Мизансцена - язык режиссера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 12:25, контрольная работа

Описание работы

Мизансцена (фр. mise en scene - размещение на сцене), расположение актеров на игровом пространстве в определенных сочетаниях друг с другом и с окружающей вещественной средой в тот или иной момент сценического действия.
Назначение мизансцены - через внешние, физические взаимоотношения между действующими лицами выражать их внутренние (психологические) отношения и действия. Мизансцена - язык режиссера, это самое "материальное" ощутимое средство образного выражения режиссерской мысли, объединяющее гармоническое целое все выразительные художественные действия (музыкальное, изобразительное, световое, цветовое, шумовое и. т. д.). Мизансцена - это пластический звуковой образ, в центре которого живой, действующий человек.

Файлы: 1 файл

Мизансцена-язык режиссера.doc

— 44.00 Кб (Скачать файл)


Тема: Мизансцена - язык режиссера

1. Понятие мизансцены.

Мизансцена (фр. mise en scene - размещение на сцене), расположение актеров на игровом пространстве в определенных сочетаниях друг с другом и с окружающей вещественной средой в тот или иной момент сценического действия.

Назначение мизансцены - через внешние, физические взаимоотношения между действующими лицами выражать их внутренние (психологические) отношения и действия. Мизансцена - язык режиссера, это самое "материальное" ощутимое средство образного выражения режиссерской мысли, объединяющее гармоническое целое все выразительные художественные действия (музыкальное, изобразительное, световое, цветовое, шумовое и. т. д.). Мизансцена - это пластический звуковой образ, в центре которого живой, действующий человек.

Искусство мизансцены заключено в особой способности режиссера мыслить пластическими образами. В характере мизансцены проявляется стиль и жанр постановки. Последовательный ряд мизансцен называют режиссерским рисунком.

Мизансцена должна быть действенна (выражать взаимоотношения и борьбу персонажей), композиционно организована в определенной сценической среде и пространстве, вбирать в себя все слагаемые внутренней жизни героев, их физическое самочувствие, темпо-ритм и т. п.

Мизансцены большей частью носят центростремительный (когда все присутствующие на сцене тянутся друг к другу или к какой-то точке в центре между ними) и центробежный (когда все испытывают тенденцию оттолкнуться друг от друга) характер.

Главные качества мизансцен: жизненная основа, действительность, пластическая контрастность и парадоксальность, ограничительная графика, контрапункт, непосредственность.

Режиссер массового театрализованного действия организует мизансценами игровое пространство, включая в него всех участников праздника, образуя их массовое игровое общение.

2. Виды мизансцен и их назначение

Когда все действующие лица стремятся перенестись куда-то вне сценической площадки такая мизансцена называется проекционной: композиция как бы проецируется на другое место вся целиком. Наиболее распространены геометрические определения мизансцен. По отношению к зеркалу сцены - фронтальные, диагональные, круговые, кольцевые и т. п. По отношению к центру сцены - концентрические и эксцентрические. По отношению к его объему - пирамидальные, цилиндрические, кубические и т.п.

Мизансцены могут быть метафорическими, гиперболическими, и ироническими. Театральная терминология делит также мизансцены на главные и не главные, узловые, проходные, служебные и даже неизбежные и неминуемые.

Узловые, центральные - мизансцены, которые в своей пластической выразительности возвышаются до художественного выявления смысла режиссерского замысла, образного выражения его идеи.

Мизансцена финальная - выражающая образный смысл представления, его идею, создающая единение исполнителей и зрителей, запечатлевая духовный образ праздничного театрализованного действа.

Мизансцена опорная - это основное расположение действующих лиц, художественных коллективов, которое определяет построение мизансцен данного номера или эпизода. К опорной мизансцене можно отнести и кульминационные образные мизансцены, выражающие жизненный и символический смысл данного эпизода или всего представления. (Мизансцены монолога. Мизансцены толпы).

Мизансцена переходная - осуществляющая переход от одной опорной мизансцене к другой. Переходная мизансцена является важнейшим элементом монтажа массового представления, соединяя его художественные элементы и структурные части в единое органическое целое.

мизансцена искусство театр режиссер

3. Мизансцена монолога

Различают четыре разновидности монолога:

1) моносцена - игровой эпизод, насыщенный психологическим и физическим действием, событиями. Основные выразительные средства сцены-монолога - экономное движение: шаг, полуповорот, небольшое устремление и столь же сдержанный отказ. В монологе поза - есть мизансцена. Отсутствие партнеров компенсируется остротой реакций действующего лица на все окружающее, на неодушевленные предметы, а самое главное - на свою внутреннюю жизнь со всеми отсутствующими объектами внимания. На этой установке основан принцип решения моноспектаклей.

2) монолог-рассказ предполагает прямое общение со зрителем как с основным партнером. Предпочтение отдается намерению совершать физические действия, от которых человек снова и снова отвлекается, чтобы поведать что-то слушателям (прием "качелей"). Действие ищется во взаимоотношениях персонажа со слушателем. Мизансцена предельно скупа, даже стабильна, изменению подвергается только индивидуальная пластика. Предельно скупы и черты внешней характерности.

4. Мизансцена толпы

Мизансцена толпы - расположение групп и коллективов исполнителей на игровом пространстве в определенных сочетаниях друг с другом и с окружающей вещественной средой в тот или иной момент сценического действия. Массовая сцена - это участок постановки, менее всего допускающая импровизацию. Конкретная форма массовой сцены обеспечивается скрупулезной разработкой всех партий. В ней, как в музыкальном произведении, существует - мелодия, вторые и третьи голоса, подголоски, проходные темы и их вариации.

Возможные способы решения массовых сцен:

1) принцип темы с вариациями, когда основную мелодию ведут один, два или три исполнителя, а массовка, по-разному перебивая тему, время от временя выступает на первый план:

2) столкновение действия и контрдействия.

Образ толпы, как особого действующего лица пьесы, характеризуется определенными чертами, как и образ любого персонажа пьесы. Он так же основывается на предлагаемых обстоятельствах, определяется сверхзадачей и выражается в действии.

В характеристике этого образа должны сказаться такие общиепризнаки художественной формы спектакля, как его жанр истиль. Логика действий толпы требует такой же режиссерскойразработки, как и логика действий любого из героев. То обстоятельство, что она складывается из разнообразных линий поведения, подчас противоречащих друг другу, ничего не меняет по существу дела: ведь логика действий отдельного героя тоже основывается на многочисленных, часто противоречивых мотивах и побуждениях.

В решении образа толпы режиссер должен идти от ее общей характеристики к отдельным характеристикам составляющих ее людей, а не обратно: только в этом случае процесс суммирования отдельных линий поведения будет управляем и приведет к желаемому результату. В этом состоит особенность подхода к композиции массовой сцены.

         5. Мизансцена - специфическое выразительное средство искусства театрализованных форм досуга

Мизансцена, прежде всего, есть способ передачи зрителю содержания чувства, так же как и текст. Ведь жизнь проявляется не только в слове, но и в движении. Слово и движение равноправны. В руках режиссера мизансцена - это немой текст, немое действие, и хорошо построенная мизансцена выражает мысль эпизода, его действие в той же мере, как и слово. Сочетание движения и слова открывает смысл сцены, ее темперамент, ее чувственную сторону.

Таким образом, мизансцена есть язык режиссера. Режиссер волен трактовать только оттенки - текст, который произносится актерами, написан автором... Сообщать ему только так называемый подтекст, то есть ту внутреннюю мысль, то внутреннее чувство, с которым актер произносит предложенные автором реплики. Между авторским текстом и актером режиссер стоит только как педагог, как истолкователь. Движение же актера, вторая сторона жизни человека, автором пьесы обычно почти не предусматривается, и режиссер выступает как автор той пантомимы, которая складывается в результате предложенных им мизансцен, в которых развивается пластическая сторона действия.

Следовательно, мизансцена - это специфический язык режиссера. Языком мизансцены сообщает он зрителю свое понимание пьесы. Мизансцена должна выражать идею, действие, содержание эпизода, передавать его чувственный строй, определять ритм, отделять главное от второстепенного, сосредоточивать именно на главном внимание зрителя и, наконец, создавать внешний рисунок спектакля - зрелище.
Список использованной литературы

1. Вершковский Э. Режиссура клубных массовых представлений

2. Захава Б. Мастерство актера и режиссера

3. Мочалов Ю. Композиция сценического пространства

4. Попов А. Спектакль и режиссер

5. Ремез О. Мизансцена - язык режиссера

6. Товстоногов Г. Зеркало сцены

7. Туманов И. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта.

 



Информация о работе Мизансцена - язык режиссера