Н. Я. Данилевский: взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2015 в 18:23, реферат

Описание работы

Н. Я. Данилевский (1822-1885) был, видимо, последним ярким представителем славянофильского направления русской научно- философской мысли в XIX веке. По этой причине мне хотелось бы для полноты понимания привести небольшой методологический анализ всей славянофильской концепции, придав ей некий философичный базис. Общим принципом методологии исторических и теоретических построений славянофилов была органическая теория, выведенная из натурфилософских идей Ф. В. И. Шеллинга (1775-1854). Шеллинг развивал понимание мира в качестве целостного живого организма и, разделяя его бытие на органическое и неорганическое, за первое, исходное, принимал живое, более непосредственно выражавшее сущность мирового духа - абсолюта.

Файлы: 1 файл

ДАНИЛЕВСКИЙ.doc

— 37.50 Кб (Скачать файл)

Как известно, критерием истины является практика, а в истории - осуществление предвидения или последствия забытого предостережения. Мы видим теперь, как враждебность Европы по отношению к славянскому миру в уходящем столетии проявилась в двух мировых войнах, в которых отнюдь не Россия была агрессором. Некоторые теоретики всерьёз полагают, что и деструктивные революционные преобразования 1917 года в России происходили при активном участии немецкого капитала, и здесь активно пытавшегося подавить самобытное развитие славянской культуры - как мы знаем, после революции цвет русской интеллигенции был выслан из страны, православие, столь бережно охранявшееся на протяжении веков, объявлено вне закона, общественно-политическая организация государства подверглась тотальным преобразованиям под влиянием именно европейских, германских теорий. Можно сказать, что предпринималась попытка объединения славянских (и не только) государств под эгидой Варшавского договора - но Данилевский призывал в первую очередь не к насильственному политическому, а к естественному духовному объединению славянского и вообще христианского мира. Особого внимания заслуживают Соединённые Штаты Америки, которые Данилевский рассматривает как потенциальный культурно-исторический тип с большой свободой развития благодаря отсутствию враждебных соседей. Мне представляется, что можно сейчас охарактеризовать США как развившийся трёхосновный культурно-исторический тип, по крайней мере, их достижения в сферах общественно-экономической, политической и собственно культурной (технической, художественной - Голливуд) представляются на данный момент достаточными для подобного вывода.

Что же Россия? - спросите вы. Судите сами: в сфере религиозной, кажется, произошёл какой-то надлом и церковные иерархи устраивают светские приёмы и освящает дорогие машины. Хотя мы и восстанавливаем храмы и ставим на могилах кресты, но это сильно напоминает идолопоклоннический поиск пути спасения при утрате пути истинного, хорошо выраженный Есениным: «На церкви комиссар снял крест// Теперь и богу негде помолиться// Уж я хожу украдкой нынче в лес,// Молюсь осинам...// Может, пригодится...». В сфере политической, похоже, происходит полный хаос и беспомощность (под политическим аспектом культурной деятельности Данилевский понимает отношения людей между собой как членов одного народного целого и отношения этого целого к другим народам). Общественно-экономическая деятельность, объемлющая отношения людей применительно к условиям пользования предметами внешнего мира, и вовсе должна быть забыта в силу крайней нищеты существования людей в бытовом плане и полном расстройстве экономического порядка. Лишь сфера собственно культурная, а именно её научный и художественный аспекты, может явиться источником некоторого оптимизма (хотя и здесь европейцы не без сарказма говорят, что русским и есть-то гордиться литературой да балетом). Это ли истинное назначение народа славянского... Закончить же этот обзор и весь доклад хотелось бы следующей цитатой Данилевского:

России, не исполнившей своего предназначения и тем самым потерявшей причину своего бытия, свою жизненную сущность, свою идею, - ничего не останется, как бесславно доживать свой жалкий век, перегнивать как исторический хлам, лишённый смысла и значения, или образовать безжизненную массу, так сказать, неодухотворённое тело и, в лучшем случае, также распуститься в этнографический материал для новых неведомых исторических комбинаций, даже не оставив после себя живого следа.


Информация о работе Н. Я. Данилевский: взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому