Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 09:48, реферат
Известно много разнообразных культурологических теорий. Они все отличаются друг от друга по теоретическим подходам, направлениям и школам. Это обусловлено некоторыми обстоятельствами: во-первых, различием теоретических подходов и методов научного познания феномена культуры; во вторых, различием мировоззренческих позиций культурологов (мировоззрение того или иного мыслителя является продуктом как своего времени, так и среды, которая его сформировала, т.е. является результатом духовных и материальных условий, в которых рождались его идеи); немаловажное влияние на складывание мировоззренческих позиций культурологов оказывает и состояние современного им естественнонаучного и гуманитарного знания, в том числе, уже существующие концепции культуры. Наконец, множественность и различие теоретических подходов, направлений и школ культурологии обусловлены сложностью и многомерностью самого явления культуры, неоднородностью и множественностью социокультурного мира как объекта исследования.
I. Введение
II. Многообразие культурно-исторических типов
III. Виды культурной деятельности
IV. Законы развития культурно-исторического типа
VI. Славянский культурно-исторический тип
Содержание
I. Введение
II. Многообразие культурно-исторических типов
III. Виды культурной деятельности
IV. Законы развития культурно-исторического типа
VI. Славянский культурно-исторический
тип
Введение
Известно много разнообразных культурологических теорий. Они все отличаются друг от друга по теоретическим подходам, направлениям и школам. Это обусловлено некоторыми обстоятельствами: во-первых, различием теоретических подходов и методов научного познания феномена культуры; во вторых, различием мировоззренческих позиций культурологов (мировоззрение того или иного мыслителя является продуктом как своего времени, так и среды, которая его сформировала, т.е. является результатом духовных и материальных условий, в которых рождались его идеи); немаловажное влияние на складывание мировоззренческих позиций культурологов оказывает и состояние современного им естественнонаучного и гуманитарного знания, в том числе, уже существующие концепции культуры. Наконец, множественность и различие теоретических подходов, направлений и школ культурологии обусловлены сложностью и многомерностью самого явления культуры, неоднородностью и множественностью социокультурного мира как объекта исследования. Итак, указанные причины обусловливают огромное многообразие различных направлений, школ и концепций в культурологии [1, С.233].
Наиболее ярким представителем отечественной культурологической мысли является Николай Яковлевич Данилевский, известный социолог и общественный деятель. Он по праву считается первым отечественным культурологом, оказавшим значительное воздействие на развитие культурологической мысли 20в.
.
Многообразие
культурно-исторических
типов
Н.Я. Данилевский отстаивал идею самобытности русской культуры, национального характера русского народа и духовных ценностей. Он теоретически обосновал концепцию культурно-исторических типов, законов их движения и развития, возражая против однолинейной схемы истории культуры и утверждая идею многообразия культур всех народов, когда каждый этнос вносит значительный вклад в общее богатство культурного наследия.
Ученого волновали будущее славянского культурно-исторического типа, характер православной религиозности, способность к государственности, отношение к свободе, наукам и искусству, внутренние источники самосознания и духовных сил России, условия возникновения Всеславянской федерации. Он анализировал исторические события, дипломатические и экономические отношения России и европейских стран, различия в образе жизни, культуре, вероисповедании, особенности национального характера.
«Европа»
— понятие не столько географическое,
сколько культурно-
Н. Я. Данилевский опровергал предрассудок, будто только Европа идет по пути прогресса, неустанного совершенствования и движения вперед, а Восток – воплощение застоя и косности. Например, в Китае задолго до Европы были созданы изделия из фарфора, умели ткать шелк и окрашивать ткани. Восток славился очень многими достижениями. «Народу, одряхлевшему, отжившему, свое дело сделавшему и которому пришла пора со сцены долой, ничто не поможет, совершенно независимо от того, где он живет – на Востоке или на Западе» [2, С.74].
В
историческом процессе развития отдельных
стран можно обнаружить общие культурно-исторические
типы, своеобразные системы общего религиозного,
социального, бытового, промышленного,
политического, научного, художественного
развития. Эти культурно-исторические
типы, или самобытные цивилизации, таковы:
«египетский; китайский; ассирийско-вавилоно-
К ним можно еще причислить два американских типа: мексиканский и перуанский, погибшие насильственной смертью и не успевшие совершить своего развития»[4, С.88]. Формируется самый молодой – славянский – культурно-исторический тип, и ему принадлежит будущее.
Н. Я. Данилевский выделяет культурно-исторические типы «уединенные», живущие одинокой и изолированной жизнью; и «преемственные», плоды деятельности которых передаются от одного к другому.
Отдельно ученым рассматриваются племена, составляющие лишь этнографический материал: хотя они и входят в состав культурно-исторических типов, но сами не достигают исторической индивидуальности, не обладая ни особой созидательной, ни разрушительной силой.
На
стадию этнографического материала, по
его мнению, могут опуститься и
те народы, которые некогда были самостоятельными,
но уже «умерли и разложились» и находятся
в ожидании, пока новый формационный принцип
опять их не соединит.
Виды
культурной деятельности
Н.Я. Данилевский отмечает, что локальная цивилизация, образующая культурно-исторический тип, состоит преимущественно из четырех видов культурной деятельности.
Первая — деятельность религиозная, объемлющая собой отношения человека к Богу, наличие твердой веры, понятия о судьбе и определяющая нравственность народа.
Вторая — деятельность культурная, включающая отношения теоретические, научные, эстетические, художественные, технические и промышленные.
Третья — деятельность политическая, определяющая отношения людей между собой и к другим народам.
Четвертая — деятельность общественно-экономическая, связанная с отношениями людей к условиям пользования предметами внешнего мира, их добывания и обработки.
Многие ранние культуры были слитны, синкретичны, в них отсутствовало четкое разделение этих видов деятельности. Н.Я. Данилевский называет их «первичными, или автохтонными»[2, С.472] и относит к ним египетскую, китайскую, вавилонскую, индийскую и иранскую цивилизации.
Последующие
цивилизации развивали
Германо-романский,
или европейский, тип совмещал разные
виды деятельности, но имел особые достижения
в науке и промышленности. Это
«двуосновный» культурно-
Будущий
славянский культурно-исторический тип
будет «четырехосновным», гармонично
сочетающим все виды материальной и духовной
деятельности.
Библиографический
список
Информация о работе Многообразие культурно-исторических типов