Муниципальные праздники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 21:35, реферат

Описание работы

Сложившийся праздничный календарь становится своеобразной народной памятью и праздничной летописью города. Причем здесь важную роль играют местные тематические или «специфические» праздники, основывающиеся на событиях истории именно данного города и отражающие именно его специфику.
Во-первых, тем, что в условиях размывания традиций очень важно поддерживать у населения чувство национального самосознания, понимание принадлежности к малой Родине.
Во-вторых, необходимостью консолидации на основе общих праздничных традиций разнородного в социальном и национальном отношениях городского населения.
В-третьих, празднуют всегда «что-то или чему-то», то есть в народной культуре не возможен праздник без повода. Это третий обязательный компонент праздника. Так как народный календарь был тесно связан с православным церковным календарем, то большинство народных праздников приурочено как раз к праздникам церковным. При этом следует учитывать, что носители традиции крайне редко определяют праздник как церковное мероприятие.

Содержание работы

1. Муниципальные праздники………………………………………………...…..3
2. Сценарный план праздничных мероприятий «Ты - поселок, родной!»,посвященных дню рождения п. Гули Королевой…………10
3. Список литературы………………………………………………………….....14

Файлы: 1 файл

Реферат Андроновой-Макаров.docx

— 32.55 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Муниципальные праздники………………………………………………...…..3
  2. Сценарный план праздничных мероприятий «Ты - поселок, родной!»,посвященных дню рождения п. Гули Королевой…………10
  3. Список литературы………………………………………………………….....14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Муниципальные праздники.

Важным элементом современной  культуры являются праздники. Культура - это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь  времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору. Праздники, обычаи, обряды, традиции – это трансляция опыта, знаний, это составляющая культурного процесса. Под ними понимаются элементы социального и культурного наследия, которые не просто передаются от поколения к поколению, но и сохраняются в течение длительного времени, на протяжении жизни многих поколений. Назначение праздника состоит в активном привлечении человека к культуре на основе познания, совершенствования, творческого созидания.

Основной целью праздника  является человеческое общение, а суть массового праздника заключается  в том, чтобы организовать это  общение художественными средствами.

Современный праздник это  не просто совокупность случайно собранных  вместе мероприятий. Это живой, пульсирующий организм. И если упор в массовом празднике делается на театрализованное действие, то праздник тяготеет к разряду  театрализованных представлений. Если же основой праздника является организованное праздничное веселье, то его можно  причислить к разряду гуляния  или карнавала. Праздник - это емкий  и многогранный вид искусства, это  комплексная форма, которая может  включать в себя и другие формы (театрализованный митинг, тематический вечер, сборный  концерт, шествие, митинг, шоу и т.д.).

Необходимо оговорить специфику, отличие праздника от других форм. Прежде всего, это аудитория: люди, пришедшие отдохнуть, аудитория массовая, обладающая свободой выбора объекта своего  внимания, зритель (чаще всего) не имеет сидячих мест, то есть это те люди, которые готовы общаться и активно включаться в действие. Праздник имеет масштабность, как по количеству участников, так и участвующих в нем, укрупненность тематики, своеобразие использования выразительных средств, плакатность, а также широкое использование символики и аллегории. Главным героем в празднике является народ. Действие организационно оформлено и может развиваться одновременно на нескольких площадках и территориях. Широкое продвижение больших групп людей, энергичная переброска действия с одного места на другое тоже является спецификой праздника.

Проведение праздника, организация  его подразумевает определенные шаги, алгоритм, по которому делаются мероприятия. Должны быть конкретные технологии и они существуют, наработаны. Технология (с греч. – этимология, корень «техно» восходит к словам «способ», «ремесло», «делать», а слово «технология» в буквальном смысле означает «искусство», «мастерство») - это оптимальный способ действия (достижения цели) в заданных условиях. Это чужой, проверенный опыт, а в рамках этих технологий проявляется творчество организаторов массовых действ.

Праздники выполняют  следующие функции:

Интегративная функция  праздника. Праздник, по мнению Н.Ф. Максютина, является средством сохранения этносом своего лица, порождает коллективное чувство, опредмечивает в общем переживании связь индивида с общностью – укрепляет в нем чувство причастности, принадлежности к целому. За счет того, что: во-первых, объединяет предмет празднования: миф, событие истории, деяния предков, свой символ; во-вторых, формы празднования закреплялись обычаем, ритуалом, своеобразие которого также роднило членов общности; в-третьих, в празднике, как правило, есть коллективные действия, призванные усилить эмоции единства, общности. Обособляясь, группа сплачивается, что важно для ее жизнеспособности, нормального социально-психологического самочувствия.

          Идеологическая функция праздника. Праздник – явление социально-педагогическое и всегда во все времена оказывает воздействие на человека, являясь проводником идеологии власти, государства.

Компенсаторная  функция праздника. Праздник компенсирует отсутствие события (крупного, масштабного, которое когда-то было) в настоящей жизни. Повторяясь из раза раз, из года в год он помогает людям сохранить память об этом событии, вызывает гордость, подпитывает надежду на обосновании жизни в лучшую сторону, удовлетворяет потребность в общении, скрашивает и обогащает будни.

Рекреативная  функция праздника. Рекреация – восстановление эмоциональных и физических сил. Но нельзя не считать, что праздник – это еще и удовлетворение потребности в удовольствиях, наслаждении жизнью: нет ограничения в питье, пище, отдыхе; возможна вольность в поведении и снятие всяческих запретов.

Функция проективной  разрядки. Проективная разрядка – способ снятия напряжения, который состоит в перенесении неудовлетворенных эмоций с одного реального объекта на другой реальный, его замещающий, или иллюзорный. Иллюзорная проекция – фантазия, игра. И здесь праздник как иллюзорная, выдуманная жизнь, как ее имитация выражается названной функцией.

Через праздничную культуру дается эмоциональная основа идеологии  государства, происходит удовлетворение социологических потребностей человека, восстанавливаются эмоциональные  и физические силы. Праздник – это  еще и способ снятия напряжения, устранения дефицита общения, организация  свободного времени с пользой  для человека, его адаптация в  социокультурную среду.

Все перечисленные выше функции  относятся и к муниципальным праздникам, то есть к тем праздникам, которые раскрывают свое, местное, являются авторскими, эксклюзивными для определенного муниципалитета (города, села, посёлка и т.д.)

Городская культура (имеются  в виду большие города) превратила народный праздник в народное гуляние, в котором поменялся смысл  главных элементов: вместо обряда - игра, вместо локальной традиции - массовая усредненная культура, а фольклорное  осмысление праздника заменяется потребностью всеобщего веселья, праздничной  объединенностью и переключения из будней в праздники. Поэтому народное гуляние близко к площадному ярмарочному  гулянию - порождению города.

Появление города, как центра промышленности и торговли, средоточие учреждений культуры и образования  повлекло за собой формирование новых  реалий: особого городского быта, менталитета  населения; а также – особой праздничной  культуры, проявления которой нередко  вступали в противоречие с традиционной сельской праздничностью.

Городские и сельские традиции даже в пределах одной страны и  применительно к одному народу отличаются между собой. В этнографической  литературе одной из форм классификации  народной культуры является условное объединение ее элементов в две  группы: городскую и сельскую субкультуры.

Город как совокупность разнородных  элементов (разные социальные группы, национальности, формы деятельности) со временем формирует палитру городских праздников, которые постепенно складываются в особую систему, составляющую праздничный календарь города. Сложившийся праздничный календарь становится своеобразной народной памятью и праздничной летописью города. Причем здесь важную роль играют местные тематические или «специфические» праздники, основывающиеся на событиях истории именно данного города и отражающие именно его специфику.

Во-первых, тем, что в условиях размывания традиций очень важно  поддерживать у населения чувство  национального самосознания, понимание  принадлежности к малой Родине.

Во-вторых, необходимостью консолидации на основе общих праздничных традиций разнородного в социальном и национальном отношениях городского населения.

В-третьих, празднуют всегда «что-то или чему-то», то есть в народной культуре не возможен праздник без  повода. Это третий обязательный компонент  праздника. Так как народный календарь  был тесно связан с православным церковным календарем, то большинство  народных праздников приурочено как  раз к праздникам церковным. При  этом следует учитывать, что носители традиции крайне редко определяют праздник как церковное мероприятие.

У каждого муниципального образования есть свои праздники, присущие только этому населенному пункту. К таким праздникам относятся:

  • День города (поселка, села, хутора и т.д.) - об организации и проведении городских праздников и дней городов сложно говорить обобщенно. Ведь каждый город имеет свое лицо, свою историю, тот уникальный облик, который и призвано подчеркнуть праздничное мероприятие. Зрителям свойственно стремление к открытым пространствам, воздуху и свету. Поэтому так восторженно воспринимаются массовые гуляния и концертные программы, проходящие на центральных площадках города, выступление звезд эстрады и праздничные фейерверки.
  • День микрорайона (день двора, улицы и т.д.) – в день празднования микрорайона, будет уместно заглянуть в его историю, рассказать об активистах, почетных жителях, новорожденных и т.д. и устроить их чествование. Так же можно включить в концертную программу творческие номера с участием жителей микрорайона (двора, улицы и т.д.).
  • Праздники, связанные с известной личностью (поэтом, писателем, политическим деятелем, героем войны и т.д.), родившейся или проживавшей в этом населенном пункте;
  • Праздники, связанные с историческими событиями, проходившими на территории данного населенного пункта;
  • Праздники, посвященные учреждениям и предприятиям, которые вносят большой вклад в развитие данного населенного пункта.

Праздники как культурное явление зарождаются в первобытном  обществе и связаны с мифологическим сознанием. И в дальнейшем, утрачивая  сакрально-мистический характер, праздники  остаются важным компонентом культуры общества. Феномен муниципальных праздников связан с развитием городов и сельских поселений, и как следствие – с формированием муниципального варианта в культуре народа, с появлением особого городского образа жизни и менталитета населения. Муниципальная культура на только формирует свои специфические праздники (например – День города), но и – видоизменяет сложившиеся праздничные традиции, восходящие к архаическому сельскому быту и образу жизни. В городской праздничной системе можно выделить особенности:

 а) во-первых, утрачиваются  прежние сакральные мотивы, и  ослабевает этикетный характер  праздников, на первое место выдвигаются  веселье и эмоционально-развлекательные  функции;

 б) во-вторых, городское  праздничное пространство более  регламентировано, в нем большую  роль играет торжественно-официальная  часть, распоряжения властей и  т.д.;

 в) в-третьих, при  организации и проведении действий  в городе определяющее значение  имеет анимация, организация и  проведение праздника осуществляется  профессиональными специалистами. 
     Н.Ф. Максютин обращает внимание на обязательную реализацию ожиданий, связанных с праздником, иначе праздник не состоится.  Вот так структурировано и систематично представлены функции праздника, естественно, что приведенная выше информация не претендует на окончательность и безусловность, так как предлагаются другими учеными еще варианты, например:

  • эстетическая функция;
  • функция нравственно облагораживающая;
  • функция духовного единения;
  • функция снятия будничных забот и тревог;
  • функция раскрепощения;
  • воспитательная функция;
  • информативно-коммуникативная;
  • игровая и др.

       Следует еще раз подчеркнуть, что праздники играют важную роль в жизни современного общества. Значение праздников определяется не только их рекреационной функцией (организация свободного времени, восстановление сил, эмоционально-психологическая разрядка и др.), но и тем, что они имеют консолидирующее значение, формируют мировоззрение людей.

 

  1. Сценарный план праздничных мероприятий «Ты - поселок, родной!», посвященных дню рождения поселка им.Гули Королевой.

Дата проведения:                     23 августа 2013 г.

Время проведения:                               15.00-22.30

Место проведения:                   площадь п.Гули Королевой.

15.00-17.45 – Игровые площадки для детей: Батуты, большие мыльные пузыри, игры и конкурсы с веселыми клоунами.

18.00  - Открытие праздника.

18.10 – Слово поздравление главы поселка, первых лиц администрации Советского района и города Волгограда.

         18.20 – эстрадные номера:

1. Мария Шологон;

2. Вокальный ансамбль  «Студеная вода»;

3. Александр Щипалин;

4. Виктория Тильман;

          19.10 – Торжественное поздравление и вручение подарков заслуженным жителем поселка.

          19.30 – Конкурсная программа для зрителей.

          19.50 – Эстрадные номера:

1. Детский казачий ансамбль  ДК Петрова;

Информация о работе Муниципальные праздники