Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 16:21, реферат
Праздничный спектакль любого уровня строится по образу семейного праздника, при этом делаются попытки усилить интеграцию социокультурных полей, приблизить управляющих к управляемым, главу государства к народу. В общем, сплотить ту или иную социальную общность.
Цель государственных праздников — сплочение граждан вокруг официальных лидеров. Государственные праздники бывают двух уровней: организуемые самими властями и индивидуальные. Второй уровень, это когда государственный праздник сливается с индивидуальным и люди устраивают застолья. В случае первого уровня праздник просто становится дополнительным выходным.
Введение. стр. 2
Мусульманские праздники. стр. 3
Ураза-байрам. стр. 3
Курбан-байрам. стр. 9
Другие мусульманские праздники и памятные дни. стр. 14
Заключение стр. 16
Список литературы. стр. 17
Надо отметить, что для исполнения этого долга мусульманину достаточно иметь определенное имущество на данное конкретное время (на момент начала времени утренней молитвы первого дня праздника), а не в течение года, как это необходимо при уплате ежегодного закята. Подсчет достатка в данном случае несколько иной, чем при уплате закята. Здесь в счет идут и те вещи, которые не предназначены для продажи, но имеются в наличии сверх того, что является самым необходимым.
Мусульманину, входящему в разряд «имеющий достаток», запрещено получать эту милостыню. Если ему предложат получить садакат уль-фитр, то он должен объяснить ситуацию и вежливо отказаться.
Глава семьи выплачивает эту милостыню (если он является обладателем имущества) за всех членов семьи, находящихся на его попечении, включая детей, родившихся до рассвета первого дня Ид аль-фитр. Путешественник (мусафир) также обязан выплачивать садакат уль-фитр. С имущества малолетних сирот и недееспособных выплачивается фитр их попечителями. Если же попечители не сделают этого, то опекаемые - первые после достижения совершеннолетия, а вторые после выздоровления - сами должны будут отчислить фитр за все прошедшие годы.
Садакат уль-фитр можно выплатить одному бедному мусульманину. Допустимо также распределить ее между несколькими бедняками. Точно также один бедный мусульманин может получить милостыню аль-фитр от нескольких человек. Получатель садакат уль-фитр по мазхабу Ханафи необязательно должен быть из числа мусульман. Но выплатить данную милостыню единоверцу гораздо предпочтительнее, так это, по воле Аллаха, принесет больше благодати дающему.
В качестве садакат уль-фитр по мазхабу Ханафи выплачивается в размере 0,5 саа (1750 граммов) пшеницы или пшеничной муки или 1 саа (3500 граммов) на выбор: ячменя, сушеного винограда или фиников.
По мазхабу Ханафи, 1 саа = 4 муд = 728 мискалей = 1040 дирхемов чечевицы, 1 муд = 875 г; цифры эти получаются в результате несложных подсчетов, исходя из следующих данных: 1 дирхем = 3,36 г, 1 муд = 2 рытл, 1 рытл = 130 дирхем = 91 мискалей. Таким образом, по мазхабу Ханафи, саа равен округленно 3500 граммам (1040 х 3,36 = 3494,4). На самом деле, 3500 граммов чуть больше одного саа, и это для нас лучше, так как соблюдена предосторожность. В случае отчисления 0,5 саа получаем 1747,2 гр. Стало быть, отдаем округленно 1750 граммов или, при желании, 2 кг пшеницы (или муки).
Если в местности, где производится выплата садакат уль-фитр, нет недостатка в пшенице, в ячмене или в муке, то лучше вместо них отчислить адекватную стоимость в деньгах. Причем более предпочтительной является выплата стоимости наиболее дорогого продукта на данный момент. В неурожайные годы более уместным является выплата милостыни фитр самими продуктами: пшеницей, ячменем или мукой.
По мазхабу Ханафи, рекомендуется отчислить фитр в виде того продукта, который на данный момент более всего ценится или же стоимость этого продукта в виде денег. Если затруднительно выдать фитр в виде пшеницы или муки, то можно выплатить хлебом или кукурузой. Эта замена производится не по весу, а в соответствии со стоимостью продукта.
Весь этот набор разновидностей и вариантов выплаты предполагает наибольший эффект и пользу, которую несет в себе обязанность отчисления милостыни фитр для бедных и нуждающихся, а следовательно, и на получение наибольшей благости для дающего.
По маликитскому, шафиитскому и ханбалитскому мазхабам
По мазхабу Шафии садакат уль-фитр не выплачивается раньше месяца рамадан, а по двум другим - раньше первого праздничного дня Ид аль-Фитр. Милостыня аль-фитр выплачивается и теми мусульманами, которые по какой-либо причине не постились.
Выплата милостыни аль-фитр обязательна для всех мусульман, имеющих средства, превышающие расходы на однодневное пропитание. Причем и пшеницу, и ячмень нужно выплачивать в размере одного саа.
В этих мазхабах один саа равен 694 дирхемам, а 1 дирхем = 2,42 г, следовательно, 1 саа = 694 х 2,42 = 1679,48 г или, округленно, 1680 граммам.
По мазхабам Малики и Ханбали предпочтительнее давать фитр в виде фиников, по Шафии – в виде пшеницы или пшеничной муки. Заменять пшеницу или ячмень деньгами, согласно мазхабу Шафии, нельзя.2
Курбан-Байрам
Ид
аль-Адха, или Курбан-Байрам, - самый большой праздник мусульман,
благословенное время радостного утверждения
в вере, освобождения души от неправедных
намерений, счастливое время обретения
искренности. Аллах Всевышний наделил
этот праздничный день высоким служением:
Курбан-Байрам отмечен обрядом заклания
жертвенного животного.
Традиция жертвоприношения ради Единого
Создателя уходит своими корнями в далекое
прошлое: многие поколения верующих в
поклонении Всевышнему исполняли эту
священную заповедь. А начало многовековой
традиции было положено благословенным
Ибрахимом (в Библейской традиции - Авраам),
мир ему, великим пророком и посланником
Всевышнего Аллаха.
Авраам - Пророк Ислама
По высказыванию одного из сподвижников
Пророка Мухаммада (да благословит его
Аллах и приветствует) Абу Хурейры, Ибрахим,
мир ему, является одним из пяти лучших
Божьих пророков (лучшими названы также
пророки: Мухаммад, Муса (Моисей), Иса (Иисус)
и Нух (Ной), мир им.
Священный Коран повествует об истории,
произошедшей с пророком Ибрахимом (сура
6 "Аль-Ан´ам", аят 76), из которой мы
узнаем о его остром уме, его стойкости
и храбрости в противостоянии язычникам,
о независимости и непоколебимости его
чистых от любых проявлений неверия убеждений.
Вот как эта история изложена в тафсирах
(толкованиях Корана) крупных ученых Ислама:
исполняя высокую миссию Божьего Пророка,
Ибрахим предпринимает попытку разубедить
язычников в их заблуждении, призывает
отказаться от обожествления чего-либо
или кого-либо, кроме Всевышнего Бога,
Творца всего сущего. Взывая к их разуму,
Ибрахим предлагает людям задуматься,
может ли созданное быть Богом. Он указывает
им на звезду и восклицает: "Разве это
мой Бог?!", или иначе: "Разве это достойно
быть моим Богом?!" И дождавшись, когда
звезда закатится, пророк, как бы отвечая
на свой ранее высказанный вопрос, провозглашает:
не может быть Богом то, что изменяется,
ибо изменение - это одно из свойств созданных,
тогда как Создатель вечен, и все Его Атрибуты
также вечны.
Аллах сказал в Коране, что Он даровал
Своему одному из любимейших пророков
- великому Ибрахиму, мир ему, - прямой путь
(сура 21 "Аль-Анбия", аят 51), и что Ибрахим
не был из числа многобожников (сура 2 "Аль-Бакара",
аят 135).
Всевышний, дабы укрепить Ибрахима в вере,
ниспослал ему испытание. Пророк, следуя
повелению Господа, должен был совершить
заклание своего любимого сына Исмаила.
И в своем твердом намерении исполнить
Божественный приказ, пророк проявляет
высшую покорность Аллаху. Бог Милостивый,
не желавший гибели ребенка, принял жертву
Ибрахима по его праведному намерению,
а вместо Исмаила в жертву принесли животное.
С тех пор, отдавая дань подвигу пророка
Ибрахима, явившего высочайшую степень
праведности и любви к Аллаху, в качестве
обряда поклонения Господу мусульмане
совершают заклание жертвенного животного.
И когда совершается обряд заклания курбана
(жертвы), сердце верующего изливает величайшую
присягу - быть покорным Единому Творцу;
и в том сосредоточении души оно испытает
сопряженную с глубоким страданием радость,
рожденную в преодолении устремлений
бренной жизни ради высшей покорности
Всемогущему.
Мусульмане в этот день воздают хвалу
Создателю, сохранившему жизнь Исмаилу:
к нему восходит родословная лучшего из
сынов Адама последнего Посланника Всевышнего
Аллаха - Мухаммада, мир ему.
В терминологии учения Ислама (на арабском
языке) покорность Единому Богу называется
"Ислам", а проявляющий такую покорность
человек зовется "мусульманином".
Ибрахим, совершивший акт высшей покорности
Единому Богу, является одним из преданнейших
последователей ниспосланной Творцом
единой религии всех Пророков - Ислама.
Великий Пророк Ибрахим, как сказано в
Кор´ане, не был ни иудеем, ни христианином,
а был благочестивым мусульманином (т.е.
покорным Аллаху) - ханифун муслим (сура
"Али Имран" аят 67).
Сделав примером для всех поколений подвиг
великого Пророка Ибрахима, мир ему, Аллах
Милостивый даровал нам знание о благочестии.
Что нужно знать совершающему
жертвоприношение
В день большого праздника Ислама
- Праздника Жертвоприношения ради Единого
Творца - мусульмане посещают мечеть, чтобы
вместе с единоверцами постигнуть радость
величественного праздника. В мечети верующие
совершают праздничную молитву, раздают
садака (милостыню), а после - навещают
родных и друзей.
Ночь накануне праздника желательно провести
в поклонении Аллаху. В хадисе сказано,
что мольбы, прочитанные в это время принимаются
Всевышним. Тем, кому это затруднительно,
надо постараться посвятить поминанию
Аллаха, хотя бы часть ночи. Также желательно
в день Ид аль-адха ночной (аль-иша) и утренний
(аль-фаджр) намазы прочитать в мечети.
Накануне праздничной молитвы рекомендуется:
Мясо жертвенного
животного, согласно предписанию Шариата,
делят на три части: одну раздают
бедным, из второй части готовят
угощение для родных, соседей, друзей,
а третью - мусульманин может оставить себе.
Таким образом, принесенная жертва не
только способствует духовному очищению
жертвователя, но и обеспечивает на некоторое
время пропитание бедной части мусульманской
общины.
Жертвоприношение (курбан) в день праздника
´Ид аль-Адха, а также в последующие три
дня ташрика является ваджибом (приближенным
к обязательному) по мазхабу Имама Абу
Ханифы и сунной (желательным), согласно
шафиитской богословско-правовой школе.
Повеление совершать курбан было ниспослано
от Всевышнего на втором году Хиджры. Жертву
приносят за совершеннолетнего мусульманина
с соответствующим намерением (нийят),
выражая благодарность Творцу за ту милость,
которую Он нам даровал.
Жертвоприношение в дни праздника является
высоко награждаемым благодеянием, на
которое особое внимание обращал наш Пророк
(мир ему и благословение). В Коране сказано:
"Совершай молитву и приноси в жертву
животное ради Аллаха" ("Аль-Каусар,
2").
Для кого обязательно
жертвоприношение (по мазхабу Абу Ханифы):
Пророк (мир
ему и благословение) говорил: "Лучшие
из моей Уммы совершают курбан, худшие - оставляют это". Также
передано, что с первыми брызгами крови
жертвенного животного прощаются все
предыдущие грехи человека, выполняющего
курбан.
Из всех видов животных в жертву (курбан)
допустимо приносить только верблюдов,
коров (быков), буйволов, овец или коз. Верблюда
и корову могут принести в жертву от одного
до семи человек, а овцу или козу разрешается
резать только за одного мусульманина.
Согласно мазхабу Шафии, если в семье режут
одного барана или козу, то тем самым суннат
считается исполненным и за остальных
взрослых членов семьи. В таком случае
вознаграждение за курбан получат все.
Однако лучше принести в жертву корову
(быка) за семерых членов семьи. По мазхабу
Имама Абу Ханифы, также допустимо совершить
курбан, помимо выполнения ваджиба.
Лучше всего раздать все мясо жертвенных
животных нуждающимся мусульманам в сыром
виде, оставив дома небольшую часть, надеясь
получить баракят (благодать) от Всевышнего
Аллаха. Также допустимо разделить тушу
животного на три части:
I. Раздать тем, кому требуется помощь (включая
шкуру)
II. Оставить в семье
III. Передать родным и близким (такой способ
считается рекомендуемым (мустахабом)
по мазхабу Ханафи). Кроме того, мясо можно
передать в специальную благотворительную
организацию, занимающейся распределением
жертвоприношений. Важно заметить, что
мясом и шкурой курбана нельзя расплачиваться
с кем бы то ни было, а также продавать
ее.
Условия жертвоприношения
1. Жертвенное
животное должно соответствовать следующим
возрастным требованиям: овца и коза -
не менее года; буйвол и корова (бык) - два
года; верблюд - не менее пяти лет. В то
же время, по ханифитскому мазхабу, можно
принести в жертву овцу в возрасте шести
месяцев при условии, что на вид она соответствует
одному году. Тем не менее, это недопустимо
в отношении козы.
2. Жертвенное
животное должно быть здоровым, без существенных
изъянов. Допускается отсутствие нескольких
зубов, небольшой части уха или надломан
рог, а также разрешается выполнить курбан,
если животное немного хромает.
Недостатки, из-за которых нельзя приносить
животное в жертву:
1) слепота на один или на оба глаза
2) один или оба рога сломаны до основания
3) оторвано ухо или хвост больше, чем на
половину (животное, у которого отрезано
менее трети уха, резать допускается по
мазхабу Шафии)
4) хромота, не позволяющая животному встать
на ноги
5) врожденное отсутствие уха или хвоста
6) болезнь
7) слабое, немощное животное приносить
в жертву запрещено
8) повреждение сосков (если у козы или
овцы отсох один сосок, а у коровы или буйвола
два, то их резать нельзя)
9) отсутствие зубов
Желательно, чтобы животное было упитанным,
очень худое также нельзя приносить в
жертву.
3. Необходимо
соблюдать сроки курбана. Этот период
начинается с восхода солнца 10-го числа
месяца Зуль-Хиджжа спустя время, необходимое
для совершения намаза в два ракаата (праздничной
молитвы) и чтения хутбы (проповеди), и
продолжается до захода солнца 13-го числа
этого месяца. После намаза аль-магриб
(вечернего) выполнять курбан нельзя.
4. Необходимо
иметь и произносить перед жертвоприношением
соответствующее намерение (нийят). Мужчинам
за себя предпочтительнее принести жертву
собственными руками. Тем не менее, можно
поручить это сделать и другому человеку
(вакиль). При этом нийят произносит тот,
за кого совершается курбан, но также намерение
может выразить и вакиль (представитель),
который выполняет курбан.
5. Хорошее отношение
к животному при совершении жертвоприношении.
Необходимо делать курбан острым наточенным
ножом, дабы не мучить животное. В том случае,
если человек не умеет сам резать, то желательно
поручить это сделать тому, кто имеет опыт
и навыки совершения курбана. Также, следует
избегать того, чтобы животные видели
нож или забивать одних на глазах у других.
6. Человек, приносящий
в жертву должен быть последователем Ислама.
7. Жертвоприношение
совершается следующим образом.
Сначала произносят: "Бисмиллахи-р-рахмани-р-рахим.
Аллахумма салли ´ала Мухаммадин ва ´ала
али Мухаммад".
Затем читают три раза следующий такбир:
"Аллаху акбар. Аллаху акбар. Аллаху
акбар. Ла илаха илла ллаху ва ллаху акбар.
Аллаху акбар ва лиллахил хамд".
На третий раз до "…Ла илаhа илла ллаhу
ва ллаhу акбар..." добавляют: "Аллаху
акбар кабиран, вал хамду лиллахи касиран,
ва субхана ллахи букратан ва асила".
Затем, аккуратно положив животное на
левый бок, повернувшись в сторону Киблы
(Мекки) и перевязав его ноги, читают дуа
(мольбу): "Аллахумма хаза минка ва илайка
фатакабал минни" ("О Аллаx, это от
Тебя и для Тебя, прими от меня") и добавляют:
"Бисмиллахи Аллаху акбар. Аллахумма
салли ´ала Мухаммадин ва ´ала али Мухаммадин
васаллим", - и при этом одновременно
режут трахею, оставляя ее в стороне головы,
пищевод и обе сонные артерии.
Пока животное не умерло нежелательно
отделять голову и шкуру от тела. Также
следует уточнить, что, согласно ханифитскому
мазхабу, если во время курбана человек
сознательно не сказал "Бисмиллях",
то мясо этого животного есть нельзя.
8. Нельзя есть
следующие части жертвенного (и любого
другого) животного:
1) кровь, вышедшую из туши животного
2) мочевой пузырь
3) половые органы
4) желчный пузырь
5) семенники самца (последние три пункта
по ханифитскому мазхабу).3
Другие
мусульманские праздники и
Новый год (Ашура)
Месяц мухаррам имеет особое значение в жизни мусульман. Поскольку 1 мухаррама наступает Новый год по лунному календарю, этот месяц считается священным. В месяце мухаррам, когда Пророк Мухаммед еще не имел достаточное число последователей, ему пришлось совершить знаменитое переселение (ар. хиджра) из Мекки в Медину (Ясриб) вместе с семьей и близкими. Эта дата - 15(16) июля 622 года по григорианскому календарю - считается началом мусульманской эры и поэтому месяц мухаррам так почитается мусульманами
Лейлят аль-кадр - ночь предопределения
Ночь на 27 число месяца рамадан
считается ночью предопределени
Пост месяца рамадан - Саум (Ураза)
В первый день рамадана
Ночь Очищения - Лейлят аль-Бараат
Праздник Ночь Очищения
По народному мусульманскому поверью, каждый год в эту ночь происходит "сотрясание дерева жизни", на листьях которого написаны имена всех живущих: считается, что если лист с именем человека упадет, он умрет в течение года. Всевышний сходит на "нижнее небо", чтобы отпустить раскаявшимся грехи и определить дальнейшую судьбу людей - какими будут их средства для жизни и пропитания, кто из смертных будет проклят либо, а кто вознагражден за добродетели.