Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 20:16, реферат
На Дальнем Востоке оригинальную музыкальную культуру создал в древности китайский народ.
Древнейший памятник китайского песенного искусства – «Книга песен» («Шицзин») – составлена была не позже 7-5 вв. до н.э. В ней собрано 305 лирических стихов-песен северных областей страны – бассейна реки Хуанхэ. Многие песни возникли за долго до того, в 12-5 столетиях. Лишь некоторые напевы «Шицзин» сохранились.
На юге страны, в царстве Чу, в эпоху Чжаньго возникла песенно-поэтическая школа во главе со свободолюбивым поэтом-мыслителем Цюй Юанем (340-278 гг. до н.э.). На основе песенного фольклора она создала классический сборник лирических стихов и песен («Чуские строфы»).
Музыка в Древнем Китае………………………2
Театр в Древнем Китае…………………………7
План:
На Дальнем Востоке оригинальную музыкальную культуру создал в древности китайский народ.
Древнейший памятник китайского песенного искусства – «Книга песен» («Шицзин») – составлена была не позже 7-5 вв. до н.э. В ней собрано 305 лирических стихов-песен северных областей страны – бассейна реки Хуанхэ. Многие песни возникли за долго до того, в 12-5 столетиях. Лишь некоторые напевы «Шицзин» сохранились.
На юге страны, в царстве Чу, в эпоху Чжаньго возникла песенно-поэтическая школа во главе со свободолюбивым поэтом-мыслителем Цюй Юанем (340-278 гг. до н.э.). На основе песенного фольклора она создала классический сборник лирических стихов и песен («Чуские строфы»).
В течение своей истории китайский народ сложил множество напевов – трудовых, бытовых, обрядовых, лирических, исторических, сказочных и других жанров. Сформировавшийся в древности, этот фольклор пережил века и, вероятно, сохранил основные черты вплоть до наших дней.
При широте диапазона китайские народные песни отличаются преобладанием высокого светлого регистра. Песни по преимуществу одноголосны.
С далеких времен господствует главным образом пятиступенный бесполутоновый строй. В некоторых провинциях бытуют также 6-ти и 7-миступенные лады.
Инструменты: продольные флейты из бамбука – сяо, поперечные – ди, «китайская волынка» - шэн, двухструнная скрипка – хуцинь, лютня – пипа, ударные – барабаны, гонги, литофоны (шицин), колокольчики.
В эпоху Чжоу (11-3 вв. до н.э.)
и Хань происходил подъем культуры
и искусства. Был создан специальный
институт правительственных чиновников
– собирателей поэтического и
песенного фольклора. Религиозная
идеология (конфуцианство и иной
догматизм) не могла не отразиться в
образно-интонационном строе
В Танскую и Сунскую
эпохи (7-13 вв. до н.э.) профессиональное
искусство усовершенствовалось: поколения
композиторов создавали гимны и
лирические песни, театральную музыку
и камерные произведения инструментальных
жанров. С наибольшей пышностью обставлен
был музыкою императорский
Среди китайских музыкантов-
Лютня, флейта, цитра (цисяньцинь) – постоянные спутники поэтов, выразители их сокровенных дум и лирических излияний.
Поэзия Танской эпохи привлекала иногда европейских композиторов. На стихи старокитайских лириков Густав Малер написал свою «Песнь о земле».
Камерная музыка была более
жизненной и эмоционально-
Развитию музыки в древнем Китае способствовала разработка теории. Бесполутоновая пентатоника была теоретически определена как ладовая основа музыки для струнных инструментов около 750 г. до н.э., 12 же полутонов с соответствующими наименованиями (так называемая система Люй) – около 550 г. Упоминание о 12-тиступенном звукоряде встречается и раньше (трактат «Гуаньцзы» - 7 в. до н.э.). Звуки обозначались иероглифами и носили названия, имевшие символическое значение.
Примечательным явлением
китайской культуры феодального
периода стал музыкальный театр.
Истоки его – массовые действа
с песнями и танцами, которыми
народ отмечал когда-то сбор урожая,
обращаясь с молениями к духам
предков и принося им жертвы. Постепенно
это искусство
Спектакль классического театра представлял собою сложное и стройное художественное целое. Все было подчинено единому ритму движения: музыка, разговор, танец, мимика, симфония красок. Музыка оставалась ближе к народным истокам, чем какой-либо другой элемент представления. Все роли – в том числе женские – в классическом театре исполнялись мужчинами. Традицией музыкального театра стало фальцетное пение. Ансамбли пелись в унисон. Оркестр сопровождал пение; струнные (хуцинь, сансянь, юйцинь) или флейты и другие духовые дублировали вокальную мелодию.
Музыка Китая насчитывает несколько тысячелетий
своего развития. Она испытала воздействие
музыкальных традиций Среднего Востока,
Центральной и Южной Азии, Юго-восточной
Азии. Она также впитала элементы музыки
народов, входивших в состав китайского
государства (уйгуров, тибетцев, монголов,
В конфуцианских трактатах разрабатывалась космологическая концепция природы музыки, подчёркивалась её общественная и политическая роль. Музыка в конфуцианстве рассматривалась как одно из средств управления государством, а также как существенный фактор воспитания людей и достижения общественной гармонии.
Согласно представлениям даосиз
Буддийское мировоззрение подчеркивало мистическое начало в музыке, помогающее постижению сути бытия, процессу духовного совершенствования человека.
Понятие юэ в китайской культуре означало не только
музыку, но и другие виды искусства, а также
нечто прекрасное вообще, характеризующееся
высокой степенью организации. Многоуровневое
символическое мышление в музыке отражало
попытки установления соответствий отдельных
музыкальных тонов, музыкальных инструментов,
видов и жанров музыки с элементами мироздания
и социально-политическими системами.
Так в системе люй-люй звуки 12-ступенного звукоряда связывались
с периодами суток, с положением Солнца
и Луны, с месяцами года и т. п. На основе
этой системы был создан пентатонический звукоря
В V—III веках до н. э. к пентатоническому звукоряду были добавлены два дополнительных звука. Таким образом была создана 7-ступенная гамма, соответствующая лидийскому ладу. Ладовая концепция китайской музыки наиболее активно разрабатывалась в период Сун (X—XIII вв.) учёными-музыкантами Шэнь Куа, Цай Юаньдином, Шан Янем, Шэнь Юаньцином. Структура лада (тяо) определялась тем, какой из 12 тонов был выбран в композиции в качестве опорного. Теоретически количество ладов составило 84, на практике применялось значительно меньше. Сформированная в древности китайская музыкальная нотная система, созданная на основе иероглифов, существует и поныне в нескольких разновидностях (люй-люй, 5- и 7-тоновая, гунчэпу (工尺譜), и другие). Этническая музыка ханьцев основана на гетерофонии, где музыканты исполняют версии одной и той же мелодической линии. Исполнение музыки, танцев и оперы обычно сопровождается ударными инструментами.
Китайская музыка с древности развивалась
под воздействием религии и философии.
В конфуцианских трактатах («Юэцзи»)
разрабатывалась
В Древнем Китае театр как самостоятельный жанр искусства зародился значительно позже, чем в Греции и Индии. Древнекитайский театр насчитывает всего около 8 столетий. Истоки театра лежат в древних музыкально-танцевальных представлениях. По мнению некоторых, театр — это по существу повествование с помощью вокала и танца. Другим истоком театра были комедийные номера придворных шутов.Шуты содержались при дворах князей и знати и предназначались для развлечения хозяев и гостей. Третьим истоком древнего театра можно считать выступления уличных певцов и сказителей. В эпоху Тан буддистские монахи в целях привлечения людей на свои проповеди устраивали публичные выступления в устно-песенной форме, содержанием которых были популярные притчи и истории. Персонаж пекинской оперы “дань” (“женские роли”). В эпоху Северная Сун по мере развития городских ремесел и торговли стали появляться “веселые дома” (“васы”), в которых регулярно давались платные выступления певцов, сказителей, исполнителей на музыкальных инструментах, танцоров, акробатов, шутов и пр. “Васы” можно считать прообразом театра. В процессе обмена и синтеза различных прото-сценических жанров постепенно сложился комплексный сценический жанр, включавший такие изобразительные приемы, как вокал, диалог, танцы, приемы борьбы ушу и пр., причем уже имелись либретто, определявшие содержание представления. Персонаж “шэнь” (“мужские роли”) — один из четырех основных амплуа пекинской оперы. Эпоха Юань-Мин — “золотой век” в развитии древнего театра. Повсюду в городах и селах давали платные представления небольшие труппы. Имелись частные труппы и на содержании богатых представителей чиновничества и знати. Появилась плеяда талантливых драматургов. Гу-ань Ханьцин — автор драмы “Обида Доуэ”, Ван Шипу — автор “Западного флигеля”, Тан Сяньцзу — автор “Пеоновой беседки” и другие. Если в это время в фокусе внимания театральных деятелей было создание хороших либретто, то в период, последовавший за династией Мин, внимание театральных кругов сосредоточилось на совершенствовании сценических приемов. В конце XVII в. в стране повсеместно появляются местные сценические жанры: в Хэбэе — “банцзы”, в Аньхое и Хубэе — “хуанмэйси”, в Шэньси — “циньцян”, в Чжэц-зяне — “юэцзюй”. Эти жанры отличались друг от друга диалектом, манерой пения, оркестровой аранжировкой и пр. В наше время существует более 300 местных театральных жанров. В 1790 г. одна аньхойская труппа, выступавшая в жанре “хуэйцзюй”, прибыла в Пекин. В столице представления труппы были хорошо приняты, эти гастроли положили начало становлению нового жанра — “пекинской оперы” (“цзинцзюй”). Жанр “цзинцзюй” вобрал в себя элементы многих местных жанров и постепенно занял одно из главных мест в китайском театре. О нем говорят как о “национальном китайском театральном жанре”. Персонажи пекинской оперы “чоу” (“комические роли”). Для китайского театра характерно, помимо уже упомянутого комплексного характера, также условная символика и канонизация движений. Представления давались на открытой с трех сторон сцене, где не было занавеса, и почти отсутствовали декорации. Зрителям перед началом представления было совсем необязательно знать, о чем пойдет речь в спектакле. Всю необходимую информацию они получали из реплик персонажей, как только актеры, появившись на подмостках, начинали петь, говорить или бороться. Поскольку детали декораций существовали по большей части лишь в воображении актеров, то им приходилось прибегать к символике, например, когда по ходу действия надо было открыть дверь, то актер производил движение руками как если бы перед ним была настоящая дверь, и зрителю становилось вполне понятно, что персонаж открыл дверь. Так символически изображались, скажем, езда верхом на лошади (для этого в руках актера появлялся кнут, которым он взмахивая время от времени), плавание в лодке (в руках актера весло) и пр. Понимание такого рода символики не требовало от зрителя особого умственного напряжения, так как все движения, подобно описанным, были взяты из повседневной жизни. Символика позволяет постановщику вольно, с большой фантазией распоряжаться сценическим пространством и имеющимися в его распоряжении исполнителями. Скажем, персонаж на сцене делает пробежку по кругу — это означает, что он преодолел длительный путь, группа из нескольких воинов может означать могучую рать, ожидание на протяжении ночи укладывается в реальные несколько минут.Персонаж пекинской оперы “цзин” (“роли мужественных или коварных персонажей”).Канонизация движений подразумевает строгое соблюдение традиционных движений, символизирующих, например, что герой открывает окно, садится на коня, садится в лодку и т.п. В сферу канонизации подпадают не только простые движения актеров, но и приемы различных сценических жанров, типология героев, музыкальное оформление и манера вокала, костюмы и пр. Для жанра “цзинцзюй” характерна красочная палитра масок, каждая из которых символизирует определенный тип характера персонажа. Красный цвет маски означает преданность и отвагу, черный цвет означает прямоту и искренность, белый цвет — коварство и интриганство. Таким образом, одного взгляда на маску персонажа достаточно, чтобы зритель составил представление о его характере.
Литература: