Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 20:39, реферат
Культура – это некая целостная система с присущей ей внутренней определенностью ценностно-иерархических взаимоотношений. В любой культуре существует ценностная доминанта, или ядро культуры, а рядом с ним ряд субкультурных образований. Возникает закономерный вопрос, что такое субкультура. Принято считать, что субкультура – это подсистема целостной системы культуры. Возникновение субкультур связано с определенным уровнем развития общества. Существует такая точка зрения, что субкультуры отсутствуют в примитивных формах общественного бытия. Иногда еще больше акцентируют этот момент, считая, что субкультура – современное порождение городского уклада жизни.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Молодежная субкультура………………………………………………………..4
2. Специфика молодежной субкультуры. …………………………………………6
3. Эстетика молодежной субкультуры…………………………………………..…9
4. Особенности молодежных субкультур в современной России………………11
5. Западные модели молодежных субкультур……………………………………17
Заключение
Список использованной литературы…………………………………………...…25
Следует отметить, что создание молодежью собственной системы ценностей не означает окончательного отказа от ценностей традиционной культуры, оно лишь отражает специфику взглядов молодых людей на окружающий мир.
По мнению Лупандина В. Н., формирование и развитие молодежной субкультуры в странах Запада и в России характеризуется заимствованием элементов чужеродной культуры, которые под воздействием социокультурных особенностей того или иного общества обретают специфические национальные черты. В частности, бурное развитие молодежной субкультуры в странах Западной Европы на рубеже 60-х - 70-х гг. XX столетия характеризовалось заимствованием элементов североамериканской культуры, а развитие молодежной субкультуры в России сопровождалось заимствованием элементов и североамериканской, и западноевропейской культуры.
Особенность отечественных молодежных субкультур, как отмечает Сергеев С. А., состоит в том, что большинство из них ориентированы либо на проведение досуга, либо на передачу и распространение информации. На Западе альтернативное движение, выросшее из молодежных субкультур 60-70 гг., активно участвует в социальных программах, помощи больным, инвалидам, престарелым, наркоманам и т.д. Очевидно, такое различие также связано с российской спецификой, местом и ролью государства, долгое время отучавшего граждан от самодеятельности и спонтанной активности.
Начиная с 90-х гг. XX столетия усугубляется ценностное и имущественное расслоение молодежи.
По мнению Кофарина Н. В., субкультурная активность молодежи зависит от ряда факторов:
Говоря о становлении современной российской молодежной субкультуры, выделим ряд основополагающих факторов, предопределивших ее национальную специфику, а именно:
Российская Федерация как государство с большим территориальным пространством и многонациональным составом населения характеризуется существенными региональными и национальными отличиями, предопределяющими региональную специфику российской молодежной субкультуры.
Таким образом, молодёжную
субкультуру России необходимо рассматривать
как результат социально-
Основные молодежные субкультуры. Тедди-бойз (теды) - первые "народные дьяволы", подростки с низкой квалификацией, выключенные из системы британской послевоенной мобильности. Американский рок-н-ролл, вызывающая показная манера, показное благополучие. Выражают консервативные ценности рабочего класса.
Моды - попытка абстрагироваться от предписанного координатами рабочего происхождения за счет "беловоротничковой" работы и щегольской внешности. Первая английская субкультура с атрибутивным употреблением психостимулирующих препаратов. Мир взрослых перевернут с ног на голову: работа не имеет ценности или важности, тщеславие и заносчивость - положительные качества.
Скинхедз (произошли от модов). Задача: 1. Сохранение того, что представляется им "традициями рабочего класса". 2. Борьба с группами, которые воспринимались ими как девиантные: выходцы из Азии, хиппи. Ярые футбольные фанатики. Консервативные ценности упорного труда, ритуальная защита локальной территории.
Панки. Члены этой субкультуры вызывали исключительной общественное негодование нарушением всех возможных правил и, по мнению публицистов, представлявшие собой крайнюю угрозу для всех английской молодежи. Субкультура панков была тесно связана с новым музыкальным течением "панк-рок".
Образность культуры
панков и их шокирующее обличие связаны
с идеями Э. Уорелла, теориями перфомэнса
и формами концептуального
"Панки носили наряды,
которые были выражением в
одежде ругательств, а
"Панки не просто
непосредственно откликались
В 1977 году пресса зафиксировала появление новых тедов как субкультуры, враждебной панкам. Как и скинхеды, они объявили себя рабочими белыми англичанами, выступающими за сохранение социального порядка и противостоящими анархически - разрушительному влиянию панков.
Панки - деструктивная сила, желающая изменений ради изменений, но без альтернативного видения будущего, и теды, - консервативная сила, ищущая порядка и стабильности
Т.о. субкультура является попыткой разрешения молодежью проблем, связанных с ее маргинальным статусом в обществе, а не выражением "морального распада и полной бездуховности", как гласит традиция морализаторско-оценочного подхода. Если процессы, протекающие в молодежной среде, являются, пусть и опосредованным, но, тем не менее, отражением реальных противоречий общества, то, возможно, полезным для взрослых было бы видеть в "гримасах" девиантности черты собственного лица.
Принято считать, что первые молодежные субкультуры современного типа появились в середине ХХ в. в Великобритании. Причиной их возникновения, как странно это не покажется на первый взгляд, явился рост благосостояния нации.
В зарубежной социологии и культурологи появление молодежных субкультур осмысливается как процесс перехода ребенка к статусу взрослого (Айзенштадт), другими словами, молодежная субгруппа – это своеобразный механизм социализации тех, кто вступает, по определению психологов, в проблемный переходный возраст. Именно в таком возрасте («уже не дети, но еще не взрослые») молодые люди ищут пути адаптации к реальности через комплекс собственных ценностей, подходов, норм поведения.
Феномен молодежных субкультур связан со стремлением молодых людей найти себе единомышленников и преодолеть сложности своего бытия не индивидуально, а в коллективной форме, таким образом, ощутить поддержку других, себе подобных.
Формирование субкультур тесно связано с явлением девиантности, которое социологи и психологи трактуют как отклонение от общепринятых норм поведения. Так, М. Брейк, рассматривая молодежные субкультуры с точки зрения девиантности, выделяет четыре основных типа: нормальная, другими словами, молодежная группа, не нуждающаяся с специальной субструктуре для решения своих социальных проблем; делинквентная – группа, объединяющая в основном тех, кто потенциально способен совершить противоправные действия, за которые взрослые должны нести уголовную ответственность (вандализм, хулиганство, драки, кражи); культурные бунтари – сочувствующие богеме, по профессионально не принадлежащие к литературно-художественному и артистическому миру, как правило, выходцы из среднего класса, имеющие высшее образование и являющиеся поклонниками искусства; политически активная молодежь – эта группа включает в себя достаточно широких спектр политических предпочтений: от экологических движений до прямых политических акций.
Британские исследователи
в качестве первой молодежной субкультурной
группы называют «тедди-боиз». Эта группа
заявила о себе в середине 1950-х
годов. «Тедди», подрабатывая себе на карманные
расходы неквалифицированным
Другой молодежной субкультурной группой стали «моды». Первоначально представители данной субгруппы называли себя «модернистами» (термин заимствован из джазовой лексики). Цель этой социальной группы – выйти за рамки ценностных и культурных норм рабочего класса и тем самым максимально приблизить себя к среднему классу с его основными ценностями. «Моды» грезили белыми воротничками клерков, маленьких управленцев-менеджеров, для которых карьерное восхождение по лестнице административного успеха, как им казалось, не было несбыточной мечтой.
Поэтому «моды» стремились быть и внешне быть похожими на тех, кого называли «белыми воротничками»: опрятность и свежесть сочетались с узкими брюками, элегантными пиджаками, остроносыми туфлями, щегольской короткой стрижкой. В реальной жизни «модов» мало интересовала работа, они были тщеславны и заносчивы, основы их бытия составляли три кита: скорость итальянских мотороллеров, энергетика американского рок-н-ролла и амфетамин. Амфетамин – атрибутивный психостимулирующий препарат. В этом плане «моды» стали пионерами использования в молодежной среде допинговых препаратов, придававших им особую энергетику.
Их оппозицией в британской молодежной культуре стали «рокеры», как правило, выходцы из среды низкооплачиваемых социальных групп. Мотоцикл был для них главным субкультурным атрибутом – символом свободы, виртуозного мастерства скоростного вождения и устрашения одновременно.
К концу 1960-х годов от «модов» откололась субгруппа, получившая название «скинхеды», или «бритоголовые», их иногда называли «народными дьяволами». Они были ярыми футбольными фанатами. Иерархия их ценностей включала упорный труд, патриотизм, ритуальную защиту своей территории, агрессивность к группам, которые, с их точки зрения, были девиантными. Являясь весьма внушительной силой, они были аполитичны и поэтому не могли превратиться в реальную угрозу обществу.
К середине 1960-х годов в Великобритании появились хиппи. Эта субгруппа включала в свои ряды, прежде всего, студентов и выходцев и среднего класса. Концептуальное ядро этой группы составляют идеи поиска выхода из рутины технократического общества потребления, стремление возродить романтические отношения с природой. Культурная почва хиппи – европейская интеллигенция и аристократическая богема.
К основным качественным особенностям хиппи исследователи относят следующие принципы:
- пассивное сосуществование;
- движение;
- экспрессивность;
- субъективность;
- индивидуализм.