Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 12:06, контрольная работа
Миф — это чувственное представление о мире, когда человек не противопоставляет себя природе. В нём всегда присутствует обобщающее начало. Мифы объясняют появление различных природных и культурных особенностей, повествуют о происхождении космоса и человека, рассказывают о звёздах и планетах, о чудесных существах — родоначальниках племени, о сверхъестественном фантастическом родстве между определёнными группами людей (родом, племенем) и тотемом, воспевают подвиги героев, предупреждали о конце мира и катастрофах. Мифы отражают самые различные стихии, свойственные природе, космосу, человеку.
Эта версия сотворения мира не была единственной в египетской мифологии. По одному из преданий, создателем людей был, например, гончар – бог Хнум, представлявшийся в облике барана, - который вылепил их из глины.
Богословы Мемфиса, крупнейшего политического и религиозного центра Древнего Египта, одного из его столиц, включили в свой миф о сотворении мира многих богов, принадлежавших разным религиозным центрам, и подчинили их Пта как творцу всего. Мемфисский вариант космогонии по сравнению с гелиопольским значительно более отвлеченный: мир и боги созданы не с помощью физического акта – как в процессе творения Атумом, - а исключительно мыслью и словом.
Иногда небесный свод
представлялся в виде коровы с
телом, покрытым звездами, но существовали
еще представления, согласно которым
небо
– это водная поверхность, небесный Нил, по которому
днем солнце днем обтекает землю. Под землей
тоже есть Нил, по нему солнце, спустившись
за горизонт, плывет ночью. Нил, протекающий
по земле, олицетворялся в образе бога
Хапи, который способствовал урожаю своими
благодатными разливами.
Сам Нил также населялся добрыми и злыми божествами в образе животных: крокодилов, гиппопотамов, лягушек, скорпионов, змей и т. д. Плодородием полей ведала богиня – владычица закромов и амбаров Рененутет, почитавшаяся в образе змеи, которая появляется на поле во время жатвы, следя за тщательностью уборки урожая. Урожай винограда зависел от бога виноградной лозы Шаи.
Мифы заупокойного культа.
Большую роль в египетской
мифологии играли представления
о загробной жизни как
(приносимые живыми заупокойные дары и
жертвы). Позднее возникают представления
о том, что умершие (т. е. их ба, душа) днем
выходят на солнечный свет, взлетают на
небо к богам, странствуют по подземному
царству (дуат). Сущность человека мыслилась
в неразрывном единстве его тела, душ (их,
считалось, было несколько: ка, ба; русское
слово «душа», однако, не является точным
соответствием египетского понятия), имени,
тени.
Странствующую по подземному царству
душу подстерегают всевозможные чудовища,
спастись от которых можно при помощи
специальных заклинаний и молитв. Над
покойным Осирис вместе с другими богами
вершит загробный суд(ему специально посвящена
125-я глава «Книги мертвых»). Перед лицом
Осириса происходит психостасия : взвешивание
сердца умершего на весах, уравновешенных
истиной (изображением богини Маат или
ее символами). Грешника пожирало страшное
чудовище Амт (лев с головой крокодила),
праведник оживал для счастливой жизни
на полях иару (рис. 10). Оправдан на суде
Осириса мог быть только покорный и терпеливый
в земной жизни, тот, что не крал, не посягал
на храмовое имущество, не восставал, не
говорил зла против царя и т. д., а также
«чистый сердцем» ( «Я чист, чист, чист»
- утверждает умерший на суде).
Земледельческие мифы
Третий основной цикл
мифов Древнего Египта связан с Осирисом.
Культ Осириса связан с распространением
земледелия в Египте. Он бог производительных сил
природы (в «Книге мертвых» он назван зерном,
в
«Текстах пирамид» - богом виноградной
лозы), увядающей и воскресающей растительности.
Так, сев считался похоронами зерна - Осириса,
появление всходов воспринималось как
его возрождение, а срезание колосьев
во время жатвы – как умерщвление бога.
Эти функции Осириса отразились в чрезвычайно
распространенном сказании, описывающем
его смерть и возрождение. Осириса, счастливо
царствовавшего в Египте, коварно убил
его младший брат, злой Сет. Сестры Осириса
Исида (в то же время являющаяся его женой)
и Нефтида долго ищут тело убитого, а найдя,
оплакивают. Исида зачинает от мертвого
мужа сына Гора. Возмужав, Гор вступает
в борьбу с Сетом, на суде богов он с помощью
Исиды добивается признания себя единственным
правомочным наследником Осириса. Победив
Сета, Гор воскрешает отца. Однако Осирис,
не желая оставаться на земле, становится
царем загробного мира и верховным судьей
над умершими. Трон Осириса на земле переходит
к Гору. (В другом варианте мифа воскрешение
Осириса связывается с ежегодными разливами
Нила, которые объячняются ткм, что Исида,
оплакивающая Осириса, после «ночи слез»
наполняет реку своими слезами.)
Связанные с Осирисом
мифы нашли отражение в
Затем происходил «великий
бой» между Гором и Сетом. Драма
завершалась вожружением
Характер Осириса как бога растительности отразился и в другом цикле обрядов. В специальном помещении храма водружалось сделанное из глины подобие фигуры Осириса, которое засевалось зерном. К празднику Осириса его изображение покрывалось зелеными всходами, что символизировало возрождение бога. На рисунках нередко встречается мумия Осириса с проросшими из нее всходами, которые поливает жрец (рис. 6, 9).
Представление об Осирисе как о боге плодородия было перенесено и на фараона, который считался магическим средоточием плодородия страны и поэтому участвовал во всех основных обрядах земледельческого характера: с наступлением времени подъема Нила бросал в реку свиток – указ о том, что начало разлива наступило; первый торжественно начинал подготовку почвы для посева; срезал первый сноп на празднике жатвы (рис. 8), за всю страну приносил благодарственную жертву богине урожая Рененутет и статуям умерших фараонов после окончания полевых работ.
Яркий след в египетской
мифологии оставил культ
Из египетских мифов, в их нерасторжимом единстве с ритуалами, магическими заклинаниями, с общей системой религиозных представлений, мы черпаем сведения не только о духовной жизни египтян, но и об отдельных сторонах их повседневного бытия, начиная от трудовых забот хлебопашца и пастуха и кончая сферой государственной политики.
Заключение.
Без знакомства с мифами мы не можем составить полную картину египетской литературы, потому что именно мифология была источником литературных произведений. Привлечение мифологического материала необходимо и при рассмотрении истории Египта, в особенности древних ее периодов; необходима она и при понимании ряда проблем египетского искусства. Но значение египетской мифов еще шире – они дают ценный материал и для сравнительного изучения религиозных представлений на Древнем Востоке, и для исследования идеологии греко-римского мира, и для истории возникновения и развития христианства.
Список литературы
1. Иллюстрированная история религий: В 2т. /Под ред. Д.П. Шантепи де ля Соссей. - М., 1992.
2. Лобазова О.Ф. Религиоведение. - М., 2003.
3. Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2т. /Гл. ред. С.А. Токарев. - М., 2004.
4. Основы религиоведения /Под ред. И.Н. Яблокова. - М., 2004.
5. Энциклопедия для
детей. Т.6. ч.1. Верования древности.
Религии Ирана и Индии.
6. Васильев Л.С. История религий Востока. - М., 1998.
7. История религии: В 2т. /Под общ. ред. И.Н. Яблокова. - Т.1. - М., 2004.
8. Религиоведение. Хрестоматия /Сост. и общ. ред. А.Н. Красникова. - М., 2000.
3