Музей как социокультурный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 21:18, реферат

Описание работы

1. Понятие «музей»
2. Музейный предмет и его свойства
3. Социальные функции музея
4. Музейная коммуникация

Файлы: 1 файл

2_Studenty_muzeevedenie.doc

— 1.57 Мб (Скачать файл)

В заключительной беседе, которая традиционно состоит из ответов на вопросы, экскурсоводу следует кратко обобщить содержательную сторону экскурсии, сконцентрировав внимание экскурсантов на главном, поинтересоваться их впечатлениями от только что увиденного и услышанного, постараться закрепить в них положительные эмоции, с которыми человек и должен покидать музей.

Существуют специальные методические приемы, способствующие формированию в группе доверительной психологической атмосферы, возникновению и сохранению контакта между экскурсоводом и аудиторией. Свою предрасположенность к общению экскурсовод может показать, например, с помощью приема диалога, получившего в музееведческой литературе название «эвристический» (от греческого слова «эврика», что означает «нашел» — отыскал правильный ответ). Эта беседа в форме вопросов — ответов имеет свои нюансы в зависимости от состава группы. Для детской аудитории вопросы обычно бывают прямыми, то есть предполагающими ответ.

Со взрослой аудиторий прямой диалог тоже возможен, но главным образом тогда, когда одновременно используется прием заданий. Например, участникам экскурсии предлагается выбрать в зале наиболее интересный экспонат и мотивировать свой выбор. Но чаще всего вопросы, адресованные взрослой аудитории, носят косвенный характер; они не предполагают ответа и предназначаются для поддержания тона доверительной беседы. Обычно они формулируются примерно так: «Вы, конечно, знаете...?», «Вы, вероятно, помните,  что...?», «Возможно, что вы уже догадались...?»

В музее приоритетно зрительное восприятие, поэтому экскурсия не должна превращаться в лекцию, а экскурсоводу следует уметь правильно соотносить показ и рассказ. Опытный экскурсовод никогда не повернется спиной к экспонату; он встанет вполоборота  и при первом упоминании обязательно не только укажет на экспонат, но и сам на него посмотрит, поскольку это движение обязательно повторят экскурсанты. Жест вообще играет очень важную роль в экскурсионном рассказе. Он ориентирует на объект показа и сопровождается словесным указанием «справа», «слева», «прямо», «вверху» и т. п. Однако излишняя жестикуляция создает ощущение напряженности, суетливости и осложняет восприятие темы. В ходе рассказа необходимо делать паузы, во время которых внимание посетителя сосредотачивается на предмете, и тогда человек становится не слушателем, а зрителем.

Несмотря на первичность зрительного восприятия,  речь экскурсовода играет огромное значение при оценке его мастерства. В ней не должны присутствовать назидательность, нравоучительные и агрессивные интонации; она должна быть не только грамотной, но и эмоциональной. Книжный текст, произнесенный в экскурсии, j на слух не воспринимается, вызывает скуку и ослабляет; внимание слушателей. Эмоционально насыщенная речь i обладает большей степенью убедительности и обостряет интерес к материалу. Однако «не следует весь рассказ, даже по самой интересной, волнующей аудиторию теме, превращать в декламацию. При проведении экскурсии важно избегать неоправданных эмоций, ложного пафоса, крикливости. Надо иметь в виду, что основным источником эмоций у экскурсантов является глубина материала, факты, способные взволновать, умело построенный показ и рассказ».

Вот какие рекомендации начинающим экскурсоводам дают их более опытные коллеги и психотерапевты.

«1. Чтобы преодолеть первое волнение, постарайтесь сделать обратное — посильнее заволноваться. Не помогает — подумайте о том, что умный человек и в случае неудачи вас поймет и не осудит. Если все-таки осуждает — значит, не совсем умный. В любом случае неудача — это тоже опыт, больше так поступать мы уже не будем.

2.  Рассказывая, смотрите на кого-нибудь из группы. Но долго смотреть не стоит. Взгляд должен перемещаться от одного посетителя к другому. Тогда у каждого человека создастся впечатление, что экскурсовод говорит лично для него, а если не всегда на него смотрит, то только потому, что неприлично забывать о других.

3.  Не демонстрируйте  свои обширные знания, обрушивая на посетителя множество дат и имен. Даже самый знающий посетитель в лучшем случае чувствует себя подавленно, а в худшем — полным дураком. Информация, в которой много дат и имен, утомляет, и очень скоро человек перестает ее воспринимать. Рассказ делают интересным отдельные подробности события. Называть можно не более двух-трех имен, которые действительно нужно знать интеллигентному человеку.

4.  Позволяйте слушателю  быть исследователем. Каким образом? Экскурсовод рассказывает об  историческом событии, задает вопросы, и посетитель сам делает выводы, которые секундой позже подтверждает экскурсовод. Человеку приятнее самому делать открытия с помощью экскурсовода, чем просто выслушивать информацию.

5.  Посещение музея  — пусть активный, но все-таки отдых. А разве возможен отдых без смеха? Смех облегчает восприятие самой сложной информации. Даже продолжительное общение он делает легким и приятным. Время идет быстро, и посетитель выходит из музея не утомленный информацией, а с ясной, светлой головой и хорошим настроением».

Подготовка экскурсии — сложный процесс, который требует от ее автора не только профессиональных знаний в той области, тематика которой будет представлена в экскурсии, но и владения экскурсионной методикой. Работа начинается с формулировки темы экскурсии, определения ее целей и задач; затем составляется библиография и собирается материал по теме, прорабатываются источники и литература, делаются необходимые выписки.

Далее тщательно изучается экспозиция, отбираются объекты показа (основные и дополнительные), разрабатываются структура и маршрут экскурсии, изучаются сведения о предмете, содержащиеся в фондовой документации, продумываются оптимальные приемы показа экспонатов и логические переходы от одного объекта к другому.

Проделанная автором экскурсии работа - это индивидуальный текст экскурсии. Кроме того, составляется развернутый план экскурсии, в котором в сжатом виде излагаются цель экскурсии, краткое содержание тем и подтем, конкретизируется содержание вступительной и заключительной бесед, приводится структура экскурсии, ее маршрут, состав демонстрируемых экспонатов и продолжительность их показа. После апробации этого плана на практике, то есть проведения на его основе ряда экскурсий и учета их положительных сторон и недостатков, составляется итоговый документ — технологическая карта экскурсии (методическая разработка экскурсии). Она строится по той же схеме, что и развернутый план экскурсии, но в отличие от него содержит подробный перечень используемых методических приемов.

В последние годы подобная документация, составленная по жесткой схеме, нередко заменяется свободно изложенным содержанием экскурсии и методики ее проведения. Но в любом случае по итогам работы автора над темой экскурсии составляется некий документ, который обсуждается и утверждается на методических советах и руководством музея.

Экскурсии кроме экскурсоводов проводят и научные сотрудники различных специальностей; особенно это характерно для небольших по штату музеев. Экскурсионной деятельностью профессионально занимаются и методисты. Они определяют экскурсионную тематику с учетом специфики музея и запросов аудитории, оказывают научно-методическую помощь в подготовке экскурсий научным сотрудникам и экскурсоводам, обобщают опыт экскурсионной работы, руководят подготовкой различных культурно-образовательных мероприятий.

 

2. 2. Другие формы культурно-образовательной деятельности

Экскурсия является главной, но не единственной формой культурно-образовательной деятельности музея. В литературе 1970-х — 80-х гг. нередки утверждения, будто в музейной практике используется свыше 100 форм научно-просветительной работы. Гораздо убедительнее звучит мнение специалиста в области музейной педагогики М.Ю. Юхневич о том, что в этом вопросе уместна аналогия с модой, где есть базовые модели, на основе которых впоследствии создаются самые разнообразные виды одежды. К числу базовых она относит десять форм культурно-образовательной деятельности музея: экскурсия, лекция, консультация, научные чтения (конференции, сессии; заседания), клуб (кружок, студия), конкурс (олимпиада, викторина), встреча с интересным человеком, концерт (литературный вечер, театрализованное представление, киносеанс), праздник, историческая игра».

Лекция принадлежит к числу давних и традиционных форм культурно-образовательной деятельности. В музейной практике получили распространение такие формы лекционной работы, как тематические циклы лекций, лектории выходного дня, выездные лекции для различных групп населения. Существует мнение, что в наши дни музейная лекция — это в определенной степени архаизм, что она не выдерживает конкуренции с современными техническими средствами получения информации. Однако этот тезис опровергается опытом работы ряда крупных музеев страны.

Традиционной, хотя и не широко распространенной формой культурно-образовательной деятельности являются консультации, которые проводятся в экспозиции или в научных отделах по интересующему посетителя вопросу. Консультант в залах российских музеев, в отличие от зарубежной практики, — явление достаточно редкое, между тем потребность в нем постоянно растет в связи с увеличением потока индивидуальных посетителей.

В последние годы в экспозициях ряда музеев страны появились компьютерные справочно-информационные программы. Одним из первых новые технологии в работе с посетителями стал использовать Дарвиновский музей, установивший в своих залах компьютерные терминалы, объединенные в единую сеть.

Возможности для выявления и развития творческих способностей личности дают такие формы культурно-образовательной деятельности, как:  кружки, студии, клубы.

Кружок обычно представляет собой небольшую группу детей или подростков, объединенных по интересам и работающих под руководством музейного сотрудника. В кружках исторического профиля ребята изучают исторические события, биографии выдающихся людей; в художественно-технических кружках — изготавливают модели, занимаются рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством; в кружках музееведческого профиля готовятся стать экскурсоводами и исследователями. В работе кружков познавательные элементы сочетаются с творческими: участники делают зарисовки музейных предметов, иллюстрируют исторические события, создают необходимый реквизит для театральных постановок и пр. Почти все кружки прививают навыки музейной работы.

Близкая к кружку форма — студия, ее цель заключается в эстетическом развитии детей и взрослых, раскрытии их способностей к художественному творчеству. Например, при Вологодском музее-заповеднике уже много лет существует студия «Роспись по дереву», где опытные профессионалы обучают всех желающих традиционному мастерству украшения деревянных изделий — ложек, досок, мисок, туесков, ваз. Музейные коллекции предметов крестьянского быта являются той основой, на которой строится программа студии; при этом изучаются и включаются в методику обучения приемы старых мастеров.

Клуб, в отличие от кружков и студий, осуществляет свою деятельность путем самоорганизации. Им обычно руководит избранный его членами Совет, в состав которого входят и научные сотрудники музея; они же являются консультантами и руководителями существующих при клубе кружков и секций. Клубы разрабатывают положения (уставы) и программы, которые предусматривают как секционные занятия, так и общие мероприятия, в которых принимают участие все члены клуба — собрания, лекционные и семинарские курсы, встречи, тематические вечера, конференции.

Музей предоставляет своим клубам помещение, оборудование, консультации, помогает в организации выставок, собранных любителями коллекций, позволяет работать с музейными фондами. Привлекательность клуба в том, что он создает оптимальные условия для неформального общения людей. Тематика клубов весьма разнообразна. Наиболее распространены клубы краеведов, любителей старины, ветеранов Великой Отечественной войны, коллекционеров — нумизматов, филателистов, фалеристов.

Проводимые музеями конкурсы, олимпиады, викторины организуются таким образом, чтобы приобщить участников к знакомству с музейными коллекциями и музейной работой, стимулировать их стремление к приобретению знаний и умение самостоятельно мыслить. Задания участникам даются самые разнообразные, их выполнение требует знания как фактического материала, так и экспозиционного. Жюри оценивает не только правильность ответов участников соревнований, но и их умение отстаивать свою точку зрения и вести дискуссию.

В музей приходят не только за знаниями, но также ради отдыха и развлечений. Для удовлетворения этой рекреационной потребности посетителей музей использует такие культурно-образовательные формы, как встреча с интересным человеком, концерты, литературные вечера, театрализованные представления, кинопросмотры. Огромную известность приобрели, например, «Декабрьские вечера», которые вот уже более двадцати лет организуются в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

Потребностям людей в рекреации отвечает и музейный праздник, представляющий собой комплексную форму культурно-образовательной деятельности. Он проводится музейными специалистами на основе тщательно разработанного сценария и при участии творческих работников театра, музыкальных учреждений, художественной самодеятельности,   радио,   кино,   телевидения.   Музейные праздники бывают фольклорными, литературными, календарными, военно-историческими; они могут отличаться друг от друга как сюжетной стороной, так, методами организации. Однако для музейного праздника, чтобы он имел основание называться таковым, обязательно присутствие музейных предметов, активное участие посетителей, использование элементов театрализации и игровых эпизодов, соблюдение ритуальности и праздничных атрибутов, то есть необходимо    сочетание    двух   условий    —    «музейности» и «праздничности».

Ролевые игры стали утверждаться в зарубежной музейной практике в 1970-е гг., но в отечественных музеях все еще не получили широкого распространения.

Культурно-образовательная деятельность может осуществляться как в стенах музея, так и за его пределами. Внемузейные формы работы — лекции, передвижные выставки — предполагают использование музейных материалов обычно в виде копий или дубликатов музейных предметов.

Информация о работе Музей как социокультурный институт