"Для молодежного жаргона
характерно, помимо отчужденности,
эмоционально-игровое начало. Почему,
если молодежь знает, как говорить
правильно, она говорит неправильно?
Почему предпочитает использовать
осуждаемые формы речи, зная престижные,
нормативные? Да просто потому,
что у нее другая система
ценностей, другой престиж, другая
норма – антинорма. И в этой антинорме
главный принцип – элемент шока, встряски,
чтобы "заколебать народ", и элемент
насмешки, чтобы было не скучно, а смешно,
"прикольно". В этом и вызов благополучному,
преуспевающему обществу, и неприятие
его норм, его образцов, его приличий"4.
Улёт, отпад, оргазм! – так может выразить
восторг сегодняшняя школьница, скучную
музыку назовет депрессняк, а примерного
одноклассника – ботаник.
Другой игровой прием,
используемый в молодежном жаргоне,
– это сближение слов на основе
звукового подобия, звуковой перенос:
к примеру, "лимон" вместо миллион,
мыло, "емеля" вместо e-mail (от английского
слова электронная почта).
Итак, шутка, игра – это
позитивный элемент молодежной речи.
Вряд ли кто-нибудь всерьез может
бороться с этим.
Другая важная характеристика
молодежной речи – ее «первобытность».
Ассоциация с языком какого-нибудь
первобытного общества возникает, когда
педагоги наблюдают нестабильность,
постоянную изменяемость жаргона как
во временном, так и в пространственном
измерении. Не успев закрепиться, одни
формы речи уступают место другим: так,
не столь давнее жаргонное "мани"
(от английского слова money - деньги) заменили
"баксы" и "лаве". Аналогичные
процессы отмечались в начале века исследователями-этнографами
в языках южноамериканских индейцев, для
которых миссионеры не успевали переписывать
словари. Это естественное состояние любого
языкового образования в период его становления.
Еще один признак «первобытности»
молодежного жаргона – неопределенность,
размытость значений входящих в него
слов. "Стрёмно, круто"," я прусь"
могут
быть и положительной,
и отрицательной оценкой ситуации.
Сюда относятся как "блин!" и "елы-палы!",
используемые в жаргоне только в качестве
эмоциональных восклицаний, так и слова
типа "прикол", "улёт", "чума",
"жжет". Будучи использованными в
качестве эмоциональных междометий, они
практически полностью теряют свое значение,
которое вытесняется сильно акцентированным
в определенной ситуации эмоциональным
компонентом значения. К этой же группе
относятся словосочетания "полный атас",
"полный абзац", "полный писец".
В зависимости от ситуации и круга общения
данные слова могут выражать разнообразные
- вплоть до противоположных - эмоции: разочарование,
раздражения, восхищение, удивление, радость
и т. д. При этом более или менее адекватное
«узнавание» выражаемой эмоции слушателем
не может осуществиться без учета интонации,
мимики, жестикуляции говорящего, а также
контекста.
Подобное явление было
в свое время отмечено Д.С. Лихачевым
для уголовно-лагерного жаргона.
Он охарактеризовал его как атавистический
примитивизм речи, сходный с диффузностью
первобытной семантики. Аналогичный пример
приводил и Ф.М. Достоевский, наблюдая,
как мужики обходятся в своем общении
одним непечатным словом, вкладывая в
него каждый раз новые смыслы. Этот первобытный
атавизм Лихачев считал болезнью языка
– «инфантилизмом языковых форм». Для
нее характерно, что молодежь часто использует
слова и выражения, значения которых до
конца не осмысливает и не стремится осмыслить,
играя на внешней яркости. А нередко и
затрудняется осмыслить, порождая в речи
цепочки слов-«паразитов», на борьбе с
которыми не так давно сосредоточивали
основное внимание педагоги.
Итак, основное заслуживающее
осуждения качество молодежного жаргона,
который формируется кругом общения подростка,
– его выраженный "атавистический примитивизм".
Кроме "…расплывчатой семантики, он
проявляется и в заниженности тех сфер
лексики, откуда черпаются ее ресурсы,
и в стилистически заниженных грамматических
средствах, используемых в речи; это, в
частности, уничижительные суффиксы –
-няк, -ня (отходняк, депрессняк, тусняк,
тусня), усечения (ботан), фамильярные суффиксы
в личных именах (Димон, Колян, Юрец). И,
наконец, в значительной доле заимствований
из просторечной лексики"5. Все
эти приемы – осознанный выбор, осуществляемый
в речевом поведении между подростками.
А речевое поведение также регулируется
нормой или антинормой. Современный молодежный
жаргон выбирает антинорму.
Заключение
Целью данной работы является
изучение жаргонизации речи современной
молодежи. Анализ полученных результатов
позволяет сделать следующие выводы:
- Засилие жаргонизации речи сегодня обусловлено изменившимися социальными условиями – приоритет материальных ценностей, разделение общества (на богатых и бедных), изменение межличностных отношений и так далее. Молодежь все чаще сталкивается с безразличием, грубостью, злостью. А это, в свою очередь, приводит к протесту, который выражается, в частности, повышенной жаргонизацией речи при общении. Общение со сверстниками, а также с друзьями более старшего возраста продолжает быть значимым. Можно отметить, что они хотят проводить с ними как можно больше времени – гулять, отдыхать, развлекаться, а значит они должны разговаривать на «своем» (жаргонном) языке.
- Современная молодежь считает жаргонизацию речи неотъемлемой частью своего общения среди сверстников. Такие слова позволяют им самоутверждаться, поддерживать хорошие отношения с друзьями, обмениваться информацией и узнавать новое.
- При изучении уровня жаргонизации речи можно выявить, что первое место у юношей занимают матерные слова, для девушек жаргон является прежде всего игрой слов, которая придает речи легкий юмористический оттенок.
Таким образом, полученные в
ходе исследования данные подтверждают
то, что наблюдается тенденция
к возрастанию уровня жаргонизации
речи среди молодежи. Если обобщить полученные
данные, то можно сформулировать причины
увеличения доли жаргонизации речи современной
молодежи:
- Социальные факторы.
- Значимость «своего» (жаргонного) языка для общения со сверстниками (желание утвердиться как среди своих сверстников так и в собственных глазах).
- Влияние средств массовой информации (чтение газет и молодежных журналов, просмотр телепередач) на речь современной молодежи.
Литература
- Береговская Э.М. Молодежный сленг: формирование и функционирование // Вопросы языкознания, 1996, № 3
- Беличева С. А. Сложный мир подростка. – Свердловск, Сред.-Урал. Кн. Издательство, 1984
- Бобахо В. А., Левикова С. И. Современные тенденции молодежной культуры: конфликт или преемственность поколений?//Общественные науки и современность. - 1996. - № 3. - С. 56-60.
- Бодалев А. А. Личность и общение: Избр. тр. – М.: Педагогика, 1983
- Брудный А. А. Понимание и общение. – М.: Знание, 1989
- Кон И.С. Психология старшеклассника. – М.: Просвещение, 1982
- Мудрик А.В. Самые трудные годы. – М.: Знание, 1990
- Нестеренко В. Язык нетерпимости и язык доверия.//Свободная мысль. - 1992. - № 2. - С.
- Толстых А. В. Подросток в неформальной группе. – М.: Знание, 1991. – (Новое в жизни, науке, технике. Педагогика и психология; № 2).
- Толковый словарь русского языка / С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. М., 1992
- Л.Л. Федорова. Речь подростка норма или антинорма?. Интернет-портал WWW.rus.1 september.ru