Моя малая духовная Родина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2015 в 20:26, реферат

Описание работы

Святой праведный мученик Василий, Мангазейский Чудотворец - первый святой, прославленный на Сибирской земле. С его блаженной кончины, случившейся на самом рубеже XVI и XVII столетий, собственно, и началось активное просвещение инородцев, проживавших в Сибири, светом учения Христова. Святой мученик Василий был всегда особо почитаем не только среди русских, но и среди тунгусов, долган и других северных народов. Они прибегали к его защите, молитвенно обращались за помощью в охоте и рыболовстве, за исцелением от различных недугов, а через веру в благодатную силу святого - приходили к вере в Господа.

Содержание работы

1. Василий Мангазейский Чудотворец……………………………………………..3
2. Свято-Троицкий Туруханский монастырь……………………………………...6
Заключение…………………………………………………………………...……..11
Список использованной литературы………

Файлы: 1 файл

моя малая духовная родина.doc

— 123.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

 

 

ГОУ ВПО «СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Факультет автоматизации и информационных технологий

 

Кафедра отечественной истории и культурологи

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

На тему: Моя малая духовная Родина

 

 

 

 

Руководитель:

Т.К. Симонженкова          «____»_______2008г

Разработал:

Ст.2 курса 1 гр. 0611

№ зач. 030505

Е.Е.Аксенова

«____»_______2008г

 

 

 

Содержание

 

1. Василий Мангазейский Чудотворец……………………………………………..3

2. Свято-Троицкий Туруханский монастырь……………………………………...6

Заключение…………………………………………………………………...……..11

Список использованной литературы……………………………………………...12

Приложения…………………………………………………………………………13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Василий Мангазейский Чудотворец

 

Святой праведный мученик Василий, Мангазейский Чудотворец - первый святой, прославленный на Сибирской земле. С его блаженной кончины, случившейся на самом рубеже XVI и XVII столетий, собственно, и началось активное просвещение инородцев, проживавших в Сибири, светом учения Христова. Святой мученик Василий был всегда особо почитаем не только среди русских, но и среди тунгусов, долган и других северных народов. Они прибегали к его защите, молитвенно обращались за помощью в охоте и рыболовстве, за исцелением от различных недугов, а через веру в благодатную силу святого - приходили к вере в Господа.

Праведный Василий Мангазейский не только мученик за Христа, но и просветитель, и миссионер. Причём миссионерство его началось уже после его блаженной кончины. О самой жизни праведника известно лишь то, что открыто им самим в посмертных явлениях. Посмертные чудеса Василия и составляют большую часть его жития. Слава чудотворца закрепилась за ним так же, несомненно, как и слава мученика.

Смерть пришла к сибирскому праведнику от руки корыстолюбивого хозяина. Однажды, когда святой Василий молился в храме на пасхальной заутрене, хозяин обнаружил, что воры разграбили его лавку. Несмотря на зов хозяина, святой Василий оставался в храме до конца богослужения. Недоверчивый и сребролюбивый хозяин заподозрил и обвинил святого Василия в соучастии в преступлении и подверг его ругательствам и побоям. Юноша, ни в чём не виновный, не утратил своей кротости и на всё смиренно отвечал хозяину: "Истинно, ничто же от имения твоего взях". Тогда хозяин отвёл святого Василия к воеводе Савве Пушкину, очернив его перед ним. Тот подверг юношу новым пыткам, но он снёс их терпеливо и безмолвно. Раздражённый молчанием святого Василия, воевода пришёл в ярость и по наущению Диавола ударил мученика связкой амбарных ключей (она иногда изображается на иконе святого). От этого удара Василий и скончался.

Молившийся за пасхальной службой отрок оставил всё для молитвы и верил, что Господь всё управит. И каково должно было быть недоумение страдальца - отчего Господь видимым образом посрамил его упование? Отчего произошло то, чего не должно было произойти, когда Василий, уходя в храм, вверил оставляемое им для Бога дело - Богу? Есть мысль, что в Голгофе самое страшное - вот это: "Боже, Боже мой, для чего Ты меня оставил?" Но Бог не оставил Василия, прославив его как святого мученика, проведя его уготованными для избранника путями. Пострадал юноша в пасхальные дни. По вере Церкви одно это - знак особой милости Божьей. Василий не был даже погребён по-христиански как раз из-за того, что дни были пасхальные и неправедные мучители боялись народного недовольства. Ин суд человеческий, ин - Божий...

Русский XVI век дал целый сонм святых отроков-страстотерпцев - от царевича Димитрия Угличского до Артемия Веркольского, убитого молнией; тот также "не сподобился честнаго погребения", так как такую смерть сочли знаком кары Божьей. Во всех этих случаях прославление святых страдальцев - дело Самого Бога, чудесным образом показавшего Своих избранников. Пострадавший в 1600 году святой Василий, Мангазейский Чудотворец венчает этот сонм. Сам Василий, открывая своё имя в явлении некоему монаху Свято-Троицкого Туруханского монастыря, свидетельствует о себе как о мученике: "Да поется мне служба общая мученическая". Одновременно кровь Василия - семя христианского просвещения Сибири (по известному выражению: кровь мучеников была семенем Церкви). Можно сказать, что угодник, в явлении повелевая перенести свои мощи из Мангазеи в Свято-Троицкий монастырь, стоящий при впадении Нижней Тунгуски в Енисей, также сам свидетельствует о себе и как о миссионере. Это - великое слово. В "Словаре…" В.И. Даля оно переводится как "христоучитель". Христианство вошло в мир как благовестие апостолов. Апостольство, миссионерство является для Нового Завета тем же, чем было во времена Ветхого Завета служение пророческое. И святой Василий Мангазейский стал для Сибири тем, кем были для России первые прославленные русские святые Борис и Глеб. И там, и здесь выразилась главная духовная черта русского народа - ни чудеса, ни подвиги, ни геройство не могли произвести на сердце русского человека такого впечатления, как кроткое и смиренное несение своего креста, смирение до смерти.

С другой стороны, из жития святого Василия Мангазейского встаёт и другой образ. Это образ Василия, прославленного Богом, внушающий благоговейный ужас. Смиренный отрок и беззащитный страдалец в ряде посмертных своих явлений предстаёт как некий хозяин Сибири. Те, кто видят свет, исходящий от его мощей, не решаются подойти близко. Строитель Свято-Троицкой обители иеромонах Тихон, не считая себя достойным открыть гроб с останками святого и исполнить его повеление о перенесении святых мощей в свою обитель, наказывается за это непонятным недугом и таким образом получает вразумление. Напротив, прославленному просветителю Сибири, тоже - миссионеру, Митрополиту Филофею (Лещинскому), в схиме - Феодору, Василий не благоволит взять в Тобольск частицы своих мощей… Буря и лютый даже для сурового климата Севера мороз поднимаются Божиим попущением - и утихают по молитве к святому Василию после покаяния архиерея перед Богом и Его угодником.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Свято-Троицкий Туруханский монастырь

 

История Свято-Троицкого Туруханского монастыря неотделима от истории почитания святого мученика Василия. С перенесения сюда мощей мученика началась история монастыря, с основания монастыря - история города, который сейчас называется Туруханском, а до революции назывался селом Монастырским.

Город Мангазея, в котором пострадал святой Василий, сгорел вскоре после того, как мощи мученика оставили этот город. Сейчас на том месте никакого населённого пункта нет; царит разруха и запустение.

Свято-Троицкий Туруханский монастырь был основан в 1660 году по указу царя Алексея Михайловича, к которому обратились с челобитной жители Новой Мангазеи. Первый игумен обители вошёл в историю обители как Тихон Строитель.

В Туруханские пределы игумен Тихон (в миру - Тимофей) бежал из Енисейска от преследований неправедного воеводы Максима Ртищева. Перед уходом на север Тимофей принял в Енисейском монастыре монашеский постриг и испросил благословение на пустынножительство. Но уединение его продолжалось недолго, вскоре вокруг подвижника стали собираться ученики.

Священноигуменство Тихон принял против воли, уступая желанию собравшейся братии. Мощи святого мученика Василия Мангазейского были перенесены им в монастырь в 1670 году. Сам Василий пожелал пребывать своими нетленными мощами только тут, а не в Мангазее и не в Туруханске (Новой Мангазее).

Свято-Троицкий Туруханский монастырь - самый северный монастырь в мире. Ещё севернее есть православные храмы, но не монастыри.

Во все времена в Туруханск отправляли ссыльных. Была тюрьма и на территории монастыря. В эти края обычно ссылали старообрядцев, но также и настоящих преступников. Позже сюда ссылали декабристов. В Туруханской ссылке побывали и многие известные революционеры. В советское время сюда переводили особо "опасных" и неугодных заключённых с Соловков, - Соловецкий лагерь, по сравнению с Туруханском, считался более мягким наказанием. 

Свято-Троицкий монастырь как мужской просуществовал до 1917 года. Окончательному разрушению обитель подверглась в 1933 году, были поруганы и мощи святого мученика Василия Мангазейского. О месте их нахождения долгое время ходили легенды.

Почитание святого угодника не угасало никогда: и в советское время в Туруханск приезжали не только туристы, но и паломники, которые прикладывались к стенам храма, превращённого в склад. В 30-е годы, уже после разрушения монастыря, в Туруханской ссылке побывали святители Афанасий (Сахаров) - епископ Ковровский и Кирилл (Смирнов) - митрополит Ярославский. Оба иерарха прославлены в лике святых в сонме новомучеников и исповедников Российских на Соборе 2000 года. Но ещё ранее, в 1924 году, здесь был в ссылке святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Владыка служил в храмах монастыря, проповедовал, работал в городской больнице. Позднее, в 40-е годы, какой-то период он занимал Красноярскую кафедру. И хотя святитель Лука прославлен как архиепископ Крымский, его с полным основанием можно называть - и называют - архиепископом Красноярским и Енисейским. Святитель особо, наряду с Василием Мангазейским, почитается в Туруханске. Но почитаются оба святых и всей полнотой Вселенской Церкви - в отличие от других сибирских святых, прославленных пока как местночтимые. Всему православному миру, и даже за его пределами, известны чудеса, особенно чудесные исцеления в болезнях, случившиеся по молитве к мученику Василию и святителю Луке. Оба они - именно святые целители.

С 1991 года в Свято-Троицком монастыре возродилась богослужебная жизнь. В 1994 году здесь возникло самое северное сестричество - во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. Наконец, в 1996 году, определением Священного Синода, открылся Свято-Троицкий Туруханский мужской монастырь, наместником которого был назначен игумен Агафангел. Не в последнюю очередь благодаря его стараниям возродилось и почитание святого мученика Василия Мангазейского. При восстановлении Соборного Троицкого храма монастыря были чудесным образом обретены нетленные мощи святого. Второе обретение мощей Василия Мангазейского произошло в сентябре 1997 г. С этого момента и началось настоящее почитание святого, сопровождаемое, как и ранее, многими исцелениями, о чём в монастырь приходит множество свидетельств со всех концов России. К мощам мученика круглый год едут паломники, хотя добраться до монастыря не так-то легко: зимой - только на самолёте, в летние месяцы - на теплоходе по Енисею и Тунгуске.

В монастыре - два храма под одной крышей: соборный Троицкий с Благовещенским приделом с северной стороны. Пока шёл ремонт главного храма, все богослужения и братские молебны проходили в Благовещенском храме. Там же стояла и рака с мощами святого Василия Мангазейского. После того как в январе 2004 г. Троицкий храм отреставрировали, святые мощи были перенесены туда и переложены в новую раку. Нынешняя рака - уже седьмое по счёту место, где они покоятся. Первым был наспех сколоченный убийцами гробик, в котором останки нового чудотворца и были обнаружены, брошенные в болотистое место. Вторым местом была рака, изготовленная в мангазейской церкви святого Макария Желтоводского, уже перед перенесением мощей из города Мангазеи, по повелению самого Василия. Однако в явлении Тихону-Строителю Василий сказал, что и новая рака для него не совсем удобна; для перенесения мощей была изготовлена третья, а вторая тоже - по указанию самого мученика - оставлена в Мангазее, где от неё происходили чудеса. В Свято-Троицкой Туруханской обители мощи были переложены в четвёртую, а та, в которой строитель Тихон перенёс их сюда, была поставлена в часовне, выстроенной над его, Тихона, могилой. Пятая как раз и была подарена митрополитом Филофеем; в ней он сам перенёс останки Василия из Троицкой церкви в новую Благовещенскую, "запечатал" в земле и запретил к всеобщему поклонению. Вскоре после перенесения мощей в новый придел, при том же настоятеле, архимандрите Лаврентии, оба храма горели и монастырь перестраивался. На всенародное поклонение какой-то период мощи не выставлялись, но на почитании Святого в обители это не отразилось. Шестая, в которой мощи пребывали после второго их обретения до перенесения в отремонтированный Троицкий храм, оставлена в Благовещенском приделе; в ней хранятся частицы пятой раки, найденные вместе с мощами Василия в сентябре 1997 года.

Большинство икон в храмах - нового письма; но есть и старинные, сохранённые верующими после разрушения монастыря. Среди них - обновившийся по возвращении его в церковь Нерукотворный Лик Спасителя, икона Богоматери Тихвинской, писанная в 1918 году по изгнании из Туруханска большевиков... Самая замечательная икона - храмовый образ Живоначальной Троицы, подаренный обители православными христианами города Норильска в 2000 году к 340-летию со дня основания монастыря. Икона находится в левом углу иконостаса, рядом с ракой Василия Мангазейского.

Троицкий храм с Благовещенским - единственное сохранившееся монастырское строение. Храм является памятником архитектуры и находится под опекой краеведческого музея города Туруханска. Большую часть монастырской территории сейчас занимает пустырь. В Туруханске, расположенном так, что к югу от него тянется тайга, а к северу начинается тундра, множество пустырей. Только с западной стороны храма, перед входом в него, прорастают посаженные монахами деревца. Здесь раньше было монастырское кладбище. А вот то место, где была могилка игумена Тихона и часовня, сейчас оказалось даже за пределами территории монастыря. С южной стороны монастырь не имеет ограды - вместо неё территория обрамляется обрывом, под которым в весенние месяцы плещутся воды Тунгуски. Обрыв каждый год осыпается и с катастрофической быстротой приближается к монастырю. Это - одна из самых насущных проблем обители.

Возрождается монашеская жизнь в первую очередь, конечно, заступничеством небесных покровителей монастыря - святого мученика Василия, Мангазейского Чудотворца, и святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Монахи, составляющие братию монастыря, также собрались из самых разных концов нашего Отечества. Здесь, наверное, было так всегда. Сам мученик Василий был родом из Ярославля; иеромонах Тихон родился и воспитывался в Великом Устюге; в Енисейск он пришёл юношей, а в Туруханские пределы бежал, когда ему было уже сорок три года. Миссия, выпавшая нынешней братии Свято-Троицкого монастыря, сравнима с той, которая досталась первым подвижникам, пришедшим на это место: иеромонаху Тихону, монаху Дионисию и другим. И от теперешних насельников монастыря Господь и святой мученик Василий ждут, может быть, не меньших дел...

Свято-Троицкий Туруханский монастырь и ранее был миссионерским. При нём открылась первая православная школа для проживающих здесь детей инородцев; была переносная церковь для миссионерских путешествий по Эвенкии. И в наше время каждое лето священники монастыря объезжают труднодоступные посёлки Туруханского района, крестят как русское, так и коренное население. Настоятель обители владыка Антоний, архиепископ Красноярский и Енисейский, благословляет открытие новых монастырей и храмов. В посёлке Старый Туруханск заложен камень для часовни; раньше там были две церкви. Часовня будет окормляться монахами Свято-Троицкой обители. Как и раньше, главным миссионером и просветителем сибирских инородцев Светом Христовым становится святой мученик Василий. Коренному населению почти невозможно воспринять ритм церковной жизни, но у него есть какое-то своё особенное отношение к святому Василию; имя его для селькупов и остяков не пустой звук.

Информация о работе Моя малая духовная Родина