Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2015 в 15:17, реферат
Полоцк представляет собой уникальную историческую территорию, памятники которой охраняются, изучаются, реставрируются и приспосабливаются под музейные экспозиции. Недвижимые памятники (архитектурные и археологические) включены в музейное собрание Национального полоцкого историко-культурного музея-заповедника и являются музейными предметами. Сам заповедник с его охранной зоной, существующими и будущими музеями является ядром, вокруг которого создаются условия для превращения исторического Полоцка в город-музей
РЕФЕРАТ
по дисциплине
«Культурология»
на тему
«Национальный полоцкий историко-культурный музей-заповедник»
Полоцк представляет собой уникальную историческую территорию, памятники которой охраняются, изучаются, реставрируются и приспосабливаются под музейные экспозиции. Недвижимые памятники (архитектурные и археологические) включены в музейное собрание Национального полоцкого историко-культурного музея-заповедника и являются музейными предметами. Сам заповедник с его охранной зоной, существующими и будущими музеями является ядром, вокруг которого создаются условия для превращения исторического Полоцка в город-музей. Сегодняшний уровень развития музейного дела в городе позволяет надеяться на возможность получения Полоцком такого статуса в недалеком будущем.
Музейные традиции Полоцка берут начало с XI-XII вв., когда в Софийском соборе и Спасском монастыре начали собирать книги и иконы. Условно монастырские собрания можно назвать коллекциями музейного характера. Их существование в XI-XVIII вв. стало фундаментом, на котором с создания музея в Полоцком иезуитском коллегиуме началось музейное строительство в городе.
Развитие музейного дела в Полоцке отображает историю самого города и страны в целом и подразделяется на следующие периоды:
1780-1926 гг. – от музеев учебных заведений до краеведческого музея;
1926-1967 гг. – деятельность Краеведческого музея;
1967-2000 гг. – создание стркутуры Историко-культурного музея- заповедника.
Начало первого периода было связано с просветительским характером предмузейных собраний, дифференциацией наук и реформированием в сфере образовательной политики Российской империи в связи с присоединением к ней новых территорий в результате разделов Речи Посполитой, поэтому развитие музейного дела в Полоцке имело общеевропейские черты. Стараниями полоцких иезуитов был создан крупный музей при иезуитском коллегиуме (1780-1820), который стал одним из первых музеев при учебных заведениях на территории Беларуси. Большое количество музейных предметов, разделенных на коллекции, экспонировалось в залах трехэтажного корпуса, спроектированного и построенного специально для музея генералом ордена Г.Грубером. Музейное собрание расширяло кругозор учащихся, знакомило их с общечеловеческими ценностями, формировалохудожественный вкус, способствовало усвоению знаний, побуждало кисследованиюприроды и истории Полоцкой земли. Образовательно-воспитательная функция Музея иезуитского коллегиума и академии заложила фундамент, на котором создавались музейные традиции Полоцка.
Главный вклад в музейное дело Полоцка других учебных заведений (пиарского училищаи кадетского корпуса в 1820-1918 гг.), пришедших на смену иезуитскому, заключался в научном и материальном фиксировании жизни и деятельности пиаров и кадетов. Новое развитие в тот период получил процесс презентации коллекций. Они экспонировались на художественно-промышленных выставках, которые проводились в России и за рубежом. Отличительной чертой развития музейного дела стала активная выставочная деятельность.
В период, когда Полоцк находился всоставе РСФСР (1918-1924), музейным строительством в городе занимались отдел народного образования, окружная комиссия по охране памятников старины и искусства, а с1925г. – краеведческое общество. Подготовка к созданию Краеведческого музея совпала с началом открытия первых советских музеев и выработкой основныхзаконодательных актов, которые регулировали музейное строительство на территории РСФСР, БССР и СССР. Отличительными чертами того периода были: использование в музеетворческом процессе дореволюционных кадров художественной и научной интеллигенции; удачно найденные организационные формы для сбора и сохранения музейных ценностей; факт создания феномена городского музея, заключавшегося в процессе музеефикации памятников истории и культуры, и выхода музейного строительства из сферы любительского краеведческого движения.
Следующий период (1926-1967) начался с открытия Краеведческого музея, который содействовал сохранению историко-культурных ценностей и воспитанию самосознания горожан, консолидировал общество и стал формой проявления демократической самодеятельности населения по отношению к национальному наследию. Процесс демократизации в области культуры, начавшийся после 1956г., повысил интерес общества к отечественной истории, что в свою очередь содействовало развитию музейного дела и реставрации памятников архитектуры. В 1960-х гг. комплексный подход к изучению и сохранению историко-культурного наследия стал отличительной чертой деятельности Полоцкого краеведческого музея, на базе которого в 1967г. Был создан Полоцкий историко-культурный музей-заповедник.
Третий период музейного строительства в Полоцке (1967-2000) начался с решения проблем сохранения историко-культурного наследия на государственном уровне и создания условий для полноценной реставрации памятников истории и культуры. В результате их музеефикации в структуре Полоцкого историко-культурного музея-заповедника в период с 1967 по 2000г. было создано 8 постоянных музейных экспозиций, объединенных истоической территорией города в единый комплекс. В 1980-1990-х гг. в музейном проектировании доминировала экспериментальная идея музейного объединения, которая получила теоретическое и фактическое подтверждение своевременности на примере Национального полоцкого историко-культурного музея-заповедника.
Музеефикация уникальной исторической территории города, которая началась в 1970-е гг., - процесс не молниеносный, но, как показывает объективный анализ исторического развития полоцких музеев, он имеет тенденцию к ускоренному развитию. Действительно, если с момента появления первых коллекций и библиотеки в Софийском соборе и монастырях до создания первого настоящего музея при иезуитском коллегиуме прошло около 7 столетий, а от Музея коллегиума-академии-кадетского корпуса до первого городского общедоступного музея – около столетия, то с момента основания Полоцкого музея-заповедника до существующих сегодня 11 музеев – всего 38 лет.
Традиции, характерные для каждого из периодов музейного строительства в Полоцке, получили продолжение и были качественно обогащены в процессе создания функциональной модели перспективного развития Национального полоцкого историко-культурного музея-заповедника. Полоцк с его сохранившимися памятниками архитектуры, исторической застройкой XVIII- начала XXв. и большим количеством музеев способен выполнить основную социальную функцию – документировать культурно-историческую среду и стать городом-музеем. Показательно, что при использовании сохранившихся традиций происходит переход на новый качественный уровень осмысления необходимости музея как общественного института.
Участниками музейного строительства в Полоцке были люди разных профессий и социального положения. Ученые, получившие европейское образование, К.Схопер, К. Схмидт, Я. Сомерер, А.Абрамсперг, Я. Вогт, Ф.Рика и другие во главе с Г.Грубером создали Музей иезуитского коллегиума. Преподаватели кадетского корпуса принимали активное участие в работе своего музея, изучали историю края, пробовали создать музей местных памятников старины, кружок любителей археологии и «подземный музей» в Софийском соборе. Интерес к истории своего края среди жителей Полоцка оставался традиционным и достаточно устойчивым. Этот период музейного строительства дал много имен людей, которые оставили множество воспоминаний о своем увлечении историей и идеей создания музея. Среди них И.И.Долгов, А.К. Морель, Н.И.Зорин, А.П.Тыртов, Я. Стабровский, М.Кайгородов, В.П.Викентьев и другие. Вдохновленные идеейсоздания «универсального музея», любители музейного дела П.М.Петровский, А.С.Еленев, С.С.Матвеев, П.С.Иванов, Л.А.Багданаш, С.С.Цибульский, С.М.Мелешко смогли открыть в Полоцке в 1926г. Краеведческий музей. Члены комиссии по охране памятников стояли ближе всех к современному пониманию института музея и музейного дела. Под «музеем» они понимали не только экспозицию, но и саму городскую среду, впервые обратившись к проблеме сохранения памятников архитектуры и их обязательной музеефикации, что в дальнейшем непосредственно повлияло на развитие музееведения и появления феномена городского музея в Полоцке. В разное время Краеведческий музей возглавляли Г.Т.Диденко, В.А.Карелина, В.А.Гаттих, Н.М.Козленок, Э.М.Хазин. На первых порах это были любители-краеведы, в последнее время профессиональные музеологи. Всех их объединяла идея создания музейной среды в городском пространстве и превращение Полоцка в город-музей. Процессу создания соответствующих условий для реализации этой цели содействует Государственная комплексная программа развития Полоцка и Полоцкого историко-культурного музея-заповедника.
Последний период отражает развитие музеологии как науки и характеризуется процессом формирования функциональной модели дальнейшего развития Национального полоцкого историко-культурного музея-заповедника в системе «музей-культура-общество» с обязательным использованием как традиций, так и научных методологий и новых технологий.
Национальный полоцкий историко-культурный музей-заповедник выступает как символ стабильности развития музейного дела республики. Опираясь на многовековую историю и выполняя свою социальную функцию он участвует в процессе воспитания полноценных граждан-строителей своей страны, творцов будущего. В условиях музеефикации целых исторических территорий как это происходит в Полоцке, процесс идет тем быстрее, чем больше он способствует приобщению сегодняшнего человека к вечным историческим ценностям своего города, региона и, наконец, страны. Музей уже сегодня является неотъемлемой частью самоидентификации народа, формирования его самосознания на фундаменте общечеловеческих моральных ценностей и принципов.
Сегодня в составе заповедника работают 11 музеев:
Музей истории архитектуры Софийского собора (время создания экспозиции – 1985-1987 гг.);
Музей боевой славы (1985 г.);
Краеведческий музей (новая экспозиция с 1986 г.);
Музей – квартира Героя Советского Союза З.М. Туснолобовой – Марченко (1987 г.);
Музей белорусского книгопечатания (1990 г.);
Музей – библиотека Симона полоцкого (1994 г.);
Музей традиционного ручного ткачества Поозерья (1998 г.);
Стационарная выставка «Прогулка по Нижне-Покровской» (1998г.);
Художественная галерея (2002 г.);
Детский музей (2004 г.);
Природно-экологический музей (2005 г.).
Информация о работе Национальный полоцкий историко-культурный музей-заповедник