Народные празднества и состязания древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 08:40, контрольная работа

Описание работы

История массовых праздничных действ насчитывает около тридцати веков. Массовые праздники и состязания родились в Древней Греции и Риме. Некоторые из античных праздников существуют и в настоящее время. В основе праздника лежало естественное стремление человеческого организма к отдыху после работы, соединяясь с религиозным чувством, это стремление приводило к установлению праздников, то есть таких дней отдыха, которые в то же время отмечались особым отправлением культа.
Религиозный момент, входящий в понятие о празднике, был различен. То праздники связывались с календарными мотивами, то с переменой времен года, то с различными моментами полевых работ; сообразно с этим праздники связывались с различными божествами и мифами.

Содержание работы

Введение


Массовые празднества и театрализованные представления в Древней Греции

Состязания в Древней Греции

Заключение


Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

ТараторинКонтрольная работа.docx

— 41.34 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Состязания в Древней Греции

Конечно, самыми известными состязаниями в Древней  Греции были Олимпийские игры.

Олимпийские игры - древнейшие и наиболее популярные спортивные мероприятия в Древней Греции. Впервые (хотя, по легендам, эта попытка получается третьей) состоялись они в 776 году до н. э. и являлись частью празднества, посвященного Зевсу. Год проведения первой Олимпиады греки считали для себя очень важным, и поэтому с него началось античное греческое летоисчисление.

Однако есть свидетельства, говорящие  о возникновении Олимпиад из другого культа - спортивных игр в честь Пелопса (попытка первая). Здесь уместно сделать небольшой шаг в сторону греческих мифов, чтобы напомнить об истории этого героя. Пелопс был сыном печально известного Тантала -- того самого, что по сию пору испытывает муки в царстве Аида. Детство Пелопса было отмечено ужасной смертью и чудесным спасением -- отец его в ослеплении вседозволенностью (он был сыном Зевса), решив проверить проницательность олимпийских богов, пригласил их на пир, одно из блюд на котором было приготовлено из Пелопса. Постигшие злой умысел Тантала, боги не коснулись страшного кушанья, только лишь Деметра, скорбящая о потере дочери Персефоны, не обратив внимания, съела плечо мальчика. Однако Гермес своими чарами оживил ребенка, а Гефест из слоновой кости сделал ему новое плечо. Тантал был наказан, а юный Пелопс получил власть в родном городе Сипиле. Но недолго пришлось ему править -- войной пошел на него могущественный царь Трои. Побежденный Пелопс вынужден был покинуть родину. В сопровождении отряда земляков он отправился на юг Греции, где поселился на полуострове, до сих пор носящем его имя, -- Пелопоннесе. Увидев однажды дочь царя города Писы Эномая красавицу Гипподамию, Пелопс пожелал получить ее в жены. Но не имевший равных себе во всей Греции в искусстве управления колесницей и владевший самыми быстрыми скакунами в мире, Эномай предлагал соискателям руки и сердца дочери скачки через весь Пелопоннес -- от Писы до Коринфа. Побежденный жених оплачивал проигрыш своей жизнью. Но даже это не останавливало желающих -- настолько хороша была Гипподамия. Головы несчастных жертв красоты Эномай прибивал к воротам своего дворца. Но унаследовавший от отца гордыню, коварство и изобретательность, Пелопс сделал ход конем -- наобещав возничему Эномая Миртилу золотые горы, сын Тантала заручился его обещанием не вставлять чеки в оси колесницы, что должно было задержать царя Писы в дороге. Замысел удался на славу -- на всей скорости колеса соскочили с осей, колесница опрокинулась, и гордый Эномай бесславно погиб в пыли не единожды покоренной им трассы. Победитель торжественно вернулся в Пису, взял в жены Гипподамию, а заодно сел на престол убитого им тестя. Но возница Миртил вспомнил, кому должен быть благодарен Пелопс за так неожиданно доставшийся ему приз, и потребовал полцарства (по другой версии -- первую брачную ночь с Гипподамией). В Пелопсе вновь проснулись Танталовы жадность и коварство. Уловкой заманил Пелопс Миртила на высокую скалу, и итог встречи был печален -- новоявленный монарх столкнул возничего в море. По греческой традиции Миртил успел сделать единственное, на что у него хватило времени падения, а именно -- проклясть Пелопса и все его потомство. В честь себя Пелопс и учредил данные игры, по свидетельству Павсания, "более блестящие, чем кто-либо до него".

Археологи нашли подтверждение  связи культа Пелопса с Олимпийскими играми. На так называемом священном участке Зевса в Олимпии -- городе проведения игр -- они обнаружили остатки святилища Пелопса приблизительно конца 2-го тысячелетия до н. э.

Но кроме  Олимпийских  состязаний проходили  также и некоторые мелкие, более  локальные.

Женщины во многих древнегреческих городах-государствах действительно занимались физическими  упражнениями и даже соревновались. Каждые четыре года самые заслуженные  замужние женщины Греции организовывали Девичьи Игры в Херае, которые включали в себя только бег. В отличие от мужчин-олимпийцев, состязавшихся голыми, девушки соревновались одетыми в туники. Однако нет никаких данных об участии древнегреческих женщин в спортивных единоборствах, кроме как в Древней Спарте. В Афинах в период их расцвета (во времена Перикла) занятия спортом среди женщин были ограничены до минимума, в то время как другое патриархальное общество, Спарта, поощряло женский спорт.  
 
          "Через месяц после проведения Игр в Олимпии проводились состязания женщин в беге на дистанцию 5/6 стадий (около 160 м). Однако эти соревнования носили подчеркнуто культовый характер, являясь религиозной церемонией в честь богини Геры. Герейские Игры были также общеэллинскими. Их организовывали 16 жриц Геры. По всей видимости, статуя молодой девушки под названием «Бегунья», находящаяся в настоящее время в Ватикане, изображает победительницу Герейских Игр."

Панафинеи. Панафинейские игры

Панафинеи, Панафинейские игры - самые крупные религиозно-политические празднества в античных Афинах, проводившиеся в честь покровительницы города богини Афины. По преданию афинское празднество Афинеи учредил мифологический царь Эрехтей, а Тесей, объединив аттические поселения в единое государство, дал празднику новое название - Панафинеи, то есть "праздник для всех афинян". При архонтеГиппоклейде за шесть лет до царствования тирана Писистрата, в празднествах уже принимали участие соседние государства. Панафинеи проводились Большие и Малые. Малые Панафинеи проводились ежегодно, а Большие, отличавшиеся большей продолжительностью, - один раз в четыре года, в третий олимпийский год. Малые Панафинеи проходили с 25 по 28 число месяца гекатомбеона по афинскому календарю, Большие - с 21 по 29. Апогей празднества приходился на последний праздничный день. Во время празднеств совершались жертвоприношения, проводились шествия, театральные представления и состязания: с 566 г. до н.э. - гимнические и со времён Перикла - музыкальные агоны. Музыкальные состязания, открывавшие празднества, проводились в Одеоне. От десяти афинских фил выбиралось десять судей Панафинейских игр - агонотетов, или атлотетов. Награду победителю состязания составляли венок из ветвей освящённого оливкового дерева и большие красивые глиняные кувшины - так называемые панафинейские амфоры, наполненные святым маслом.Кульминацией Панафиней была праздничная процессия, в которой участвовали не только все граждане Афин независимо от пола и возраста, но и поражённые в правах жители Афин и метэки. Во главе процессии двигалась специальная повозка - так называемый панафинейский корабль - с расшитым одеянием богини Афины шафранового цвета, которое для каждого празднества Панафиней ткали и шили женщины Аттики. После шествия афиняне совершали ритуал жертвоприношения - гекатомбу, за которым следовало совместное застолье, завершавшее программу Панафиней.Именно в ходе Панафиней 514 г. до н.э. Гармодий и Аристогитон, получившие впоследствии прозвище тираноубийц, совершили неудачную попытку покушения на афинских тиранов Гиппия и Гиппарха, которая однако вошла в историю как дата рождения демократии.

Истмийские игры

Истмимйские игры - один из 4-х общегреческих агонов. Древнегреческие игры в честь бога Посейдона на Коринфском (Истмийском) перешейке проводились через два года, вероятно, весной каждого второго и четвёртого из годов олимпиады.Предания относят их учреждение к доисторическому времени и называют основателем агона самого бога Посейдона. Согласно одному из мифов, Сисиф, похоронив утонувшего в море Меликерта, учредил Истмийские игры в память о нём. Другое предание приписывает учреждение игр Тесею после умерщвления Скирона илиСиниса. Исторически они вероятно возникли или, по крайней мере, получили свое общегреческое значение лишь после свержения тирании Кипселидов (ок. 582 года до н.э. ).Заведовали агоном коринфяне, но почётное председательство на нем имели афиняне, в честь их героя Тезея. Элейцам, напротив, доступ был закрыт. Время игр начиналось, как и в прочих агонах, объявлением священного перемирия.Состязания были гимнастические, конные, поэтические и музыкальные. О том, что частью Истмийских игр были также музыкальные соревнования, свидетельствует, в частности, древнегреческий поэт Эвфорион Халкидский, сочинение которого "Об истмийских играх" сохранилось в позднейших пересказах Афинея.Игры продолжались, вероятно, несколько дней. Победитель получал пальмовую ветвь и венок, который в древнейшее и в императорское время плелся из сосновых ветвей, а в классическую эпоху - из сельдерея.

Во время Истмиийских игр древнеримский полководец Тит Квинкций Фламинин принародно объявил об окончании гегемонии Македонии, что изображено на рисунке английского карикатуриста и иллюстратора Джона Лича (англ. John Leech), годы жизни 1817-1864.

Наряду с другими  античными играми, эти празднества  были запрещены как языческие  при утверждении христианства в IV веке императором Феодосием 

влияние на них, нежели религиозное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, можно увидеть, что  Культура Древней Греции является родоначальником той централизованной культуры, к которой мы привыкли сейчас.

 То есть, эта культура не  носила хаотичного порядка, не  была спонтанной, а была запланированной  и чётко регламентированной. Так  же как мы празднуем сейчас  календарные праздники, праздники  Древней Греции можно отнести  именно к календарным, так как праздновались они с определённой последовательностью, в определённые дни года. Так же можно сказать о праздничных и памятных  датах, которые празднуются и по сей день.

Театральные и театрализованные празднества  отличались зрелищностью и яркостью используемых образов. Всевозможные культы способствовали этому началу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Брабич В., Плетнева Г. Зрелища древнего мира. Л., 1971.

2. Малюга, Ю.Я. Культурология/ Ю.Я. Малюга. - М.: Инфра, 1999., 236 с.

3. Лисовый, И.А. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / И.А. Лисовый, К.А. Ревко. - Мн: Беларусь, 2001., 378 с.

4. Царев М.И. Авт. Предисл. и Ред.-сост. Глан Б.Н. Театрализованные праздники и зрелища. 1964-Т29 1972. М., "Искусство", 1976.

5.  Колобова К. М., Озерецкая Е. Л. Олимпийские Игры. М., 1958.

6. Шебель Т. Олимпия и ее игры: Пер. с нем. Л., 1971.

7. Каган М. С. Введение в историю мировой культуры. - Санкт-Петербург: 2003.  
8.  Лосев А.Ф., Античная литература - М: ЧеРо, 2005.  
9.Мень А. В. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни. В 7 т. Т. 4.: Дионис, Логос, Судьба: Греческая религия и философия от эпохи колонизации до Александра.- М.: СП «Слово», 1992. 

10. Эрмитаж. Ленинград.  Культура и искусство Древней Греции.

 

 

 


Информация о работе Народные празднества и состязания древней Греции