Мифы и религия древнего Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 20:36, контрольная работа

Описание работы

Миф, в нашем понимании, это есть способ массового и устойчивого выражения мироощущения и мировосприятия человека, ещё не создавшего себе аппарата абстрактных обобщающих понятий и соответственной техники логических умозаключений.
Человеку с самого начала его существования приходилось воспринимать различные импульсы из вне и в процессе своей жизненной деятельности реагировать на окружающее.

Содержание работы

Миф, как объяснение явлений мира. 3
Возникновение религии. 6
Религия Древнего Египта как идеологическая надстройка. 6
Многобожие Египетской религии. 9
Мировозрение древних египтян в разные эпохи. 12
Загробный мир во времена XVIII-XX династий. 16
Аменхотеп IV. 18
Причины религиозного переворота. 20
Извержения на острове Санторин. 20
Роль Нефертити во взглядах Эхнатона. 23
Египет и Библия. 25
Список литературы. 31

Файлы: 1 файл

Мифы и религия древнего Египта.doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

Солнцепоклонничество, по сути, просуществовало лишь до окончания  царствования Аменхотепа IV (1347, по другим хронологиям 1350, 1358 г. до н.э., когда фараон-реформатор умер в возрасте около 33 лет), да и то во многих номах Египта культ солнечного диска был воспринят чисто формально. Уже преемник Эхнатона, Сменхкара, переносит столицу обратно в Фивы и начинает восстанавливать Карнакскии храмовый комплекс Амона-Ра, немало пострадавший в годы солнцепоклонничества (в частности, из этого храма брали камень для нужд ахетатонского строительства). При фараоне Тутанхамоне, преемнике Сменхкара, фараона-еретика и его атонизм предают "анафеме"; Изображения царственной четы - Эхнатона и Нефертити - повсеместно уничтожаются. Однако в искусстве традиции ахетатонского периода укрепились прочно. На более поздних рельефах, статуях и т.п. отчетливо прослеживается влияние ахетатонского искусства. [12, 14]

Египет и Библия.

Как известно, термин "Библия" представляет собой перевод еврейского ha sepharim, что значит "писания". "Как исторический источник, Библия представляет высокую ценность: уже давно доказано, что те места ее, где говорится об Египте и Вавилоне, написаны людьми, хорошо осведомленными в жизни этих монархий; новые открытия все больше и больше убеждают, что эти люди были настоящими представителями господствовавшей в их время культуры; их сведения постоянно подтверждаются и выясняются".

Текст Библии, состоящий  из целого ряда "книг", был составлен  в разные времена, древнейшие части Библии были написаны не позже XII-XI вв. до н.э., так как само поселение евреев в Палестине не могло иметь места раньше: из клинописных документов тель-амарнского архива (XIV в. до н.э.), в частности из писем правителя Иерусалима, по имени Абдхиба, фараону Эхнатону, известно, что евреев ни в Иерусалиме, ни в Палестине в то время еще не было, а в страну вторглись и частично опустошили ее хабири.

В конце VII в. до н.э. на острове  Элефантина на Ниле, близ Асуана, появилось  поселение евреев, существовавшее и в VI и V вв. до н.э. Еврейские поселения были также в Саккаре, Эдфу, Гермополе. Большое количество деловых писем и документов на арамейском языке, обнаруженных в этих местах при раскопках, являются бесспорным свидетельством самых тесных еврейско-египетских отношений в то время.

Множество точек соприкосновения  обнаруживают египетское и еврейское  религиозное мышление, очевидна перекличка библейских и египетских литературно-религиозных  образов.

В еврейских общинах  на территории Египта, поддерживавших тесную связь с иерусалимским храмом, под влиянием окружающей среды прививались культы египетских богов. В одном остраконе из Элефантины, написанном на арамейском языке, говорится: "Я благословляю тебя во имя Яхве и Хнума". Иными словами, верующие евреи почитали здесь не только "единого" еврейского бога Яхве, но и владыку Элефантины, искони египетского бога Хнума. Египетские религиозные обряды и обычаи, естественно, могли распространяться и на еврейского бога Яхве и таким образом внедряться в религию евреев.

Наиболее очевидные  заимствования библейским текстом  непосредственно из египетских текстов  выявляются при сопоставлении Библии с вышеупомянутым "Поучением Аменемопе".

В библейской книге Притчей  Соломоновых (23, 4—5) сказано: "Не заботься о том, чтобы нажить богатство, оставь такие мысли твои, устреми твои глаза на него - и его уже нет; потому что оно сделает себе крылья и, как орел, улетит к небу". В "Поучении Аменемопе" (9/14-19, 10/4) читаем: "Не тщись найти выгоду, чтобы обеспечить свои потребности. Если ты приобрел богатства грабежом, они не проведут и ночи с тобой; на рассвете они уже вне дома твоего, их место можно узреть, но их уже нет... они сделали себе крылья, как гуси, и улетели к небу".

В Библии нашли отражение  и египетские воззрения на загробную жизнь, в частности представления о психостасии. Библейские книги неоднократно упоминают о взвешивании как о методе (книга Иова, 31, 6; книга Притчей Соломоновых, 16, 2: "Господь взвешивает души", 21, 2: "Господь взвешивает сердца").

Наконец, следует отметить, что иудеи, жившие в Египте, вовсе не гнушались погребальных обрядов египтян, о чем прямо говорится в Библии. Изложение истории Иосифа в книге Бытия заканчивается описанием его смерти: "И умер Иосиф ста десяти лет. И набальзамировали его и положили в ковчег в Египет" (50, 26). Таким образом, одно из положительных лиц библейской истории, Иосиф, был погребен в Египте и по египетскому обычаю. Сто десять лет, по представлениям египтян, идеальная продолжительность человеческой жизни.

В 1932 г. английский ассиролог Сейс опубликовал очень интересную заметку, в которой тонко подметил общие моменты между библейской космогонией и одним из вариантов египетской. Систематизировав приведенные и разобранные К. Зете египетские тексты, Сейс составил схему гермопольской космогонии:

1) водная бездна, водный  хаос;

2) витающий над ней  дух;

3) сотворение света;

4) появление из бездны "первозданной суши". На основании  библейского текста Сейс составил  аналогичную схему библейской  космогонии;

1) водная бездна, водный  хаос;

2) витающий над ней  дух;

3) сотворение света;

4) появление из бездны  суши.

Сейс вполне резонно  отмечает, что тождество словесных  моделей космогонии двух народов  не может быть случайным. Далее Сейс подчеркивает, что религиозная реформа  Эхнатона в конце XVIII династии успешно, хотя и временно, утвердила монотеистический культ Атона в стране, и культы других богов были либо преданы забвению, либо оттеснены. Гимн богу Атону, как известно, одно из лучших произведений египетской литературы, а 103-й псалом Библии, несомненно, эхо этого гимна. Ученый совершенно справедливо подчеркнул близость христианских сказаний к древнеегипетским, т. е. Египет он рассматривает как один из ареалов, и притом очень важных, в недрах религии которого зародились элементы, предвосхитившие религию христианства (эбониты, кумраниты, гностики, манихеи и т. д.). [5, 7, 12, 13, 14]

Доктор Г. Бругш выбрал из текстов всех периодов большое  количество эпитетов, которыми египтяне наделяют богов. Они явно показывают, что идеи и верования египтян, касающиеся Бога, были почти идентичны еврейским и мусульманским представлениям более позднего времени. Вот что мы увидим, если классифицируем все эти эпитеты:

"Бог Один и Единственный, и никто другой с Ним не  существует; Бог Единственный, Который  все сотворил".

"Бог есть дух,  скрытый дух, дух духов, великий  дух египтян, божественный дух".

"Бог изначален,  и Он существовал сначала, существовал  издревле, когда ничего другого  не было. Он существовал, когда  ничего другого не существовало, и то, что есть, Он сотворил после Своего появления. Он - отец начал. "Бог - Вечен; Он вечен и бесконечен; и пребудет вовеки; Он существовал неисчислимые века, и будет пребывать вовеки. "Бог есть сокрытое Существо, и ни один человек не знает Его образ. Ни один человек не может искать Его облик; Он скрыт от богов и людей, и Он - тайна для Своих творений".

"Ни один человек  не знает, как познать Его.  Имя Его остается сокровенным;  Имя Его - тайна для детей  Его. Имена Его бесчисленны,  они различны, и никто не знает  число их".

"Бог есть истина; Он живет истиной, и Он питается ею. Он - Царь истины, Он опирается на истину, Он создал истину, и Он вершит ее во всем мире".

"Бог есть жизнь,  и лишь через Него человек  живет. Бог дает жизнь человеку, и Он вдыхает дыхание жизни  в ноздри его".

"Бог есть отец и мать, отец отцов и мать матерей. Он рождает, но не был рожден; Он творит, но не был сотворен; Он родил Себя и сотворил Себя. Он создает, но не был создан; Он - создатель Своего образа и ваятель Своего тела".

"Бог Сам есть  существование, Он живет во всем и живет надо всем. Он пребывает, не увеличиваясь и не уменьшаясь. Он умножает Себя миллионы раз, и Он имеет множество образов и множества членов".

"Бог сотворил вселенную  и все сущее в ней; Он творец  всего сущего в мире, того, что  было, того, что есть, и того, что будет. Он - Творец мира, и Он - Тот, кто придал ему форму руками Своими прежде, чем было какое-либо начало; Он его утвердил тем, что от Него изошло. Он - Творец небес и земли, Творец небес, земли и глубин; Творец небес, земли и глубин, и вод, и гор. Бог распростер небеса и основал землю. То что сердце Его замыслило, - сразу сбылось, и, когда Он говорит, слово Его сбывается и пребудет вовеки".

"Бог есть отец  богов и отец отцов всех  божеств; Он заставил Свой голос  звучать - и появились божества, и боги стали существовать после того, как Он заговорил устами Своими. Он создал людей и изваял богов. Он есть великий Мастер, изначальный Гончар, который сотворил людей и богов руками Своими, и Он изваял людей и богов на гончарном круге".

"Небеса покоятся на голове Его, и земля служит опорой Его ногам, небо скрывает дух Его, земля скрывает образ Его, и подземный мир заключает в себе тайну Его. Его тело - как воздух, небо покоится на голове Его, и новое русло [Нила] содержит образ Его".

"Бог милостив к тем, кто Его почитает, и слышит того, кто призывает Его. Он защищает слабого от сильного и слышит плач закованного в цепи. Он - судья между сильным и слабым. Он знает того, кто знает Его; Он награждает того, кто служит Ему, и защищает того, кто следует за Ним". [11]

Обращает на себя внимание сходство православной трактовки христианской Троицы и солнечной триады Эхнатона (или Нефертити?). Отец и Сын равноипостасны. Святой Дух, в своем качестве силы, которая одушевляет мир, сближается с образом Феникс - творящей солнечной души. Феникс - "ба" отеческого солнца, Ра или Атона, - и в православии Дух исходит только от Отца, а не от Отца и Сына, как в католичестве.

А двенадцать безмолвных молитв, произносимых священником в  православной литургии? Не напоминают ли они о двенадцати часах ночного пути солнечной барки в сокровенных книгах Египта, о двенадцати ризах, в которые облачали посвященного в мистерии Изиды, как их описывает Апулей?

Философы Древней Руси для разъяснения сущности Троицы подчас привлекали примеры из окружающей жизни. Удивительный образ встречаем у Максима Грека: "Якоже глаголем дискос, свет, луча - едино солнце три сия, а не три солнца, сице и таинство святыя Троицы: аще бо глаголем Бог Отец, Бог Сын и Слово Его, Бог Всесвятый Дух, но не три Бози". Так раскрывается образ "тресветлого солнца". "Дискос", диск сопоставляется с Отцом, но ведь "дискос" - это буквальный перевод имени египетского солнца-отца, Атона! Богу-сыну у Максима Грека соответствует "свет", а Духу - "луча". В современном значении свет и лучи - одно и то же, но, видимо, четыре века назад это были разные понятия. Примечательно, что "луча" слово женского рода. [9, 15]

Переворот Эхнатона значительно  повлиял на основы христианской религии  что было, так или иначе отражённых в Библии. Не будет преувеличением сказать, что не случись такого « переворота » (не случись на Санторине взрыв), наш сегодняшний мир был бы существенно иным...

 

Список литературы.

Дьяконов И. М. « Архаические  мифы Востока и Запада »

Матье М. Э. « Древнеегипетские мифы », 56 г.

Дьяконов И.М. « История  древнего Востока », 1983 г., ст. 146.

Бонгард - Левин Г. М. « Древние  цивилизации », 1989 г., ст. 38, 45

Рак И.В. « Мифы Древнего Египта »

« Мерно шагая в бессмертие », GEO № 2, февраль 1999 г

« Таинственный мир сынов Ра », Курьер ЮНЕСКО № 10, октябрь 1988 г

« Загадка культа Атона », Наука  и религия № 3, март 1990 г

« Египет и Русь солнечная связь  », Наука и религия № 6, июнь 1989 г

Кузнецов С. В. « Религия Древнего Египта »

Уоллис Бадж « Египетская религия  »

Коростовцев М. А. « Религия Древнего Египта »

Пьер Монте « Египет Рамсесов », Смоленск, 2000 год

Манфред Луркер « ЕГИПЕТСКИЙ СИМВОЛИЗМ  »

Египетская "Книга мертвых" "Книга  Амдуат" (в изложении Е. Лазарева)


Информация о работе Мифы и религия древнего Египта