Многообразие подходов к понятию культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 20:21, доклад

Описание работы

Истоки культурологии следует искать в античности. В римской интеллектуальной традиции появился сам термин «культура», древнегреческие мыслители – софисты и киники – первыми указали на противоположность природного и культурного, разделив совершаемое «по природе» и «по установлению». В Древнем Риме знаменитый политик, философ, оратор Марк Туллий Цицерон ввел в обиход выражение «cultura anima», то есть говорил о культуре души, культуре в смысле ухода, улучшения, облагораживания духовных склонностей и способностей человека.

Файлы: 1 файл

многообразие подходов к понятию культуры.docx

— 21.30 Кб (Скачать файл)

1.Определение культуры: многообразие подходов (несколько определений культуры)

Термин «культура» имеет  происхождение от латинского слова "culture" - что в переводе означает "возделывание земли, уход".                                                В настоящее время слово "культура" часто употребляется как мера уровня образованности и воспитанности человека. Одним из наиболее исчерпывающих определений культуры является определение известного культуролога Э.С.Маркаряна: "Культура – это способ внебиологической адаптации человеком окружающей действительности". В этом понятии зафиксировано общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни.

Культура — это набор кодов, которые предписывают человеку определенное поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие.

Культура —это человеческая деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний).

Культура —набор знаний, верований и поведений, который основан на символическом мышлении и социальном обучении.

Культура — специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного производства, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Культура —совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным, заученных форм человеч. поведения и деятельности, обретенных знаний, образов самопознания и символич. обозначений окружающего мира. 

2. Зарождение и развитие культуролог. знания в Европейской и Отечественной науке.

Истоки культурологии  следует искать в античности. В  римской интеллектуальной традиции появился сам термин «культура» (греки  использовали понятие «пайдейя»), древнегреческие мыслители – софисты и киники – первыми указали на противоположность природного и культурного, разделив совершаемое «по природе» и «по установлению». В Древнем Риме знаменитый политик, философ, оратор Марк Туллий Цицерон (II – I вв. до н.э.) ввел в обиход выражение «cultura anima», то есть говорил о культуре души, культуре в смысле ухода, улучшения, облагораживания духовных склонностей и способностей человека. Но все же основной идеей, на которой сконцентрировали свое внимание умы античности, была идея гармонии природы-макрокосма и человека-микрокосма.

 Со второй половины XVIII века слово «культура» не просто входит в словарь образованного европейца, начинается научная разработка этого понятия. Просветители (Вольтер, Кондорсе, Тюрго, Руссо, Гердер и др.) связывали содержание культурно-исторического процесса с развитием человеческого разума. Они считали, что разумность порядков общественных и политических учреждений измеряется совокупностью достижений в области наук и искусств. Целью культуры, по их мнению, является задача сделать всех людей счастливыми, живущими в согласии с запросами и потребностями своей природы. Эта концепция культуры получила название натуралистической.

Вслед за просветителями каждый по-своему развили идею культуры выдающиеся немецкие писатели и философы Г.Гете, Ф.Шиллер, И.Кант, Г.Гегель и др. И.Кант видел выход этой проблемы в сферу морального, должного, Ф.Шиллер – эстетического, Г.Гегель – в область сознания.

Далее все новые и новые  мыслители пытались выразить свое понимание  культуры. Со временем накопился достаточно обширный научный материал, выявились  актуальные культурологические проблемы.

Когда в Европе XVIII века закладывался фундамент теоретических представлений  о культуре, господствовало механистическое  мировоззрение. Главной проблемой  была антитеза «культура – природа». В XIX веке – веке господства историзма  и эволюционизма – в центре внимания оказалась проблема «культура  – история». Именно тогда начала теоретически оформляться новая  культурно-историческая концепция, представленная в книге Н.Я.Данилевского «Россия и Европа», а затем, уже в XX веке, в трудах О.Шпенглера, А. Тойнби и др. В XX веке практически все важные культурологические вопросы связаны с проблемой «человек – культура». 
В центре внимания философии культуры XX века – кризис культуры. Причины кризиса, диагноз «болезни» 

 

Культурологическая мысль  в России. Первые опыты определения  понятия «культура» в России связаны  с эпохой Просвещения, когда прогрессивные  идеи западноевропейской мысли стали  проникать в Россию и активно  осваиваться. Уже в начале XVIII века термин «культура» вошел в русские  словари, его употребляли в традиционном латинском значении и связывали  не только с земледелием, но и с нравственностью. Позднее смысловое значение термина расширилось: его стали понимать как «искусство», «просвещение», «образование». Более глубокое осмысление приходит в 20 – 30 годы XIX столетия в трудах просветителей Я.Козельского и А.Галича (одного из любимых лицейских преподавателей А.Пушкина), чья трактовка понятия культуры близка к идеям И.Канта. С именем выдающегося мыслителя России П.Чаадаева (1794 – 1856) связан следующий этап в осмыслении самой культурной истории. В цикле «Философических писем», в статье «Апология сумасшедшего» Чаадаев высказал ряд мыслей, явившихся серьезным поводом для разговора о культуре Запада и России, о прошлом, настоящем и будущем европейской и особенно русской культуры, поставил ряд важных вопросов: что такое Россия, какое место занимает она в культурной истории человечества, в чем особенность русской культуры?

 Глубокий анализ проблем культурного развития России содержится в знаменитых сборниках «Вехи» (1909) и «Из глубины» (1922), составленных из статей лучших представителей русской интеллигенции. 

 

3.Основные школы  и направления культурологии:  социологические, антропологические, аксиологические, биосферные, концепции психоанализа, игровые.

Социологический подход понимает культуру как фактор образования и организации жизни общества. Организующим началом считается система ценностей каждого общества. Культурные ценности создаются самим обществом, но они же затем и определяют развитие этого общества. Над человеком начинает господствовать то, что создано им самим. В социологии, как и в социальной или культурной антропологии, существуют и конкурируют друг с другом три взаимосвязанных подхода в изучении культуры:

  • предметный, изучающий содержание культуры как системы ценностей, норм и значений или смыслов, т.е. способов регуляции жизни в обществе;
  • функциональный, выявляющий способы удовлетворения человеческих потребностей или способы развития сущностных сил человека в процессе его сознательной деятельности;
  • институциональный, исследующий типические единицы или устойчивые формы организации совместной деятельности людей.

В рамках социологического подхода изучаются структура, функции  культуры, но анализируя внешние организующие факторы культуры, социологи мало внимания уделяют внутреннему содержанию культурных феноменов.

Суть антропологического подхода - в признании самоценности культуры каждого народа, которая лежит в основе образа жизни и отдельного человека, и целых обществ. Иными словами, культура — это способ существования человечества через многочисленные локальные культуры. Этот предельно широкий подход ставит знак равенства между культурой и историей всею общества. Специфика антропологического подхода заключается в направленности исследования на целостное познание человека в контексте конкретной культуры.

В рамках антропологического подхода предложено более всего  определений культуры. Можно предложить классификацию этих определений, в  основе которой лежит анализ определений  культуры.

Антропологический подход отличается конкретностью, ориентацией на исследование «промежуточных» слоев и уровней культуры.

Антропологический подход включает в себя-стремление осмыслить деятельность человека с точки зрения ее содержания, приоритетное познание традиционных культур, Исследование общинности или общинной культуры, Познание внеинституциональных явлений культуры. 

Аксиологический (ценностный) подход связан с изучением культуры как совокупности ценностей, которые понимаются как идеалы, к достижению которых стремится данное общество. Этот подход подчеркивает противоположность культуры природе, а также то, что не все явления социальной жизни являются частью культуры. Ценности существуют лишь по отношению к человеку, поэтому в данном подходе изучаемые феномены соотносятся с человеком, его потребностями и интересами.

Биосферный подход отличается глобальным пониманием проблем культуры. Он понимает нашу планету как единую всеохватывающую систему, неотъемлемой частью которой являются человек и человеческое общество. При таком подходе культура тракту ется как закономерный результат развития природы, появляется возможность анализа культуры с точки зрения той роли, которую она играет на нашей планете и, возможно, во вселенной.

Игровой подход. Представители: Й. Хейзинга, С. Лем и многие другие. Согласно этому подходу культура возникает в форме игры, культура изначально разыгрывается. И даже те виды деятельности, которые прямо направлены на удовлетворение жизненных потребностей, такие как охота, в архаическом обществе стремятся найти для себя форму игры. Общинная жизнь облекается в покровы надбиологических форм, которые придают ей высшую ценность через игру. В этих играх общество выражает свое истолкование жизни и мира. Все это не следует понимать так, что игра становится (оборачивается) культурой, но скорее так, что культура в ее изначальных фазах имеет характер игры, осуществляется в формах игры и проникнута ее настроением.

Й. Хейзинга отождествляет игру и культуру на ранних стадиях истории. Игровая природа культуры проявляется во многих стадиях культуры: в поэзии, мифах, обрядах. В более развитых культурах дольше сохраняются архаические представления, в силу которых поэтическая форма вовсе не воспринимается как эстетическая потребность. В этой концепции Й. Хейзинга придает большое значение игровой стороне культуры в самых различных цивилизациях.Именно игровой характер культуры позволяет человеку выработать модели своего поведения, чтобы выжить.

Концепция психоанализа. Основоположник философского обобщения психоанализа и создатель психологической школы в исследовании культуры – австрийский философ и врач-психиатр Зигмунд Фрейд. В качестве предмета культурологического анализа Зигмунда Фрейда выступает феномен личности в культуре. Центральным понятием культурологической концепции Фрейда является сублимация (от латин. Sublimare – возносить), которая понимается как преобразование и переориентация сосредоточенной в «Оно» сексуально-биологической энергии в сферу творчества, разума и культуры. 
Фрейд стремился понять культуру через проявления бессознательного в человеке. По мнению мыслителя, индивидом управляют бессознательные силы психики, проявляющиеся в двух фундаментальных инстинктах. Сам Фрейд первоначально использовал свой подход для анализа отдельных элементов культуры: мифов, классических произведений искусства, а также таких специфических предметов исследования, каковыми были оговорки, всякого рода забывания, остроумие. 


Информация о работе Многообразие подходов к понятию культуры