а их зодчие возводили грандиозные храмы, древние египетские математики рассчитывали «квадрат основания и угол наклона Великих Пирамид»3.
История Египта насчитывает более 6 тысяч лет. Сохранившиеся на его территории уникальные памятники древней культуры привлекают огромное количество туристов со всего мира. Пирамиды и Большой Сфинкс, величественные храмы в верхнем Египте и многие другие архитектурные и исторические шедевры – все это является частью мировой культуры.
Введение………………………………………………………………………..3
1.Религия………………………………………………………………………..5
2.Искусство……………………………………………………………………..8
3.Быт…………………………………………………………………………....11
Заключение…………………………………………………………………….14
Список используемой литературы…………………………………………...15
Федеральное агентство по образованию
Санкт-Петербургский государственный
архитектурно-строительного университета
Кафедра истории
Дисциплина: культурология
РЕФЕРАТ
МИФОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Выполнила студентка группы 4-С-1
Дик Ю. Л.
Руководитель:
Гурьев Е.П.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
1.Религия………………………………………………………
2.Искусство…………………………………………………
3.Быт…………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………...
Самобытная культура Древнего Египта («Страны Большого Хапи»1) с недавних времен привлекала к себе внимание всего человечества. Она вызывала удивление у гордого своей цивилизации вавилонского народа. У Египтян учились мудрости философы и ученые древней Греции. Великий Рим приклонялся перед стройной государственной организацией страны пирамид. «Русский писатель и философ В.В. Розанов писал: “ Великий интерес к Египту проистек у меня из удивления к такому подъему в нем жизненной энергии, сочных, ярких сил, какого, я твердо знал, никогда не существовало ни в Греции, ни в Риме, ни у евреев. Меня все занимал вопрос, откуда проистекала эта энергия, не опадавшая на протяжении времени, равного прошедшему от Троянской войны до наших дней…. И это все без усталости, без исторического утомления, без того утомления, которое после 1500 лет самобытной европейской истории так явно легло на все народы Западной Европы, французов, отчасти немцев и англичан, на полувыродившихся итальянцев, испанцев, португальцев, не говоря уже о жалком отребье оставшемся от эллинов ”» 2
Когда в Европе и Америке еще господствовала эпоха каменного века и примитивных охотников, египетские инженеры строили «ирригационные сооружения» вдоль Нила, а их зодчие возводили грандиозные храмы, древние египетские математики рассчитывали «квадрат основания и угол наклона Великих Пирамид»3.
История Египта насчитывает более 6 тысяч лет. Сохранившиеся на его территории уникальные памятники древней культуры привлекают огромное количество туристов со всего мира. Пирамиды и Большой Сфинкс, величественные храмы в верхнем Египте и многие другие архитектурные и исторические шедевры – все это является частью мировой культуры.
РЕЛИГИЯ
Первоначальная мифология есть тот образный, поэтический язык, который использовали древние народы для пояснения явлений природы. Все, что видели они в природе, то и принимали за образ божества: землю, небо, звезды, солнце, горы, вулканы, реки, ручьи, деревья – все это были божества, историю которых воспевали певцы, поэты, а образы их изваивались скульпторами. В течение многовекового развития египетского государства значение и характер культов менялись. Смешивались верования древнейших охотников, скотоводов, земледельцев, на них наслаивались отзвуки борьбы и политического роста или упадка разных центров страны.
Некоторые
боги в древности почитались египтянами
в виде животных. Пережитки первоначального
поклонения богам-животным прослеживаются
в сохранении звериных или птичьих
голов у божеств с
«Одним из самых почитавшихся животных в Египте был бык. Он издавна воспринимался как олицетворение производящей силы и плодородия. Также большое распространение получил культ навозного жука, которого античные писатели называют скарабеем. В процессе осмысления явлений природы возник образ жука, толкающего перед собой солнечный диск. Он также изображался летящим и несущем солнце. Скарабей стал воплощением восходящего солнца «Хепри», с ним связаны надежды на жизнь и воскресенье. Жукам поклонялись в храмах солнечных богов. С различными богами были связаны священные кошки, обезьяны, змеи, сокол. После смерти трупы священных животных и птиц мумифицировали, затем укутывали в пелены и помещали в гробы с изображение погребного животного на крышке. Во многих местах Египта найдены обширные кладбища животных. Наиболее известны гробницы крокодилов в Файюме, быков-Аписов в Мемфисе и быков-Бухисов в Гермонтисе»5.
Стоит отметить, что особое место занимал культ правящего царя и официальное обожествление царской власти – одна из важнейших черт египетской религии. «С древнейших времен фараон считался богом в плоти, ипостасью царского бога Хора на земле. Уже в древнем царстве фараона считали сыном Ра, а его имя в надписях и на папирусах окружали защитным кольцом. Власть фараона распространялась ни только на страну и подданных, но и на силы природы; существовали специальные обряды, изображая фараона распорядителем природных сил. Он играл главную роль и в общегосударственных земледельческих празднествах: при наступлении времени разлива Нила он бросал в реку папирус с приказом водам подняться, также начинал пахоту, срезал первый сноп нового урожая». 6
С культом умершего фараона теснейшим образом был связан культ бога Осириса, представляющий ежегодно умирающую растительность. По мифу этот бог был убит своим братом Сет, который хотел править вместо него в Египте. Он жена Осириса, богиня Исида, рождает сына Хора, который вступает в борьбу за наследство отца. После длительных споров боги признают Хора наследником, а Осириса – царем загробной жизни. Так после смерти фараон уподоблялся Осирису и получал вечную жизнь. Эти верования отражены в текстах, вырезанных внутри пирамид, - записях царского заупокойного ритуала. То же и в коронационном обряде, подобному восхождению на трон боа Хора.
Но вскоре Осирис стал распространяться на культе всех умерших. Не только фараон, но и рядовой человек при помощи заклинаний становился Осирисом и получал вечную жизнь. Вера в загробное существование не менее прочно переплеталась с представлением солярного культа, ранее связанного только с фараоном. «Ра, как и Осирис, олицетворял источник вечной жизни, и умерший, попавший путем колдовства в число спутников Ра в его ладью, разделял с ним его судьбу».7
Смерть и состояние после нее считали продолжением земного существования, причем толковали это настолько буквально, что существовали специальные заклинания, которые должны были отвратить в загробном мире смерть от человека, уже умершего на земле. Общение живых с покойными происходило не только во время жертвоприношений и молитв, но и в виде письменных обращений к умершим с различными жалобами и просьбами. Возможность вмешательства мертвых в дела живых считалась делом обыденным. Существовала твердая вера в то, что умерший может помочь в несчастье или навлечь бедствия. Покойных просили выиграть судебное дело, исцелить больного, даровать потомство. Последнее было особенно важно для поддержания заупокойного культа. Человек желал после смерти сохранить возможность бывать на земле и находиться среди людей. Специальные тексты должны были способствовать ему в этом и обеспечить "выход днем" из гробницы. В гимнах, записях ритуалов и т.п. часто встречаются мысли о мироздании. «Существовавшие идеи о сотворении мира очень противоречивы, что можно объяснить различиями во времени их возникновения и месте происхождения. Хотя одно учение и получало преобладание перед другими, не было канонизированной концепции создания мира, и наряду с гелиопольским мифом о творце Атуме и мемфисским сказанием, приписывающим ту же роль Птаху, существовали верования о том, что на поднявшемся из первобытного океана холме вырос лотос, который дал жизнь солнечному богу, или, что солнце появилось из яйца, снесенного "Великим Гоготуном" на этом холме, и т.п. Все же наибольшее распространение получило гелиопольское сказание из-за особого положения этого города как древнейшего политического и религиозного центра. Согласно ему, Атум, отождествленный с солнцем под именем Атум-Ра, возникнув из первобытного хаоса, оплодотворяет самого себя и выплевывает первую пару божеств: Шу - воздух и Тефнут - влагу. Тем самым Атум-Ра становится прародителем мира, так как Шу и Тефнут порождают Геба - землю и Нут - небо, а те, в свою очередь, Осириса, Исиду, Сетха и Нефтис. Эти боги образуют гелиопольскую "Великую Девятку", которая занимает важное место в пантеоне.Более поздним, возникшим уже в Египте эпохи государственности, является мемфисское сказание. Оно приписывает местному богу Птаху сотворение мира сердцем (т.е. разумом) и словом. Называя вещи. Птах тем самым их создает».8
ИСКУССТВО
Как мы уже знаем, с древних времен в Египте была развита письменность. Но от времени древнего царства до нас не дошли литературных произведений в собственном смысле, если не считать “автобиографических” надписей на гробницах. Тем не менее, Египетская художественная литература оставила нам множество сказок самого разного содержания со времен Среднего царства. Содержание такого рода литературы повествует нам о путешественниках, о магах, о божественных культах и о фараонах и их жизнь («например, “Сказка о Правде и Кире” - отзвук мифа о Осирисе»9). Также, широко распространен был жанр поучений, который использовали как школьный материал. Очень часто они составлялись от имени известного вельможи или мудреца. Эти наставления преподают не только правила хорошего тона, но и объясняют выгоды и преимущества положений писцов-чиновников; часто дают советы по карьере. Иногда поучения составляют и от имени самого Фараона. Например, «поучение гераклеопольского царя своему сыну Мерикара и поучения Амененхета I»10.
В эпоху Нового царства особый расцвет получила художественная историческая литература, повествующая о главных политических событиях. Древнему Египту уже было знакомо и драматургическое искусство: оно было представлено драматизированными заупокойными и храмовыми обрядами, либо религиозными драмами с мифологическим сюжетом. По мимо этого, писались гимны богам и царям, любовная лирика , хвалебные песни. Стоит отметить, что важную роль в Египетском искусстве играла музыка, сопровождающая культовые обряды. Распространенными музыкальными инструментами были: арфа, кифар и флейта, но позже появляются ударные – барабаны, бубны, трещотки и хлопающие в ладоши.
Также в связи с религиозными требованиями появляется скульптура и архитектура. Культовые требования обусловливали появления того или иного типа статуй, их иконографию и место установки. Основные правила скульптора – это: симметрия и фронтальность, четкость и спокойствие фигур, прямая постановка головы. Раскраска статуи определялась атрибутой власти или профессии («мужские тела – кирпичного цвета, женские – желтого, волосы – черные»11). Позы – сидячая с положенными на колени руками или на скрещенных ногах, или стоячая с выдвинутой вперед левой ногой. По верованию египтян, статуи могли наблюдать за жизнью через небольшие отверстия на уровне глаз, поэтому к скульптурному портрету относились с наибольшей важностью.
О древней
гражданской архитектуре
Но особое место в строительстве занимало загробные сооружения. Еще издавна для захоронения мумий царей и вельмож сооружались из облицованных кирпичей земляных холмов так называемые “мастаба” — прямоугольные гробницы. Позже эти сооружения стали делать из обработанных каменных плит. «Поиски новых архитектурных форм для возвеличивания царской власти привели к появлению таких сооружений как пирамида. В XXVIII в. до н. э. зодчий фараона Джосера Имхотеп создал удивительное, устремленное вверх сооружение из семи поставленных одна на другую уменьшающихся мастаба высотой более 60 м.» 13Это была первая ступенчатая пирамида. Имя создателя пирамиды навсегда вошло в историю Египта, и впоследствии знаменитый ученый и строитель был даже причислен к сонму богов. Последователи Имхотепа, развивая дальше его идеи, пришли к созданию пирамид так называемого классического типа с гладкими гранями, поражавших воображение современников и далеких потомков. Например, «пирамида Хуфу (Хеопса) достигает в высоту 146,6 м, длина стороны ее основания — 233 м, площадь пирамиды около 50 тыс. кв. м. Строили пирамиду около 20 лет и на ее сооружение пошло 2 млн. 300 тыс. каменных блоков весом от 2,5 до 30 т. Блоки пирамиды были пригнаны друг к другу с удивительной точностью, а ее поверхность была покрыта отшлифованными плитами из известняка. В сердце пирамиды находилась погребальная камера с мумией фараона, заключенной в гранитной саркофаг. Древние зодчие соорудили над усыпальницей несколько пустот с перекрытиями, равномерно распределявших колоссальную тяжесть каменной массы.»14 Пирамиды являлись центром целого комплекса сооружений. Их окружали гробницы придворных вельмож и родственников фараона, заупокойные храмы и ограды. Пирамиды олицетворяли границу жизни и смерти. Заупокойные храмы располагались на плодородном берегу Нила, оттуда дорога вела к пирамидам, на запад от которых начиналась безжизненная пустыня. «Близ пирамиды фараона Хафра высится удивительная статуя так называемого Большого Сфинкса, фантастического существа с туловищем льва и портретной головой царя. Основу этого сооружения составляет известняковая скала, искусно обработанная мастерами. Размеры статуи огромны: длина 57 м, высота 20 м».15
БЫТ
Для того, чтобы узнать деятельность египтян, рассмотрим несколько основных хозяйств того времени.
Первое, это царское хозяйство, основу которого составляли “слуги царя” – «хемму или хаму».16 Этим термином могли именоваться люди различных профессий: земледельцы, пастухи, садовники, огородники, рыбаки, птицеводы, ремесленники, слуги, музыканты, брадобреи, учителя и многие другие. Женщины, правда не использовались в полевых работах, однако активно занимались домашними ремеслами. Так например появился термин – ткачихи, которыми все же управлял мужчина. Слуги царя не выбирали себе профессию, а получали ее на ежегодных смотрах чиновниками. Профессия зависела от телосложения, склада ума и возраста. Так можно было стать военным или простым земледельцем, писарем или строителем и т.д. назначения таким образом за редким исключением являлось уделом человека всю его жизнь. Имущественный статус зависел от вида деятельности. Если положение земледельца было весьма скромным, то ремесленники достигали, иногда, относительного благополучия.