Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 15:32, реферат
КЛАССИЦИЗМ, одно из важнейших направлений искусства прошлого, художественный стиль, в основе которого лежит нормативная эстетика, требующая строгого соблюдения ряда правил, канонов, единств. Правила классицизма имеют первостепенное значение как средства, обеспечивающие главную цель – просвещать и наставлять публику, обращая ее к возвышенным примерам. Эстетика классицизма отражала стремление к идеализации действительности, за счет отказа от изображения сложной и многоплановой реальности. Это течение затронуло почти все сферы культуры и искусства: литературу, театр, живопись, архитектуру, скульптуру и, конечно, музыку
Введение 3
Глава 1.
Классицизм в музыке 17-18 вв. 4
Глава 2.
Итальянская опера в Европе 7
Глава 3.
Французская симфония во второй половине 18 века. 9
Глава 4.
Музыка венских классиков (вторая половина 18 века) 13
Заключение 18
Список использованных источников 19
В последующий, пятый период, с 1790 года и до конца столетия, интерес к симфонии постепенно ослабевает. Революционные события не способствуют утверждению жанра, и даже в числовом выражении ясно виден спад интереса композиторов к симфоническому творчеству. 37 сохранившихся симфоний и 45 концертных симфоний – таков итог десятилетия, когда предпочитали петь революционные песни и гимны на площадях, а самым популярным коллективом оказался оркестр Национальной гвардии. Появляются, правда, интересные симфонии для духового оркестра, но интерпретация жанра здесь была совершенно иной. Композиторы этого периода – Ф. Ж. Госсек, М.-А. Генен, И. Плейель, Дж. Камбини, Ф. Девьен, Ш. Катель, Э. Мегюль, Р. Крейцер, Ж.-Б. Бреваль.[7]
Глава 4. Музыка венских классиков (вторая половина 18 века)
Черты позднего классицизма наилучшим образом выразились в творчестве венских классиков. На австро-прусских землях осуществился переход от эстетики подражания к эстетике чистой музыки. В Баварии выделилась оркестровая капелла Мангейма (руководил Я.Стамиц). Манера игры музыкантов мангеймской школы несла черты сентиментализма – экспрессивные нарастания и затухания звучности, орнаментальные украшения-«вздохи». Исполняемые ими симфонии, хотя и перекликались со вступительной увертюрой-«симфонией» в итальянских операх, превратились в самостоятельные произведения, состоявшие из 4-х разнохарактерных частей: быстрая (Allegro) – медленная (Andante) – танцевальная (менуэт) – быстрая (финал). Те же части легли в основу симфонического цикла Гайдна и его последователей. В 18 в. крупнейшим музыкальным центром Европы стала Вена. Творчество венских композиторов (Гайдна, Моцарта, Бетховена) отличается рационализмом в конструировании формы, лапидарностью и выразительностью тем, соразмерностью элементов музыкальной структуры в сочетании с щедрым мелодическим богатством, изобретательностью и драматическим пафосом. Симфонии, сонаты, трио, квартеты, квинтеты, концерты венских классиков являют образцы чистой музыки, не связанной ни со словом, ни с театром, ни с образными программами. [4] Принципы классицизма выражены чисто музыкальными средствами, подчиняясь законам жанра и обнаруживая логичность замысла и законченность формы. Стилю венских классиков присущи ясность в построении всего произведения и каждой его части, выразительность и завершенность каждой темы, образность каждого мотива, богатство инструментальной палитры. Подобно архитектуре времен классицизма музыкальная пропорциональность и симметричность обнаруживают себя в точных или варьированных повторах темы, в четко обозначенных цезурах, в кадансах – остановках, подобных глубоким поклонам в танцах, в череде контрастов, сопоставлении тем и мотивов, в отдалении (модификациях) от знакомых интонаций и возврате к ним и др. Эти принципы строго обязательны для первой и последней части сонат и симфоний, строящихся по правилам сонатного allegro, а также для других излюбленных классицистами форм: вариаций, рондо, менуэтов, скерцо, адажио.
«Отцом симфоний» признан австрийский композитор Йозеф Гайдн. [4] Он писал не только инструментальную музыку, но и оперы, песни, оратории. Им создано более ста симфоний, жизнерадостных, с юмором и народным мелосом. Симфонии, исполняемые во дворцах Вены, Парижа, Лондона, лишились дворцовой эстетики, но наполнились опоэтизированными образами народного быта, природы. Особое значение имела новая танцевальность тем (менуэт, гавот), помогавшая крепить форму, рельефно отделять тему и ее вариации. Установился классический (малый) состав симфонического оркестра: квинтет струнных смычковых (первые и вторые скрипки, альты, виолончели и контрабасы), литавры и пары духовых (флейты, кларнеты, гобои, фаготы, валторны, трубы). Устоялся 4-х частный цикл с глубоким контрастом между быстрой первой и медленной лирической второй, танцевальной третьей и бурным финалом. Гайдн изобретательно придавал симфониям образную неповторимость. Слушатели, но не автор, придумывали им названия:
Прощальная (№ 45), Траурная (№ 49), Военная (№ 100), С тремолом литавр (№ 103), Философ (№ 22), Аллилуйа! (№ 30), Охота (№ 73) и др. [10]
Музыкальный гений Вольфанга Амадея Моцарта проявился с 4 лет. Модная итальянская опера покорила юного Моцарта, ей он посвятил часть своего таланта и создал на ее основе яркие комедийные (Свадьба Фигаро), драматические (Дон Жуан), сказочно-философские (Волшебная флейта) музыкальные драмы. Музыкальная выразительность оперных героев определила стиль композитора, повлияла на создание по-театральному выразительных инструментальных мелодий (трепетно-нежная начальная тема Симфонии № 40 g-moll; величественная Симфония № 41 C-dur, Юпитер и др.). Он остался недосягаем в богатстве мелодизма, в умении создавать певучую кантилену, понимая музыкальное развитие как естественное «перетекание» одной темы в другую. Удивительна его способность, сочетая инструменты, выявлять полноту гармонической вертикали, передавать оркестровыми средствами гармоническую окраску мелодии. В музыке Моцарта мелодизированы все голоса, даже гармонические, все инструментальные «подпевы». Особенно впечатляют медленные части в его дивертисментах, симфонических и сонатных циклах. В них – выраженная в музыке неизбывная нежность. Яркость и рельефность тем, пропорциональность музыкальных конструкций, как малых (дуэтов, трио, квартетов, квинтетов, серенад, ноктюрнов), так и больших (симфоний, концертов, сонат) сочетается у Моцарта с неистощимой фантазией в вариативном развитии одной темы (в рондо, вариациях, менуэтах, адажио, маршах). Постепенно он отходит от безмятежных настроений ранних сочинений (оркестровые серенады, дивертисменты) к глубоко экспрессивным – лирическим и драматическим, иногда трагическим (Соната-фантазия c-moll, Реквием).[11] Моцарт – один из основателей исполнительского искусства игры на фортепиано и основоположник классического концерта для солирующего инструмента с оркестром.
Людвиг
Ван Бетховен стал первым «свободным художником»
среди композиторов. Его творчество завершает
эпоху классицизма, открывая эпоху романтизма,
но композитор слишком индивидуален, и
стиль его с трудом отвечает нормам классицизма.
Бетховен мыслил масштабно и вселенски
по сравнению с гедонистически-
Заключение
Искусство 17-18 вв. стало более драматичным, динамичным, экспрессивным в целом, более личностным, нежели в эпоху Возрождения. Естественно, что новые образы, новые темы, характерные для музыкального искусства 17-18 вв., потребовали и новых средств выразительности: значительного обновления музыкального языка, стилистики, а также новых принципов формообразования. Вместе с тем возникли и совсем новые жанры, связанные с иными принципами музыкального письма. Подобно тому, как в литературе выходят на первый план крупные жанры (роман, виды драматургии), в музыкальном искусстве XVII века все большее значение приобретают синтетические жанры, прежде всего опера. При этом, несомненно, внутренне слабеет зависимость музыкального искусства и его различных жанров от церкви.
Итак, для музыкального искусства 17-18 вв. был более всего эпохой великого преодоления - преодоления религиозной тематики, ограниченности образной системы прошлого. Противоречивая эпоха выдвинула великих художников - новых, оригинальных, неисчерпаемых. Во многом они подняли целину музыкального искусства, создав оперу, новые инструментальные жанры, подводя в итоге музыкальное искусство Западной Европы к периоду Баха - Генделя. В большинстве эти художники не имели даже подражателей-эпигонов, ибо не было еще проторенной колеи для этого. Но зато они приобрели последователей: их дело продолжили лучшие представители будущих поколений.
Список использованных источников