Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 16:28, доклад
Что касается термина "искусство", то материалы на эту тему могут только разочаровать новоевропейских знатоков. Дело в том, что под этим термином греки понимали также и то, что мы теперь называем наукой, а также и то, что мы теперь называем ремеслом. Получается, что и математика – искусство, и геометрия – искусство.
Что касается термина "искусство",
то материалы на эту тему могут
только разочаровать новоевропейских
знатоков. Дело в том, что под этим
термином греки понимали также и
то, что мы теперь называем наукой, а
также и то, что мы теперь называем
ремеслом. Получается, что и математика
– искусство, и геометрия –
искусство. Это уже в значительной
мере стирает специфику искусства,
как мы его понимаем теперь. Далее,
под искусством понимается у Посидония
также и образ жизни, то есть прежде
всего мораль и все добродетели.
Это тоже не способствует выяснению
самой категории искусства. Наконец,
под искусством понимаются у Посидония,
как и у всех греков, такие, например,
области, как военное искусство
или искусство предсказания. Пожалуй,
самым важным искусством, по Посидонию,
является "демиургическое искусство",
а произведением этого
Возможно мантическое искусство (frg. 7).
Посидоний написал трактат о тактическом
искусстве (frg. 81). Он говорил о пользе наук
и знания как для изучения природы, так
и для приобретения искусства жизни и
счастья (Т. 75). Разумные познания, суждения
и вообще все науки и искусства не становятся
как бы закоренелыми, подобно привычкам,
возникающим вследствие страстей, и не
изменяются или прекращаются, подобно
скорби и другим страстям. В самом деле,
разве с исполнением времени кто-либо
отступит или отпадет от той истины, что
дважды два – четырё И кто с течением времени
разуверится, что все линии, проведенные
от центра круга к окружности, равны? (Frg.
166). Посидоний по мере возможности пытается
проникнуть своим мантическим искусством
даже в те крайне сложные природные символы,
какими являются состояния сонного или
возбужденного сознания (frg. 110). Сенека
рассуждает о различии между философией
и мудростью, с одной стороны, и частными
искусствами – с другой, опираясь, по всей
видимости, на Посидония. Он говорит, что
мудрец, то есть философ, исследует и познает
причины природных явлений, в числе же
и мере их изучает геометр. Мудрец знает,
почему существуют небесные тела, в чем
их сила и в чем природа; а их течение, восхождение,
нисхождение наблюдает математик. Мудрец
должен знать, по какой причине в зеркале
отражаются образы; но геометр может сказать,
насколько отличается образ от тела, и
какая форма зеркала воспроизводит какие
образы. Философ докажет, что солнце велико,
математик же, опираясь на повседневное
наблюдение и упражнение, скажет, сколь
оно велико. Но для того чтобы математик
мог продвигаться в своем частном искусстве,
он должен усвоить некоторые принципы;
само по себе искусство таким основанием
быть не может, потому что его основания
шатки. Поэтому философия ничего не требует
извне, она все свое дело производит из
самой себя; математическое же, если можно
так выразиться, поверхностно. Математические
науки строят на чужом основании, первоначала
они заимствуют, уже благодаря им переходя
к более сложному. Единственной вещью
занят дух, непреходящей наукой о благе
и зле; никакое же другое искусство не
задается ни в малой мере вопросом о добре
и зле (frg. 90). Первое искусство человека
есть добродетель (frg. 184). В золотой век,
согласно Посидонию, правили лишь мудрецы.
Философы изобрели тогда искусства, полезные
в повседневной жизни (frg. 284). При похоронах
гетеры Пифионики, говорит Посидоний в
XXII книге "Истории", был приглашен
великий хор славнейших искусников, и
тело провожали в гробницу со всевозможными
орудиями и "симфониями" (frg. 66). Тот,
кто начинает жить правильно, согласно
логосу, становится "искусником порыва",
то есть как художник овладевает силой
своих страстей (frg. 185).
Теперь мы приведем упомянутую выше классификацию
искусства, которая у Сенеки прямо отнесена
к Посидонию (frg. 90).
"Посидоний различает четыре
рода искусств: народные (vulga?res) и низкие
(sordidae) (может быть, ремесла? – А.Л.), зрелищные
(ludicrae), образовательные (pueriles) и свободные
(liberales). Народные искусства есть достояние
мастеров (opificum) с применением ручного
труда. А цель такого искусства заключается
в доставлении тех жизненных удобств,
в которых не имеется в виду красота (decoris)
или подражание (imitatio) высокому (honesti). Зрелищные
искусства доставляют наслаждение нашим
глазам и ушам. К этому разряду искусств
следует отнести искусство механиков,
изобретающих сами собою поднимающиеся
подмостки и декорации, бесшумно поднимающиеся
вверх, и различные другие приспособления
в театрах, с помощью которых неожиданно
распадается то, что, казалось, было прочно
соединено, или, напротив, соединяются
предметы, находившиеся на расстоянии,
или понемногу опускаются предметы, торчавшие
вверх. Так как все это происходит неожиданно
перед глазами невежественной толпы, то
зрители, не зная скрытых причин всего
этого, дивятся. Образовательные искусства
имеют уже нечто общее со свободными искусствами;
это те искусства, которые греки называют
энциклопедическими, а мы называем свободными.
Однако только те искусства являются свободными
или, как вернее сказать, вольными (liberae),
которые ставят своей целью добродетель
(virtus)".
Эта классификация искусств у Посидония
свидетельствует о том, что, несмотря на
общеантичное отождествление искусства,
науки и ремесла, Посидоний все-таки формулирует
в области искусства некоторого рода иерархию.
Самое элементарное искусство у него –
это и есть ремесло, которое создает удобство
жизни только руками соответствующих
работников. То искусство, которое необходимо
для театрального зрелища, стоит у Посидония
уже выше, так как здесь имеется в виду
удовольствие для зрения и слуха. Еще выше
стоят искусства и науки в их более специфическом
значении. Из искусств у Посидония, вероятно,
относится сюда поэзия, музыка, живопись,
скульптура, архитектура; а из наук здесь
– математика, геометрия, астрономия.
Однако самое высокое искусство – это
только добродетель. Мы видим, что мораль
господствует у Посидония даже в вопросе
о классификации искусств. Тогда, может
быть, и не так не правы те исследователи,
которые для всего 88-го письма Сенеки принимают
в качестве единственного источника именно
Посидония? Но тогда нельзя не находить
некоторого противоречия между пониманием
высшего искусства как морали и между
пониманием высшего искусства как умозрительной
деятельности, а высшего произведения
искусства – как космоса.