Народное творчество чувашей Башкортостана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 07:39, доклад

Описание работы

Основу народного искусства чувашей составляли резьба по дереву, керамика, плетение, вышивка, узорное ткачество, шитье бисером и монетами, достигшие даже при отсутствии промысловых центров высокого уровня развития. Ювелирное искусство — чеканка, инкрустация и т.п. — было развито слабее.
У чувашей-язычников определенное развитие получило самобытное искусство скульптуры, которое проявилось главным образом в сооружении каменных и деревянных намогильных памятников — юпа.

Файлы: 1 файл

нт.docx

— 16.86 Кб (Скачать файл)

Народное творчество чувашей  Башкортостана.

 

Особенности народного творчества чувашей, его ярко выраженный синкретический характер складывались в процессе длительного  и сравнительно интенсивного межэтнического культурного и историко-генетического  взаимодействия с другими народами на протяжении многих столетий.

Основу народного искусства  чувашей составляли резьба по дереву, керамика, плетение, вышивка, узорное  ткачество, шитье бисером и монетами, достигшие даже при отсутствии промысловых  центров высокого уровня развития. Ювелирное искусство — чеканка, инкрустация и т.п. — было развито  слабее.

У чувашей-язычников определенное развитие получило самобытное искусство  скульптуры, которое проявилось главным  образом в сооружении каменных и  деревянных намогильных памятников — юпа.

 

Фольклор.

Чувашское устное народное творчество имело развитые виды и формы. Оно  было тесно связано с сельскохозяйственным трудом и различного рода обрядами.

Фольклор чувашей основывается на песне. Молодежью исполнялись  песни во время улах (посиделок) и уяв, вайа (вечерних хороводов), сере яни (гаданий на кольцах), саварни чупни (масленичных катаний), Пели свадебные, трудовые, лирические, рекрутские, а также исторические песни. Бытовали у чувашей и ритуальные песни, Пели во время проведения обрядов кёр сари или аван сари (осенние жертвоприношения в честь нового урожая) и т. д., Глубоко печальны были песни-причеты похоронно-поминального цикла.

До христианизации застольные песни  чувашей имели сугубо обрядовую  окраску. Они были полны духа уважения к обычаям, труду, родственным связям. Со временем застольные песни превратились в гостевые. Спецификой поэтики является образный параллелизм: первая половина песенной строфы содержит описание какого-либо природного явления, а вторая, основная, дает сходную с ним картину переживаний человека.

Среди многочисленных чувашских сказок (юмах) преобладают волшебные. Наиболее распространенные сюжеты их — поиски крестьянским сыном, по завету отца, страны счастья, борьба за возвращение украденного счастья, месть злым силам за поруганную честь родных и народа. Широко представлены сказки о животных, бытовые, новеллистические и т.п. Особый жанр народного творчества представляли заговоры и заклинания, связанные с языческим культом, Выражением народной мудрости являлись пословицы, поговорки, загадки. В чувашском фольклоре имеется слой исторических преданий и легенд (халап-сем) о жизни и героических деяниях древних предков, о болгарской эпохе, об иге монголо-татар и казанских феодалов, о Е. Пугачеве и др. Особенно популярны сказания об Улыпе — чувашском мифическом добром герое-великане.

 

Национальная вышивка.

Самым массовым видом творчества была вышивка (тёрё): ею занималась буквально каждая чувашская женщина, девушка. Вышивкой украшаются у чувашей верхние мужские и женские рубашки, платки, фартуки и т. п., Характерные черты чувашского орнамента — сочетание приглушенных, в основном красного, с вкраплением золотистого, зеленого и синего цветов с тонким чувством ритма. Композиция чувашской вышивки, мотивы и техника исполнения, имея единую этническую основу, варьируются у разных этнографических групп. В прошлом при вышивании применялось более 30 швов.

Для верховых чувашей, имеющих более  выраженную генетическую связь с  финно-уграми, характерны строгая гамма цветов (зеленый, оранжевый, черный; на головных уборах (хушпу и тухья) — розовый, голубой и лиловый), геометрический орнамент из ромбических фигур, применение мелких швов.

Рубахи чувашей анат енчи (среднени-зовых) украшались вышивкой по швам и разрезам, по краям подола и рукавов. Орнамент — геометрический, ведущий тон цвета — приглушенно-красный, мареновый в сочетании с зеленым и оранжевым (позже — синим и коричневым).

Вышивка чувашей анатри (низовых) отличалась крупными и яркими поли-хромными узорами. Если у верховых чувашей геометрический орнамент небольшой и простой, то у анатри и анат енчи — рисунок крупнее, чаще сочетается с растительными стилизованными узорами.

С XIX в., с появлением в чувашских деревнях фабричных тканей, начинает применяться аппликация для декоративного оформления костюмов. Чуваши выделялись мастерством художественного тканья поясов с геометрическим орнаментом, тесьмы, витьем шнуров. Особенно искусно украшали они бисером, монетами, мелкими раковинами-ужовками (каури) головные уборы XIX в. — хушпу и тухью.

 

Резьба по дереву.

Резьбой по дереву чуваши обильно  украшали домашнюю утварь (чашки, ковши  для пива, солонки, кадушки для  хранения белья, деревянные емкости  для продуктов и т.д.), мебель, столбы для ворот, дома, колодцы, другие хозяйственные  постройки, Орнамент резьбы в основном был геометрическим и включал  отдельные линии, которые составляли различного типа четырехугольники. Встречались  розетки, концентрические круги, Так  называемые «русские» ворота, появившиеся  у чувашей с конца ХIX в., украшались рельефной резьбой, идущими из глубины веков болгарскими солярным кругом и «веревочкой». Распространены были у чувашей, в основном уже под влиянием русских, глухая барельефная резьба с растительным орнаментом, а также пропильная резьба.

 

Музыка.

Традиционная музыкальная культура чувашей сложилась в результате взаимо-действия тюркского, древнеиранского и финно-угорского компонентов. Исполнение большинства песен сопровождалось игрой на разнообразных музыкальных инструментах: пузырь (шапар), волынка (сарнай), варган (купас), свирель и дудка (шахличё), скрипка (сёрме купас), гудок (род скрипки с тремя струнами), гусли (кёсле) и др. Ладовая основа чувашской музыки — пентатоническая.Вокал — в основном одноголосный и редко двухголосный.

 

Исполнение чувашской  народной песни.

 

В отличие от многих соседних народов, у чувашей большое распространение  получило коллективное (хоровое) пение.

Танцы у чувашей не отличались, большим разнообразием. Движения девушек (женщин) в танце плавные, пластичные, а мужчин — темпераментные, с подпрыгиваниями, приседаниями.

 

Разучивание чувашской  пляски.

 

В начале XX в. в чувашских селах появляются гармонь, балалайка, нередко и гитара. Под влиянием городской культуры возникает новый молодежный стиль музыкального фольклора (девичьи любовные песни, частушки, плясовые напевы и др.), получают распространение русские пляски (барыня, камаринская и др.).

Влияние русской культуры на чувашскую можно проследить на примере кадрили – здесь проследим синтез танцевальных движений.

 

Исполнение кадрили.

 


Информация о работе Народное творчество чувашей Башкортостана