Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 18:06, контрольная работа
Целью контрольной работы является изучения культуры, ее структуры и функций.
Задачи:
Рассмотреть мировую культуру в целом;
Показать структуру и функции культуры.
Введение
Феномен культуры является исторической категорией, вбирающей в себя множество значений и смыслов, которые формировались и трансформировались на протяжении веков. Благодаря достижению человечеством определенного уровня осознания и отражения окружающей действительности, появляется потребность не только в познании мира, но и в его преобразовании. Впоследствии все материальные и нематериальные преобразования человеком окружающей действительности плотно закрепляются в мировой истории, приобретая обобщающее значение «культура».
Возможность построения обобщающей модели культуры привлекает внимание представителей разных наук: философии, психологии, истории, археологии, этнографии, в том числе и социологии. Такой интерес обусловлен многогранностью культурных явлений, и их функциональным значением, а также возможностью собственной интерпретации данного феномена. Несмотря на это только в середине XX в. начинается реализация все более осознаваемой потребности и возможности специального межпредметного исследования культуры.
Культурология – предмет философского сознания, изучающий историю мировой культуры.
Культура, в современной культурологии, предстает как нечто отличное от природы, которое передается по традиции средствами языка и символов, практического изучения и прямого подражательства, а не биологического наследования. Культура представляет собой совокупность общепринятых образцов поведения, мышления и мироощущения, а также и индивидуально значимые действия. Понятие «культура» обозначает содержание общественной жизни и деятельности людей, которые представляют собой биологически ненаследуемые, искусственные, созданные людьми объекты.
Исходя из этого, культуру можно представить как единство трех ее неразрывно связанных аспектов: способов социокультурной деятельности человека, результатов этой деятельности и степени развитости личности.
Культура, являясь, прежде всего социальной категорией имеет соответственно свои особенности, и несет в себе некоторые социальные функции, которые и будут рассмотрены в данной работе.
Целью контрольной работы является изучения культуры, ее структуры и функций.
Задачи:
1. Мировая культура как единое целое
Мировая культура очень пестра, неисчерпаема в своих проявлениях, богата формами и содержанием, многообразна во времени и пространстве. На текущий момент она представлена социалистической и буржуазной культурой, а также различными культурами развивающихся стран. В современной мировой культуре сосуществуют высочайшие проявления культурного творчества, выраженные в новых технологиях, искусстве, и реликтовые образования, подобные тем, что до сих пор имеются у аборигенов внутренних районов Новой Гвинеи, Андаманских островов, дебрей Амазонки. Особенно многокрасочны и разнообразны проявления культуры, которые взяты уже в истекшем историческом бытии. Говоря о первобытных формах человеческой жизни в начале времен, даже если вести отчет с зафиксированных наукой древнеегипетской и шумерской культур, исследователь может натолкнуться на великое число, казалось бы, несовместимых фактов культурного бытия, неповторимую индивидуальность оттенков и граней явлений культуры.
Хотя различные формы культуры, насколько различны они бы не были, произрастают из одного и того же семени, и равны по своей сути, как способы общей человеческой деятельности. Еще в прошлом было понимание этого явления, многими исследователями культуры.
Так что же делает мировую культуру единым?
Одной из особенностей мирового социокультурного хода развития является множественность имеющихся культур и серьезное разнообразие шкал ценностей. Несмотря на то, что африканцы, индийцы, китайцы и европейцы используют одинаковые машины, несмотря на их общее происхождение от кроманьонцев, принадлежность к одному биологическому виду, в ходе своего историко-культурного развития они создали кардинально отличающиеся друг от друга шкалы ценностей и традиции. Стандарты жизни, характер искусства, образ мышления — даже у тех народов, которые проживают в одних и тех же географических условиях — никогда не бывают абсолютно идентичны. Классический пример этому — народы Закавказья. В одних и тех же природных условиях, тысячелетиями живут рядом армяне, грузины, азербайджанцы, другие народы — культура каждого из них продолжает сохранять индивидуальность и самобытность. Подобных примеров можно привести огромное множество.
Таким образом, можно установить факт, что существование большого количества различных форм культурной самобытности людей даже при их относительной близости проживания. И, несмотря на то, что глобализацию, миграцию мод, печать, радио, телевидение — эта индивидуальность и не думает пропадать. В этом состоит огромное благо для человечества.
Однако важно учитывать и другое качество социокультурного прогресса — целостное единство. Оказывается, присутствуют все основания того целого, под чем мы подразумеваем мировую культуру. Фундаментально общим, связывающим суть всей человеческой истории, делающим мировую культуру общим генетически, исторически и системно-структурным (таким образом, диахронно и синхронно соответственно) является цивилизационная деятельность людей, которая может быть названа «материнским лоном истории». Именно субстанция труда и общение выступают основными связями, критериями единения и тотальностью. Человеческая деятельность устанавливает общность генезиса, закономерного развития и функционирования мировой культуры в целом. Это положение относится и к главным тезисам отечественной философии, которые обоснованы теоритически и фактически.
Противоречивое единство определенных качеств мирового социокультурного процесса, различных форм культурного бытия, свойственных человечеству с первых шагов его эволюции, определяют такие характеристики, как единство и взаимопроникновение, взаимодействие и отталкивание, общение и обособление, связи и противопоставления. Весь дальнейший ход истории связан с упрочнением мировой общности культуры. По мере развития материального производства, классового совершенствования, расширялись контакты между разными группами людей. Сущностное единство, которое завязано на однородности жизнедеятельности, материальным отношением к природе, дополнялось непосредственным общением, обогащаясь им. Английский археолог Г. Чайлд в своей книге «Прогресс и археология» изучил вопрос прогрессирующего возрастания культурного и экономического обмена между народами. По его результатам анализа, в верхнем палеолите обмен проводился в радиусе до 800 километров, а уже за 2000 лет до нашей эры — до 8000 километров. К VIII веку нашей эры экономический и культурный обмен охватил всю Европу, Азию и Африку. От поколения к поколению увеличивалась целостность мировой культуры, улучшалась гомогенность всеобщей истории, которая стала зримой в наши времена.
Мировая общность социокультурного процесса во всей полноте данного понятия достигается только в эпоху капитализма. В данное время целостность побеждает дискретность, временное единство (диахроническое) культуры дополняется пространственным единением (синхроническим) человеческой культуры в единое целое, где уже системно анализируется взаимодействие их составляющих. И если на первых этапах развития человечества всемирный характер истории и культуры не вполне мог быть осязаем (хотя объективно и существовал), то сегодня мы можем наблюдать его на очень высоком уровне.
2. Структура культуры
Принципиальные различия между двумя типами деятельности фиксируется делением культуры на материальную и духовную. Это деление осуществляется исходя не только из различий производственных «продуктов», но и по внутренним характеристикам самой деятельности по совокупности условий и связей образующих эту деятельность. Наверное, тот внутренний стержень деятельности, который связан с принадлежностью ее основ к материальному и духовному производству позволяет отличать материальную культуру от духовной. С учетом их диалектического единства и подвижности граней отделяющей материального от духовного различение материальной и духовной культуры находит свое место во внутреннем структурировании целостного феномена культуры.
Культура, будучи сложным объектом, не может быть одномерной. При изучении этого многомерного образования выделяют две грани – технико-технологическую и предметно – продуктивную. Они характеризуют особенности развертывания материальной деятельности субъекта, что позволяет выделить в первую очередь слои материальной культуры. Наряду с материальной принято выделять еще два специфических слоя это духовная и художественная культура каждый слой культуры обладает своим внутренним строением.
2.1. Духовная культура
Духовная культура является лишь частью духовной жизни, которую вполне можно назвать ядром духовной жизни современного общества, которая в своей многогранной и сложной структуре имеет философско-мировоззренческую, научную, правовую, художественную и нравственную культуру. Главное место в духовной культуре имеет религия. Но что же понимается под понятием «Духовная культура»? Постараемся выяснить основу этого понятия.
Духовная культура – сфера человеческой деятельности, которая охватывает различные стороны духовной жизни человека и общества; это продукт творческой работы духа над природными условиями.
В широком же смысле слова «духовная культура» означают как совокупность материальных, духовных и политических достижений общества, характеризующие определенный способ общественно-практической деятельности человечества на каждом отдельно взятом историческом этапе истории общества.
Обращаясь к духовной культуре, следует отметить, что сферы ее распространения шире предыдущего, она включает преобразовательную, познавательную, ценностно-ориентационную и коммуникативную деятельности. Т. е духовная культура охватывает сферы духовного производства, по иному сферы общественного сознания – науку, нравственность, воспитание и просвещение, право, философию, религию, фольклор и т. д. Сюда же следует отнести и отношения людей друг к другу, к самим себе, к природе, которые складываются в процессе материальной и духовной деятельности. В духовную культуру включается и такой важный компонент духовной жизни как язык. Духовной культуре присуща и нормативность, которая включает в себя обычаи, обряды, традиции.
Духовная культура выступает многослойным образованием и исключает в себя:
Художественная культура есть особая область культуры, образовавшаяся благодаря концентрации вокруг искусства ряда связанных с ним форм деятельности: художественного восприятия, мышления, творчества, переживания и т.п. Художественная культура имеет особые формы материального воплощения, духовна в своей основе, имеет, как правило, изобразительный характер. Это особая целостная структура, в которой материальное и духовное органически соединяются. Эта органичность неизвестна другим формам духовной деятельности и позволяет выделить художественную культуру как особый самостоятельный и центральный слой культуры. Он вплотную подходит, с одной стороны, к слою материальной культуры (близость, например, литературы к науке).
Внутреннее строение художественной культуры исследовано пока недостаточно. Чаще всего художественную культуру сводят к коммуникативной схеме "художник-искусство-публика". Элементами этой самоуправляемой системы являются "художественное производство - художественные ценности - художественное потребление". В художественной культуре человеческая деятельность представлена всеми своими видами, которые сливаются и отождествляются в самом искусстве, а также, специфически преломляясь, входят в художественную культуру, окружающую искусство своими институтами.
Так, познавательная деятельность внедряется в художественную культуру в форме художественного производства. Коммуникативная деятельность входит в нее в виде потребления произведений искусства, поскольку восприятие произведений искусства есть своего рода общение публики с автором или его произведением. Ценностно-ориентационная деятельность в составе художественной культуры специализируется на оценках произведений искусства. Познавательная деятельность, со своей стороны, проявляется в виде специфического интереса к искусству, изучаемого в рамках искусствоведческих наук.
Духовная культура — это продукт духовного производства, и именно духовная культура пробуждает, поддерживает и развивает в человеке личность. Поэтому духовная культура не тождественна "начитанности" или "образованности", и никакие знания сами по себе не могут сделать человека личностью, способной к сознательным и ответственным поступкам. Материальная и духовная культура существуют в тесном единстве. В самом деле, все материальное, очевидно, оказывается реализацией духовного, а это духовное невозможно без некоторой материальной оболочки. Вместе с тем между материальной и духовной культурой имеется существенная разница. Прежде всего, это различие в предмете. Например, орудия труда и, скажем, музыкальные произведения принципиально отличаются друг от друга и служат разным целям. То же самое можно сказать и о характере деятельности в сфере материальной и в сфере духовной культуры. В сфере материальной культуры человеческая деятельность характеризуется изменением материального мира. Деятельность в сфере духовной культуры предполагает определенную работу с системой духовных ценностей. В отечественном обществознании долгое время господствовала точка зрения, что первичной является материальная культура, а духовная культура – вторичной. Между тем непредвзятое рассмотрение обнаружит искусственный характер такого соподчинения. Ведь такой подход предполагает, что человек сначала должен удовлетворить свои так называемые "материальные" потребности, чтобы затем перейти к удовлетворению "духовных" потребностей.
Центральным звеном художественной культуры является искусство как совокупность деятельности в рамках художественного творчества субъекта и его результатов. Художественная культура представляет собой относительно автономную и самоуправляемую систему циркулирования специфической, не перекодируемой эстетической информации, все звенья которой скреплены сетью прямых и обратных связей.
Духовная культура является результатом деятельности людей, но творения не рук, а разума. Нематериальные объекты нельзя увидеть, почувствовать, услышать, они существуют в сознании и поддерживаются человеческим общением.
Любой объект нематериальной культуры имеет свой материальный носитель. Знания реализуются через книги, а обычаи и ритуалы приветствия - посредством рукопожатия или произношения слов.
Древние греки сформировали классическую триаду духовной культуры человечества: истина — добро — красота.
Соответственно были выделены и три важнейших ценностных абсолюта человеческой духовности: