Народный костюм Рязанской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 10:35, реферат

Описание работы

Костюм – это часть культуры народа, она возникла давно вместе с человеческим обществом. У каждого народа в различных областях сохранились свои традиции в изготовлении костюма, свои образцы и художественные средства выразительности.

Файлы: 1 файл

реферат рязанский костюм.doc

— 2.41 Мб (Скачать файл)

 

 

 

Реферат на тему:

 

 

«Народный костюм Рязанской области»

 

 

 

 

I. Введение

 

Костюм –  это часть культуры народа, она  возникла давно вместе с человеческим обществом.  У каждого народа в  различных областях сохранились  свои традиции в изготовлении костюма, свои образцы и художественные средства выразительности.

Русский народный костюм традиционно разделяют на северный и южный. Каждая группа имеет  свои характерные особенности. Отличия  лучше всего прослеживаются в  женском костюме, в составе его  комплекса. Северным областям соответствует комплекс с сарафаном, южным – понёвный комплекс. Считается также, что менее всего был подвержен изменениям и внешним влияниям северный костюм, а в формировании южного сказались влияния художественной культуры соседних регионов. Внутри основного регионального деления костюма на северный и южный, можно проследить также более мелкое деление. Так, выделяются отличия по губерниям (областям), уездам (районам), а также, различия по селам и деревням.

 

II. Основная часть

 

Русский традиционный костюм стал складываться в XII-XIII веках. По мнению ученых, в этот период шел интенсивный процесс сложения русского этноса. Одним из элементов этого процесса формирования нации была одежда древних руссов - славянского населения Восточной Европы, общего предка русских, украинцев и белорусов. Русский костюм был, достаточно своеобразен, заметно отличался от других, удачно соответствовал образу жизни народа-земледельца. Вплоть до начала XVIII века он удовлетворял все слои русского общества: его носили цари и бояре, купцы, ремесленники, крестьяне.

Реформы императора Петра - I в политической, экономической и социальной сфере принесли в Россию и новый костюм европейского образца. Новая модная одежда первоначально была привилегией царя и его окружения, затем стала обязательной для столичных чиновников, дворян, богатых купцов; распространяясь все шире, она вошла в быт провинциального дворянства, а затем и городских: ремесленников. К началу XIX века она стала основной одеждой горожан всех сословий. Лишь крестьяне сохраняли верность традиционному костюму, вплоть до конца XIX века, когда стали утрачиваться черты патриархальности. В результате крестьянской реформы 60-х годов XIX века.

Наиболее древним считается  южнорусский костюм Рязанской губерний. Это так называемый понёвный ансамбль. Он имел некоторое сходство с украинским, белорусским, мордовским костюмом.

Все костюмы любого региона  России просто невозможно описать, так  как женский наряд — это  предмет народного творчества, имеющий  только некоторые сходные черты.

 

 

 

III. Описание женского костюма

 

Рязанский костюм был, пожалуй, самым ярким из южных губерний. Отличается он радостным, звонким цветом кумача. На фоне зеленых лугов и лесов он вступал в полную гармонию с природой, создавая празднично-ликующий эмоциональный настрой, приглашая в весенние и летние хороводы народных фольклорных праздников. Отличительной чертой рязанского костюма является материи закладного ткачества с ткаными геометрическими узорами плодородия.

Недаром традиционный русский костюм называют «многослойным»:                                      рубаха, понева, навершник, занавеска, кичка, платок. Древний тип женского сарафана – шушпан (сушун, шушун) со сплошным передним полотнищем. В дальнейшем этот сарафан стал распашной, застёгивающийся на ажурные металлические пуговицы. Из-за большого числа клиньев, сильно расширяющих его в подоле, он получил название клиник. В прочем встречались и другие названия по ткани: кумашник, набоешник, штовник. Во второй половине XIX на смену косоклинному пришел прямой сарафан из пяти – шести полотнищ с узкими лямками: лямошник, круглый, раздувай, москвич, шубка. Шили одежду из таких тканей: кумач, атлас, штоф, парча. Но что удивительно, немыслимый преизбыток одежд и пестрота красок непостижимым образом приведены в гармонию.

Верхней одеждой  была нагольная шуба — мехом внутрь. Более легким был «пониток» —  верхняя запашная одежда из толстого льняного или шерстяного домашнего  сукна. Зимнюю одежду дополняли вязанные цветные варежки и чулки. Теплой одеждой была «душегрея», отороченная мехом.

 


Головной убор - очень важная часть костюма. По нему в старину, как по паспорту, можно было многое узнать о женщине, о ее возрасте, о семейном положение, узнать к какому социальному слою она относится, о количестве детей. Головной убор, в народных представлениях был связан с небом, его украшали символами солнца, звезд, дерева, птиц. Нити жемчуга и височные украшения символизировали дождевые струи. Поверх кокошника набрасывали фату из тонкой узорчатой ткани. Головные уборы делились на девичьи и женские, или «бабьи». Девушки по обычаю заплетали волосы в одну косу, макушку оставляли открытой. Поэтому их головной убор – это всевозможные венцы, повязки, обручи, которые украшались речным жемчугом, бисером. «Повязка», или, как часто ее называли, «красота», «волюшка», в каждом селе имела свою форму и орнамент. Девичий головной убор дополнялся «пушками» – шариками из белого гусиного или лебяжьего пуха, а также «кудрями» – яркими Селезневыми перышками.

Молодые женщины  в первый год замужества складывали ширинку жгутом и повязывали ею повойник или сороку концами вперед. В XIX веке головные полотенца, ширинки вытеснены платками. Ими сначала покрывали голову на мягкие волосники, а затем прямо на волосы, причем и женщины, и девушки. Платок девушки завязывали под подбородком, а замужние «по-бабьи» – концами назад.

А вот с рогатыми кичками долго боролась православная церковь, считая их языческими символами, так что возник обычай покрывать рога шапочкой (её называли сорокой), в результате чего и создавалась такая своеобразная форма головного убора. Для того чтобы убор не терял своей формы, между верхними углами "лопаты" вставлена деревянная распорка. В состав сложного головного убора входило до 12 предметов, общим весом до 5 килограммов.


Важное место в костюме занимали различные украшения. В большом количестве надевались на шею ожерелки из жемчуга и бисера, цветной шерсти, гайтаны – низанные из бисера, к которым привешивались кресты, образки, янтарные бусы, бусы из дутого стекла, ленты. На конце длинной косы – косник из бисера. Цветные пояса, узкие плетеные опояски и широкие радужные тканые кушаки дополняли и украшали костюм, завершая цельность всего ансамбля.

 

   

 

 

 

IV.Описание мужского костюма

 

Мужской костюм по всей России был однотипным. С  младенчества и до «хороводного» периода рубаха и пояс были единственной одеждой, одинаковой для детей и взрослых была зимняя одежда. Мужской костюм состоял из рубахи-косоворотки с невысокой стойкой или без нее и нешироких штанов из холста или крашенины. Рубаху из белого или цветного холста носили поверх штанов и подпоясывали ремнем или длинным шерстяным кушаком. Декоративное решение косоворотки — вышивка по низу изделия, низу рукавов, горловине. Вышивка часто сочеталась со вставками из ткани другого цвета, расположение которых подчеркивало конструкцию рубахи.

Верхней одеждой  служил зипун или кафтан из домотканого  сукна, запахивающийся на левую сторону, с застежкой на крючки или пуговицы, зимой — овчинные нагольные шубы. Мужская обувь — сапоги или  лапти с онучами и оборами. Мужская одежда состояла из рубахи с прямыми или косыми поликами и ластовицей, под спинку подшивали треугольную ткань — «подоплеку», разрез на горловине чаще делали слева, прикрывая его планкой, или обшивали тесьмой, как и подол, и концы рукавов. Свадебная рубаха украшалась по рукавам и подолу широким узором (тканым или вышитым). В некоторых губерниях расшивали грудь. Красный узор носил сакральный смысл, служил оберегом от злых сил. Готовила такую рубаху невеста перед свадьбой с молением, зашивая в ее узоре «письмо» с пожеланием добра, семейного благополучия, богатства. В комплект одежды входили штаны-порты из домотканого сукна, льна обычно синего цвета с белой тонкой полоской. Штаны были довольно короткими, так как заправлялись в сапоги или по ним наматывались онучи. Головным убором служила суконная или валяная шляпа — «грешевик» и зимний меховой треух. Верхняя одежда — кафтан отрезной по талии и шуба. Волосы мужчины стригли «под горшок», отпускали бороду и усы.

 


 

 

 

 

V. Доминирующий цвет

 

Рязанский костюм для девушки был в особой цветовой гамме. Главную  роль играл белый цвет домотканого шерстяного и льняного полотна. Он состоял из длинной рубахи, поверх которой надевалась туникообразная шушка. К шушке полагался широкий черный шерстяной пояс, украшенный на концах тремя поперечно расположенными полосами ромбовидного узора с металлическими блестками. Между ними - темно- красные полоски х/б ткани, желтые шелковые ленты, декорированные стеклянными пуговицами. Концы пояса завершены короткими кистями темно-коричневого цвета. Такой костюм обычно дополняли шейные и нагрудные украшения из бисера "чопки" и "разметки", а также девичья повязка золотого шитья с пушками около ушей.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

VI. Художественный орнамент

      В Рязанской губернии различаются рязанское, Скопинское и Михайловское кружево. К ним надо добавить изделия жительниц города Зарайска. В самой Рязани и пяти ее пригородных слободах (Ямской-Касимовке, Ямской, Рыбной, Троицкой и Борках) плели тонкое, многопарное. Именно здесь в начале XIX века возник кружевной промысел, существующий и поныне.

      Старинных работ конца XVIII — начала XIX века сохранилось очень мало. Они сделаны из тонкого сурового льна с обводкой контуров фигур шелком разных цветов и довольно широки: по 10-15 см. Судя по названиям городского рязанского кружева — «травчатое», «ветка травчатая», «ветка с виноградом», — основные орнаментальные мотивы были первоначально растительными. Эти названия сохранились и впоследствии, но сами узоры настолько геометризировались, что в изделиях конца XIX столетия можно только догадываться об их растительной основе. 
     Типичный рисунок, возникший еще в XVIII и повторяющийся весь XIX век, состоит из узкой волнистой полосы с короткими отростками. На фоне между волнами помещены схематично изображенные павы. Зубцы края треугольные, плоские. В промежутках и на фоне — решетки крупного рисунка, сквозные розетки и закидки. В первой половине XIX века он выплетается в белом льняном материале и несколько укрупняется. Фигуры пав чередуются с двуглавыми орлами и получают четкий силуэт, более реальную трактовку. Нижняя кромка края становится ровной, в виде полосы крупной решетки с равномерно повторяющимися сердцевидными листиками. Ясный рисунок, рельефная скань и обилие сквозных элементов делают этот край не менее красивым, чем его ранний прототип, несмотря на тонкую нить, цветные и серебряные обводки, усиливающие декоративность последнего. В еще более поздних вариантах мотива из-за толстой пряжи рисунок упрощается, теряет сквозные детали, а обводка шерстью ярких тонов сообщает некоторую грубоватость.

        В работах рязанских кружевниц были очень распространены и волнистые растительные мотивы. В начале XIX столетия они исполнялись цветными шелками с введением металлической нити. Например, темно-зеленым шелком холодного тона выплетался фон и сетчатый волнистый стебель с лапчатыми листьями, обведенный серебряной сканью. Золотисто-желтая шелковая скань образует внизу трилистники, а вверху линейную полоску. Нижняя кромка кружева ровная, с зелеными отвисными петельками.  
    Помимо традиционных геометрических и растительных, в рязанском есть группа рисунков, очевидно связанных с западноевпроейскими. За неимением достаточно тонкой льняной пряжи, как в прототипах, их делали из хлопчатобумажной. Полотнянка в этих работах почти отсутствует, тюлевый фон и решетки внутри фигур, выведенных лишь одной сканью, дают им воздушность. Сами узоры незатейливы: ряд «огурцов» одновременно служит основным мотивом и зубцами края так же как волнистые цепочки скани вдоль его кромки иногда с отвисными петельками. 
    Рязанское кружево в целом — крупное явление в русском прикладном искусстве. Особенно оригинальный, самобытный характер оно получило в городе Михайлове и Михайловском уезде Рязанской губернии. Небольшой городок Михайлов расположен на берегах реки Прони, в 70 км к юго-западу от Рязани, и еще на рубеже XIX и ХХ веков имел вполне сельский облик. В XVI столетии в возникновением засечной полосы — оборонного рубежа Московского государства, — сюда было переселено значительное число московских служилых людей. Новые жители долго не смешивались с основным населением. Они принесли сюда многие навыки, ранее неизвестные коренным жителям. Свободные от крепостного угнетения, московские переселенцы активно занимались различными ремеслами. Именно в среде пришлого населения, превратившегося в государственных крестьян, возникло кружевоплетение в виде промысла, вероятно, в первой половине XIX столетия.

    Шедшее на украшение белья и платья кружево «рязанского манера», и «травчатое» для постельного белья, и сцепное для полотенец — все приобреталось купцами в приданое дочерям. Но с годами Михайловское купечество беднело, такие ценные отделки становились для него недоступными, поэтому в конце XIX века лишь в двух-трех семьях в городе умели исполнять трудоемкое многопарное плетение. Еще раньше исчезло сцепное.

    С появлением анилиновых красителей во второй половине XIX века хлопчатобумажная пряжа стала окрашиваться. Тогда возникло еще большее разнообразие элементов, не только рисунка, но и расцветки: как ни повторялись в ряду фигуры узора, так не повторялся и цвет этих фигур. Но все-таки при большей нарядности цветного кружева строгий колорит двух оттенков белого цвета гораздо тоньше, красивее.

        




 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Народный костюм Рязанской области