Мифология и религия античности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 01:17, сочинение

Описание работы

Античная мифология подразумевает под собой общность греческих и римских мифов, поэтому иногда можно встретить термин «греко-римская мифология», хотя основой для римской мифологической системы была все же именно Греческая. В средне-образовательных учреждениях, ученикам на уроках истории вкратце описывают основную идею мифологии и религии Античности. Еще в дошкольном возрасте я обожал читать древнегреческие мифы о богах и титанах, красочно представляя себе общую картину всего происходящего.

Файлы: 1 файл

КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. ЭССЕ Мифология и религия античности..docx

— 29.02 Кб (Скачать файл)

Культурология. Творческое задание. Эссе

Мифология и религия античности.

 

Античная мифология подразумевает под собой общность греческих и римских мифов, поэтому иногда можно встретить термин «греко-римская мифология», хотя основой для римской мифологической системы была все же именно Греческая. В средне-образовательных учреждениях, ученикам на уроках истории вкратце описывают основную идею мифологии и религии Античности. Еще в дошкольном возрасте я обожал читать древнегреческие мифы о богах и титанах, красочно представляя себе общую картину всего происходящего. Однако, как показали мои свежие познания в этой области, ни детские книги, ни рассказы учителей, так и не смогли дать мне конкретного представления об Античной мифологии и религии в целом.

На глубокие раздумья и жажду познания по этой теме, еще до написания данного эссе, меня подтолкнул недавно вышедший фильм «Война богов». Еще сидя в кинотеатре, я с недоумением смотрел и понимал, что что-то в этом фильме не так. Так переврать историю древней цивилизации, надо было умудриться. А ведь это именно история. Как ловко, создатели современных фильмов, играют на необразованности современного народа и подсовывают «бракованный продукт». После просмотра фильма, я перечитал несколько историй из древнегреческой мифологии и убедился в том, что не зря был недоволен просмотренной кинокартиной.

По сей день, временами, я просматриваю материалы про Олимпийских богов и рассказы о них. Мифология - довольно запутанная система. Чаще всего у каждой истории существует несколько вариаций. Словом, от прочтения некоторых мифов, мысли в голове начинают заплетаться. Это целый мир, который трудно себе представить. Никто из нас точно не знает, существовали ли божества на самом деле, или это действительно просто способ понимания мира и всего происходящего.

По-моему, мифология Античности – золотое дно для раздумий и воображения. Чего только нельзя себе представить, читая о богах и титанах, о героях и чудовищах. Однако, для этого необходимо иметь представление о том, как все происходило, опираясь на факты, то есть те самые мифы.

С точки зрения религии, утверждать что-либо тяжело. Жители античного мира давали объяснение всему происходящему, ссылаясь на божества, воля которых вершилась везде и во всем. Я не могу ни отрицать, ни согласиться с этим положением. Взять, например Христианство, где люди поклоняются всего одному Божеству. Неизвестно, существует ли всевышний. Если да, то где тот Бог, которому поклоняемся мы? Единственное, на что может сослаться любой христианин – это вера. Никто и никогда не видел и не слышал Бога, но все верят в него. Так же можно рассуждать и про богов Олимпийцев, однако люди в Древней Греции и в Древнем Риме считали иначе. Во многих мифах упоминается контакт человека с Богом. Кроме того, характерной чертой древнегреческой религии был антропоморфизм – обожествление человека, представление о богах, как о сильных, прекрасных людях, которые бессмертны и обладают вечной молодостью. Перекладывая на современный лад, для древних контакт с богом – тоже самое, что для нас встреча с президентом РФ. Он конечно не бессмертен, но его власть и положение вполне можно сопоставить с жителями Олимпа.

Возводились статуи и монументы в честь божественных существ. Совершались жертвоприношения. Мифы сопровождаются иллюстрациями. Все, что описывается в мифологии и религии античности, как будто бы заставляет убедиться в том, что все это происходило на самом деле. Слишком много различных моментов, которые, на мой взгляд, тяжело было бы придумать с помощью воображения.

Такое количество и разнообразие  мифов и сказаний приводит в восторг. Это неповторимый Античный Мир, который создан древними людьми для понимания всего окружающего.

Конечно, для нас мифы - всего лишь «сказки». Однако, это история древних цивилизаций, сложившаяся годами и тысячелетиями. Если учесть множество существующих теорий мироздания и неподтвержденных исторических фактов, возможно, в древности жизнь на земле кардинально отличалась от современной. Я не говорю о технологическом прогрессе и о достижениях человечестве в общем. Я имею ввиду сам процесс бытия, в котором участвовали люди тех времен. Возможно, до определенного переломного момента боги реально существовали, Геракл совершал свои подвиги, а мифические существа населяли леса и моря. Ведь, существует множество доказательств того, что человечество в те времена физически не могло выполнить определенные действия. Мудрость древних цивилизаций до сих пор заставляет задумываться современных ученых, а мы, читая литературу, пытаемся догадаться и вообразить картину, изложенную  в книгах.

Как я уже говорил ранее, никто из нас не может ни отрицать, ни подтверждать факты, доведенные в мифах и сказаниях древних времен, однако, помимо захватывающего литературного произведения и пищи для размышлений, мифология несет в себе повод задуматься о собственной жизни. Любой из мифических героев может являться предметом подражания для современного человека. Никто не запрещает нам сворачивать горы и бороться со злом в нашей настоящей жизни. Среди нас есть боги и другие существа, только кто-то в них верит, а кто-то знает лично. Как говорится: «В сказке ложь, да в ней намек…».

 

М



ифология – совокупность мифов (рассказов, повествований о богах, героях, демонах, духах и др.), отражавших фантастические представления людей в доклассовом и раннеклассовом обществе о мире, природе и человеческом бытии. Это форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития.

Мифы и мифотворчество по-своему объясняют мир, природу, общество, человека. Они в своеобразной, очень конкретной форме устанавливают связь между прошлым, настоящим и будущем человечества.

Религия – особая сторона духовного мира, главный признак которой – вера в сверхъестественные силы и существа. Религиозная вера неизменно связана с поклонением святыням, божествам, служением им при помощи особых, верованиями установленных сакральных действий-ритуалов. Религия является закономерным результатом развития культуры, ее необходимой составной частью на всех этапах развития человечества.

Мифология тесно связана с религией, но в тоже время они остаются самостоятельными, сохраняют свою известную независимость друг от друга.

 

А



нтичная (или Древняя) Греция была колыбелью европейской цивилизации и культуры. Именно здесь были заложены те материальные, духовные, эстетические ценности, которые в той или иной мере нашли своё развитие почти у всех европейских народов.

Греческая мифология – это не только и не столько мир религиозных представлений, это мир греков вообще, это сложное и обширное целое, куда входят наряду с собственно мифами также и исторические легенды и предания, сказочные сюжеты, литературные новеллы, свободные вариации на мифологические темы. Но так как эти разнообразные элементы с трудом отделимы друг от друга, следует рассматривать эту широко понимаемую мифологию в целом.

В числе мифов обнаруживается глубоко архаический пласт тотемистических мифов о Гиацинте, Нарциссе, Дафне, Аэдоне и др. Весьма характерными являются земледельческие мифы о Деметре и Персефоне, о Триптолеме и Якхе, о Дионисе – они олицетворяли посев и прорастание зерна и обрядовую практику землевладельцев. Важное значение принадлежало мифологическим олицетворениям элементов земной природы.

Греки населили всю природу божественными существами: в рощах жили дриады, нимфы, козлоногие сатиры; в море – наяды и сирены (птицы с головами женщин). Живы и красочны мифы, отражающие историческую смену культов: о борьбе между поколениями богов, о низвержении Кроносом своего отца Урана, о поедании им собственных детей и, наконец, о победе над ним сына его Зевса. Антропологический мотив почти отсутствует в греческой мифологии. Она не даёт ясного ответа на вопрос о происхождении людей. По одному мифу создателем человека был титан Прометей. Во всяком случае, характерно то, что в греческой мифологии боги не выступают в роли создателей мира и человека. Но если идея бога – творца была чужда мифологии греков, то образы культурных героев занимали в ней видное место. В качестве культурных героев выступают боги, титаны и полубоги-герои, происходившие, по мнению греков, от браков богов с людьми. Особенно известен и почитался Геракл, совершивший 12 подвигов. Это образ благородного героя, борющегося со злом и побеждающего его. Титан Прометей принёс людям благодатный огонь, дал им разум, знания, чем навлёк на себя гнев Зевса и подвергся страшной тысячелетней казни, от которой много лет спустя освободил его Геракл. Богине Афине приписывалось введение культуры оливкового дерева, Деметре – хлебных злаков, Дионису – виноградарства и виноделия, Гермесу – изобретение мер и весов, чисел и письма, Апполону – обучение людей поэзии и музыке и другим искусствам.

К образам культурных героев близки и иногда от них неотличимы полулегендарные-полуисторические фигуры законодателей и устроителей городов, великих певцов, поэтов и художников. Таковым является образ Гомера – легендарного автора "Иллиады" и "Одиссеи".

Греческая мифология при всей сложности и разнообразии входящих в неё элементов имеет одну особенность – высокая художественность и гуманизм образов.

 

Г



реческая религия складывалась в эгейскую эпоху и, несомненно, испытала влияние крито-микенских культов с их женскими божествами. Как у всех древних народов, у греков были местные общинные культы, боги-покровители отдельных городов-полисов, земледельческие боги. Но уже в глубокой древности наметилась тенденция поглощения местных богов великими богами Греции – Олимпийцами. Эта тенденция получила окончательное завершение в македонскую эпоху и была отражением культурного, политического и экономического объединения греческих полисов. Но уже в гомеровскую эпоху культурная общность греков отчётливо ими осознавалась, что и отразилось в почитании общегреческих богов. Немалую роль в оформлении общегреческого пантеона сыграли эпическое творчество и его творцы аэды.

Вопрос о происхождении великих богов олимпийского пантеона чрезвычайно труден. Образы этих богов очень сложны, и каждый из них пережил длительную эволюцию. Основными богами греческого пантеона являются: Зевс, Гера, Посейдон, Афина, Артемида, Аполлон, Гермес, Дионис, Асклепий, Пан, Афродита, Арес, Гефест, Гестия. Характерной чертой древнегреческой религии был антропоморфизм – обожествление человека, представление о богах, как о сильных, прекрасных людях, которые бессмертны и обладают вечной молодостью. Жили боги, по представлениям греков, на горе Олимп, расположенной на границе Фессалии и Македонии.

Формы культа у греков были сравнительно просты. Наиболее обычной частью культа было жертвоприношение. Другими элементами культа были возложение венков на алтари, украшение статуй богов, их омовение, торжественные процессии, пение священных гимнов и молитв, иногда религиозные пляски. Отправление общественного культа рассматривалось как дело государственной важности. Помимо общественного культа существовал и частный, домашний культ, обряды его, более скромные, совершались главами семей и родов. Жречество в Греции не составляло особой корпорации или замкнутого сословия. Жрецы просто считались служителями при храмах. В некоторых случаях они занимались гаданием, прорицанием и врачеванием. Должность жреца была почётной, но не давала непосредственной власти, так как зачастую официальным культом руководили гражданские должностные лица. Греческие полисы в этом отношении сильно отличались от восточных деспотических государств с их засильем жречества.

 

Д



ревнеримская культура прошла сложный путь развития от культуры римской общины города-государства, впитав культурные традиции древней Греции, испытав влияние этрусской, эллинистической культур и культур народов древнего Востока.

Богатая мифология греков, весь поэтический, красочный мир греческих сказаний многим обогатил сухую и прозаическую почву итало-римской религии. Под влиянием греческой и этрусской мифологической традиции выделились верховные божества римлян, главные из которых: Юпитер – бог неба, богиня неба и покровительница брака, супруга Юпитера – Юнона, Минерва – покровительница ремесла, Диана – богиня рощ и охоты, Марс – бог войны. Появляется миф об Энее, устанавливающий родство римлян с греками, миф о Геркулесе (Геракле) и др. В значительной степени происходит отождествление римского и греческого пантеонов.

Римская культура стала питательной почвой культуры романо-германских народов Европы. Она дала миру классические образцы военного искусства, государственного устройства, права, градостроительства и многое другое.

Р



анняя римская культура, как и греческая, теснейшим образом связана с религиозными представлениями населения Древнего Рима. Для религии этого времени был характерен политеизм, очень близкий к анимизму. В представлении римлянина каждый предмет и каждое явление имели своего духа, своё божество. Каждый дом имел свою Весту – богиню домашнего очага. Боги ведали каждым движением и вздохом человека от рождения до смерти. Другая любопытная черта ранней римской религии и мировоззрения людей – отсутствие определённых образов богов. Божества не отделялись от тех явлений и процессов, которыми они ведали. Первые изображения богов появляются в Риме примерно в VI в. до н.э. под влиянием этрусской и греческой мифологии и её антропоморфных божеств. До этого существовали только символы богов в виде копья, стрелы и т.д. Как у других народов мира, в Риме почитались души предков. Именовали их пенаты, лары, маны. Особенностью религиозного мировоззрения римлян является их узкий практицизм и утилитарный характер общения с божествами по принципу «do, ut des» – «я даю, чтобы ты дал мне».

Формально-договорной характер отношения к богам связан с магией и магическими представлениями. В магии всё основано на формальном сочетании слов и действий. Малейшая ошибка разрушает эффект. Магизм римской религии привёл к широкому развитию её обрядовой стороны. Сложная обрядность, в свою очередь, требовала многочисленных специалистов, отсюда – развитие жречества. Римское жречество было более многочисленно, дифференцировано и авторитетно, чем греческое. Существовал ряд греческих коллегий, которые боролись за влияние в государстве. Самой влиятельной была коллегия понтификов. Глава этой коллегии являлся верховным жрецом Рима. Очень многочисленной и влиятельной была коллегия жрецов-гадателей, так как гадания занимали большое место в жизни римлян и обрядовой стороне римской религии.

Информация о работе Мифология и религия античности