Мир арабо-мусульманской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 04:22, реферат

Описание работы

В истории великих культур классическая арабо-мусульманская культура занимает одно из важнейших мест. В свое время эта высокоразвитая, самобытная культура процветала на бескрайних просторах от Индии до Испании, включающих Ближний и Средний Восток и Северную Африку. Ее влияние ощущалось и ощущается сейчас во многих частях света; она явилась важным связующим звеном между культурами античности и средневекового Запада, уникальность этой культуры обусловлена особенностями ислама, который представляет собой не просто мировую религию, а целостную культуру - право и государство, философию и искусство, религию и науку, обладающих своей неповторимостью.

Содержание работы

Введение ............................................................................................................
Истоки арабо-мусульманской культуры ........................................................4
Основа вероучения ислама ..............................................................................7
Основы арабо-мусульманской культуры .......................................................8
Заключение .......................................................................................................14
Список использованной литературы…........................................................15

Файлы: 1 файл

Мир арабомусульманской культуры.doc

— 74.50 Кб (Скачать файл)

Представляет интерес и философская традиция мусульманского Востока, которая имеет два компонента - эллинизм и ислам, что обусловливает ее особые черты. Ведь все виды знания, все дисциплины, за которыми арабская классическая мысль признавала право на существование, благодаря Корану получали религиозное осмысление. Ибо Коран не только утверждал единство Аллаха, судьи и творца, как говорится в откровениях пророка Мухаммеда, не только устанавливал религиозную связь между верующим и его творцом-благодетелем, но и давал также импульс к неутомимому творческому поиску во всех областях знания.

Своеобразие присуще и  мусульманскому пониманию морали и  права, ибо считается, что следование исламской морали и законам шариата с верой в Аллаха дает возможность высшего нравственного совершенствования личности.

Наряду с принципом  этического абсолютизма ислам утверждает принцип морального догматизма, требуя тем самым от приверженцев религии безусловного выполнения коранических моральных норм как данных богом и поэтому не подлежащих разумному обоснованию, независимо от социальных последствий такого поведения. Это значит, что человек должен вести себя строго определенным образом, не потому, что разумно и целесообразно, а в силу того, что так предписано аллахом. Последовательное внедрение принципов исламской морали в сознание индивида, требование неукоснительного следования им ведет к утверждению среди адептов ислама слепой, некритической приверженности нормам этой морали, воинственной нетерпимости к инакомыслию и инакомыслящим. Такой религиозный фанатизм в истории неоднократно оборачивался массовым физическим уничтожением идейных противников под флагом «борьбы с неверными», так как, подчеркивает известный французский востоковед А. Массэ, «распространение ислама с оружием в руках являлось религиозным долгом», а война «считалась справедливой, если она была предпринята с целью обратить людей в истинную веру. Такой способ обращения в истинную веру не раз приводил к пролитию безвинной крови «неверных», да и правоверных тоже.6

Как объяснить поистине взлет науки и искусства в условиях господства консервативной мусульманской догматики? Наиболее простое объяснение в том, что эти достижения были сделаны вопреки официальным мировоззренческим установкам, что деятельность многих ученых осуждалась мусульманским духовенством. Доля истины в этом объяснении есть. Но главное, очевидно, в том, что, сдерживая развитие одних отраслей знаний и направлений в искусстве, официальная идеология оставляла открытыми другие. Именно в них устремлялся весь талант арабо-язычных ученых и деятелей искусства. Следует учесть и то, что развитое абстрактное мышление, созерцательность являются особенностью людей Востока, на нем основывается не только идеология ислама, но и более древние мировоззренческие представления, черты характера, менталитет жителей данного региона планеты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Вклад арабо-мусульманской  культуры в сокровищницу мировой  культуры весьма значителен. О достижениях арабской науки в мировом масштабе уже говорилось выше. Существующее свыше тысячи лет, от Испании до Индии, искусство ислама играет в искусстве мира важную роль, особенно произведения художественного ремесла и ткани. Запад использовал его в качестве образца, перенимая мотивы из мусульманской Испании; в архитектуре Сицилии и Венеции, в тканях из Лукки и Флоренции видно сильное влияние искусства ислама. В XVII в. на Западе возникла мода на культуру и украшения мусульманского Востока. Поэзия поэтов-жизнелюбцев средневековья - Низами, Хафиза, Джами, Омара Хайяма, Руми и многих других - вдохновляла европейских и американских поэтов на создание шедевров мировой поэзии. Действенность арабо-мусульманской культуры проявляется в наше время в феномене сильного противостояния мира ислама вестер-низации, идущей из круга западных культур.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Культурология – учебник для студентов вузов. М.: Юнити-Дана, 2007.  687 с.

Грюнебаум фон  Г.Э. Основные черты арабо-мусульманской культуры. М.: Наука, 1981. 216 с.

Ибрагим Т. Классическая арабо-мусульманская культура. М.: Вече, 1997. 126 с.

Смирнов А. В. Логико-смысловые основания арабо-мусульнаской культуры. М.: АСТ, 2005. 188.

Тауфик К. Арабо-мусульманская философия в системе мировой культуры. М.: Вече, 1999. 274 с.

Шишова Н.В., Акулич Т.В., Бойко М.Н. История и культурология. М.: Лотос, 2004. 481 с.

1 Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Культурология – учебник для студентов вузов. М., 2007.  С. 196.

2 Шишова Н.В., Акулич Т.В., Бойко М.Н. История и культурология. М., 2004. С. 174.

3 Смирнов А.В. Логико – смысловые основания арабо – мусульманской культуры. М., 2005. С. 74.

4 Грюнебаум фон Г.Э. Основные черты арабо-мусульманской культуры. М., 1981. С. 16.

5 Ибрагим Т. Классическая арабо-мусульманская культура. М., 1997. С.56.

6 Тауфик К. Арабо-мусульманская философия в системе мировой культуры. М., 1999. С. 78.


Информация о работе Мир арабо-мусульманской культуры