Мораль как вид культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 12:59, доклад

Описание работы

Многие ученые считают, что в сфере духовной культуры наиболее древним образованием является мораль (от лат. moralis « относящийся к нраву, характеру, привычкам » от mos , mores « обычаи, нравы, поведение »). Исследование этнографов и антропологов показали, что совместная деятельность людей на заре человеческой истории потребовала не только создание орудий труда, но и выработки определенных норм взаимоотношений и некоторых запретов, которое диктовались необходимостью.

Файлы: 1 файл

мораль как вид культуры.docx

— 26.54 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«КУБАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра геоэкологии и природопользования

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад

 

Мораль, как вид культуры

 

 

 

 

Работу выполнила  студентка 3 курса Салина Варвара Павловна                       .

                                                                                                     Фамилия Имя Отчество

Факультет географический .

Специальность 022000.62 «Экология и природопользование» .

Проверила             доц., канд. биол. наук                                     Постарнак Ю.А.

                                                должность, учен. степень                   Подпись                    Дата                                 Ф.И.О.

 

 

 

 

 

Краснодар 2012

 

Мораль, как вид культуры.

 

Многие  ученые считают, что в сфере духовной культуры наиболее древним образованием является мораль (от лат. moralis « относящийся к нраву, характеру, привычкам » от mos , mores « обычаи, нравы, поведение »). Исследование этнографов и антропологов показали, что совместная деятельность людей на заре человеческой истории потребовала не только создание орудий труда, но и выработки определенных норм взаимоотношений и некоторых запретов, которое диктовались необходимостью. Поскольку первые орудия труда являлись и одновременно орудиями убийства, одним из первых запретов – табу – был запрет на убийство соплеменника. Считалось, что за нарушение табу, имеющего священный смысл, могла последовать кара сверхъестественных сил.

Усложнение  отношений между людьми привело  к появлению новых запретов, регулировавших жизнь и деятельность каждого  человека и общины в целом. Кроме  запретов, в процессе жизнедеятельности  складываются нормы взаимодействия между людьми, которые закрепляются в обычаях ( стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для их членов ), превращаясь в традиции (от лат. tradition « передача » - элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение в течение длительного времени и действующие так или иначе в любом обществе и во всех областях общественной жизни). С появлением государства часть норм перешла на уровень правовых и закрепилась законодательным путем, другая часть сохранилась в моральных нормах  и правилах поведения в обществе.

Мораль обычно определяется как  такой вид общественных отношений, который регулирует действия человека в обществе. Отличием морали от других обычаев и традиций, существующих в мире людей, является то, что моральные нормы выступают как всеобщие, охватывающие специфику человеческого, человечного в человеке. Мораль включает в себя исторически складывающиеся идеалы и принципы, связанные с поведением людей. Они возникают в каждом обществе стихийно и зависят от различных обстоятельств: особенностей трудовой деятельности, кочевого или оседлого образа жизни, господствующей религии, форма организации общества и иных конкретно-исторических реалий. Весь способ существования общества, формы отношений между людьми постоянно воспроизводят эти идеалы и принципы как неотъемлемые, составляющие самую суть общественной жизни. Моральные установки существуют не только в качестве представлений о полезном и целесообразном поведении, в результате которого можно достигнуть конкретных результатов. Моральные нормы – это требование должного, безусловного, или, строго говоря, императивы (от лат. imperatives « повелительный » - повеление, настоятельное требование, приказ, закон), лежащие в основании любой деятельности, достижения любых целей. Причем нормы морали, в отличие от норм другого рода, не связан с какими – либо учреждениями или общественными санкциями, а поддерживаются общественным мнением, привычным поведением общества в целом или его определенного слоя и самим человеком.

 В любом обществе ив любой социальной сфере мораль имеет характерные черты. Во-первых, это выработанные ходом исторического развития представления о добре и зле, долге, совести, справедливости. Они реализуются и поддерживаются общественными оценками, обобщением или порицанием, воплощаются в неписанные нормы и правила, существующие на обыденном уровне. Во-вторых, нравственность – реальные нравы и поступки людей, которые могут, как совпадать с представлениями о добре и зле, так и отличаться от них. В-третьих, этикет – манеры поведения людей. Кроме того, в обществе существует философское осмысление поведения человека через категории этики – учения о морали, как один  из видов  общественного сознания, ее сущности законов ее исторического развития и роли в общественной жизни.

Все стороны  морали, нравственной культуры реализуются  в поведении людей, в тех поступках, которые они совершают. И здесь  стоит отличать воспитания, привычку соблюдать нормы отношений в  обществе, этикет и т. п. от нравственной установки человека, связанной с  самым глубинным смыслом каждой категории.

Моральные отношения никогда не были неизменными, раз и навсегда данными. Они возникали  по мере необходимости, вбирали в  себя эту необходимость, на протяжении тысячелетий пополнялись все  новыми и новыми правилами. Каждое новое  поколение, приходя в этот мир, уже  застает определенный уровень развития морали. Вся система отношений  между людьми приобщает его к  этому уровню, прежде всего передавая  существующие в обществе представления  о добре и зле, должном и  не приемлемом, чести и бесчестье. Эта система отражена в повседневной жизни и поведении людей. Меняется образ жизни – меняется и представление  о моральных мотивах и способах их реализации. Система морали очень  динамична. Моральные нормы постоянно  укрепляются, расшатываются, видоизменяются, отмирают.

Одновременно  со становлением новых моральных  принципов появились и способы  имитировать желательные для  общества или только одного сословия формы отношений. С развитием  морали возникает этикет (от фр. etiquette  « ярлык, этикетка ») – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям. Как правило, это сложная система детально проработанных правил учтивости с четкой классификацией обхождения с представлениями разных классов и сословий, должностными лицами в зависимости от их ранга и положения, а так же в различных кругах (дипломатический этикет, придворный этикет). В тоже время за строгим соблюдением этикета может скрываться недоброжелательное и неуважительное отношение к людям. Он часто является узаконенной формой лицемерия в отношениях между людьми. Наиболее отвратительным как раз является противоречия между хорошими манерами и недоброжелательностью человека по отношению к другим людям в обществе.

Одновременно  с этим человечество выработало и  некоторые универсальные принципы должного отношения между людьми, как, например, известное с древности  « золотое правило » морали: не делай другому  человеку того, чего не хочешь, чтобы делали тебе.

Таким образом, мораль включает в себя основные принципы существования человека среди людей, нормы и правила, в которых  эти принципы существуют. С развитием  и усложнением отношений, с появлением социальных групп, ведущих различный  образ жизни, складывается и сословная  мораль. Она проявляет себя как  в системе своих императивов, так и в манере  поведения, в  этикете. Этикет же выступает как  своеобразная оболочка морали.

Мораль  не существует в обществе сама по себе – она взаимосвязана с другими  культурными феноменами, являясь  всепроникающей формой духовной культуры, поскольку без нее любая деятельность человека и общества станет само разрушительной. Особенно глубоко мораль связанна с искусством  и религией, столь же древними видами культуры.

Золотое правило морали.

Чтобы глубже показать взаимосвязь морали с культурой  человечества, в этом разделе будет  рассказано о золотом правиле  морали.

В середине первого тысячелетия до н.э. родилось так называемое золотое правило нравственности. Оно знаменовало важный поворот в духовном развитии человека. Смысл этого правила состоит в том, чтобы каждый человек, обдумывая свои поступки, не совершал таких действий, которые нежелательны по отношению к самому себе. Скажем, если он не хочет, чтобы его убили, он не убивает сам. Чтобы проверить, хороша ли нравственная норма, ее надо сначала испытать на себе. Чего не любишь в другом человеке, не делай этого сам. Поступай с людьми так, как ты хочешь, чтобы они поступали с тобой.

Весьма  любопытно, что золотое правило (такое  название оно получило в XVIII в.) родилось одновременно и независимо в различных культурах. Став признанной нормой, золотое правило вошло не только в повседневную жизнь и культуру, но и позже и в философию, в общественное сознание в целом. В конечном итоге из золотого правила и вытекает понятие отношений норм морали и норм права.

 

Мир культуры / основы культурологии. А.Н. Быстрова, М., 2002. 653 с.

 


Информация о работе Мораль как вид культуры