Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 21:35, реферат
Сложившийся праздничный календарь становится своеобразной народной памятью и праздничной летописью города. Причем здесь важную роль играют местные тематические или «специфические» праздники, основывающиеся на событиях истории именно данного города и отражающие именно его специфику.
Во-первых, тем, что в условиях размывания традиций очень важно поддерживать у населения чувство национального самосознания, понимание принадлежности к малой Родине.
Во-вторых, необходимостью консолидации на основе общих праздничных традиций разнородного в социальном и национальном отношениях городского населения.
В-третьих, празднуют всегда «что-то или чему-то», то есть в народной культуре не возможен праздник без повода. Это третий обязательный компонент праздника. Так как народный календарь был тесно связан с православным церковным календарем, то большинство народных праздников приурочено как раз к праздникам церковным. При этом следует учитывать, что носители традиции крайне редко определяют праздник как церковное мероприятие.
1. Муниципальные праздники………………………………………………...…..3
2. Сценарный план праздничных мероприятий «Ты - поселок, родной!»,посвященных дню рождения п. Гули Королевой…………10
3. Список литературы………………………………………………………….....14
СОДЕРЖАНИЕ
Важным элементом современной культуры являются праздники. Культура - это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору. Праздники, обычаи, обряды, традиции – это трансляция опыта, знаний, это составляющая культурного процесса. Под ними понимаются элементы социального и культурного наследия, которые не просто передаются от поколения к поколению, но и сохраняются в течение длительного времени, на протяжении жизни многих поколений. Назначение праздника состоит в активном привлечении человека к культуре на основе познания, совершенствования, творческого созидания.
Основной целью праздника
является человеческое общение, а суть
массового праздника
Современный праздник это не просто совокупность случайно собранных вместе мероприятий. Это живой, пульсирующий организм. И если упор в массовом празднике делается на театрализованное действие, то праздник тяготеет к разряду театрализованных представлений. Если же основой праздника является организованное праздничное веселье, то его можно причислить к разряду гуляния или карнавала. Праздник - это емкий и многогранный вид искусства, это комплексная форма, которая может включать в себя и другие формы (театрализованный митинг, тематический вечер, сборный концерт, шествие, митинг, шоу и т.д.).
Необходимо оговорить специфику, отличие праздника от других форм. Прежде всего, это аудитория: люди, пришедшие отдохнуть, аудитория массовая, обладающая свободой выбора объекта своего внимания, зритель (чаще всего) не имеет сидячих мест, то есть это те люди, которые готовы общаться и активно включаться в действие. Праздник имеет масштабность, как по количеству участников, так и участвующих в нем, укрупненность тематики, своеобразие использования выразительных средств, плакатность, а также широкое использование символики и аллегории. Главным героем в празднике является народ. Действие организационно оформлено и может развиваться одновременно на нескольких площадках и территориях. Широкое продвижение больших групп людей, энергичная переброска действия с одного места на другое тоже является спецификой праздника.
Проведение праздника, организация его подразумевает определенные шаги, алгоритм, по которому делаются мероприятия. Должны быть конкретные технологии и они существуют, наработаны. Технология (с греч. – этимология, корень «техно» восходит к словам «способ», «ремесло», «делать», а слово «технология» в буквальном смысле означает «искусство», «мастерство») - это оптимальный способ действия (достижения цели) в заданных условиях. Это чужой, проверенный опыт, а в рамках этих технологий проявляется творчество организаторов массовых действ.
Праздники выполняют следующие функции:
Интегративная функция праздника. Праздник, по мнению Н.Ф. Максютина, является средством сохранения этносом своего лица, порождает коллективное чувство, опредмечивает в общем переживании связь индивида с общностью – укрепляет в нем чувство причастности, принадлежности к целому. За счет того, что: во-первых, объединяет предмет празднования: миф, событие истории, деяния предков, свой символ; во-вторых, формы празднования закреплялись обычаем, ритуалом, своеобразие которого также роднило членов общности; в-третьих, в празднике, как правило, есть коллективные действия, призванные усилить эмоции единства, общности. Обособляясь, группа сплачивается, что важно для ее жизнеспособности, нормального социально-психологического самочувствия.
Идеологическая функция праздника. Праздник – явление социально-педагогическое и всегда во все времена оказывает воздействие на человека, являясь проводником идеологии власти, государства.
Компенсаторная функция праздника. Праздник компенсирует отсутствие события (крупного, масштабного, которое когда-то было) в настоящей жизни. Повторяясь из раза раз, из года в год он помогает людям сохранить память об этом событии, вызывает гордость, подпитывает надежду на обосновании жизни в лучшую сторону, удовлетворяет потребность в общении, скрашивает и обогащает будни.
Рекреативная функция праздника. Рекреация – восстановление эмоциональных и физических сил. Но нельзя не считать, что праздник – это еще и удовлетворение потребности в удовольствиях, наслаждении жизнью: нет ограничения в питье, пище, отдыхе; возможна вольность в поведении и снятие всяческих запретов.
Функция проективной разрядки. Проективная разрядка – способ снятия напряжения, который состоит в перенесении неудовлетворенных эмоций с одного реального объекта на другой реальный, его замещающий, или иллюзорный. Иллюзорная проекция – фантазия, игра. И здесь праздник как иллюзорная, выдуманная жизнь, как ее имитация выражается названной функцией.
Через праздничную культуру
дается эмоциональная основа идеологии
государства, происходит удовлетворение
социологических потребностей человека,
восстанавливаются
Все перечисленные выше функции относятся и к муниципальным праздникам, то есть к тем праздникам, которые раскрывают свое, местное, являются авторскими, эксклюзивными для определенного муниципалитета (города, села, посёлка и т.д.)
Городская культура (имеются в виду большие города) превратила народный праздник в народное гуляние, в котором поменялся смысл главных элементов: вместо обряда - игра, вместо локальной традиции - массовая усредненная культура, а фольклорное осмысление праздника заменяется потребностью всеобщего веселья, праздничной объединенностью и переключения из будней в праздники. Поэтому народное гуляние близко к площадному ярмарочному гулянию - порождению города.
Появление города, как центра промышленности и торговли, средоточие учреждений культуры и образования повлекло за собой формирование новых реалий: особого городского быта, менталитета населения; а также – особой праздничной культуры, проявления которой нередко вступали в противоречие с традиционной сельской праздничностью.
Городские и сельские традиции даже в пределах одной страны и применительно к одному народу отличаются между собой. В этнографической литературе одной из форм классификации народной культуры является условное объединение ее элементов в две группы: городскую и сельскую субкультуры.
Город как совокупность разнородных элементов (разные социальные группы, национальности, формы деятельности) со временем формирует палитру городских праздников, которые постепенно складываются в особую систему, составляющую праздничный календарь города. Сложившийся праздничный календарь становится своеобразной народной памятью и праздничной летописью города. Причем здесь важную роль играют местные тематические или «специфические» праздники, основывающиеся на событиях истории именно данного города и отражающие именно его специфику.
Во-первых, тем, что в условиях размывания традиций очень важно поддерживать у населения чувство национального самосознания, понимание принадлежности к малой Родине.
Во-вторых, необходимостью консолидации на основе общих праздничных традиций разнородного в социальном и национальном отношениях городского населения.
В-третьих, празднуют всегда «что-то или чему-то», то есть в народной культуре не возможен праздник без повода. Это третий обязательный компонент праздника. Так как народный календарь был тесно связан с православным церковным календарем, то большинство народных праздников приурочено как раз к праздникам церковным. При этом следует учитывать, что носители традиции крайне редко определяют праздник как церковное мероприятие.
У каждого муниципального образования есть свои праздники, присущие только этому населенному пункту. К таким праздникам относятся:
Праздники как культурное
явление зарождаются в
а) во-первых, утрачиваются
прежние сакральные мотивы, и
ослабевает этикетный характер
праздников, на первое место выдвигаются
веселье и эмоционально-
б) во-вторых, городское
праздничное пространство
в) в-третьих, при
организации и проведении
Н.Ф. Максютин обращает внимание
на обязательную реализацию ожиданий,
связанных с праздником, иначе праздник
не состоится. Вот так структурировано
и систематично представлены функции
праздника, естественно, что приведенная
выше информация не претендует на окончательность
и безусловность, так как предлагаются
другими учеными еще варианты, например:
Следует еще раз подчеркнуть, что праздники играют важную роль в жизни современного общества. Значение праздников определяется не только их рекреационной функцией (организация свободного времени, восстановление сил, эмоционально-психологическая разрядка и др.), но и тем, что они имеют консолидирующее значение, формируют мировоззрение людей.
Дата проведения: 23 августа 2013 г.
Время проведения:
Место проведения: площадь п.Гули Королевой.
15.00-17.45 – Игровые площадки для детей: Батуты, большие мыльные пузыри, игры и конкурсы с веселыми клоунами.
18.00 - Открытие праздника.
18.10 – Слово поздравление главы поселка, первых лиц администрации Советского района и города Волгограда.
18.20 – эстрадные номера:
1. Мария Шологон;
2. Вокальный ансамбль «Студеная вода»;
3. Александр Щипалин;
4. Виктория Тильман;
19.10 – Торжественное поздравление и вручение подарков заслуженным жителем поселка.
19.30 – Конкурсная программа для зрителей.
19.50 – Эстрадные номера:
1. Детский казачий ансамбль ДК Петрова;