Мораль как основание культуры и всеобщий регулятор межчеловеческих отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 00:21, контрольная работа

Описание работы

Мораль есть духовно-практический, оценочно-императивный способ освоения действительности, определяющий отношение человека к себе, другим людям, обществу и к миру в целом и регулирующий поведение людей на основе представлений о добре и зле, справедливости, смысле жизни. Мораль является таким способом освоения мира, который связан с осознанием человеком самого себя, своего места в мире и предназначения. Вопросы морали - это вопросы и мировоззренческие, поэтому нередко мораль называют практической философией. Человек с помощью своего духа пытается понять мир, охватить его в целостности, познать не только единичное, изменчивое, временное, но и общее, постоянное и вечное. Без этого понимания человек не может найти своего места в мире, определить смысл своего существования. Подлинный смысл может быть только в вечном, а не преходящем.

Содержание работы

1. Мораль как основание культуры и всеобщий регулятор межчеловеческих отношений…………………………………………………………………………3
2. Нравственные противоречия и нравственная свобода. Негативные архетипы морали: нарциссизм, агрессивность, лицемерие……………………5
3. Нравственное сознание в ХХ веке……………………………………………7
4. Культура поведения и профессиональная этика……………………………10
Список литературы………………………

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по Культурологии!!!.doc

— 84.50 Кб (Скачать файл)

 Научно-техническая революция  не в состоянии изменить сущность морали, но она способна заметно преобразовать те условия, в которых реализуется добро и зло, справедливость, осуществляются духовные искания человека. И эти преобразования могут оказывать неоднозначное воздействие на повседневную нравственную жизнь человека. Точно так же следует признать, что достижения НТР могут использоваться как во имя добра, так и зла.

 НТР имеет как  положительные,  так     и   отрицательные       следствия. Совершенствование производства ведет к освобождению человека от монотонного и отупляющего труда. Развитие науки и техники приводит к  повышению общей культуры человека, уровня его образования. У многих людей при помощи современных средств массовой информации появляется возможность приобщиться к произведениям искусств, последним достижениям науки и т.д.  Сама научно-техническая революция порождает целый ряд очень трудных для морального сознания проблем:  эвтаназия (легкая смерть), искусственное прерывание беременности,  пересадка отдельных органов и определение момента смерти и др.    Именно в последние десятилетия появились такие направления в  этической мысли (обычно на стыке с другими науками), как биоэтика, экологическая этика и др. Особенно остро встает вопрос о нравственной ответственности ученого, о направленности научных исследований, о возможности использования достижений науки в антигуманных целях.

Следует отметить и то обстоятельство, что современная  высокопроизводительная техника и технология предъявляют  повышенные требования к ответственности, моральной надежности человека, ибо халатность, недисциплинированность, безграмотность могут привести к масштабным трагическим последствиям (аварии на АЭС, химических заводах, транспорте и т.д.). Можно сказать, что научно-техническая революция приводит к повышению роли морального фактора и в повседневной жизни, в быту, и в деятельности различных предприятий.

Однако современный научно-технический прогресс создает и немалые трудности для полноценной нравственной жизни. Об этом говорил еще Ж.Ж. Руссо. Эта же проблема остро встала в XX веке. Материальное производство ныне способно удовлетворить самые прихотливые потребности. При этом производство и потребление образуют замкнутый самодостаточный круг без цели и смысла. Чисто потребительская установка снижает осмысленность человеческой жизни, ее творческую составляющую. Стереотип общества "всеобщего благоденствия" уже осознан Западом как тупик. Человечество ищет новую, достойную самого себя моральную ориентацию. Техническая цивилизация ведет к упрощению духовного мира человека, к господству чисто утилитарного, эгоистического отношения к жизни, к бездуховности, к появлению технократического мышления, которое не очень обеспокоено высшими ценностями, смысложизненными вопросами. Именно научно-техническая революция привела к появлению многих глобальных проблем современности (экологическая, угроза термоядерной войны, демографическая и др.). Нередко человек живет в предчувствии неизбежного конца. Подобные настроения негативно сказываются на психическом здоровье, приводят к различным срывам, немотивированным поступкам. Аналогичное же действие оказывает и резкое ускорение темпа жизни, распространение поверхностного общения и появление самого страшного вида одиночества - одиночества в толпе, в крупных городах.

Таким образом, современная научно-техническая революция лишний раз демонстрирует как всю сложность, противоречивость нравственной жизни человеческой личности, так и то, что без веры в нравственный прогресс, в светлое будущее, в высокие идеалы индивиду и человечеству в целом просто не выжить. Как писал Вл. Соловьев, безусловное значение человека основано «на лежащей в его разуме и воле возможности бесконечного совершенствования» (Соч.: В 2 т. – М., 1988. Т. 1. С. 423).

 

4. Культура поведения  и профессиональная этика.

Выделяют два вида поведения – вербальное (словесное) и реальное. Вербальное поведение - это высказывания, суждения, мнения, доказательства. Поведение, выраженное в слове, во многом определяет культуру отношений между людьми. Поведение уже на вербальном уровне может быть жизнеутверждающим либо лишающим смысла человеческое существование.  Можно привести великое множество мудрых изречений, пословиц, отдельных высказываний о силе слова, о языке  и его роли в культуре.

Реальное поведение — это  практические действия, поступки, совершаемые в соответствии с определенными правилами, моральными принципами. В данном случае речь идет о совпадении этических знаний и нравственного поведения, что свидетельствует о высокой нравственной культуре личности.  При сопоставлении поведения какого-либо человека с принятыми нормами, нравственными ценностями принято говорить о поведении «нормальном», либо «отклоняющемся», девиантном. Поэтому, чтобы понять человека, смысл его поступков, характер поведения, необходимо проникнуть в мотивы, которыми он руководствуется в той или иной ситуации. Лишь уяснив мотивы, можно правильно судить о поступках, реальном поведении человека по отношению к окружающей его действительности, и, прежде всего, к другим людям, к самому себе. Культура поведения раскрывается и в том, как человек способен разобраться в самом себе, оценить свои поступки и их мотивы.

Различают «культурное поведение человека» и  «поведение культурного человека». Культурное поведение — это поведение человека в соответствии с теми нормами, которые выработало и которых придерживается данное общество. Оно включает определенные манеры, общепринятые способы общения, обращения с окружающим и культурное поведение предполагает правильное и красивое поведение за столом, вежливое и предупредительное отношение к старшим, женщинам, умение держать себя в обществе, соблюдение норм профессиональной этики и т. п.

Правила поведения могут со временем меняться, вместе с тем меняется и манера поведения. Эти правила в своей совокупности представляют собой этикет, регулирующий внешние проявления человеческих взаимоотношений. Этикет относится к внешней культуре человека и общества. В него входят те ее требования, которые приобретают характер более или менее строго регламентированного церемониала и в соблюдении которых имеет особое значение определенная форма поведения. Этикет в современных условиях (в отличие от традиционных обществ, где он сводился к строго канонизированному ритуалу), становится более свободным и естественным, приобретает смысл повседневного благожелательного и уважительного отношения ко всем людям, безотносительно к их должности и общественному положению. Внимание к внешней форме культуры проявляется здесь лишь постольку, поскольку в ней отражаются представления о красоте в поведении и внешнем облике человека. В этом случае  любые поступки и мотивы человеческой деятельности обладают одновременно этическим и эстетическим значением (ценностью) и потому могут быть оценены, с одной стороны, как прекрасное или безобразное, с другой, — как добро или зло. Главное здесь — именно поведение, которое может быть, должно быть культурным.

Однако культурное поведение человека — это часть проблемы культуры человеческих отношений. Другая ее часть — поведение культурного человека. В данном случае акцент делается на человеке — каков он, культурный или некультурный? В каком плане следует говорить о культурном человеке? Очевидно, это такой человек, у которого знание этических принципов, моральных норм, принятых в данном обществе, превратилось во внутреннее убеждение, вылилось в нравственное чувство. Критерием культурности, воспитанности выступает соотнесение поступка как проявления нравственного чувства с интересами другого человека. Поэтому более обширным, нежели сфера действия этикета, выступает культура чувств, которая формируется в процессе общения человека с природой, в трудовой деятельности, в межличностных контактах. Итак, культура этического мышления, культура чувств, культура поведения, этикет в своей совокупности образуют целостную систему нравственной культуры личности. Каждый из этих элементов непосредственно воплощается в профессиональной этике. В данном случае имеют в виду, как правило, специфические требования нравственности, связанные с особенностями различных профессий.

Профессиональная этика представляет собой, во-первых, кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми, занятыми в какой-либо одной сфере профессиональной деятельности, во-вторых, определенные способы обоснования этих кодексов, толкование культурно-гуманистического назначения той или иной профессии.

  Доброта, справедливость, уважительное отношение к ближнему, не существуют сами по себе, в  «чистом» виде, а воплощаются в различных видах деятельности, в том числе и профессиональной. Существуют целый ряд профессий, которые непосредственно обращены к человеку. От работников этих профессий требуется не только профессионализм, компетентность, но и определенные нравственные качества, особое умение  воплощать нравственные принципы в специфических условиях своей деятельности. Таким образом, профессиональная нравственность есть не что иное, как конкретизация общечеловеческих нравственных ценностей применительно к условиям целого ряда профессий.

  Профессиональная нравственность более конкретно, более детально направляет помыслы, чувства, поступки человека, а поэтому в ней более глубоко выявляются отношения личности и общества. В связи с этим можно утверждать, что центральным, исходным понятием профессиональной  морали является понятие  профессионального долга, в котором достаточно четко фиксируются обязанности работника. Именно осознание своего служебного долга побуждает специалистов относиться к делу с наибольшей ответственностью, ориентироваться не столько на личные, сколько на общественные, национальные интересы.   

 

 

Список литературы

 

  1. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. - М., 2000.
  2. Энциклопедический социологический словарь. - М., 1995.
  3. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. – М., 1995.
  4. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. – СПб., 1998.
  5. Лотман Ю.М. Избранные статьи. Т. 3. – Таллинн, 1993.
  6. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. – М., 1992.
  7. Новая индустриальная волна на Западе. Антология. – М., 1999.

 

 

 


 



Информация о работе Мораль как основание культуры и всеобщий регулятор межчеловеческих отношений